Осенью 2013 г. в Москве была организована выставка «Православная Русь. Романовы», приуроченная к 400-летию династии Романовых. Выставка грандиозная, в ней много исторического материала, показано развитие государства Российского от 1613 до 1917 годов. Так как в организации этой выставки приняла участие Русская Православная церковь (РПЦ МП), то я остановлю своё внимание на истории церкви за этот период.
Подходим к разделу «Царь Алексей Михайлович Романов». Вот небольшой стенд «Раскол». Наверху стенда два портрета: портрет патриарха Никона, реформатора церкви, а напротив – портрет Аввакума, защитника дореформенной (старой) веры. Под портретом Никона сцена, изображающая сжигание церковных книг и текст, объясняющий эту картину. «Основной целью его (царя Алексея Михайловича – авт.) преобразований явилось приведение русских обрядовых традиций и богослужебных книг в соответствие с греческими образцами того времени..». Напомним, в этих преобразованиях ему помогал патриарх Никон. Неосведомлённому посетителю, наверное, непонятно, для чего это нужно было делать. Можно прочитать следующее объяснение: «Упорядочение церковной жизни было необходимо». Опять неясно, для чего это было необходимо. Читаем далее: «Но жестокость, с которой насаждались новые обычаи, подрывала доверие народа». Не объясняет стенд, что это за новые обычаи, почему их надо было насаждать, да ещё с жестокостью. Такое впечатление, что создатели этого стенда, поставили цель – скрыть правду от посетителей выставки, а точнее «навести тень на плетень». Неосведомлённый посетитель так и не узнал, что цель преобразования Русской Православной  церкви была политической и была продиктована желанием царя Алексея Михайловича освободить Константинополь от турок и сделаться владыкой всего православного мира. С печалью можно отметить, что его поддержал собор Русской Православной церкви, который к тому же проклял веру отцов. Лучшая часть народа этой реформы не приняла, вот тут и началась «жестокость»: несогласные с реформой церкви были приравнены к политическим преступникам. Их сжигали на кострах, подвергали пыткам, вешали, им рубили головы, калечили. Эти репрессии в дальнейшем могли ослабевать, но не прекращались почти при всех Романовых около 300 лет. За это время гонители ни разу не вспомнили Божию заповедь «Не убий». Не безучастна в этом деле была и синодальная церковь. Позже эта церковь признала, что и обряды-то старые «равноспасительны», да и книги, изданные при пяти московских патриархах (те, которые сжигались) – вполне православные. Учёные, изучавшие проблему раскола русской церкви XVII века, пришли к выводам, которые обобщил в 1987 году профессор Духовной Академии протоиерей Иван Белевцев: “Никонова реформа была богословски необоснованной и совершенно ненужной». Кто же понёс наказание и осуждение за это преступление? За невинно загубленные христианские души? Никто! Почему нам об этом не рассказала выставка? Наверное, потому, чтобы копотью горящих тел и брызгами крови не замарать «светлые лица» царей Романовых.

История церковного раскола имела продолжение. Люди, оставшиеся верными своей шестисотлетней церкви, стали называться староверами. Гонители называли их раскольниками, что абсолютно неверно. Не жестокость испугала староверов, не костры, не пытки – они не приняли «новые обычаи». С молоком матери православный человек впитывал понятие, что главное в жизни – спасение души, которое можно получить, если исполнить в земном пребывании заповеди Христа. Он – Глава Церкви, Он – Спаситель. Этому учили святые отцы, так веровали предки. Да лучше телу сгореть на костре, чем лишиться вечной небесной жизни. Реформы говорили совсем о другом: главой церкви становится царь, позже император. «Богу – Богово, кесарю – кесарево». Выходит, что всё надо было отдать кесарю, но разве есть у него сила спасения душ? Да и у самой реформируемой церкви осталось только название «Русская Православная церковь». А что в ней русского то? Облачение иерархов и монахов – греческое, обычаи испорчены латинством. С давних времён  латинство (т.е. католичество) считалось у православных ересью. Можно ли такую церковь называть православной?! Любой ценой, даже ценой своей жизни надо спасти истинную веру. И староверы бежали за границу, укрывались в глухих непроходимых лесах, заселяли безлюдные болотистые, каменистые земли, а если не могли спрятаться, мученически погибали за веру.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37,38). Эта вера в живительную помощь заповедей Божиих умножала их силы. Там, где компактно проживали староверы, возникали поселения с хорошо развитым хозяйством, у них была поголовная грамотность, а высокой культурой этих гонимых людей до сих пор восхищаются историки, искусствоведы, художники.  Вспомним Выг, Иргиз, Ветку, промышленников-старообрядцев ХIX века. “Можно поражаться тому, насколько сильной и самобытной была культура народа, если она успешно сохранялась и оставалась живой на протяжении двух веков невероятных по жестокости преследований, направленных на её полное истребление. Остаётся только предполагать, каких успехов могло бы достичь русское государство, если бы его правительство не свернуло с пути традиционного духовного и социального развития, если бы нравственные и физические силы народа не были растрачены на сопротивление государственному насилию» (Б.Керженцев.Окаянное время.М.,2013.С.289). Автор имел в виду правление Романовых. В этот период, конечно, были достижения в развитии государства, но в любой колониальной стране можно было наблюдать что-то похожее.

Ностальгия Русской Православной церкви по романовским временам хорошо видна на этой выставке. А обо всех неприятных событиях, бывших при правлении династии Романовых, лучше не вспоминать или, на худой конец, представить «яко не бывша». А ещё лучше обвинить во всём кучку врагов, заговорщиков, бунтарей.

Но «мальчики кровавые в глазах» до сих пор мучают ревнителей-синодалов. И в наши дни в адрес старообрядческой церкви летят плевки, грязь, прямая клевета, необоснованные обвинения. Неправдой утверждать правду завещал им их святой митрополит Филарет (Дроздов).

«Не плюйте в колодец, он ещё пригодится воды напиться!»

Пелагея