27 ноября Пензенский информационный портал ПензаИнформ разместил материал, сообщающий о том, что накануне, 26-го числа в Кузнецке новообрядческий епископ Кузнецкий и Николаевский Серафим освятил "единоверческий" храм во имя свт. Николы, рукоположил некоего "иеродиакона Варсанофия (Яшина)" в попы и назначил последнего настоятелем новоосвященного храма. А на епархиальном сайте кузнецкой епархии оперативно в день самих событий выложили фоторепортаж мероприятия.
Эта новость весьма примечательна тем, что имя Яшина до этого звучало исключительно в контексте скандалов. Впервые он скандализировался в Саратове, где был уставщиком в общине Русской Православной Старообрядческой Церкви. Скандал разразился громкий: настоятель саратовского храма о. Георгий Гилёв обвинил Владимира Яшина в растлении юноши... По словам о. Георгия, Яшин сам признался в этом деянии и принял наложенную на него духовником епитимию, но через год начал отрицать свою вину. Тогда же он переехал в г. Сызрань, где также стал уставщиком. Вскоре после его приезда в сызранской общине разразился новый скандал: настоятеля храма о. Георгия Гусева некоторые прихожане обвинили в каких-то нарушениях и, как говорят участники тех событий, Владимир Яшин исподволь направлял этих прихожан в попытках изгнать настоятеля. В итоге из общины был изгнан не настоятель, а сам Яшин. После этого решением Совета Митрополии РПСЦ Владимиру Яшину было запрещено служить уставщиком в какой-либо общине. Тогда он переехал в Кузнецк, куда к тому времени перебрались его родители, и там вскоре присоединился к РПЦ МП. Однако своим знакомым бабушкам-старообрядкам он говорил, что он "никуда не уходил, а просто молится дома". После перехода в РПЦ МП Владимир Яшин стал активно добиваться постройки "единоверческой" церкви: он зарегистрировал "единоверческую" общину и совместно со своим дядей, клириком МП, стал строить храм в одном из районов Кузнецка. Очень скоро и в этом храме разразился ещё один скандал, который вылился даже на страницы местной прессы. Новообрядцы стали обвинять Яшина в том, что он создаёт какую-то секту, собирает вокруг себя сторонников и почитателей. Кстати, в этих публикациях сообщалось, что Яшин имеет каких-то влиятельных покровителей в новообрядческой церкви, которые помогают ему безнаказанно делать в МП то, что он хочет. Надо думать, что этот скандал сопровождался размолвкой Яшина с его дядей, который вследствие этого скандала изгнал Яшина из строящегося храма, а храм стал обычным новообрядческим. После этого Яшин построил на своём огороде часовню, в которую стали съезжаться его почитатели. С двоими из них он около двух лет назад совершил поездку в с. Поим Белинского района Пензенской области. Село Поим в прошлом было крупным старообрядческим центром. Яшин приехал туда и через местный музей старообрядчества вышел на связь с проживающими там старообрядцами. Бабушкам он представил свою делегацию как "старообрядцев из Кузнецка". При этом из Кузнецка был только сам Яшин, а его спутники были один из Пензы, другой из Москвы. Яшин рассказал бабушкам, что бывал в их селе с саратовским батюшкой и назвал по именам покойных тогда уже прихожанок. Приехавший с Яшиным москвич Василий Сорокин представился преподавателем старообрядческого духовного училища в Москве. Им удалось так расположить к себе поимских бабушек, что они вместе с гостями молились молебен и подарили им одну старинную церковную книгу.

Характерно то, что после перехода в "единоверие" Яшин всячески избегает контактов со старообрядческими епископами священниками. Я лично несколько раз пытался выйти с ним на связь через разных его знакомых, но он категорически отказывался. И это тогда, когда я ещё не знал обо всех "приключениях" Владимира и просто хотел с ним познакомиться, потому что слышал о нём хорошие отзывы от наших бабушек, знавших его ещё в бытность его саратовским уставщиком.

Став членом РПЦ МП, Владимир исподволь старался переманить к себе оставшихся в Кузнецке старообрядцев. В Поиме он рассказывал нашим бабушкам, что в Кузнецке у него 90 прихожан. К сожалению, окормлявший этот город старообрядческий священник не делал должных разъяснений своим духовным чадам в Кузнецке и старушки не знали, что с Яшиным нельзя вместе молиться. Естественной точкой всей "Яшинской истории" в лоне РПСЦ стало его отлучение. Решением Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 2013 года Владимир Яшин был отлучён от Церкви за моление и служение с иноверными.

Однако "Яшинская история" в новообрядчестве продолжается и приобретает всё более любопытное развитие.

Упомянутое выше освящение церкви на огороде Яшина и поставление его в попы вызывает как минимум большое недоумение.

Насколько мне известно, местный новообрядческий архиерей не хотел ни ставить в священные степени, ни даже просто постригать Яшина в иноки. Поэтому Владимир добился того, что его постриг один заграничный архиерей (в Эстонии). Но поставить его попом на Кузнецк этот архиерей при всём желании не мог - чужая территория.

Известно, как поистине ревниво относятся новообрядческие архиереи к церковной недвижимости. Ну никак, никогда и нигде, ни за что и никогда нельзя себе представить, чтобы новообрядческий архиерей согласился освятить храм, находящийся в чьей-то частной собственности. Это просто невозможно! Они хорошо знают, как легко могут отделиться от МП те, у которых свой собственный храм. И то, что все храмы в МП являются собственностью МП и в любом случае и при любом раскладе ею остаются, удерживает многих несогласных от разрыва общения с Московским Патриархатом. Как же Яшин добился того, что на его собственной земле, в его собственном огороде их местный архиерей сам освятил ему церковь и его же поставил в ней настоятелем??? Каким "золотым ключиком" и какую секретную дверь он смог отворить, чтобы свершилось НЕВОЗМОЖНОЕ? И это при том, что тот архиерей, который НЕ ХОТЕЛ постригать Яшина в иноки, вдруг захотел поставить его в попы!.. Я лично очень сомневаюсь в том, что новообрядческое священноначалие не понимает, что собственными руками даёт возможность создать свою секту тому человеку, который замешан в стольких скандалах, очень рвался в попы, собирал вокруг себя почитателей и поклонников. И если они понимают это, почему они это делают?

Ответы можно будет услышать (точнее увидеть) когда разразится новый скандал с участием Яшина. Но итог у этого скандала будет совсем иной, нежели у прежних яшинских скандалов. Яшина уже никто ниоткуда не выгонит. Яшин сам их всех повыгоняет со своего огорода. И будет "иеромонах Варсанофий" спокойно править в своей "епархии". Я лично полагаю, что это случится довольно скоро.

А вот некоторые характерные снимки.

Это та церковь, которую построил у себя на огороде Яшин и которую освятил новообрядческий архиерей.
 
Вот тот самый Василий Сорокин, который представлялся в Поиме преподавателем старообрядческого духовного училища.


На этом снимке справа в диаконском облачении сам "иеродиакон Варсанофий" Яшин ещё до его поставления в попы.


Здесь в цветастом платке одна из яростных почитательниц Яшина Римма Ивановна, которая до сих пор почему-то правит службу в старообрядческой общине Кузнецка. Женщина очень склочная и за Яшина стоит горой.


Хиротония Яшина

Вот момент поздравления. Справа на фото Яшин. Но моё внимание привлёк иконостас. Две замечательные старинные иконы Христа и Богородицы явно из какого-то старообрядческого храма. Вопрос. Как они попали к Яшину?..

В заключение хочется сказать, что событие это (при всех моих недоуменных вопросах) меня даже радует. Как в том анекдоте. Доктор заходит в палату, берёт медицинскую карточку больного, начинает ее листать и приговаривает: "Хорошо, хорошо, очень хорошо...". Растерянный больной с надеждой спрашивает у врача: "Доктор, что хорошо?" Доктор продолжает листать: "Хорошо, хорошо, что всё это не у меня". Вот и я думаю. Вспоминая "послужной список" Яшина, его неудачные попытки добиться поповства и сколотить вокруг себя кружок его почитателей и приверженцев у нас в Церкви, можно со спокойной душой и даже некоторым любопытством наблюдать, как он это делает где-то далеко. Хорошо, что он это делает не у нас. Хорошо, что не у нас он строит свой храм на своей земле, добивается рукоположения у архиерея, который его даже постригать не хотел. Хорошо, что это где-то там.

Поп Михаил Родин
30 ноября 2013 года



Увы, это не "где-то там", а у нас в Кузнецке и Поиме... и теперь те, кто "за него горой", а это, какие бы они ни были, коренные наши люди, только из личных симпатий к нему, весьма вероятно, перейдут вслед за ним в единоверие. А был бы в тех местах альтернативный наш пастырь - другое было бы дело... короче, мечтать не вредно, но мы, к сожалению, УПУСКАЕМ ЦЕЛЫЕ ОБЛАСТИ, фактически сами отдавая их таким вот Яшиным. Есть о чём задуматься ... ради, конечно, последующих практических действий по недопущению впредь подобных событий...
О. Александр Панкратов


Я имел в виду, что скандалы будут далеко. А те, кто хотел, уже перешли за ним из личных к нему симпатий. Кружок почитателей уже готов. Бывшие наши християне там тоже присутствуют. Увы.
Поп Михаил Родин


Деятель однозначно мутный, факт. Я даже готов допустить, что он спустился в старообрядческую среду с Марса, а не сформировался в ней. Но люди-то, поди, не от хорошей жизни за ним пошли. Как-то не заметно, что они были избалованны чьей-то пастырской заботой или хотя бы вниманием.

Ну а про "хорошо, хорошо, что всё это не у меня" - это вы, конечно, перегнули с цинизмом. Яшин - он не у вас, да. Но он и не у МП, я боюсь. Патриарх про него и знать не знает, а для местно архиерея он так, небольшая проблемка, не больше. Яшин - у группы людей, которые, как могли, тянулись к христианству, к традиционной русской религиозной культуре. Да, эти люди напоролись на странную личность. Да, вот у них такая неприятность, которая для многих из них может перерости в духовную катастрофу. Ну, хорошо, что у них, а не у вас, и что?
thomas_cranmer


Это другая сторона монеты. Я её не только не отрицаю, но у меня это постоянная мысль. А цинизм (точнее, ирония) - способ не опускать руки. Если думать только о том, как страшен каждый грех, как велика опасность погибели для тех, кто идёт за "людьми, увлекающими учеников за собою" (из Деяний Апостолов), то можно просто сойти с ума.
Поп Михаил Родин


Резонно. Вообще, сложно сказать, что лучше делать с такими мутными гуру: поменьше на них внимания обращать (но многим из них изоляция только и нужна, ибо кругом врази, а они - малое стадо), либо бить в колокола (тем самым развивая у гуру чувство собственной важности).
thomas_cranmer

Источник: http://goo.gl/iDcvct

Фотографии: http://goo.gl/2pm2ub