Второе заседание делегатов Освященного Собора РПСЦ открылось утром 22 октября. Первые вопросы повестки дня были посвящены границам епархий, расположенным на территориях Мордовии, Дальнего Востока и республики Крым.
Вопрос о церковном окормлении Мордовии был решен достаточно быстро. Собор постановил вывести территорию Республики Мордовия из состава Казанско-Вятской епархии и включить в состав Самарской и Саратовской епархии.

Наибольший резонанс среди делегатов Собора вызвал так называемый крымский вопрос. Дело в том, что после вхождения республики Крым в состав России должны измениться и границы епархий Русской Православной старообрядческой Церкви. Однако на Соборе прозвучали самые разные, порой противоположные мнения по этому вопросу. В результате длительной дискуссии было принято решение перенести обсуждение вопроса на следующий Освященный собор.

Непростым стало и обсуждение положения в Иркутско-Амурской епархии. Выяснилось, что раздор, случившийся в ходе Собора 2007 года, продолжает существовать на этой территории. Архиерей епархии владыка Патермуфий (Артемихин) и настоятель хабаровского прихода о. Александр Чукаленко рассказали, что некоторые старообрядческие общины продолжают контролироваться группами, разорвавшими каноническое общение с Московской Митрополией. Среди подобных были названы общины Шкотово, Большого Камня, Верхнего Жирима, Ягодного и другие. Священников, окормляющих старообрядческие общины под омофором Московской Митрополии, совсем немного. Стала очевидна необходимость значительного усиления работы по укреплению имеющихся общин, создание новых и ликвидация раздорнических. В силу огромных расстояний между городами представители епархии ходатайствовали перед Собором о её разделе с целью более оперативного управления церковными областями. Собор пошел навстречу просьбам делегатов с Дальнего Востока и постановил на месте  Иркутско-Амурской епархии создать две новые церковные области: Иркутско-Забайкальскую и Хабаровскую и всего Дальнего Востока епархии.

Следующим вопросом повестки дня стало обсуждение современного положения старообрядческой общины города Уральска (Казахстан). О. Валерий Шабашов рассказал о непростом положении общины этого старинного центра старообрядчества (г. Уральск некогда был неофициальной столицей уральского казачества, но после ленинского раздела границ и последующего распада СССР отошел к Казахстану — прим. ред.).
 
С одной стороны, в городе имеется обширный храм с ракой не так давно канонизированного старообрядческого святого — святителя Арсения Уральского, которого почитают практически все жители города; с другой стороны — содержание этого храма весьма дорого, и община находится на грани разорения. О. Валерий призвал создать фонд помощи этой общине.

Дискуссия, возникшая после выступления о. Валерия, затронула и некоторые другие важные темы, не имеющие непосредственного отношения к приходу Уральска. В частности, делегаты Собора отметили, что среди старообрядцев распространяется почитание новообрядческих святых: Матронушки, Серафима Саровского, в то время как о своих, старообрядческих святых, знают крайне мало. 

Освященный Собор призвал всех чад Церкви совершать паломнические поездки к мощам святителя Арсения, епископа Уральского (г. Уральск), а также вносить пожертвования для общины г. Уральска на поддержку храма, в котором покоятся мощи святителя.

 
Отдельным вопросом повестки дня стало духовное окормление старообрядцев, проживающих в странах Балтии: Эстонии, Латвии и Литве. Выяснилось, что группы христиан белокриницкой иерархии находятся в самых разных регионах этого края. Но самой крупной зарегистрированной общиной Балтии считается приход в г. Екабпилсе, где настоятелем является о. Василий Волков, рукоположенный архиепископом Софронием (Белокриницкая Митрополия). Соборяне постановили вынести вопрос об окормлении старообрядцев в Эстонии, Латвии и Литве на совместное архиерейское совещание с Белокриницкой митрополией.

Подобное же решение было принято в отношении письма архиепископа Белокриницкого и всех древлеправославных христиан Митрополита Леонтия (Изота), который просит вернуть архиерейский посох, некогда принадлежащий родоначальнику белокриницкой иерархии — митрополиту Амвросию (Поповичу). Собор предложил рассмотреть вопрос о месте постоянного пребывания жезла святителя Амвросия, митрополита Белокриницкого, на Общем Соборе двух Митрополий.

В ходе этой дискуссии была затронута и судьба св. мощей митрополита Амвросия, которые по решению всестарообрядческого Собора 1996 года должны были быть перенесены из г. Триест (Италия) в Белую Криницу (Украина). Действительно, мощи святителя Амвросия были переданы администрацией  г. Триеста представителям Белокриницкой Митрополии после гарантийного письма епископа Киевского и всея Украины Савватия (Козко). (Архиепископ Савватий — управляющий церковными учреждениями в Белой Кринице — прим. ред.). Однако до сих пор они так и не перенесены в Белую Криницу и находятся в Покровском соборе г. Браила, являющимся современным духовным центром Белокриницкой Митрополии.

Рассматривая вопрос о нормах представительства делегатов Освященного Собора РПСЦ, соборяне высказались за предоставление права всем без исключения священнослужителям присутствовать на соборах. Для мирян же были установлены новые правила: «Установить норму представительства на Освященном Соборе для мирян по одному делегату от каждой Общины». Это постановление упразднило старый обычай, когда от крупных общин дозволялось выдвигать несколько делегатов от мирян.

23 октября 2014
Сайт «Русская вера»