17 октября 2013 года начался второй день работы Освященного Собора РПСЦ.

Председатель Мандатной комиссии Собора о. Сергий Лисуренко сообщил, что всего зарегистрировано 156 делегатов, из них 92 представителя священства и 64 мирянина.

К моменту начала второго дня работы Собора на нём присутствовало 88 делегатов.


Об отношении Церкви к государственному ограничению пропаганды содомского греха

С сообщением на эту тему выступил м. Корнилий.

Вначале он повторил часть своего вчерашнего доклада, посвященную вопросам семьи и нравственности. «Святитель Иоанн Златоуст писал о значении христианской семьи в государстве: «Когда разрушатся семьи – падут города и низвергнутся государства». Заметьте, сначала разрушатся семьи, а затем низвергнутся государства, а не наоборот.

Ныне на Западе в странах с «развитой демократией» происходит ограничение прав на свободу вероисповедания, и все это происходит под ложным лозунгом «защита прав и свобод». Право разумного большинства хотят принести в жертву праву воинствующих приверженцев гомосексуалистов-содомитов, их парадов по центральным улицам городов и насильственного полового просвещения в школах. К большому сожалению, они имеют поддержку политических сил Запада. Совет Европы стремится упразднить из официальных документов понятия «отец» и «мать» и хочет заменить их словом «родитель» – без обозначения пола; этот Совет учредил «день борьбы» с христианским воззрением на содомию.

В христианстве с библейских времен для обозначения греха полового сношения двух людей одного пола употреблялось слово «содомия», или «содомский грех».

Это понятие происходит от названия города Содома, в котором власти разрешили заниматься однополым блудом. Но Господь покарал содомлян за их распутство, истребив огнем их город. Уничтожение Богом Содома – это не событие древней истории, а грозное предупреждение тем народам, которые блудный грех, о котором стыдно и говорить в приличном обществе, выставляют его напоказ как норму, отстаивают как добродетель. И если мы своим равнодушием допустим и в России легализацию половой вседозволенности, в угоду тем, кто хочет нам навязать свою безумную, греховную позицию, то не навлечем ли мы суровую кару Господа на нашу страну, как это случилось в Содоме, наказанном за вопиющую мерзость?»

М. Корнилий особо отметил:  «Если не противостоять этой угрозе, то через 10-15 лет это придет в Россию. «Необходимо отстаивать традиционные представления о морали и семье. Европа – это промышленный гигант и моральный карлик, может погибнуть, как погибли Содом и Гоморра и как погиб античный мир».

М. Корнилий предложил Собору принять составленное о. Александром Панкратовым обращение к властям с одобрением принятого в июне 2013 года Закона Российской Федерации о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и зачитал некоторые отрывки из него: «30 июня 2013 г. вступил в силу Закон Российской Федерации о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Он вызвал непрекращающуюся по сей день, вышедшую далеко за пределы нашей страны общественную дискуссию между сторонниками данного закона, выступающими в защиту традиционных основополагающих моральных ценностей, и его противниками, считающими этот Закон проявлением «ущемления свободы», знаком наступления в России некой «диктатуры» и ограничением права выбора».

Комментарий: Федеральный закон № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» от 30 июня 2013 г. носит половинчатый характер.

По сведениям Л.А.Рябиченко, руководителя Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество», «за время принятия с первого по третье чтение законопроект ФЗ N 44554-6 кардинально трансформировался: изменилось название - с исходного запрета пропаганды гомосексуализма и педофилии в варианте новосибирской Думы - к запрету пропаганды только гомосексуализма в варианте первого чтения и к запрету пропаганды отрицания традиционных семейных ценностей в варианте второго и третьего чтения».

Из комментариев на закон юриста Алексея Фетисенко следует, что «для лиц (людей) нетрадиционной сексуальной ориентации этот закон является настоящим подарком от Российского государства.<...> Принятый закон, во-первых, де-юре подтвердил наличие в российском обществе лиц ЛГБТ и признал их существование как некоей группы; во-вторых, Закон не запретил лицам ЛГБТ заниматься половыми извращениями среди себе подобных; в-третьих, не запретил лицам ЛГБТ пропагандировать свой извращенный образ жизни среди взрослого населения страны».
А что этот закон запрещает?

«Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», если  эти  действия  не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до ста тысяч рублей, на  должностных  лиц -  от сорока тысяч рублей до двухсот тысяч  рублей, на  юридических  лиц -  от восьмисот тысяч до одного  миллиона  рублей  либо  административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Иностранные граждане могут быть подвергнуты административному аресту на срок до пятнадцати  суток  с  административным   выдворением   за   пределы Российской Федерации.

Как видим, санкции достаточно мягкие, и для располагающего большими финансовыми средствами гомосексуального сообщества вполне преодолимые.

По мнению А.Фетисенко, «это только первый робкий шаг в сторону противодействия угрозе, исходящей от лиц ЛГБТ в отношении всех людей».

Половинчатость, двусмысленность этого закона вызвана общей двусмысленностью политики нынешних властей России по отношению к Западу и к «западным ценностям».

Идеологией нынешней власти России после падения коммунистического режима стало вхождение в «европейское сообщество», принятие «европейских ценностей». Ст. 15 Конституции РФ предусматривает приоритет международного права: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». За последние десять лет Президентами и Правительством России подписан целый ряд международных договоров, в соответствии с которыми в России вводится электронное правительство, ювенальная юстиция, секспросвет, защищаются права сексменьшинств, узаконивается суррогатное материнство и т.д. А составляющая парламентское большинство партия «Единая Россия» без особого шума принимает поправки к российскому законодательству, приводящие его в соответствие с «нормами международного права».

То есть идёт практическое встраивание в «новый мировой порядок», который в эсхатологической перспективе превратится во всемирное царство антихриста.

Одновременно с этим властями России делаются патриотические заявления, говорится об особой роли России в мире, о сохранении православных и нравственных ценностей.

Это создаёт половинчатость и двусмысленность по отношению к Западу, которая в полной мере проявляется и в принятом Федеральном законе № 135-ФЗ, о котором говорит соборянам первосвятитель РПСЦ.

М. Корнилий: «В этой связи долгом православных христиан является выражение своего взгляда на упомянутый и подобные законодательные акты на основе христианского учения, канонов Церкви и святоотеческих преданий.

Мы заявляем о нашей поддержке принятого закона прежде всего потому, что в Священном Писании в книге Бытия (18, 20-21) записаны слова Господа Бога о людях, зараженных грехом гомосексуализма: "И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма". Пророк Иезекииль главным грехом жителей Содома и Гоморры объявляет мужеложство, которое в Библии называется «мерзостью пред Господем» (Иезекииль 16, 50). Таким же словом «мерзость» назван грех гомосексуализма в книге Левит (18, 22): «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость». <...>

Святитель Иоанн Златоуст писал о значении христианской семьи в государстве: «Когда разрушатся семьи – падут города и низвергнутся государства». А в IV Беседе на Послание к римлянам св. апостола Павла он говорит: «Эти (извращенцы) хуже убийц, так как лучше умереть, чем жить после такого поругания. Убийца отторгает душу от тела, а этот губит и душу вместе с телом. Какой ни назови грех, ни один не будет равен этому беззаконию». Также 7-е правило святителя Василия Великаго и 3-е правило святителя Григория Нисскаго подвергает «с мужеским полом блуд сотворивших» отлучению от Церкви на много лет.<...>

Мы даем себе отчет в том, что Священное Писание не является для всех неоспоримым авторитетом. У него и раньше были различные противники, но беда в том, что в последнее время сатанинские силы умножились многократно. Они атакуют заповеди Божии всё шумнее, активнее и оскорбительнее. Содомиты наиболее активно отвергают общественные христианские устои, вытесняют из жизни целых народов христианские представления о семье, о браке, о морали и нравственности.<...>

Если проявить равнодушие и допустить у нас вседозволенность для тех, кто навязывает нашему обществу свою болезненную и греховную позицию, то мы можем навлечь суровую кару на нашу страну, как предупреждают о том святые отцы Стоглавого Собора (гл. 33, О содомстем гресе, 1551 г.): «Многия казни наводит Господь Бог к нашему исправлению, чтоб таковая мерзость и законопреступныя дела никогда же в Православии не именовались и попраны бы были до конца».

М. Корнилий напомнил, что благочестивые правители всегда старались остановить распространение этого греха. Так же он заверил, что меры наших властей по ограничению содомии находят горячую поддержку чад РПСЦ.

Комментарий: Это обращение адресовано не к обществу, а к Президенту и написано с единственной целью - руководство РПСЦ хочет подчеркнуть своё верноподданическое отношение к действующей власти, свою лояльность. 
Рассмотрение этого законопроекта Государственной Думой началось 18 апреля 2012 года и завершилось подписанием его Президентом 29 июня 2013 года. В это время в обществе шло бурное обсуждение законопроекта, лоббисты гей-сообщества как в России, так и за рубежом  прилагали огромные усилия, чтобы не допустить его принятия. Тогда принципиальное обращение РПСЦ было бы более чем уместно, но его не было.

Только после принятия закона руководство РПСЦ составило обращение с осуждением содомитов.

По мнению некоторых участников Собора, это не более чем «подхалимаж перед властями».

О. Александр Чукаленко высказал своё мнение: «Мы не должны выносить суждения по поводу решений государства, мы можем лишь выразить позицию Церкви, её отношение к пропаганде содомского греха. Если мы будем указывать государству, то и государство будет указывать нам».

О. Геннадий Чунин: «Сейчас наши интересы совпадают с интересами государства».

О. Александр Панкратов: «Принимая это обращение, мы ухудшим отношения с частью нашей интеллигенции, приверженной этому греху».

Комментарий: К этому греху привержена не только часть интеллигенции, но и немалая часть епископата РПЦ МП, где он распространён гораздо больше, чем среди интеллигенции. Но об этом о. Александр умолчал.

М. Корнилий стал рассказывать соборянам о ЛГБТ сообществе, то есть сообществе геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров, а так же о значении слова «гей» - «иной».

Комментарий: Не стоит на Соборах углубляться в обсуждение вещей, о которых «срамно есть и глаголати» (Еф.5:12).

Если то, что для христиан несомненно (Лев.18:22-25; Лев.20:13; Петр.4:1-5; Рим.1:21-28;1Кор.6:9-10; 1Тим. 1:9-10; пр. Василия Великого 62; Стоглав гл.33), становится предметом соборного обсуждение, то вольно или невольно эта несомненность ставится под сомнение.

В своём дальнейшем выступлении м. Корнилий почему-то увязал содомский грех с интернетом, процитировал Тютчева: «Не плоть, а дух растлился в наши дни», добавив, что в наши дни растлилась именно плоть.

Олег Соколовский, делегат от Рогожской общины, предложил в обращении выступить с инициативой о введении уголовного наказания за содомию.

По мнению о. Валерия Шабашова, на территории Российской Федерации необходимо признавать извращенцев недееспособными.

А.В.Антонов возразил: «Церковь не должна сливаться в экстазе с государством. Не стоит сегодня требовать для извращенцев «градских казней», то есть гражданской уголовной ответственности. Репрессии фашистов и коммунистов против извращенцев – это один из основных моментов их пропаганды. Как Церковь мы можем вынести им моральное осуждение, выступить против публичного распространения таких взглядов. Но призывать к уголовным преследованиям мы не должны».

О. Леонтий Пименов: «Уголовное наказание – не христианский метод. Не надо повторять ошибки прошлого. Одна и та же логика в казнях мужеложников и в сожжении староверов. Гомосексуализм – болезнь, обусловленная генами – об этом говорит наука. Болящего нельзя наказывать. По-человечески его надо лечить, а по-христиански – призывать к покаянию».

Комментарий: Возникает вопрос: «Если это болезнь, то зачем покаяние?»

О. Михаил Родин: «Как сказано в Писании, «начальник<...>  не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Нельзя списывать на болезни пороки, грехи, преступления. Начальник наказывает за преступления, а не за болезнь».

О. Леонтий Пименов: «Есть грех, а есть преступление. Гомосексуализм по взаимному согласию – грех, но не преступление».

М. Корнилий: «В тюрьму сажать нельзя, надо призывать к покаянию».

На голосование был поставлен вопрос о том, стоит ли в обращение к Президенту просить о возвращении в Уголовный кодекс статьи о наказании за мужеложство.

За это проголосовало 76 делегатов, против – 38, воздержались 2.

Предложение принято.

Комментарий: Вполне можно понять тех, кто голосовал за это. Однако в современных условиях в России вернуть в УК статью о мужеложстве совершенно невозможно. Даже тот половинчатый закон, который принят, вызвал мощнейшее давление на власти России со стороны и внутрироссийского извращенческого лобби, и со стороны властей и общественности Запада.

В случае хотя бы обсуждения возможности уголовного преследования за гомосексуализм давление на власти России многократно вырастет. Так же очевидно, что нынешние власти России к этому не готовы и такого развития событий не хотят.

Поэтому включение в обращение к Президенту предложения об уголовном преследовании извращенцев ничего, кроме раздражения властей не вызовет.

Следовало бы во время соборного обсуждения доходчиво объяснить это делегатам.

Однако руководство РПСЦ поступило иначе. Этот пункт, за который проголосовало большинство делегатов, не был включен в обращение.

С политической точки зрения это обосновано, однако такая практика послесоборного редактирования решений неизвестными лицами превращает Соборы и соборные голосования в ничего не значащую формальность.


Отчет о поездке делегации в Уганду

Незадолго до начала Собора делегация РПСЦ в составе о. Николы Бобкова, сотрудника Московской митрополии Виктора Боченкова и Виталия Гайдукова, врача из Измаила, вернулась из очередной двухнедельной поездки в Уганду.

С отчётом выступил о. Никола Боков. По его словам, «поездка была рабочая, мы ездили за свой счёт, жили в посольстве России.

Древлеправославным христианам в Уганде необходима поддержка. Когда мы ездили по стране, мы не видели какого-либо присутствия православия. В Уганде много ухоженных католических и протестантских церквей, мусульманских мечетей, при них действуют образовательные и медицинские учреждения, но никакой православной миссии мы там не видели.

В такой стране, как Уганда, любая проповедь веры или духовное окормление идет параллельно с социальным служением.

О. Иоаким Киимба возглавляет медицинское училище, в котором учатся студенты и получают самое начальное медицинское образование, так необходимое в нынешней Африке. Среди учеников много детей-сирот.

Это их медицинское училище в настоящее время готовит медперсонал начального уровня. Из-за того, что у них нет лицензии, они не могут выдавать дипломы государственного образца, они выдают сертификат и по окончании этого могут найти только простейшую медицинскую работу, которая даёт не очень большой заработок. Если сделать возможным им получение лицензии для этого училища, тогда они смогут выйти на новый уровень, это привлечёт новое количество учащихся, но, конечно, нужно помочь немножко с финансированием. Половина из его учеников  — это сироты города Кампалы и из тех сёл, духовным окормлением которых занимается эта христианская община.

Для этого необходимо оказывать помощь, потому что первые 6 классов у них не то чтобы обязательны, но бесплатны для первых 4-х детей в семье. Для получения же последующего образования нужно, во-первых, хорошо знать английский язык и платить за своё образование. Стоимость обучения одного студента для получения какой-либо первичной профессии обходится порядка 1000 долларов, что для многих семей, особенно в сёлах, неподъёмные деньги.

Необходимо достроить здание медучилища  у о. Иоакима.

По итогам визита доктор Виталий Гайдуков сказал, что он соберёт необходимые средства для первичной медицинской помощи.

Всего было присоединено к Церкви около 200 человек, крестили 6 человек из числа выпускников медицинского училища при приходе.

Мы помнили наставление м. Корнилия перед нашей поездкой – обучать новоприсоединённых христиан надо постепенно, много им не давать, пусть они сначала освоят что-то одно, потом их учить другому.

Верующие в Уганде начинают осваивать двуперстие и земные поклоны, женщины ходят в белых платках, которые мы им подарили.

В то же время богослужения у них короткие, далеки от уставных требований, но исправлять это придётся долго.

Я рассказал о. Иоакиму о проскомидии, входных молитвах, наших правилах служения литургии, передал ему старообрядческую богослужебную литературу на английском языке.

Со временем начнём с ними осваивать псалмы и каноны.

Я считаю, что надо начать учить их русскому языку и переводить богослужебные тексты с церковно-славянского языка на язык луганда. Перевод с английского – это существенная потеря смысла богослужебных текстов.

Необходимо нашей Церкви создавать африканскую миссию. Лет через 10 они освоят полный круг служб, возможно, удастся создать 10-15 приходов, объединяющих несколько тысяч прихожан.

Я думаю, что возможно сделать фонд помощи африканской миссии нашей церкви и поискать средства для поддержки православия в Уганде, создать информационные сайты на английском языке, их местном языке — для того, чтобы обозначить своё присутствие.

Но для этого нужны как финансы, так и поддержка техническая.

Также необходимо осваивать англоязычное пространство, переводить службы и чины — в этом и есть возможность проповеди в разных странах.

Есть разные пути окормления общины угандийских христиан. Но, на мой взгляд, самый оптимальный вариант — пригласить кого-то из общины, например, их диакона, также по имени Иоаким, на обучение к нам в Россию или Украину.

О. Иоаким просит прощения у Митрополита и молитв об успехе нашей миссии и надеется, что мы в дальнейшем будем продолжать это сотрудничество. Мне кажется, что можно выразить благодарность министру иностранных дел Лаврову и послу России в Уганде С. Н. Шишкину в том, что они помогают нашей миссии.

Посол Уганды в России был на вечере духовных песнопений в Покровском соборе на Рогожской, ему понравилось, и он обещал официальную помощь от властей Уганды».

О. Никола Бобков зачитал обращение о. Иоакима Киимбу к владыке Корнилию.

«Ваше высокопреосвященство Митрополит Корнилий, благослови, владыко!

По поручению прихожан в Уганде от всего сердца благодарим вас за всё то, что вы сделали для нас и за делегацию, которую вы послали нам, и за ваш вклад в нашу миссию в Уганду. Благодарим за великолепный принтер, компьютер, с помощью которых мы сможем выпускать церковные материалы. Также благодарим за календари, Библии, свечи, деньги — за всё, что вы нам послали, это нам всё пригодится.

Мы надеемся, что ваша поддержка, которую оказываете нам, послужит благополучию православной церкви в Уганде. Мы рады информировать вас, что координатор государственной службы из Министерства здравоохранения посетил нас 2 недели тому назад. В ходе посещения она осмотрела здание строящейся клиники и одобрила как подобающее место для обучения медицинских сестёр. Инспектор предложила, чтоб мы хотя бы закончили обустройство среднего этажа, и это бы позволило нам начать работу центра по обучению младшего персонала более высокого уровня. Примечание: для этого необходимо помещение определённой площади. Ваше высокопреосвященство, мы также заботимся о сиротах. С любовью о Христе, отец, доктор Иоаким Кимбара (перевод с английского)».

О. Леонтий Пименов: «Господь сказал: «Идите в мир весь», а не только в Россию, Украину и Молдавию. Я считаю, что создать африканскую миссию РПСЦ необходимо. Возглавить её должен о. Никола Бобков».

Комментарий: Хотя в Евангелии и написано: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19), это означает, что к истинной вере уже пришли и, возможно, ещё в будущем придут люди из разных народов. Но это не значит, что у РПСЦ есть возможность научать и крестить «все народы» в данный момент времени. Это как раз тот случай, когда необходимо духовное трезвение и здравомыслие, реализм в хорошем смысле этого слова. Если апостолам и равноапостольным мужам и женам давалась от Господа благодать приводить ко Христу целые народы, то это не значит, что в данный момент времени те же духовные дарования получат современные представители РПСЦ, которая испытывает острую нехватку церковно- и священнослужителей всех уровней, от епископов до уставщиков, нет организованного мужского иночества, священство малограмотно, а, в целом, число старообрядцев продолжает сокращаться. Тут уж не до просвещения Африки.

В святоотеческих писаниях упоминается такой вид прельщения, когда человек начинает мечтать о тех подвигах, на которые Бог его не благословляет, в то же время, не желая подвизаться на том поприще, на которое его поставил Господь. Очевидно, что ничего хорошего из этого не получится.

Совершенно очевидно, что Московская Митрополия РПСЦ сегодня не располагает никакими финансовыми, организационными, кадровыми возможностями для того, чтобы всерьёз, по-настоящему ввести какую-то группу африканцев в древлеправославную традицию.

О. Леонтий Пименов: «В Уганде есть залежи нефти. Надо связаться с «ЛУКОЙЛом», может быть, они заинтересуются, окажут нашей миссии помощь».

А.В.Антонов: «Надо объяснить государству через министра иностранных дел Лаврова, что интересы нашей миссии в Африке совпадают с интересами России».

После этого А.В.Антонов почему-то пошутил: «Не хочешь ехать в Уганду – поедешь в Пустозерск».

Комментарий: В настоящий момент времени влияние России в Уганде невелико. Если Россия начнёт проявлять активность, то могут последовать ответные меры со стороны Китая и США, вплоть до развязывания в многострадальной Уганде новой гражданской войны.

О. Никола Бобков: «РПСЦ они считают не старообрядцами, а православными. До присоединения к нам они побывали в двух или трех деноминациях. Сейчас мы приняли о. Иоакима в сущем сане, но в случае присоединения других их клириков необходимо принимать их через повторное крещение».

Комментарий: Впервые была озвучена информации, что до присоединения к РПСЦ община о. Иоакима Киимбу уже побывала в разных юрисдикциях. Раньше христианам РПСЦ об этом, а так же  о том, что есть проблемы с принятием их клириков в сущем сане, не сообщалось. В докладе м. Корнилия перед Собором 2013 года было сказано всего лишь: «В прошлом эта община, возглавляемая протопресвитером Иоакимом Кийимбой, находилась в канонической власти Александрийского Патриархата, однако после перехода последнего на новый стиль приняла решение об отделении от него».

В то же время из результатов исследования, проведённого сайтом «Old Believers», следует:

«1. о. Киимба имеет крещение от своего отца, который перешел в Александрийский патриархат от англикан.

2. о. Киимба получил степень иерейства в Александрийском патриархате, в котором господствует обливательное крещение.

3.  Из Александрийского патриархата о. Киимба перешел к грекам-старостильникам (“киприанитский синод”).

4. Из “киприанитского синода” о. Киимба перешел в униатство (сиро-греко-католичество восточного обряда).

5. Из сиро-греко-католичества восточного обряда о. Киимба перешел к грекам старостильникам (“калиникитский синод”).

6. Из “Калиникитского синода” вновь вернулся в “киприанитский синод”.

7. Из “киприанитского синода” перешел под миропомазание к старостильнику “архиепископу Григорию” (Роберту Абу-Ассалю), трижды прокляв киприанизм и экуменизм.

8. От Григория Абу-Ассаля перешел в 2013 году под миропомазание в Русскую Православную Старообрядческую церковь».

Приведя эту найденную в англоязычном интернете информацию, сайт «Old Believers» задаёт вопросы: «Как человек с таким (мягко говоря) сомнительным багажом принят в Русскую Православную Старообрядческую Церковь через миропомазание? Почему не через крещение, как это было с епископом Германским Амвросием?

Кто конкретно исследовал каноническое достоинство г-на Киимбы? Почему верующему народу не предоставлено заключение комиссии по приему инославных клириков? Кто переводил его исповедь?»

Ответов на эти вопросы священноначалие РПСЦ не дало.

О. Вадим Коровин: «Мы хотим миссионерствовать в Африке, а вчера не поддержали предложение о миссионерский работе в России».

Комментарий: С этим мнением вполне можно согласиться. Когда «дальних» начинают любить больше, чем «ближних», это противоречит здравому смыслу и Евангелию (Матф.22:39;  Мар.12:31; Лук.10:27)

На голосование были поставлены следующие вопросы:
  • «Выразить благодарность о Николе и сопровождавшим его лицам за труды»;

  • «Выразить благодарность Министерству иностранных дел РФ и послу России в Уганде С.Н.Шишкину»;

  • «Создать фонд содействия православной миссии в Уганде, подготовить положение о миссии в Уганде».
Принято большинством голосов.


Отчет о состоявшихся встречах с инославными

С сообщением на эту тему выступил протодьякон Виктор Савельев. Он сообщил, что за прошедший год состоялась одна встреча с предстоятелем Русской Древлеправославной Церкви Патриархом Александром.

Так же состоялось две встречи с архиереями РПЦ МП.

Первая - с епископом Саввой Тираспольским и Дубосарским.

Вторая встреча состоялась 19 мая 2013 года, в неделю святых Жен-Мироносиц. Тогда вечер духовных песнопений на Рогожской посетили глава отдела внешних церковных связей РПЦ МП митрополит Илларион (Алфеев). Его сопровождали известные представители новообрядческой церкви: бывший старообрядец поморец поп Иван Миролюбов, протопоп Всеволод Чаплин и некоторые другие. После духовного концерта и посещения выставки состоялась встреча делегации РПЦ МП с м. Корнилием в здании Митрополии.

O. Леонтий Пименов предложил подтвердить Собору необходимость  возобновления, после векового перерыва, диалога с РДЦ («беглопоповцами»), а так же диалога с Русской Православной Церковью.

Комментарий: Это попытка хитростью получить соборное одобрение курса на сближение с никонианами, предпринятая как бы ненароком, во время рутинных обсуждений и замаскированная, для усыпления бдительности, «необходимостью  возобновления диалога с «беглопоповцами», хотя это вопросы совершенно разные.

М. Корнилий сказал, что м. Илларион (Алфеев) в своей книге «Быть в мире и не от мира» положительно отзывался о старообрядцах как о хранителях древнего обряда. В Русской Православной Церкви увеличивается интерес к знаменному пению.

O. Леонтий Пименов: «Нарушались ли во время визита м. Иллариона принятые Собором правила межконфессиональных встреч? Нет, не нарушались. Митрополит Илларион первый раз посетил Рогожское в белом клобуке, а после сделанного ему замечания в следующий раз приехал к нам в скуфье. Разногласия между нами и РПЦ уменьшаются. Патриарх Кирилл приказывает всем приходам вернуться к погружательному крещению.

Я считаю, что надо одобрить результаты этих встреч».

М. Корнилий: «Были критические замечания по поводу того, что м. Иллариона при выходе из Покровского собора сопровождали пением. Надо учесть эти замечания на будущее, чтобы не было соблазна».

Делегат общины Ижевска: «Решениями Собора РПЦ от 1971 года клятвы на старые обряды отменены «аки не бывшие», а надо было их отменить, как несправедливо наложенные. Не было покаяния с их стороны. В докладе м. Корнилия говорится, что РПЦ разрабатывает проекты уврачевания раскола. У нас не было раскола, а свой пусть они сами врачуют. Не говорят, как надо относиться к бесовским антистарообрядческими книгам, таким, как «Пращица», «Жезл», написанных бесами в человеческом обличии, этими митрополитами Питиримами и Димитриями Ростовскими. От патриаршей церкви могут исходить только духовные болезни. На местах продолжается давление РПЦ на старообрядцев, передача РПЦ бывших старообрядческих храмов.

Я убеждён, что встречи наших иерархов с их иерархами нам не нужны и пользу РПСЦ не принесут. Это не украшает нас.У них свой путь, у нас свой путь».

М. Корнилий: «Не надо обострять отношения с никонианскими властями».

Делегат с Алтая: «Слово мирянина значит мало, а слово архиерея значит много. В Сибири очень болезненно воспринимают контакты наших архиереев с архиереями РПЦ».

О. Александр Чукаленко: «Если к нам пришёл м. Илларион, мы что, должны его выгонять?»

Олег Соколовский (Рогожская община): «Старообрядцы со всей России и из ближнего зарубежья, приехавшие на праздник Жен-мироносиц, приехали на старообрядческий праздник. Из общения с ними я узнал, что 80% из них были возмущены этим визитом никонианской делегации, они не желали видеть ни м. Иллариона, ни эту одиозную фигуру – о. Всеволода Чаплина, которого некоторые называли Чарли Чаплином».

О. Михаил Родин: «Проект документа об уврачевании раскола, все заявления о сближении – это со стороны РПЦ всего лишь удушающие объятия. За словами об интересе к знаменному пению, древнерусским иконам стоит лишь желание нас завлечь. Не следует этому поддаваться. Встречи с никонианами не соответствуют старообрядческой традиции, мы не должны это одобрять. Такие встречи могут носить только вынужденный характер, их не стоит одобрять, а надо только принять к сведению».

О. Димитрий Шмаков (Ижевск): «В своё время наш первосвятитель архиепископ Иосиф на государственных мероприятиях встретился с патриархом Пименом, который сказал: «Нам давно пора объединиться». На это архиепископ Иосиф ответил: «Вы будете молиться как святым Аввакуму и Павлу Коломенскому?» Патриарх Пимен ответил: «Нет». На что архиепископ Иосиф сказал: «И мы не можем молиться за патриарха Никона».

Подумайте, с кем нам объединяться, с врагами Божьими? Никакого диалога с ними быть не может. Клятвы они сняли с себя, а не с нас».

О. Валерий Шабашов: «Мусульмане каждый год убивают 100 тысяч христиан за то, что они веруют во Исуса Христа. Не нам определять загробную жизнь этих мучеников».

Комментарий: Посмертная участь всех, кто мученически пострадал за веру во Христа, определяется Богом. Однако в церковных правилах (пр. св. Пом. Собора Лаодикийского, 34 пр. св. Пом. Собора Лаодикийского) упоминаются еретические лжемученики, почитающие которых «да будут анафема», таковые «лишаются общения».

О. Валерий Шабашов: «Мы должны протянуть руку взаимопомощи другим христианам, русским людям перед лицом угроз со стороны исламского экстремизма и неоязычества. Необходимо объединение с ними, не молитвенное, но национальное. Мы не можем углублять кровавую рану, нанесённую врагами России. Никониане нам ближе, чем мусульмане».

Комментарий: О. Валерий клевещет на тех, кто не согласен «сближаться« с РПЦ, приписывает им  те взгляды, которых у них нет. Они не выступают против национального объединения русского народа, а критикуют именно политику религиозного сближения староверов с никонианством.

«Кровавую рану раскола» углубляют не староверы, которые не желают отказываться от своих убеждений, а никониане, уклоняющиеся от действительного покаяния и исправления.

Делегат из Бендер (Приднестровье): «У нас в Приднестровье 112 никонианских храмов и только 3 старообрядческих. Им ничего не стоит нас задавить. Мы были очень рады, что м. Корнилий встретился с епископом Саввой Тираспольским и Дубосарским. Встречи с никонианскими архиереями необходимы».

А.В. Антонов: «К нам в храм пришёл инспектор по газу, спросил, как мы относимся к РПЦ. Я показал то поздравление, которое патриарх Алексий II направил нашему митрополиту Андриану. После этого инспектор разрешил нам начать отопительный сезон. 
РПЦ – это, по существу, государственная церковь. Мы рядом с ними всё равно как семечко против арбуза.

Наши старообрядческие ревнители благочестия, возможно, и искренние люди, но объективно они враги России, так как стравливают русских людей перед лицом смертельных угроз».

Александр Бобров (Рогожская община): «Официальных встреч с представителями РПЦ избежать невозможно. Но, как правило, соблазн вызывают встречи неофициальные. Не было никакой необходимости приглашать м. Иллариона на Рогожскую во время праздника Жен-мироносиц, что и вызвало возмущение. Предлагаю воздерживаться от неофициальных встреч».

О. Леонтий Пименов: «Предлагаю сообщение о межконфессиональных встречах принять к сведению».

За это проголосовали 112 делегатов.

Однако обсуждение вопроса на этом не окончилось.

Алексей Пряхин (Рогожская община): «Деловые встречи нужны, но приглашение на праздники – лишнее. Это вызвало соблазн у старообрядцев из других общин, приехавших на праздник. Сейчас мы не готовы вместе праздновать с РПЦ, нужно время и терпение».

О. Леонтий Пименов: «Господа тоже обвиняли, что он ест и пьёт вместе с мытарями и фарисеями».

Епископ Силуян: «Те, кто нам предлагают отгородиться от контактов, не апостольского духа. Если мы их послушаем, то мы будем выброшены из общества».

М. Корнилий: «Прошу голосовать тех делегатов, для кого визит м. Иллариона на Рогожскую стал соблазном».

Проголосовало 33 делегата.

М. Корнилий: «Как видим, соблазнилось не 80% и даже не 50% из числа собравшихся. Голос Собора важнее голоса мирян».

Комментарий: За этим высказыванием стоит клерикализм, отзвук еретического учения римо-католиков, воспринятого и никонианами, согласно которому есть Церковь учащая и учимая.

Епископ Зосима: «Горе миру от соблазнов, но горе тем, через кого приходят соблазны (Матф.18:7)».

Епископ Савватий: «Мы должны встречаться для решения каких-то вопросов. Но мне недавно сообщили, что в РПЦ принято решение о канонизации патриарха Никона».

Епископ Зосима: «Всё очень походит на события во время Флорентийской унии, против которой выступил один Марк Эфесский. Уния состоялась. Враг спасения готовит нам то же самое. Мы больше надеемся на людей, нежели на Бога».

На голосование поставлен вопрос: «Кто считает, что необходимо воздерживаться от неофициальных контактов с представителями РПЦ?»

Пред началом этого голосования с правом голоса присутствовало 122 делегата.

За то, что бы воздержаться от неофициальных контактов с представителями РПЦ, проголосовало 40 делегатов.

Против – 31 делегат.

Воздержались 23 делегата.

В голосовании не участвовали 28 делегатов.

Комментарий: Обсуждение этого вопроса и голосование по нему выявило очень важные подробности в современной жизни РПСЦ.

Во-первых, группа клириков и мирян в очередной раз продемонстрировала свои единоверческие, по существу, убеждения.

М. Корнилий и о. Леонтий Пименов уверены, что «разногласия между нами и РПЦ уменьшаются» на основании того, что «м. Илларион (Алфеев) положительно отзывался о старообрядцах как о хранителях древнего обряда, в РПЦ увеличивается интерес к знаменному пению, патриарх Кирилл приказывает всем приходам вернуться к погружательному крещению».

То есть, они считают, что все разногласия между старообрядцами и никонианами сводятся только к «древнему обряду, знаменному пению, погружательному крещению», и в случае признания всего этого никонианами ничто не препятствует с ними сближаться вплоть до объединения.

Из слов м. Корнилия и о. Леонтия следует, что никакой ереси в никонианстве нет, никониане и староверы исповедуют одну и ту же православную веру, разделяясь лишь обрядами.

Но это и есть идеология единоверия, которое существует на правах отдельных приходов «по древнему благочестию» в составе никонианской церкви.

Кроме того, единоверствующие участники Собора заявляли, что новообрядческая церковь есть часть государственного аппарата, «это, по существу, государственная церковь, мы рядом с ними всё равно как семечко против арбуза», «не надо обострять отношения с никонианскими властями», «им ничего не стоит нас задавить». «Если мы послушаем тех, кто нам предлагают отгородиться от контактов с никонианами, то мы будем выброшены из общества», - пугал участников Собора епископ Силуян.

Более того, А.В.Антонов обвинил «наших старообрядческих ревнителей благочестия», которые, «возможно, и искренние люди» в том, что «объективно они враги России, так как стравливают русских людей перед лицом смертельных угроз». Ту же мысль подтвердил о. Валерий Шабашов: «Мы не можем углублять кровавую рану, нанесённую врагами России. Никониане нам ближе, чем мусульмане».

Вместо ревнительства, то есть, по их мнению, «стравливания русских людей», надо сближаться с РПЦ из верноподданнических и патриотических соображений, перед лицом «смертельных угроз со стороны исламского экстремизма и неоязычества».

Это тоже неотъемлемая часть единоверческой идеологии.

Высказались на Соборе  и ревнители, представляющие традиционные старообрядческие убеждения.

Епископ Зосима, епископ Савватий, священники Михаил Родин, и Димитрий Шмаков, миряне из Ижевска, Сибири, Москвы высказали убежденность, что «никакого диалога с никонианами быть не может», «не было покаяния с их стороны», «от патриаршей церкви могут исходить только духовные болезни». Считающие так убеждены, что «встречи наших иерархов с их иерархами нам не нужны и пользу РПСЦ не принесут», «80% из приехавших на праздник жен-мироносиц были возмущены визитом никонианской делегации», говорили о том, что «в Сибири очень болезненно воспринимают контакты наших архиереев с архиереями РПЦ».

Однако большинство делегатов на Соборе проявили себя как робкое и беспринципное «болото».

Всего было зарегистрировано 156 делегатов Собора.

Пред началом голосования по вопросу: «Кто считает, что необходимо воздерживаться от неофициальных контактов с представителями РПЦ?» присутствовало 122 делегата с правом голоса.

Фактически этот было голосование о доверии или недоверии политике нынешнего руководства РПСЦ по сближению с никонианами.

Вопрос отношения нашей Церкви к никонианам и к сближению с РПЦ –  это важнейший вопрос её бытия, смысла её исторического существования, уклониться от ответа на него невозможно, это тот случай, о котором сказано в Евангелии: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф.5:37).

34 делегата (22%), пользуясь тем, что перед началом Соборных заседаний не проверяют персонального присутствия зарегистрированных делегатов, на заседания Собора вообще не явилось. Приехав в Москву в командировку на средства приходов, они зарегистрировались и вместо Собора отправились решать какие-то свои проблемы, проявив полное безразличие к делам Церкви.

За то, что бы воздержаться от неофициальных контактов с представителями РПЦ, проголосовало 40 делегатов (24% от зарегистрированных делегатов).

На прямой вопрос м. Корнилия: «Для кого визит м. Иллариона на Рогожскую стал соблазном?», который все восприняли как проверку на лояльность к священноначалию РПСЦ, утвердительно проголосовало 33 делегата (21%).

То есть против сближения нашей Церкви с РПЦ открыто голосовало от 40 до 33 делегатов (24-21%).

Согласны с неофициальными контактами руководства РПСЦ с представителями РПЦ МП 31 делегат (20%).

Однако большинство приехавших на Собор клириков и мирян от ответа постарались уклониться.

Воздержались 23 делегата (15%).

В голосовании совсем не участвовали 28 делегатов (18%), у которых, по-видимому, на это не хватило духа.

То есть 88 делегатов (56% от числа зарегистрированных делегатов Собора) разными путями уклонилось от голосования, в том числе и не явившись на соборное заседание.

Глядя на участников Собора, поневоле вспоминается высказывание времен церковного раскола XVII века: «Мы не знаем не старой веры, ни новой, а что начальство велит, то и делаем».

Кроме того, если действительно большинство верующих (до 80%) против сближения с никонианством, то следует признать, что нынешние правила избрания делегатов на Собор не позволяют выразить мнение большинства.
 
О. Евгений Чунин: «Мы обсуждаем этот вопрос, не заглянув в уже принятый нами документ, в «Протокол встреч клириков Русской Православной Старообрядческой Церкви с инославными священнослужителями». А там сказано, что епископ не имеет права частной встречи с иноверными. Задачи каждой встречи должны быть чётко обозначены, оговорены вопросы, подлежащие обсуждению. Необходимо доработать этот документ».

О. Геннадий Чунин: «То, что мы ставили на голосование, уже содержится в «Протоколе». Так же я считаю, что встреча на празднике «Жен-Мироносиц» не была частной встречей. Считаю, что вопрос исчерпан и объявляю перерыв на обед».

Комментарий: Во всяком случае, соборного одобрения курса на сближение с РПЦ на этом Соборе получить не удалось.


О возможности участия Церкви в реформе вооруженных сил

После обеденного перерыва с докладом на эту тему выступил майор Алексей Белков.

Он вначале рассказал участникам Собора о себе: окончил военный ВУЗ, проходил службу в армии, приходилось бывать и в «горячих точках». В настоящее время является научным сотрудником Института военной истории при Министерстве обороны. Майор А.Белков сообщил, что принял крещение в РПСЦ в 2005 году в Верее, молится в этом приходе, а так же на Рогожской.

После этого он зачитал текст заранее подготовленного доклада на тему «Старообрядческое духовенство в армии: Возможно ли это?»

«Православная Церковь практически сразу после реформ Никона была оттеснена от армии «церковью господствующей». Долгие годы ревнители древлего благочестия подвергались гонениям и притеснениям, армия же в эти времена была одним из инструментов давления. Но шли годы и ситуация изменилась. После указа о веротерпимости от 17 апреля 1905 года старообрядцы получили возможность поступать в юнкерские училища с последующим производством в офицеры.

В русско-японскую войну (1904–1905 гг.) впервые в истории в действующую армию генерала Н.А. Куропаткина, насчитывающую около 12000 старообрядцев, для духовного окормления были допущены два священника, хотя, официально, тогда еще как миряне, содержащиеся за счет самих же старообрядцев.

Уже с начала Первой Мировой войны (1914–1918 гг.) по инициативе старообрядцев Белокриницкого согласия и с одобрения Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича и протопресвитера армии и флота Г.И. Шавельского в действующую армию было направлено четыре старообрядческих священника: по одному на каждый фронт (хотя опять без государственного содержания — священноиереи содержались попечителями Рогожского кладбища).

Но это, конечно, в полной мере не удовлетворяло потребности воинов-староверов, и уже летом 1916 года Военным ведомством было разрешено прислать на каждый фронт еще по одному священнику, тогда же приказом начальника Морского штаба Верховного главнокомандующего учреждались должности старообрядческих священников на Балтийском и Черноморском флотах.

И, наконец, с середины 1916 года старообрядческое духовенство в армии стало содержаться за казенный счет. Дальнейшего развития этот вопрос в Российской империи не успел получить.

После захвата власти большевиками в 1917 году и начала Гражданской войны известны случаи дальнейшей пастырской службы в армии древлеправославного духовенства. Так в Вооруженных силах Юга России (ВСЮР) на июль 1920 года состоял протоиерей Иоанн Никулин. В вооруженных силах правительства адмирала А.В. Колчака была учреждена штатная должность старшего старообрядческого священника армии и флота, которую занимал о. Иоанн Кудрин, при нем имелась канцелярия из трех человек и четыре священника в подчинении.

В советское время, естественно, о военном духовенстве не было даже и мысли.

И, вот, теперь после почти 80-ти летнего перерыва, появляется возможность вновь поднять вопрос о старообрядческом духовенстве в армии и надеяться на положительные результаты в его решении. Такой оптимизм вселяет Решение Президента Российской Федерации от 21 июля 2009 года о воссоздании в Вооруженных Силах России института военного духовенства и Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённое Министром обороны РФ 24 января 2010 года.

Вот и получается, что наиболее актуально приступить к решению данного вопроса в самое ближайшее время, так как вся законодательная база уже подготовлена, соответствующие органы в Министерстве обороны РФ созданы, и само руководство Вооруженными Силами к диалогу готово, при том, что вопрос ещё окончательно не закрыт и находится в стадии решения. С другой стороны потребность в духовном окормлении воинов-старообрядцев крайне велика, а также это послужит святому делу проповеди слова Божьего людям».

После доклада майор А.Белков сообщил дополнительно: «В Министерстве обороны России уже создаётся Управление по работе с верующими военнослужащими, есть войсковые священники, муллы и раввины. Если РПСЦ опоздает, то её священники не смогут участвовать в окормлении старообрядцев-военнослужащих. Поэтому сейчас самое время войти во взаимодействие с Министерством обороны и принять участие в выработке нормативных документов.

Согласно действующим законам и нормативным актам инициатива должна исходить от религиозных объединений. Если в подразделении будет более 10% личного состава одной конфессии, то возможно ходатайствовать об учреждении для них полкового священника.

Полковой священник получает обеспечение от государства порядка 40 тыс. рублей в месяц».

Майор А.Белков предложил создать при Митрополии Рабочую группу по взаимодействию с Министерством обороны. «Необходимо выяснить количество призывников, военнослужащих срочной службы и офицеров среди христиан РПСЦ, а на основании этого выйти с конкретными предложениями в Министерство обороны.

Если призывников-старообрядцев мало, то можно ходатайствовать о призыве их в отдельные подразделения воинских частей, располагающихся вблизи наших старообрядческих храмов».

Дьякон Александр Спивак: «Возможно ли для старообрядцев ношение бороды в армии?»

Майор А.Белков: «Сейчас отношение к бороде в армии крайне негативное. Обращение старообрядческой Церкви может изменить ситуацию.

Надо сказать, что сейчас более 90% людей в армии, в том числе очень образованных, имеют о старообрядчестве самые схематические сведения. Если мы не будем говорить о себе, не будем выходить с предложениями, о нас не будут знать».

О. Никола Думнов: «Идея хорошая, но её надо как следует обдумать».

Майор А.Белков: «Если мы создадим старообрядческую роту, и она будет показывать высокие результаты, то командование заинтересуется. Тогда могут пойти на уступки, в том числе и с бородой. Для этого необходимо, чтобы старообрядческое подразделение было лучшим в части, в округе, в Вооруженных силах».

О. Валерий Шабашов: «Я считаю идею создания специальных «старообрядческих» частей весьма актуальной. У нас по Пермскому краю, много призывников-старообрядцев служит в элитных частях: в погранвойсках, в спецназе, в ВДВ. Наши ребята вообще хорошо физически подготовлены, не пьют, не курят, занимаются спортом. В то же время  русские призывники, в целом, заметно уступают по физической подготовке своим сверстникам-татарам, исключение составляют лишь старообрядцы.

В моём городе Верещагино из 20-тысячного населения едва ли не большую часть составляют старообрядцы, похожая ситуация и в соседних населенных пунктах, так что «можно сформировать из местных призывников-старообрядцев хоть целую дивизию».

Священник: «Призывники имеют разную степень воцерковления – от тех, кто только крещён в детстве и в храм не ходит или ходит очень редко до молодых людей, являющихся сознательными верующими и постоянными прихожанами. Поэтому, если создать подразделение из солдат-старообрядцев, оно будет очень «пестрым», неоднородным».

После доклада и его обсуждения было принято решение: «Выразить христианскую благодарность майору А.Н. Белкову. Создать рабочую группу по взаимодействию с Вооруженными силами РФ в следующем составе: протоиерей Валерий Шабашов, иерей Сергий Лисуренко, иерей Сергий Махнев, майор А.Н. Белков».

Комментарий: По-военному чёткое, конкретное сообщение майора Алексея Белкова очень хорошо смотрелось на фоне расплывчатых выступлений многих других участников Собора.

Можно полностью согласиться с ним в том, что РПСЦ необходимо принять участие в процессе создания войскового духовенства, созданию нормативных документов, старообрядческое священство должно получить возможность окормления воинов-старообрядцев.

Другой вопрос, в каких формах эта работа должна проводиться.

Предложение майора А.Белкова о создании отдельных старообрядческих частей представляется трудновыполнимым. Призывников-старообрядцев сравнительно немного, к тому же степень их воцерковлённости очень разная. Сознательных юношей-христиан среди них мало, большинство – старообрядцы номинальные, если и крещённые в детстве, то по жизни мало чем отличающиеся от своих неверующих сверстников. Нет никакой уверенности, что если собрать таких юношей в какие-то подразделения, они будут гарантированы от нарушений воинской дисциплины, покажут высокие показатели в боевой учёбе и т.д. А ведь те проблемы, к которым привыкли в обычных подразделениях, в особых старообрядческих подразделениях будут восприниматься очень болезненно, станут поводом для нападок и насмешек над нашей Церковью в целом.

Вообще идея создания отдельных конфессиональных воинских коллективов представляется спорной, может привести к межконфессиональному противостоянию и конфликтам в армии.

А если не создавать особые старообрядческие подразделения, то отпадает нужда в особых войсковых старообрядческих священниках-капелланах. Не стоит забывать о нехватке священников даже для существующих приходов РПСЦ.

По-видимому, для РПСЦ имеет смысл получить правовую возможность для окормления приходскими священниками воинов-старообрядцев и совместно с Министерством обороны проработать практические механизмы для этого. При этом реальная потребность такого окормления возникнет не в мирное, а в военное время.

В мирное время сегодня солдат-срочников призывают всего на один год. Даже если за время службы солдату не удастся посетить храм, он сможет сделать это по окончании службы.

Но в военное время, с началом массового призыва в армию и участия в боевых действиях ситуация возникнет другая. На службу будут призваны множество христиан-старообрядцев, будут убитые, будут раненые. Появится потребность в исповеди и причастие умирающих и тяжелораненых, присутствие старообрядческих священников в армии станет необходимым.

Именно эти обстоятельства привели к возникновению старообрядческого военного духовенства во время русско-японской и Первой мировой войн.

В случае будущей войны реальным представляется откомандирование заранее подготовленных и согласованных с военным ведомством старообрядческих священников в крупные военно-медицинские центры, госпитали, места нахождения раненых.

Представляется, что взаимодействие РПСЦ и Министерства обороны должно строиться в этом направлении.


О финансовом положении митрополии

Бухгалтер Митрополии Н.Е.Смирнова сообщила, что источником дохода Митрополии является отчисляемая приходами десятина. Она зачитала список приходов, имеющих задолжности перед Митрополией, и огласила сумму этих задолжностей для отдельных приходов.

Сообщение было принято к сведению.


О кандидатах в архиереи

С сообщениями о возможных кандидатах в архиереи выступил м.Корнилий, а так же представители епархий.

Комментарий: Поиск таких кандидатов является серьёзной проблемой, так как мужских монастырей в РПСЦ сейчас практически нет, и это исключает наиболее очевидный путь поиска кандидатов - среди монашествующих.

В ходе состоявшегося обсуждения представителями епархий были названо несколько новых кандидатов.

О. Алексей Михеев предложил обсудить возможность назначения епископа на Московскую епархию, объединяющую 35 приходов. По его мнению, м. Корнилий, являющийся сегодня епархиальным архиереем Московской епархии, не может ей уделить необходимого внимания в связи с большой общецерковной нагрузкой.

Сообщения были приняты к сведению.


О положении дел в приходе г. Кузнецка Пензенской области

С сообщением на эту тему выступил. о. Михаил Родин (г. Балаково): «Чтец Владимир Яшин, который раньше был в приходах Саратова и Сызрани, а сейчас пребывает в г. Кузнецке, перешел в единоверие, но этот факт от многих наших верующих скрывает. Сейчас он молится на дому, у себя на огороде построил часовню. В городе Новокузнецке и историческом старообрядческом селе Паиме он организует с нашими христианами молебны, скрывая при этом факт своего единоверия, и приглашает на этот молебен единоверцев из своей общины.  То есть он обманом вовлекает наших христиан в молитвенное общение с единоверцами.

При этом Владимир Яшин сумел настолько обворожить местных старушек, что они от него без ума и не желают даже от окормляющих эти места старообрядческих священников слышать что-либо негативное о Яшине.

История эта может иметь продолжение. Недавно Владимир Яшин был пострижен епископом Нарвским из Эстонии в монашество.

Поскольку Владимир Яшин для местных христиан больший авторитет, чем священники, о. Михаил Родин предложил подготовить соборное обращение о пагубности деятельности В.Яшина.

О. Александр Панкратов: «Ранее Владимир Яшин впал в смертный содомский грех. Было соборное решение, что он не может возводиться в священные степени».

О. Вадим Коровин: «Во всех общинах Владимир Яшин хотел быть лидером, конфликтовал со священниками.

После ухода в единоверие на контакт с нашими священниками не идёт. О. Иоанн Миролюбов официально подтвердил, что он единоверец».

О. Евгений Чунин: «У нас нет доказательств его перехода в единоверие».

О. Михаил Родин: «Я беседовал об этом с о. Иоанном Миролюбовым».

О. Евгений Чунин: «Еретик может свидетельствовать только о себе».

О. Александр Панкратов: «Эта история хорошо известна, освещена в СМИ и интернете. Какие ещё доказательства нужны о. Евгению?»

Было принято решение: «Принять к сведению сообщение иерея Михаила Родина. На основании 10-го правила святых апостол и 2-го правила Антиохийского Собора отлучить Владимира Яшина от Церкви до полного раскаяния. Иерею Георгию Гусеву совместно с иереем Михаилом Родиным посетить общину города Кузнецка для разъяснения прихожанам сложившейся ситуации».

Комментарий: Проблема местная, совершенно не соборного уровня, она должна решаться или местными священникам, либо, в крайнем случае, епископом. Принимать по бесчинствам чтеца Владимир Яшина соборное решение – это значит чрезмерно возвышать этого деятеля, понижая вместе с тем высокий статус Собора.


О наименовании Костромской и Ярославской епархии

Епископ  Костромской и Ярославский Викентий сообщил, что были обнаружены разночтения в уставных документах епархии. Необходимо зарегистрировать исправленные уставные документы в Минюсте, предварительно утвердив их на Соборе. Вопрос носит чисто технический, процедурный характер.

Решили: «Принять к сведению сообщение преосвященного Викентия, епископа Ярославского и Костромского. Внести предложенные епископом Викентием изменения в учредительные документы Ярославской и Костромской епархии».


О необходимости предоставления приходами в Митрополию копий регистрационных документов

Епископ Казанско-Вятский Евфимий обратил внимание на то, что все приходы РПСЦ  утверждаются в Москве. Согласно действующему гражданскому уставу Церкви епархии юридически не являются по отношению к своим приходам централизованной религиозной организацией. Централизованной организацией является только Митрополия.

Юрист Митрополии Павел Коробейников ответил: «Отдавать полномочия Митрополии в епархии нецелесообразно, так как там царит неразбериха. Мы до сих пор не можем собрать со всех приходов копии учредительных документов».

После этого он зачитал список тех приходов, которые частично или полностью не предоставили копии документов в Митрополию.

Делегат из Тирасполя спросил: «Почему юристы из Москвы не помогут нам зарегистрироваться в Приднестровье?»

О. Александр Панкратов: «До сих пор после распада СССР многие не понимают, что они уже живут в других странах с иными, чем в России законами».

О. Геннадий Чунин пошутил: «Придётся подождать мирового правительства».


Попытка запретить выступления женщин на Соборах

Неожиданно член Канонической комиссии о. Вадим Коровин, поддерживаемый другими членами Канонической комиссии, о. Александром Панкратовым и о. Михаилом Родиным, предложил соборно запретить женщинам оглашать на Соборах доклады вероучительного и догматического содержания.

О. Михаилом Родин: «Апостолом сказано: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить» (1Кор.14:34)».

А.В.Антонов: «Если женщина – делегат Собора, то у неё есть рука для голосования, а язык пусть молчит, или говорит только по делам своего прихода».

Комментарий: Странно слушать такие предложения от Канонической комиссии и руководителя Информационно-издательского отдела. Вместо того, чтобы понять дух церковных правил, они пытаются обосновать ими сиюминутную коньюктуру.

М. Корнилий: «В наше время женщины преобладают в Церкви, на них многое держится, они поют на клиросе, хотя раньше этого не было. Я считаю нецелесообразным принятие такого соборного решения».

Андрей Пряхин (Рогожская община): «Доклад женщины на Соборе – это не учение, не учительство. Это – предварительный материал, представленный на усмотрение Собора».

В порядке исключения слово попросил Алексей Шишкин (Москва), присутствующий на Соборе в качестве гостя без права голоса. По его мнению, «это предложение делается для того, чтобы запретить на Соборах выступать Е.Барсуковой. Совершенно недопустимо принимать соборные решения, пересматривающие место женщины в Церкви, в каком-то смысле носящие догматический, вероучительный характер под конкретную, сиюминутную ситуацию».

А.В.Шишкин привёл примеры женщин – наших современниц, преподавателей воскресных школ и Духовного Училища РПСЦ, которые хорошо знают Священное Писание и догматические вопросы, гораздо лучше многих христиан-мужчин.

Комментарий: Те, кто считает, что женщина не может оглашать доклады вероучительного и догматического содержания, фактически считают, что женщина не может в полном объёме усвоить вероучение и догматику, что она является неполноценным христианином и неполноценным человеком. А это является ересью, нарушением христианской антропологии, христианского учения о человеке.

Как писал Иоанн Златоуст, «женщина от мужчины отличается только по внешним обстоятельствам, но в подвигах благочестия у них общее поприще, общий подвиг».

Хочется напомнить, что в Библии упоминаются пророчицы, женщины, которые владели даром пророчества. Из числа пророчиц наиболее известны: Мариам, Девора, Анна - мать пророка Самуила, Олдама и Анна пророчица - дочь Фануилова.

Во времена распространения христианства святая великомученица Екатерина в присутствии множества людей вела прения о вере с языческими философами и так ясно и неопровержимо излагала христианское вероучение и догматические истины, что уверовали и сами философы, и множество людей.

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, получив от Господа повеление идти в страну, где «зреет жатва великая, но нет жнецов», была в недоумении. Во сне она получила чудесный список, где были следующие новозаветные цитаты: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф.26:13), «Тогда говорит им (женам) Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим» (Мф.28:10), «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Исусе» (Гал.3:28). Когда святая равноапостольная Нина учила вере христовой народ Иверии, конечно, она излагала христианское вероучение и догматические истины.

Замечательный автор церковных песнопений инокиня Кассия (IX в.), чьи произведения вошли в богослужебные книги Православной церкви (ирмосы Великой субботы, стихера Великой Среды, стихера на Рождество Христово — «Августу единоначальствующу» и другие), в своих богослужебных текстах раскрывала богословские истины, в частности, догмат о двух естествах Христа.

Её современница императрица Феодора способствовала восстановлению иконопочитания и торжеству православия в 842 году.

Говоря же о нашей русской земле, вспомним святую равноапостольную княгиню Ольгу и мученицу за правоверие боярыню Феодосию Морозову, в инокинях Феодору, которые, несомненно, проповедовали христианское вероучение.

О. Геннадий Чунин: «Нехорошо где-то в церковной жизни выезжать за счёт женщин, а где-то их лишать прав. Нельзя из-за возможных ошибок одной женщины лишать прав всех женщин. Предлагаю снять вопрос с рассмотрения».

За это проголосовали 76 делегатов, против – 6. Вопрос снят.

Комментарий: Почему никто не ставит вопрос о лишении права голоса священников и мужчин, которые  на Соборах допускают вздорные и даже еретические взгляды?

Е.Барсукова: «Мне, женщине, не пришлось бы выступать на Соборах, если бы Комиссия по электронным документам ответственно относилась к своим обязанностям».


Разное

О. Евгений Чунин объявил о дополнительном наборе в Духовное Училище, так как в этом году поступило слишком мало студентов.

Был рассмотрен вопрос о пенсии семье покойного о. Романа Носочкова.

Владыко Зосима предложил перенести ранее установленное празднование Марку Эфесскому с 23 июня ст. ст. на 23 июля ст. ст. Ранее установленная дата празднования совпадает с праздником Владимирской иконы.

Принято единогласно.

М.Корнилий сообщил, что следующий Совет Митрополии состоится 4-5 февраля 2014 года. «Прошедший Собор ещё раз подтвердил, что в нашей Церкви живо соборное начало, Церковь жива, здорова и не лишена благодати Святого Духа», - заверил он.

На этом Собор завершил свою работу, рассмотрев предложенные вопросы за два дня вместо трёх запланированных.

Комментарий: Общее впечатление от этого собора гнетущее. Важнейшие вопросы жизни Церкви, такие, как попытки поглощения её никонианской ересью и мировым экуменизмом, угрозы глобализма, электронного контроля, необходимость миссионерской работы в России, уврачевание раздоров в РПСЦ, должным образом не рассматривались. Много времени было занято докладами пустыми, демагогическими. Большинство рассматриваемых вопросов было совсем не соборного уровня, должны были решаться приходскими священниками, епископами или митрополитом в рабочем порядке. За попыткой лишить женщин права голоса явственно видно стремление к свертыванию соборности в Церкви.

Несколько лет назад стали звучать лукавые предложения, что не стоит проводить Соборы каждый год (хотя это делается в соответствии 8 пр. св. Всел. VI Собора Константинопольского), это слишком дорого, надо Соборы проводить «по мере необходимости», то есть от случая к случаю.

Возможно, кто-то, превращая Соборы в формальные и почти не имеющие смысла мероприятия, пытается подвести христиан к этой мысли.

Однако, если согласиться с этим, то на практике это приведёт к тому, что Соборы вообще перестанут собираться, за исключением случаев избрания нового митрополита. Те, кто должны будут принимать решение о необходимости Собора, будут заявлять, что такой необходимости нет, предпочитая решать все вопросы жизни Церкви келейно.

Фото сайта «Русская вера»