Проповеди митрополита РПСЦ Корнилия (Титова) — переработка текстов разных авторов, не принадлежащих к РПСЦ: епископа Александра (Милеант), архимандрита Рафаила (Карелина), Антония (Сурожского), о. Иоанна Кронштадского и других.
Странную книгу купила я в старообрядческой книжной лавке на Рогожском поселка. На обложке написано: «Сто проповедей митрополита Корнилия». А имени автора нет. Вот, например, лежит в книжном магазине книга «Повести Белкина», а рядом указан автор — Александр Пушкин. Здесь не так. Как будто весь мир должен знать, кто он такой, этот митрополит загадочный Корнилий.

Наверно, если книга попала в старообрядческий магазин, значит, тут имеется в виду нынешний старообрядческий митрополит Корнилий (Титов).

Кстати, издательство, выпустившее сей объемный труд, не указано тоже. Только место — Москва, и год — 2013.
Не это, однако, меня смутило, пролистав несколько страниц, поняла, что нечто подобное уже когда-то читала. Купила книгу. Пришла домой. Открыла наугад. Первой попавшейся страницей оказалась 94-я, и первым абзацем, на который упали глаза, этот:

«Поэтому, ощутив в себе хотя бы малую веру, не будем замахиваться сразу передвигать горы, бросать вызов бесам или пытаться переустраивать вокруг себя жизнь. Будем браться только за дела, соразмерные нашим силам, посту и молитвам, и будем, прежде всего, стараться очистить свою душу от гор наших грехов». («Сто проповедей митрополита Корнилия», стр. 94).

Это была проповедь, озаглавленная так: «Неделя 10-я по Пятидесятнице». стр. 94. Набираю в Google несколько первых слов и — так и есть — Интернет выдает соответствие. Вот сравните:

«Поэтому ощутив в себе хоть какую-то веру, не будем сразу замахиваться передвигать горы, бросать вызов бесам, переворачивать вокруг себя жизнь. Будем браться только за дела, соразмерные с нашими силами, с тем, насколько мы еще зависим от мира и насколько мы уже прилепились к Богу. Иными словами, каковы наши пост и молитва».

Не правда ли, очень похоже!

Однако слова эти, старательно переиначенные, принадлежат не митрополиту Корнилию, а некоему священнику Вячеславу (Резникову) и заимствованы из его проповеди «О вере, посте и молитве», которая размещена на сайте «Вера и время», по следующему адресу: http://goo.gl/QLkTHL

Хотите — проверьте.

Ладно, если бы это оказалось единичным совпадением. Но, похоже, таким вот способом, когда из Интернета выдергиваются чьи-то чужие проповеди, переписываются по кусочкам, из которых затем составляется новое сочинение, выдаваемое за проповедь митрополита Корнилия, написана вся книга. Бывает, школьник, отстающий по литературе, списывает сочинение у товарища. Переставляет при этом какие-то слова, заменяет их на синонимы, меняет местами отдельные части предложений. Вот точно также и неведомый митрополит Корнилий написал свои «Сто проповедей»!

Здесь нет, и это характерная особенность книги, никаких случаев из собственной пастырской жизни, собственной пастырской практики, собственных наблюдений. Нет никаких современных реалий — как живут старообрядцы, с какими вопросами обращаются они к духовному отцу, какие беды несет в своем сердце современный христианин. Ничего личного. И не удивительно. Ведь все — списано. Все здесь — чужое.

Вот проповедь «Неделя 14-я по Пятидесятнице» (стр. 107–111).

Митрополит Корнилий, или неизвестный автор «Ста проповедей митрополита Корнилия» (далее будем называть эту книгу для краткости «Сто проповедей») пишет:

Сказание в сегодняшнем Евангелии называется притчей, то есть образным иносказанием. Царь, сделавший пир для своего сына, — это Бог Отец, Творец неба и земли и Царь всего Им созданного. Царский сын — это Единородный Его Сын Исус Христос, а невеста — Церковь, объединяющая души верующих. Апостол Павел говорит: Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11, 2). Под брачным пиром разумеется Царствие Небесное, в котором верующие соединятся навсегда с Господом Исусом.

Это — абзац со страницы 108 «Ста проповедей». А взят он из проповеди «Брачный пир. Поучение в Неделю 14-ю по Пятидесятнице» Иоанна Кронштадского. Сравним с текстом Иоанна:

Сказание это называется притчей, т.е. подобием, или как бы загадкой. Надобно ее отгадать. Кто же этот царь, сделавший брачный пир для сына своего? Это — Бог Отец, Творец неба и земли и Царь всякого создания. Кто царский сын? Это единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, а невеста Его — Церковь и, во-первых, еврейский избранный Богом народ, а во-вторых, душа каждого верующего христианина. Христос возлюбил Церковь, сказано, и Себя предал за нее (Еф. 5, 25); апостол Павел говорит: Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу девою чистою (2 Кор. 11, 2).

Проповедь Иоанна Кронштадского висит в Интернете, например, на сайте «Православие.ru», и отыскать ее можно вот по этому адресу: http://goo.gl/CylAc5

Чем же митрополит Корнилий хуже Иоанна Кронштадтского? Он и дальше переписывает его проповедь, подобно неуспевающему ученику. Читаем на той же странице 108 далее:

Под брачным пиром разумеется Царствие Небесное, в котором верующие соединятся навсегда с Господом Исусом.

На этот брак, или в Царство Небесное, прежде всего, приглашены были через пророков и апостолов иудеи, но они отказались от приглашения, мало того, даже оскорбили и убили посланников Божиих. За это Бог наказал иудейский народ истреблением и разрушением их городов и храмов. Вместо званных иудеев Бог через пророков и апостолов призвал на брак, или в Церковь Христову, языческие народы, в том числе и славянские.

А вот как звучит это в первоисточнике (ссылка та же):

Под брачным пиром разумеется Царство Небесное, в котором истинно верующие соединятся навсегда с Господом Иисусом. На этот брак, или в Царство Небесное, прежде всего приглашаемы были чрез пророков и апостолов иудеи, но они отказались от приглашения — мало того, даже оскорбили посланников Божиих и многих из них убили. За это Бог впоследствии времени оружием римлян истребил иудейский народ и разрушил их город и храм. Вместо иудеев Бог призвал на брак, или в Церковь Свою, через апостолов и равноапостолов языческие народы, в том числе и нас, русских.

Конечно, Иисус надо переправить на Исус, русских — на славян.

Продолжаем чтение, начало 109-й страницы. «Сто проповедей»:

«Вот брак Царского Сына — соединение христианских душ со Христом в таинстве Причащения! Вот божественный, святейший, небесный пир — вкушение Его плоти и крови!

Но многие ли ныне спешат на этот божественный пир? Не уклоняемся ли мы по нерадению и лености от присутствия на этой небесной вечери по разным житейским расчетам и маловерию? Многие ослепленные неверием и греховностью мира отметают и презирают путь спасения. Чрезмерная любовь к вещам временным, умножение похоти и беззакония препятствуют людям любить бесценное богатство небесное: И возлюбиша человецы тьму паче, нежели свет и не яша веры словеси Его (Пс. 105)».

А вот Иоанн Кронштадтский, то же самое его поучение «Брачный пир». Сравнивайте:

«Вот брак царского Сына — соединение христианских душ с Христом в таинстве причащения! Вот пир — вкушение плоти и крови Его! Божественный, святейший, нетленный, небесный и обоготворяющий пир! Но многие ли и ныне спешат на этот божественный пир! Не уклоняется ли и ныне большая часть от присутствия на этой небесной вечере по нерадению и лености и по разным житейским расчетам, например по причине торговли или по маловерию и высокоумию или по причине долгого сна и прочее?»

Текст Иоанна Кронштадтского разбит на подавленный в него абзац, в конце — цитата из Псалма 105 в старой редакции (как же, мы, старообрядцы, любим старину!). Восклицания и риторические вопросы — те же. Но и добавлено, дописано многое. Чтобы нельзя было узнать.

Все остальное на этой странице, настолько тщательно переписано, что аналог мне отыскать не удалось. Что же, отдадим долгое подлинному творчеству автора!

Но вот еще любопытный фрагмент все той же проповеди. Начало на странице 109, но основная часть текста на следующей, 110-й странице:

«Конечно, стремясь к чаше с Причастием, нужно сознавать свое недостоинство. Нужно глубоко раскаяться, начать новую жизнь, то есть принести плоды покаяния. Если мы видим в себе какие-нибудь несовершенства, нужно поступить с собой порой очень жестко, отвергнуть соблазны, переломить себя, искоренить в себе грех. В «Последовании ко Святому Причащению» говорится: «В причастии Святынь Твоих како дерзну окаянный? Аще бо дерзну к Тебе приступити с достойными, одежда мя обличает, яко несть брачна, и осуждение исходатайствую многогрешной души моей». Нужно много потрудиться, чтобы прийти на сей Пир в брачной одежде.

Таинство Причащения не должно быть простой формальностью. Да, наша духовная жизнь должна быть всегда устремлена к Чаше Христовой, но для этого надо изо всех сил трудиться над своей душой, очищать ее от греха, насколько это возможно для нас, чтобы приятие Святых Христовых Таин было нам во здравие, душевное и телесное, и во спасение души, а не в осуждение».

Это уже не Иоанн Кронштадтский. Это неизвестный автор. Исходный текст висит на сайте «FictionBook». Там подписи нет, только указано: «Крестовоздвиженский храм, 28 сентября 1986 года», и называется он, как и в «Ста проповедях»: «Неделя 14-я по Пятидесятнице». Вот на него ссылочка: http://goo.gl/tRqfFn

Давайте сравним.

«Но, стремясь к Чаше, нужно стараться принимать ее достойно. Нужно рассматривать свою душу, нужно видеть, чем мы оскорбили Бога, чем мы пренебрегли, чем нарушили Его заповеди. Нужно глубоко раскаяться, начать новую жизнь: если мы видим в себе какое-нибудь несовершенство, нужно отвергнуться себя, поступить с собою жестоко, себя переломить, исправить в себе грех для того, чтобы оказаться достойными. Нужно трудиться над тем, чтобы постоянно получать брачную одежду. А у нас это превратилось в формальность, поэтому мы в результате причащения не только не соединяемся с Богом, а наоборот, здесь, на земле, причащаемся, а на небесах-то — нет, потому что наше причастие бывает недостойно».

Переиначено, что и говорить, старательно, прямо сказать, мастерски, виртуозно. Автор вспомнил про «Последование ко святому причащению» и разбавил исходный чужой текст. Отыскать его можно в самом конце проповеди, если пойти по указанной выше ссылке. Если кликнуть на раздел «Содержание», определится и автор — Димитрий Смирнов. К нему неизвестный автор «Ста проповедей» обращается не раз.

Читаем далее.

«Сто проповедей»:

«Апостол Павел утверждает, что тот, кто в Причастии ест Хлеб Господень и пьет Чашу Господню, будучи недостойным, не оставив грехов и не очистившись покаянием, повинен будет Телу и Крови Господни. Да искушает же человек себе... Ядыи бо и пия недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня (Кор. зач. 149). По этой причине, говорит апостол, многие заболевают и даже умирают».

В сущности, это та же проповедь Димитрия Смирнова, но переписанная до неузнаваемости. Остался только апостол Павел и суть его слов, расширенная благодаря конкретной цитате из послания коринфянам в дониконовской редакции, со ссылкой на зачал (а то как же!):

«Апостол Павел так и говорит, что многие внезапной смертью умирают и многие часто болеют, потому что без рассуждения приступают к Святым Христовым Тайнам, не понимая, чего причащаются»

Вскоре автор «Ста проповедей» возвращается к Иоанну Кронштадтскому. Он пишет, о чем надлежит задуматься, переступив порог храма:

«В брачной ли мы одежде здесь находимся, то есть в чистоте ли и безстрастии душевном? Увы, часто у нас нет достойной одежды — благоговейных помыслов, стремления к покаянию, и во святую церковь мы входим в нечистом рубище страстей и пороков».

А это, между тем, Иоанн Кронштадтский, все та же его проповедь:

«Мы сами, совершители страшной, небесной, бескровной Жертвы, в брачной ли одежде чистоты и бесстрастия душевного являемся всегда в храм и служим в нем? Увы! часто и у нас нет брачной одежды и благоговейных помышлений и мыслей сердечных; и мы входим нередко в нечистом рубище страстей».

У Иоанна Кроштадского это обращено к священнослужителям, в «Ста проповедях» — вообще ко всем. «Увы!» осталось, «помышления» сменились «помыслами», к «нечистому рубищу страстей» прибавились «пороки».

Со 110 страницы перейдем на 111-ю:

«Нам дана свобода выбора: быть либо с Богом на брачном пире Его Сына в светлой одежде добродетелей, в радости, в палатах Небесного Царя, либо за пределами жизни и радости, где тьма кромешная, где плач и скрежет зубов, где псы и чародеи, любодеи и убийцы, идолослужители и всякие любящие и делающие неправду (Откр. 22, 15). Третьего не дано».

Здесь обнаруживается третий источник. Точнее, их несколько. Сравнивайте:

«Есть только Бог и безбожие. И — либо с Богом, на брачном пире Его Сына, в светлой одежде добродетелей, в радости, в палатах Царствия Небесного, либо — за пределами жизни и радости, где тьма «внешняя», где поэтому «плач и скрежет зубов», где не богатые и не бедные, а — «псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22, 15). А третьего не дано».

Эта проповедь висит на сайте «Московская епархия Русской православной Церкви», вот по этой ссылке: http://goo.gl/2meC4O. Она не подписана. Самый последний абзац там смотрите. А вот на сайте «Глинские чтения» — подписана: Священник Вячеслав Резников, «О званых, призванных и изгнанных», вот ссылочка, самый последний абзац в самом конце страницы: http://goo.gl/T2xCBF.

Итак, проповедь «Неделя 14-я по Пятидесятнице» — это переложение нескольких разных текстов: Иоанна Кронштадского, современных священников РПЦ Димитрия Смирнова и Вячеслава Резникова. Она имеет целый ряд сходных с ними композиционно-смысловых параллелей и прямых текстовых заимствований, порой буквальных. Разумеется, имена проповедников, принадлежащих к РПЦ, в «Ста проповедях» не указаны. Вот если цитируется Григорий Палама или кто другой из древних отцов Церкви, тогда другое дело.

Посмотрим проповедь, приуроченную к празднику Троицы, страницы 46–51 «Ста проповедей». Выбор я делаю наугад. И здесь сопоставление фрагментов текста выявляет ряд схожих мест и явных заимствований.

Страница 47 «Ста проповедей»:

«Сошествие Святаго Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал через пророков готовить людей к этому событию в деле спасения: И изолью от Духа Моего на всякую плоть (Иоил. 2, 28). К Духу Святому обращается Давыд: Послеши Дух Твой, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 53)».

А вот как пишет о том же новообрядческий епископ Александр (Милеант). То, что стало частью проповеди митрополита Корнилия, заимствовано из его проповеди «Праздник Святой Троицы — день сошествия Святого Духа на Апостолов»:

«Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: “Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть … Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять” (Иоиль 2:28; Ис. 12:3, 44:3; Иез.)».

Даю ссылочку на первоисточник, она относится не только к этому фрагменту: http://goo.gl/K9bRyn

Следующий фрагмент из митрополита Корнилия, проповедь та же, страницы 47–49:

«Языки эти были, как говорит апостол Лука, как бы огненные, то есть они имели не обыкновенное материальное свойство, а были необычны, так как светили, но не жгли.. Еще более необычайными были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали апостолам. Каждый, на кого этот язык опускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и одновременно необычайную радость и воодушевление, умиротворение и горячую любовь к Богу».

И далее следует цитата из Григория Паламы. Его-то указывать можно. Сравним теперь с текстом епископа Александра (Милеанта):

«Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу».

После текста из Григория Паламы берем еще один фрагмент из митрополита Корнилия, одно предложение (стр. 49):

«Свои внутренние изменения и новые чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях, обращаясь друг к другу».

И это тоже тот самый Александр Милеант, все та же проповедь:

«Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога».

Ниже, та же страница 49:

«Мысли глубокие и возвышенные наполнили их умы, и вера, горячая как пламя, запылала в их сердцах. Они вспомнили все, что некогда слышали от Учителя, и их горящая душа жаждала исповедования их пламенной веры. Они уже не имели страха иудейска, не боялись смерти, так как Дух Святой таинственным образом соделал их, робких и малограмотных, смелыми и решительными, готовых отдать свои жизни ради открытого всенародного проповедания слова своего Учителя — Исуса Христа».

И это — очень старательно переписанный и сокращенный неизвестный автор, чья проповедь на официальном сайте Казанской епархии РПЦ «Православие в Татарстане» размещена летом 2008 года без подписи. Ссылка вот, сравнивайте:

«Мысли возвышенные и глубокие зароились в их умах, и вера, горячая как пламя, запылала в их сердцах. Мгновенно вспомнилось им все учение, которое они некогда слышали от Учителя, и каждое слово этого учения, как раскаленное железо, жгло им сердце и требовало открытого всенародного исповедания. Они поняли, что "исполнились Духа Святого и Дух давал им провещавать." Тесны были для них теперь пределы горницы: неудержимая сила вдохновения влекла их в это народное море, которое волновалось пред храмом, чтобы там в боговдохновенной проповеди исповедать Христа и проповедать Его слово».

На мой взгляд, у митрополита Корнилия то же самое сказано даже лучше! Читаем его дальше, та же страница 49, несколько абзацев, до конца:

«Между тем и народ, пораженный происшедшим необычным явлением, пришел к дому, где были апостолы. Увидев стекающийся народ, апостолы с молитвами хвалы и прославления Бога вышли из дома. Слыша эти радостные молитвы апостолов, собравшиеся были поражены их дивными речами, которые жгли их сердца, и к большому изумлению заметили, что все они слышат свою родную речь, хотя собрались они из разных стран. Все обращались друг к другу, не понимая, как эти необразованные люди вдруг начали говорить на разных иностранных языках. Народ удивленно спрашивал друг друга: «Сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились, слышим их говорящих нашими языками о великих делах Божиих?» (Деян. 2, 8-11).

Учение Христово должно было быть проповедано народам всей земли. Дар языков апостолам разрушил преграду в виде разности языков и наречий, и теперь слово Христово могло свободно распространяться по всему миру.

Но нашлись среди толпы и такие безумцы, которые, насмехаясь, говорили об апостолах, что они напились сладкого вина. Кощунственно и цинично они смеялись над святым вдохновением проповедников».

Это все тот же, почти до неузнаваемости переписанный Александр (Милеант):

«Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках, так что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели напиться вина».

Переходим на страницу 50:

«Увидев недоумение людей, из среды апостолов выступил апостол Петр и произнес свою первую вдохновенную проповедь, начав ее так: «Мужи иудейские и все обитающие во Иеросалиме! Да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня, но это есть предреченное пророком Иоилем — изолью от Духа Моего на всяку плоть, и будут пророчествовать (Иоил. 2, 28). Апостол объяснил, что именно в сошествии Святаго Духа совершилось дело спасения людей, и ради этого Исус Христос претерпел крестную смерть и воскрес из мертвых».

Опять перед нами — переработка епископа Александра (Милеанта):

«Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание Иоиля, который говорил от имени Бога: “И будет в последние дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажут чудеса на небе вверху и на земле внизу” (Иоиль 2:28-32). Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа должно было совершиться дело спасения людей. Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, потерпел крестную смерть и воскрес из мертвых пришедший Мессия — Господь Иисус Христос».

Следующие два абзаца у митрополита Корнилия:

«Кратка и проста была проповедь апостола Петра, но поскольку устами его говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них бросились к Петру и другим апостолам, восклицая: Что нам делать? Покайтесь — отвечал им апостол Петр, — и да крестится каждый из вас во имя Исуса Христа. И тогда не только будете прощены, но и сами получите благодать Святаго Духа.

Многие уверовали во Христа по слову апостолов, тут же покаялись в своих грехах и крестились. К вечеру этого дня Церковь Христова насчитывала около трех тысяч человек. Таким чудесным событием началось создание благодатного сообщества верующих — Святой Церкви, в которой все мы призваны спасать свои души и которая, как обещал Господь, пребудет до скончания мира непобежденной, и врата ада не одолеют ее!»

А вот теперь епископ Александр (Милеант):

«Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и спросили его: “Что же нам надо делать?” — “Покайтесь, — отвечал им апостол Петр, — и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа.” И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа.

Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой — этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!»

Здесь митрополит Корнилий повторяет неточность, а точнее никонианское мудрование епископа Александра (Милеанта): Церковь Христова тут начинает существование с дня Пятидесятницы, с момента первой апостольской проповеди и присоединения тысяч людей. Мне же у епископа Арсения Уральского доводилось читать, что Церковь создана Христом в момент Его распятия Христова, когда Он приносит жертву Свою за нас, говоря уже на кресте: «Свершилось». Но, допустим, я баба глупая и ошибаюсь. Пусть умные люди поправят. Однако здесь налицо копирование чужой мысли.

Последний абзац на странице 50 в «Ста проповедях»:

«После сошествия Святаго Духа на апостолов сионская горница стала первым христианским храмом, а община учеников Христа — Вселенской Церковью, объемлющей своих чад единством веры, любви и истины».

Это — из проповеди архимандрита Рафаила (Карелина) «Пятидесятница». Его книга «Великие христианские праздники» вышла в 1997 году в Санкт-Петербурге, но подлинный автор «Ста проповедей» нашел ее в Интернете: http://goo.gl/3OkRFH

Вот сравните:

«После Сошествия Духа Святого Сионская горница стала первым христианским храмом, а община учеников Христа — Вселенской Церковью».

У митрополита Корнила это едва ли не слово в слово, и чуть дописано. Далее у него в том же абзаце:

«Самым великим плодом и чудом Святаго Духа была, безусловно, духовная любовь первых христиан, помогавшая им переносить гонения. Каждый христианин ощущал постоянную заботу всей церкви, там не было мирских различий и преград, не было чужих, а все были близкими и родными друг другу, каждый согревал другого теплом своего сердца, что должно быть примером и для нас, современных христиан».

Это — тот же самый архимандрит Рафаил (Карелин). Можно посмотреть в его проповеди «Пятидесятница» по той же ссылке, что указана выше, можно зайти на сайт православного журнала для молодежи «Отрок.ua» (ссылка ниже), где та же проповедь размещена под заголовком «День рождения Церкви»:

«Но самым великим чудом была духовная любовь, которая царила в христианских общинах, где каждый ощущал постоянную заботу всей Церкви, где исчезали мирские различия и преграды, где не было чужих, где все были близкими и родными друг другу, где каждый согревал другого теплом своего сердца» (http://goo.gl/afO1V4).

Итак, и эта проповедь митрополита Корнилия — переработка текстов разных авторов, не принадлежащих к РПСЦ: епископ Александр (Милеант), архимандрит Рафаил (Карелин) и другие. И, надо полагать, подобным образом сотворена все сто проповедей. Курьез не только в том, что все мысли, идеи в этой книге — чужие, утащены из Интернета, он удваивается вступительным словом самого митрополита, который учит, как надо проповедовать. «Надеюсь, что этот сборник станет не только пособием для тех пастырей, у которых пока нет опыта проповеди, но сможет и вдохновить проповедников для составления своих, возможно более совершенных и убедительных поучений». Ха-ха, куда уж совершеннее: сел в Интернет, накопал чего надо по теме, скомпоновал, вот и состряпал проповедь. О, какой великий проповедник пишет это вступление! И опыта не надо. Главное — ничего своего! Вот в чем принцип и секрет проповедей Корнилия.

И в этой связи — несколько вопросов.

1. Допустим, нужно сказать проповедь. Нет греха в том, чтобы для нее воспользоваться проповедями чужими. Но зачем это — издавать? Ведь если издавать, то следует указать, откуда заимствование, так? А иначе — если не воровство самого текста. То уж чужих мыслей получается.

2. На какие средства издана книга? Кто финансировал? Откуда деньги?

3. Если митрополит Корнилий пользоваться интернетом не умеет, нет у него времени для этого, тогда — кто подлинный автор «Ста проповедей»?

4. Если автор – другой человек, тогда зачем эту книгу было издавать под именем митрополита? Так поступали когда-то высшие партийные деятели КПСС. Пресс-секретарь напишет речь, а потом она появляется в собрании сочинений Брежнева или Горбачева. Пусть в политике такое нормально, но в Церкви — странный порядок. Я повторюсь, что ничего не вижу плохого в том, чтобы пересказывать чужую проповедь своими словами без упоминания подлинного автора, но — издавать-то под своим именем зачем?

5. Не стоит ли вынести на рассмотрение Освященного Собора вопрос об издании проповедей, написанных подобным способом, который пусть не является литературным воровством, но с ним граничит? Что народное мнение скажет, что соборный разум решит? Ведь это все-таки пятно на Церковь. Или нет?

6. Эта все-таки позорное пятно или так, личное митрополичье чудачество, сколько же это терпеть? Ведь виноват вовсе не митрополит, а тот, кто молчит, прикрываясь послушанием, и не скажет: прекрати, ты позоришь себя! Если это «прекрати» не звучит, молчание означает равнодушие к судьбе человека, которому отвечать перед судом Божиим.

Елизавета Ельцова

Источник «Самарское староверие»


От редакции:

Не успели читатели раскупить книгу «Сто проповедей Митрополита Корнилия», как автор представил свою новую книгу, в которой собраны его выступления, интервью, обращения. Отличие этой книги от предыдущей все же имеется. Если книга «Сто проповедей Митрополита Корнилия» составлена главным образом из сочинений новообрядческих деятелей, то книга «Выступления и статьи митрополита Корнилия. 10 лет служения», очевидна, написана старообрядческими авторами, так называемыми «литуратурными неграми». Литерату́рный негр (фр. nègre littéraire) — автор, за вознаграждение пишущий тексты (книги, статьи, автобиографии и т. п.) за другое, как правило, известное, лицо. Как известно, литературным неграми была написана известная трилогия Леонида Ильича Брежнева за которую генеральный секретарь был удостоен Ленинской премии по литературе в 1980 году.