Впервые в новейшей истории РПСЦ Освященный Собор, сопровождавшийся в прошлые годы бурными спорами, уложился в два дня вместо намеченных трех

Старообрядчество славится своей соборностью - особенно на фоне Московской патриархии, где всякие ростки "соборноправия" задавлены новыми, "гундяевскими" уставами даже на приходском уровне (теперь каждое должностное лицо прихода в РПЦ МП может произвольно снять и назначить своим единоличным решением архиерей).
Три века существования в условиях жестоких гонений, когда немногочисленных "беглых" священников прятали и перевозили миряне, а позже - появление богатого старообрядческого купечества, которое, естественно, обладало в Церкви решающим голосом, поставили иерархию РПСЦ в довольно скромное положение. Да и, в конце концов, на фоне сверхцентрализации и жесткой "вертикали" "господствующей церкви" так естественно стремиться к свободе и согласию всех верных чад церковных, ощущая в этом свое противостояние современному "никонианству" бульдозерного типа.

Лишь в самые последние годы, в правление Митрополита Корнилия (Титова), в РПСЦ, которая с помощью поддержки властей превращается в "титульную Церковь РФ второго ряда", появились клерикализаторские и централистские тенденции. Отчасти неприятием этих тенденций вызваны как минимум 4 "раздора", в которые с каждым Освященным Собором, проходящим на Рогожском в октябре, после праздника Покрова, от РПСЦ отторгалась очередная группа недовольных. Разумеется, эти отторжения сопровождались бескомпромиссными, в духе Аввакума, обличениями, звучавшими в зале соборных заседаний, пикетами перед входом в зал и выбросами соответствующих материалов в прессу. И вот, кажется, все недовольные - по крайней мере, на данном этапе - ушли. Нынешний Собор прошел в атмосфере "благорастворения воздухов", без особой полемики, и закончился - что неслыханно! - на день раньше, хоть на его работу а так было отведено всего-то 3 дня. Злые языки, конечно, сразу стали вспоминать так называемый Поместный Собор РПЦ МП 2009 г., который тоже был вроде запланирован на два дня, а закончился в первый же день, сразу после избрания Кирилла (Гундяева).

Итак, Освященный Собор РПСЦ 2013 года начался 16 октября в 14.00 в Покровском кафедральном соборе (раньше, когда ожидались скандалы, Соборы проходили в соседнем, неосвященном Рождественском храме, который обычно используется как выставочный зал) после молебна Пресвятой Троице. Председатель мандатной комиссии священник Сергий Лисуренко сообщил Собору, что на нем зарегистрировалось 145 делегатов, причем мирян из них не более 40 %, что также нехарактерно для Соборов прошлых лет, где зачастую миряне преобладали.

На первом заседании Собора присутствовали всего пять архиереев: Митрополит Корнилий, епископы Новосибирский и всея Сибири Силуян, Кишиневский и всея Молдовы Евмений, Казанский и Вятский Евфимий, Ярославский и Костромской Викентий. С отчетным докладом перед Собором выступил Митрополит Корнилий, который подверг умеренной критике нравственное состояние современного общества, но заметил, что перед староообрядчеством открываются новые, небывалые в истории церковно-общественные перспективы.

Как сообщил Митрополит Корнилий, за время, прошедшее после Собора 2012 г., в РПСЦ освящено 9 новых храмов: в Новокузнецке (Кемеровской области), селе Ёлкине (Воскресенского района Московской области), в Санкт-Петербурге, в городе Бор (Нижегородской области), городе Фролово (Волгоградской области), городе Лыскове (Нижегородской области), городе Орехово-Зуеве (Московской области), городе Хмельницком (Украина).

На вечернее заседание 16 октября, открывшееся после обеда, прибыл архиепископ Киевский и всея Украины Савватий. Довольно продолжительная дискуссия развернулась вокруг повестки дня Собора, которая в принципе была проработана и утверждена Советом митрополии чуть более месяца назад. После утверждения повестки соборяне перешли к обсуждению вопросов о путях развития Церкви, об отношении к Интернету и об электронных документах (последняя проблема терзает РПСЦ еще с середины 1990-х, когда ею увлекся брат покойного Митрополита Алимпия, также покойный о. Леонид Гусев, но, кажется, не имеет решения). 

Докладчиком по вопросу "О путях развития Церкви" был благочинный Уральской епархии протоиерей Валерий Шабашов. Основная идея его доклада, предварявшаяся соответствующим историческим обзором, касалась цивилизационного противостояния центра и провинции в России. При этом старообрядчество докладчик воспринимает как мощный "интеллектуальный, общественный, исторический и духовный ресурс" влияния на общественную жизнь России, однако оно пока не может предложить обществу достаточно ярких и живых примеров совершенного христианского жития в современных условиях. Священник Сергий Бобков, служащий в селе Белая Криница на границе Украины и Румынии, сделал доклад о поведении православных христиан в интернете, напомнив, что любое действие в сети становится предметом мониторинга и навсегда сохраняется в электронных базах данных, поэтому требует большей ответственности, чем такое же действие в обыденной жизни.

Утром 17 октября с докладом перед Собором вновь выступал Митрополит Корнилий. На сей раз темой его выступления было "отношение Церкви к пропаганде содомского греха". Актуальность проблемы, по словам предстоятеля РПСЦ, связана с тем, что во многих странах (и их постепенно становится все больше) гомосексуальные отношения узакониваются и приравниваются к традиционному браку, в школах об этих отношениях подробно рассказывают детям на уроках, в некоторых христианских конфессиях рукополагаются открытые гомосексуалисты, а из официальных документов предлагается изымать термины "мать" и "отец". По прогнозам Митрополита, если ничего не предпринимать, то гомосексуальные "браки" начнут регистрировать в РФ лет через 10. Поддержав его предложение направить соответствующее обращение властям, соборяне высказали пожелание, чтобы в России законами была запрещена не только пропаганда "нетрадиционных сексуальных отношений" среди подростков, как это имеет место уже сейчас, но и любая демонстрация гомосексуальных отношений. Видимо, из соображений политкорректности, Собор проигнорировал тот факт, что главным каналом проникновения этого греха в религиозную жизнь России является так называемое "голубое лобби" РПЦ МП, состоящие из влиятельных архиереев и настоятелей ряда монастырей.

Довольно позитивными впечатлениями от поездки в Уганду, где служит недавно принятый в РПСЦ протопресвитер Иоаким Киимба, поделился с Собором священник Никола Бобков. По его словам, жизнь общины РПСЦ в столице страны Кампале строится вокруг социального служения - в частности, в церковном дворе расположена медицинская школа, где преподает настоятель. Некоторые обычаи угандийского народа, по мнению священника, близки старообрядчеству. Он предложил организовать в Африке миссию РПСЦ, начав с создания и публикации полного круга богослужебных книг на английском языке.

Благостное течение Собора несколько нарушило, как всегда, бурное обсуждение контактов Митрополита Корнилия и других представителей РПСЦ с иерархами РПЦ МП. Эта тема остается болезненной, несмотря на удаление всевозможных "раздорников", которых особенно возмущали цели, содержание и формат таких контактов.

Вечернее заседание Собора 17 октября, которое оказалось заключительным, открыл майор Генерального штаба вооруженных сил РФ, как бы пришедший на смену "ушедшему в раздор" капитану первого ранга из того же штаба Алексею Рябцеву, Алексей Белков, рассказавший о возможностях духовного окормления военнослужащих-старообрядцев. Готовящиеся законопроекты в сфере военной реформы, по словам докладчика, позволят старообрядцам-срочникам служить в одних частях со своими единоверцами, рядом с храмами. Белков не исключил и появления старообрядческих полковых священников, как это уже имело место в дореволюционной России и в годы Гражданской войны. Собор решил создать специальную комиссию для подготовки соответствующих предложений и последующего их внесения в правительство РФ.

Епископ Викентий (Новожилов) рассказал Собору о юридических недоработках, содержащихся в уставных документах Церкви и ее централизованных и местных религиозных организаций, которые необходимо устранить после тщательной проработки этого вопроса. Благочинный Саратовской епархии РПСЦ священник Вадим Коровин предложил ограничить права женщин на участие в Освященных Соборах, запретив им, в частности, выступать по богословским и каноническим вопросам. Однако большинство соборян, включая Митрополита Корнилия, не поддержали эту инициативу, сославшись на многовековой опыт старообрядческой соборности. 

Обсудив финансовое положение митрополии и ряд частных вопросов, Собор досрочно завершил свою работу. По его итогам предполагается проведение в Рогожском поселке Архиерейского Собора и заседания Совета митрополии РПСЦ.

Алексей Фролов
18 октября 2013

"Портал-Credo.Ru"
Портал благодарен сайту "Руская вера" за информационную поддержку