17 декабря 2013 г. в здании пресс-центра РИА Новости была прочитана лекция доктора исторических наук Пыжикова А.В. на тему «Религиозный раскол в истории России».

Мало нам было математиков Фоменко и Носовского, авторов «Новой хронологии», которая извратила всю нашу историю. А теперь историк, который никогда не интересовался расколом, решил рассказать о нём небывальщину.
Запад всегда был для нас примером, поэтому лектор и начал с него. Он напомнил слушателям о расколе, т.е. о реформации в западных странах, отметил, что этот раскол вызвал кровавые разборки между католиками и протестантами, но затем они утихомирились, стали накапливать капитал и строить капитализм, создавая прогресс и благополучие в своих государствах.

По мнению А.В. Пыжикова, в России в XVII веке также произошёл раскол, была «кровавая резня» с двух сторон (!!!), которая привела к возникновению двух церквей: никонианской (выражение лектора) и старообрядческой. Старообрядцы стали накапливать капитал, но употребили его, в конечном счёте, на революцию 1917 года. По логике историка, копнувшего финансовую сторону жизни России в XIX - начале ХХ веков, виновниками в разрушении старого строя и государства были старообрядцы, а вовсе не большевики с их предводителем Лениным. Правда, автор оговорился, что старообрядчество как таковое он не изучал, его интересовала только финансово-экономическая его сторона. Если бы доктор исторических наук удосужился ознакомиться со всеми сторонами староверия, то он узнал бы, что старообрядцы являлись монархистами и их идеалом была дониконовская Русь  во главе с православным царём, охранителем государства и старой веры.

После лекции были вопросы, были и выступления нескольких слушателей, которые выразили своё несогласие и возражения. Один из приглашённых озабоченно спросил: «Может ли сегодня повториться ситуация, сложившаяся в начале ХХ века, когда на старообрядческие капиталы сделали революцию?» Во как лектор слушателей напугал! Но историк-экономист успокоил аудиторию: «Я думаю, что это «дела давно минувших дней», сейчас такое развитие событий невозможно».

Видно модно и выгодно в наши дни переписывать и переделывать историю. Но зачем вводить в заблуждение людей, которые, может быть, искренне хотели познакомиться с загадочным, скрываемым явлением нашей страны – староверием?

Совсем другого мнения об этом трагическом времени был А.И. Солженицын. Он ознакомился с расколом русской церкви XVII века, восхищался стойкостью старообрядцев, был знаком с современными их потомками. В письме в «Вестник РХД» 1975 года («Письмо из Америки») он написал: «… не в России бы родился современный терроризм и не через Россию пришла бы в мир ленинская революция: в России старообрядческой она была бы невозможна».

Л. А. Шишкина