В нынешнее время редко встретишь старообрядческого публициста готового говорить и писать на самые острые темы бытия, не взирая на лица и прочие части тел «князей церкви» и «князей человеческих». Пожалуй, самым известным таким автором является исполняющий обязанности главного редактора сайта «Современное древлеправославие» А. В. Езеров.

Сегодня он начинает отвечать на вопросы, скопившиеся в редакции нашего сайта.
Андрей Викторович, известно, что первым из ваших медийных проектов была рубрика «Лестовка» на портале Кредо.ру, как Вы вообще познакомились с Александром Солдатовым, как вы попали туда, и стали известным, в общем-то, публицистом? Ну, это был, по-моему, первый Ваш известный проект?

Да, это был один из первых моих проектов. А что же касается моего знакомства с Александром Валерьевичем Солдатовым, это было очень давно. Он тогда еще был юным подающим надежды молодым человеком, еще не увлекающимся укрофашизмом. Он был скорее таким умеренным российским патриотом, склонным к демократическому монархизму, как многие другие православные юноши того времени.

Мы познакомились с ним в середины 90-х годов и тогда он еще не был редактором Портала-кредо ру, собственно говоря. Этот проект не начался еще. Но когда начался проект, он привлек меня, некоторых других своих знакомых, например А.В. Муравьева.

Солдатов уже тогда склонялся к альтернативному православию, но был еще зарубежником, то есть, потом он перетек в так называемый суздальский раскол, и потом уже стал искать более экзотические религиозные объединения. Со временем, с изменением личности, он стал сначала очень сильно дрейфовать в сторону такого значит, еврейского либерализма, несколько опереточного, в наше время даже слегка такого постыдного, смешного, потом неожиданно перешел на сторону как бы правых и ультраправых типа современных укрофашистов. Ну вот, в двух словах вот так, что человек восторгавшийся православными императорами стал восторгаться Шухевичем, Наполеоном Дуарте и Пиночетом.


Ну, а как он Вас пригласил рубрику вести?

Надо отдать ему должное, просто взял и пригласил потому, что уже тогда были интересные старообрядческие темы, и нужно было, чтобы кто-то высказывался. Но с другой стороны кому высказываться, как не мне?

Потому что, во-первых, я его знакомый, во-вторых, дело в том, что у него стиль общения своеобразный. Он такой человек, которого потерпит далеко не каждый, а многие не потерпят. Он, например, может без ведома автора, это не только я заметил, но и многие другие авторы, заменить в статье какие-то слова или вложить в чужую статью свои собственным мысли и взгляды. Просишь его ставить статью под псевдонимом, а он публикует под твоим настоящим, да еще приписывает факты, которых ты не сообщал. Ну, и его финансовая непорядочность едва ли не стала притчей во языцах, как говорится.

Ну вот, так что, я думаю, он не обидится на меня за эти слова, мы все взрослые люди, прекрасно все понимаем, он, в общем-то, наверное, сам знает это не хуже меня, ну вот, я думаю, что никаких абсолютно возражений не будет на этот счет и обид не будет никаких. Кстати, я к нему, как к человеку очень неплохо отношусь, как к одному из самых эрудированных и талантливых журналистов современности. Вообще период работе в Портале для меня является светлым. Там я познакомился с многими интересными людьми, например с А. В. Муравьевым.


О чем Вы писали на портале в конце 1990-начале 2000-х?

На самом деле обо всем. Причем не только на старообрядческие темы. На любые общественно значимые темы в «Лестовке» могла появиться статья.


Второй Ваш известный проект программа на ТВ Евразия «Посолонь». Как она появилась, какие темы там были, какие гости запоминающиеся были, события, связанные с этой передачей? До сих пор на Ютубе есть ее выпуски, не все, к сожалению, многие не сохранились из-за гибели сайта. Как начался этот Ваш проект?

Этот проект помог мне открыть Дмитрий Ефремов, он сейчас работает на чеченском телевидении, он раньше работал в Евразии ТВ. Он, значит, предложил мне сделать такой проект, совместный. Ну, собственно, мы им и несколько лет занимались. Однако поскольку никакого финансирования не было, к тому же у Димы наячались тут проблемы и он уехал в Чечню. Суть передачи была в том, что я приглашал интересных гостей и мы обуждали самые разные, даже животрепещущие темы. А гости были самые разные, из научного мира в том числе.


Была какая-то цензура в гостях?

Нет, абсолютно никакой цензуры не было.


То есть, священноначалие не благословляло каких-то определенных гостей?

Нет, конечно. Подбор гостей был простой. Я звонил человеку и спрашивал: «Вы хотите присутствовать»? Не важно, церковный это был человек, или допустим, из научного мира, или просто свидетель каких-то событий. Спрашивал: Хотите Вы присутствовать в передаче? Ну, и чаще я обращался к людям, которые хотели бы, потому что какой смысл обращаться к тем, кто не хочет, правильно? То есть, подход был такой, совершенно практический и свободный. Я, как правило, не пытался ограничивать выступающего, только если выступающий пытался меня перебивать.


А тематика передач какая была?

Самая разная. Были гости как старообрядцы, так и не старообрядцы, общественные и политические деятели, музыканты.

Из старообрядцев нередко бывал, например, редактор журнала «Сибирский старообрядец» Никола Старухин. Интересные беседы сложились с пресс-секретарем митрополита Андриана Сергеем Григорьевичем Вургафтом. Среди гостей частенько заглядывали преподаватели Московского старообрядческого Духовного училища: Алексей Муравьев, Роман Майоров, Алексей Рябцев, Алексей Шишкин. К сожалению, сейчас эти яркие и эрудированные личности ныне изгнаны из духовного училища РПСЦ и вообще выдавлены из церковно-общественной жизни.

Я помню, была интереснейшая передача, посвященная Николаю Устрялову, ее вел ученый, который всю свою сознательную творческую жизнь занимался изучением его творчества. Были люди из научной среды, из церковной, в том числе, иногда присутствовали, иногда люди, близкие к религии, например, Сергей Михайлов, который краевед и позиционирует себя, как федосианец. Заметным событием стал фильм-беседа посвященный событиям октября 1993 года, в котором мы прошли по памятным местам «черного октября» с очевидцем и участником этих событий Глебом Чистяковым.


Владимир Карпец в программе "Посолонь" Андрея Езерова, 15 мая 2008 г.


Посолонь не существует уже несколько лет. Почему никто не может повторить такой проект сейчас?

Не знаю. Да, я до сих пор могу сказать, без ложной скромности, что «Посолонь» был перспективным проектом, и он заслуживает внимание до сих пор. У нас была масса передач «Посолонь» и на политические темы.


Программа "Посолонь", тема "Современное древлеправославие", 12 июня 2012 г.


Вы делали проект, не «Посолонь», а типа «Комментарий дня», еще как-то назывались?

Да, комментарий дня на текущие события.


Программа "Комментарий дня", Андрея Езерова, 25 февраля 2013 г.