Постановления Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (г. Москва. 2-3 сентября 2015 г.)

С комментариями Андрея Езерова

1. О повестке дня Освященного Собора 2015 года

1.1. О просветительской деятельности Церкви (докл. о. Михаил Родин и А.В. Антонов)
Комментарий:
Как известно, на территории старинного Рогожского кладбища, а ныне центра РПСЦ находятся построенные в послевоенный период жилые дома. За десятилетия прошедшие с момента их постройки, у Архиепископии, а затем и Митрополии не только не нашлось возможности проповедовать среди людей живущий в считанных сотнях метров от духовного центра РПСЦ, но и даже поздравить их с общепринятыми христианскими праздниками, например Пасхой и Рожеством. Поэтому о миссионерской и просветительской деятельности можно только теоретизировать.
1.2. Об изменении границ епархии.

Комментарий:
К сожалению, меняющиеся почти на каждом соборе границы епархий определяются интересами влиятельных священников и их финансово-административными запросами, а то и просто волюнтаризмом.

1.3. О подготовке к празднованию 400-летия со дня рождения свщмч. протопопа Аввакума.

Комментарий:
Владыка Корнилий очень любит юбилеи, круглые и не очень круглые памятные даты. Слава Богу, что этот юбилей таки имеет отношение к старообрядчеству. Было бы хуже, если бы это был какой-нибудь очередной пушкинский или лесковский юбилей. А так, ничего.

1.4. Отчет комиссии по ведению диалога с Русской Православной Церковью о каноническом статусе Белокриницкой иерархии.

Комментарий:
Сама постановка этого вопроса, людьми считающимися собственно иерархами Белокриникой иерархии не может не вызвать крайнего изумления и удивления.

Это как, ежели бы, патриарх Кирилл поставил вопрос о каноническом статусе московской патриархии, а Варфоломей поставил вопрос о каноническом статусе Вселенской кафедры. И, наконец, папа Франциск поставил бы вопрос о своем каноническом статусе. До чего же, должно дойти неверие в собственную Церковь, в свое священное достоинство, чтобы задавать себе и другим такие вопросы.

Это как если бы во время войны, верховный главнокомандующий послал запрос к фюреру, является ли он главнокомандующим. Больше того, священнослужитель задающийся вопросом своей каноничности и правильности, уже автоматически оказывается на пороге отказа от своего канонического статуса священнослужителя.


2. О кандидатах в архиереи

2.1. Совершить пострижение в священноиноки протоиерея Геннадия Коробейникова и иерея Сергия Чаловского.

3. О прошении Нижегородской и Владимирской епархии

3.1. Совет Митрополии не усматривает необходимости в настоящее время в окормлении Нижегородской и Владимирской епархии преосвященным епископом Викентием, Ярославским и Костромским.

Комментария:
Любая вдовствующая епархия должна окормлятся какие то архиереем. Необязательно владыкой Викентием. Кем тогда? Митрополитом?


4. Об утверждении служб старообрядческим святым: святителю Арсению Уральскому, праведному диакону Иоанну (Федорову), словенским книгам печатнику, епископу Геронтию, Петроградскому и Тверскому – и иконы всем старообрядческим святым

4.1. Одобрить труды по составлению списка и разработке иконографии образа старообрядческих святых.

4.2. Создать рабочую группу по составлению списка и разработке иконографии старообрядческих святых в составе: председатель комиссии иерей Александр Панкратов, протоиерей Леонтий Пименов, иерей Вадим Коровин, иерей Андрей Вознюк, Глеб Чистяков, Борис Кисельников. Об итогах работы доложить на следующем Совете Митрополии.

4.3. Одобрить составленные каноны свт. Арсению, епископу Уральскому, свт. Геронтию, епископу Петроградскому и Тверскому, и св. праведному диакону Иоанну (Федорову), словенским книгам печатнику.

4.4. Начать работу над составлением службы свщмч. Гермогену, патриарху Московскому.

5. О положении дел в Духовном училище и о просветительской деятельности

5.1. Выразить христианскую благодарность иерею Михаилу Родину и директору МСДУ Н.И. Шатохину за проделанную работу.

5.2. Создать Просветительский отдел при Московской Митрополии во главе с иереем Михаилом Родиным.

Комментарий:
Несколько слов о просветительской работе Митрополии было сказано выше. Но, вот, вопрос. Почему-то всегда, когда встает вопрос о просветительской деятельности Митрополии всплывает имя о. Михаила Родина. Быть может это новый Иоанн Кронштадский какой-то? Но пока ничего не слышно, о том каковы плоды его проповеди.
Неизвестны и успехи прочих новоявленных миссионеров и просветителей. Так владыка Корнилий множество раз выступал на Всемирном Русской Народном Соборе перед тысячами зрителей. Однако, о присоединении к старообрядчеству после этих проповедей ничего не известно. А очень хотелось бы знать статистику. 

6. О положении дел в Угандийском приходе

6.1. Выразить христианскую благодарность иерею Алексею Лопатину и иерею Николе Бобкову за труды по устроению церковной жизни в Угандийской общине.

6.2. Одобрить поставление Иоакима Валусимби во иереи в ближайшее время.

6.3. Комиссии по благотворительности рассмотреть возможность материальной помощи Угандийской общине.

Комментарий:
Мое отношение к угандийской проблеме достаточно известно. Что же касается благотворительности, то почему бы ее адресатом не сделать Езерова А.В или кого другого из ближних или "малых сих" нуждающегося в помощи.


7. Об издании книги «Старообрядцы – участники Великой Отечественной войны»

7.1. Призвать епархии присылать материалы для издания книги «Старообрядцы – участники Великой Отечественной войны».

Комментарий:
Все хорошо, но если о юбилеях, то издание такой книги было бы особенно уместно к 70-летнему юбилею Победы.


8. О продолжении диалога с Русской Древлеправославной Церковью

8.1. Принять предложенный вариант ответов на пятую группу вопросов Русской Древлеправославной Церкви.

Комментарий:
Это диалог глухого со немым.

9. Отчет Совета благочинных

9.1. Принять к сведению доклад преосвященного епископа Евфимия Казанско-Вятского и выразить ему благодарность за проделанную работу.

9.2. Утвердить решения Совета благочинных с учетом высказанных замечаний.

10. О финансовом положении Митрополии

10.1. Принять к сведению доклад главного бухгалтера Митрополии Т.А. Бузовой.

11. О подготовке к 400-летию со дня рождения свщмч. протопопа Аввакума

11.1. Выразить христианскую благодарность протоиерею Леонтию Пименову за доклад.

11.2. Принять к сведению программу мероприятий, посвященных 400-летию со дня рождения свщмч. протопопа Аввакума и продолжить обсуждение на очередном Освященном Соборе.

11.3. Включить в состав комиссии по подготовке к 400-летию со дня рождения свщмч. протопопа Аввакума чтеца Дионисия Синельникова и Александра Емельянова.

Комментарий:
Очевидно, не хватает проблем и трудностей в церковных делах для членов совета Митрополии, коль скоро они такое внимание уделяют всяческим юбилеям и памятным датам. Я не против юбилеев как таковых, но просто странно, когда они становятся в центр соборного обсуждения. Как бы являясь сердцевиной церковной жизни. Это также отдаленно напоминает позднесоветские юбилейные торжества в стиле «К такой то годовщине Октября или ВЛКСМ решения партии в жизнь»


12. О положении дел в общине с. Глазово

12.1. Призвать прихожан общины с. Глазово к примирению с настоятелем.

12.2. Протоиерею Артемону Шендригайлову и протоиерею Евгению Чунину в ближайшее время посетить приход с. Глазово для исследования ситуации и доложить на следующем Совете Митрополии.

13. О предоставлении общинами учредительных документов

13.1. Принять к сведению доклад юриста Митрополии Павла Коробейникова.

14. О возвращении старообрядческих храмов в Москве

14.1. Принять к сведению доклад протоиерея Сергия Дементьева и Димитрия Каракаша.

Комментарий:
Проблема возвращения храмов в Москве действительно есть. Например, Тихвинская домовая церковь во второй градской больнице имени Святителя Алексея используется сегодня как никонианских храм. Но это те случаи, когда невозможно что то исправить.

А вот известный случаи с храмами в Гавриковом переулке и на Хавской позволяют надеяться на разрешение этих вопросов в положительном ключе. Но воз и ныне там.

Очень тяжелое впечатление производит храм Успения на Апухтинке, в котором раньше находилось ценнейшее собрание икона, а сам храм представлял собой архитектурное решение в лучших традициях древнерусского церковного зодчества. Неужели с этим ничего нельзя поделать?