Телевизионный сериал «Раскол» посвященный расколу Русской Церкви в XVII веке и  снятый в 2009-2010 годах режиссером Николаем Досталем не будет показан по телеканалу «Россия». Вместо этого, его премьера состоится 5 сентября в 21:25 на телеканале «Культура».

Многие зрители недоумевают, поскольку реклама сериала уже была неоднократно показана на российском канале в прошлом сезоне.
Точная причина отмены показа сериала неизвестна. Однако случаи переноса фильма с канала на канал периодически случаются, тем более что «Культура» и «Россия» находится в одном медийном холдинге. Тем не менее, нужна веская причина, чтобы демонстрировать сериал стоимостью более 10 000 000  долларов на малопосещаемом канале практически без показа рекламы, на которой и «отбиваются» деньги, потраченные на съемки.


Некоторые старообрядческие аналитики тут же увидели в этом «руку» Московской Патриархии. Эта версия имеет право на существование, поскольку некоторые низкопоставленные чины новообрядчества  высказали своё недовольство отсутствием контроля за съемками фильма (http://astarota.livejournal.com/209154.html). Однако, прямое вмешательство руководства Патриархии очень маловероятно. Патриарх Кирилл, периодически демонстрирующий снисходительное и доброжелательное отношение к старообрядчеству, вряд ли захочет испортить статус-кво подобным шагом. К тому же влияние Патриархии в центральных масс-медиа весьма ограничено. Этим летом РПЦ МП никак не смогла предотвратить появление нескольких антиклерикальных передач и фильмов, в которых рассказывалось о темных делах ее иерархов, включая содомские утехи высшего епископата. (Например передача «НТВшники» с участием журналиста и режиссера Александра Невзорова).

Еще одной версией отмены показа фильма «Раскол» на канале «Россия» называют последствия финансового конфликта возникшего между семьей Досталей и ВГТРК (в состав которого и входит канал «Россия»). Генеральный продюсер фильма «Раскол», директор компании «Аврора» и брат режиссера Николая Досталя Владимир Досталь инициировал 25 января 2011 иск к ВГТРК  на огромную сумму - 195,5 миллионов рублей. (http://pravo.ru/news/view/47067/, http://ria.ru/culture/20110127/326943025.html)

Подобный иск стал первым в истории российского кинематографа и его причиной стало сокращение телеканалом «Россия» авторских титров во время показа сериала про воровку Соньку «золотую ручку». (http://news.mail.ru/economics/5612682/) Возможно, перенеся показ фильма на малопросматриваемый канал, руководство ВГТРК постарался показать киносемье Досталей, кто на самом деле рулит в киноиндустрии.

Среди возможных причин снятия сериала с показа некоторые называют предвыборную политическую ситуацию в России. Действительно Кремль, правительство и правящая партия имеют огромное влияние на российские электронные СМИ. По одному звонку из администрации президента закрываются и открываются телепрограммы, телеведущие и телефильмы.  Некоторые наблюдатели уверены, что фильм «Раскол» может повредить политическому спокойствию и раскачать политическую лодку этого политического сезона. Но в это мало вериться, ибо российская история никогда, никого  и ничему не учит. Кино  воспринимается как развлечение, в лучшем случае как гимнастика для ума, но не как инструмент общественных волнений. Тем не менее, и эта версия имеет право на существования, так как известны случаи запрета не менее безобидных передач и подавления малейших проявлений общественной самодеятельности.

В кинематографической среде высказывается мнение, что Николай Досталь просто не смог осилить материал и сделать его зрелищным для обычного зрителя. Высказывается мнение, что фильм «Раскол» получился малодинамичным, с занудным, статичным и главное малопонятными сюжетом, вялыми и длинными диалогами и потому не подошел для широкого показа. Поэтому ВГТРК было вынуждено перенести его на некоммерческий просмотр канала «Культура».

Проверить эту версию можно будет только после просмотра кинокартины. Однако  ее  тоже можно поставить под сомнение, потому как на российском телеканале и без того проходит показ огромного числа бездарных сериалов с нелепыми сюжетами и дешевой игрой актеров. О бандитских и амурных сериалах и говорить не приходится. «Россия» и кроме них грешит лжепостановками классики и исторических фильмов. Так в прошлом году канал показал сериал «В лесах и на горах» поставленный якобы по произведению А. Мельникова (Печерского)  который смог собрать рекордное количество отрицательных откликов у критиков и зрителей.