От Редакции: Мы публикуем письмо одного из наших читателей, написанное под впечатлением размещенного в интернете интервью Леонида Севастьянова.

Хотя этот эмоционально написанный материал является лишь личным мнением автора, о событиях и обстоятельствах, в нём изложенных, приходилось слышать от многих верующих – старообрядцев.

Даже если это всего лишь слухи, их многолетнее существование действует на Церковь разрушительно. Поэтому, во избежание дальнейшего распространения происходящего от этого соблазна священноначалию РПСЦ необходимо выяснить – соответствуют ли они действительности или нет.
Если же возглавители нашей Церкви в очередной раз, как в случае с епископом Силуяном (Килиным) и священноиноком Симеоном (Дурасовым), постараются остаться в стороне, то это будет слишком напоминать евангельское изречение «А наемник, иже несть пастырь, ему же не суть овца своя, видит волка грядуща, и оставляет овца, и бегает: и волк расхитит их и распудит овца» (от Иоанна, зач. 36).



Корень бо всем злым, сребролюбие есть.
Емуже неции желающе заблудивше,
прельстишася от истинныя веры.
(1 Тим., зач. 287)

Недавно ряд СМИ опубликовали интервью сотрудника ОВЦС РПЦ МП Леонида Севастьянова, возглавляющего также один из связанных с Патриархией благотворительных фондов. Из него читатели узнали историю выходца из «благочестивой старообрядческой семьи», примерно в конце 1990-х годов перешедшего в «господствующее исповедание».

Он получил образование в Московской Духовной семинарии, где сблизился с нынешним главой ОВЦС Иларионом (Алфеевым), тогда лишь иеромонахом. Затем, вероятно, не без содействия последнего, Леонид продолжил обучение в католическом вузе в Италии, а затем и в одном из престижных университетов США. Став столь «вооружённым идеологически», он вернулся в Россию, где занял названное в первых строках положение. Следует особо отметить, что возглавляемый им фонд имеет целью финансирование духовного образования, в частности, Единой аспирантуры, созданной при Патриархии.

Казалось бы, что до всего этого старообрядцам? Да, жаль, ушёл «свой человек». Но он сделал личный осознанный выбор. А с ним и вполне впечатляющую в мирском смысле карьеру. Так, наверное, Бог ему судья? Возможно, так и следовало бы считать. Если бы не то обстоятельство, что уйдя из староверия, он, во-первых, не перестал быть членом своей семьи. Которая из старообрядчества пока не уходила. А главное, будучи ещё старовером, Леонид прямо заявлял о своём стремлении привести старообрядцев к единству с никонианами. Чему есть многочисленные свидетели. Поскольку заявления эти делались не где-то в тайне, а, например, за праздничными трапезами на Рогожском. Теперь же он явно получил рычаги для попытки реализации юношеских мечтаний. Что вызывает для православных христиан - старообрядцев, желающих сохранить верность своему упованию, потребность лучше знать, с каким оппонентом, вероятно, придётся иметь дело. Для её частичного удовлетворения и составлена данная заметка.

Семья жителей Ростова - на - Дону, прихожан и клирошан тамошнего храма РПСЦ Севастьяновых, к сожалению, известна не только статной внешностью и зычными голосами. Покойный отец Леонида и нескольких его братьев, уставщик Михаил Степанович, был женат на женщине, имевшей родственников среди новообрядческого священства Украины. Маленьких детей нередко возили к этой родне. Где они, естественно, получали соответствующее воспитание. Поскольку семья была многодетной, она испытывала определённую материальную нужду. Однако способ её утоления был избран, мягко говоря, своеобразный. Михаил Степанович ещё с советских времён активно торговал старообрядческими книгами и иконами. И отнюдь не через легальный антиквариат. Причём с таким размахом, что это считали препятствием для своей работы светские исследователи и собиратели старообрядческой книжности. В фондах одного из них, знаменитого В. И. Малышева, хранящихся в «Пушкинском доме» (Институт истории русской литературы в Петербурге), есть его газетные статьи рубежа 1960 - 1970 - х гг., посвящённые «трудам» старшего Севастьянова. Под характерными для того времени заголовками вроде «Остановите спекулянта!» Этот призыв, судя по всему, услышан не был. И никому не известно, сколько старообрядческих святынь оказалось из - за того в весьма отдалённых от староверия местах.

Пришло новое, «перестроечное» время. Дети выросли, нужда всё обострялась. В начале 1990-х братья Севастьяновы, к тому времени - стихарные чтецы, оказались в известнейшем с. Белая Криница. Куда привезли с собою и знакомого художника. Его попросили скопировать ряд икон одного из тамошних храмов. Это был честный человек. Вскоре он заметил, что вместо подлинных старинных образов в иконостасе появляются его копии. И стал говорить об этом местным жителям. А потом его сильно побили. Настолько, что он вскоре скончался. По селу прошёл слух, что к этому причастны Севастьяновы. После чего они из Белой Криницы уехали. Но слух дошёл до Московской Митрополии. В результате затормозился вопрос о поставлении в священники на Ростов-на-Дону Иоанна, старшего брата Леонида. Несмотря на то, что он женился на дочери известного «ревностью по благочестии» священника из г. Гомель Николы Косырева. Эта хиротония, тем не менее, состоялась. Но, во избежание «лишнего шума», не в Москве, на Рогожском, а в самом Ростове. Такие «нестоличные» поставления в практике митр. Алимпия были крайне редки.

Практически тут же, примерно к 1998 г., для других Севастьяновых - младших наступила «эпоха Патриархии». Леонид и Дионисий, увы, заручившись письменными благословениями упомянутого выше владыки, поступают в её учебные заведения, соответственно, семинарию и иконописную школу в Троице-Сергиевой лавре. Дионисий, кстати, теперь успешно практикующий изограф. Работал, в частности, в подмосковном Николо - Угрешском монастыре. Отнюдь не бедном. Говорят, на одной из росписей им изображена вся родная семья. Чуть ли не с нимбами вокруг глав. А о Леониде уже было сказано в самом начале.

По - иному сложилась судьба ещё одного из братьев. Он пошёл по криминальной стезе. Входил в преступную группу, занимавшуюся грабежами церквей, в основном в южных областях России. А по некоторым данным, даже возглавлял эту банду. Но однажды (около 2000 г.) храм со взломщиками внутри был окружён милицией. Когда оперативники вошли в здание, пред ними предстала жуткая картина: повешенный на цепи паникадила человек. Это был Севастьянов. Прочие злоумышленники были взяты с поличным и впоследствии осуждены. Родственникам погибшего удалось убедить предстоятеля РПСЦ, что имело место убийство, и вообще в банду молодой человек попал как бы не по своей воле. Поэтому (а также потому, что он имел духовного отца, бывал на исповеди) по нему было совершено церковное погребение. Но вопрос, не наложил ли он на себя руки сам, страшась тюрьмы для себя и позора для всей семьи, для некоторых остаётся открытым.

Каков же итог? Прежде всего, не стоит спешить обвинять в «возвышении» Севастьяновых покойного митр. Алимпия. Он, скорее, как мог, в меру собственного разумения, пытался оградить от них Церковь. Как бы выводя их за её рамки, во внешние сферы. По крайней мере - не допуская к принятию наиболее важных решений (впрочем, сослужить с ними как со стихарными не брезговал; возможно, из-за тогдашней скудости чтецовских кадров). Сейчас - совсем другое дело. Севастьяновы - младшие стали довольно - таки большими и влиятельными людьми. Особенно Леонид. С одной стороны, он - часть структуры современной Патриархии. По ряду признаков, явно нацеленной если не на поглощение, то, по крайней мере, на «нейтрализацию» старообрядчества. С другой - сам «коренной старовер». Имеющий в нашей среде довольно обширные связи и знающий «подноготную» многих людей. А ещё обладающий организационно - финансовыми возможностями для манипуляции ими. И «приманку» в виде «качественного духовного образования». С которым, как известно, в старообрядчестве доселе далеко не всё гладко. Есть сведения, что ростовский о. Иоанн уже поступил в аспирантуру, спонсируемую фондом его брата (а предварительно он отучился в Свято - Тихоновском институте МП). И это несмотря на то, что служит настоятелем кафедрального собора еп. Зосимы, известного резко «антиниконианскими» позициями. Правда, сам владыка в своё время закончил ту же семинарию (однако без благословения старообрядческого предстоятеля; более того, был за это отлучён архиеп. Никодимом от святыни) и даже работал в патриаршем Кишинёвском епархиальном управлении. Впрочем, это уже другая история. Следует ли ожидать, что кроме о. Иоанна Севастьянова, за «благотворительными пожертвованиями» в упомянутый фонд потянутся прочие священнослужители РПСЦ, особенно желающие стать «пограмотнее»? Пока не известно. Ясно одно: старообрядчество стоит перед лицом очередного серьёзного «испытания на прочность». Внутреннюю в первую очередь. Безусловно, Господь не оставит Свою Истинную Церковь. Но необходимы и человеческие усилия. В первую очередь, деятельности Севастьяновых должна быть дана официальная каноническая оценка (ведь пока её ещё не было). Для чего те, кто могут реально свидетельствовать об изложенном выше (а такие люди есть), не должны молчать. Подобно скотине, ведомой на заклание. Да, иногда, и, скорее всего, в этом случае тоже, говорить откровенно страшно. Но «впасти в руце Бога Живаго» (Евр., зач. 324) за предательство старообрядчества, неповреждённого святоотеческого и древнерусского Православия, несоизмеримо страшнее. А ещё Господь сказал: «Вся возможна верующему» (Мр., зач. 40). Тем усерднее и искреннее сегодня должна быть молитва: «Не предаждь нас врагом, ищущим нашу погибель» (канон на воскр. полунощнице 4-го гл.).

Християнин РПСЦ, не желающий соединения с никонианами