НЕЗАБЫТАЯ СТАРИНА: «От избытка сердца уста глаголят»

Максим Гусев

ФОТО ВЫ НАЙДЁТЕ В ГАЛЕРЕЕ

В первый день масленицы, 7 марта, в Екатеринбурге впервые состоялся праздник древнерусского пения. Мероприятие было организовано Уральской старообрядческой епархией. Церковные хоры из Свердловской, Челябинской и Пермской областей соревновались за звание «лучший хор епархии». Праздник открыл настоятель храма во имя Рожества Христова отец Павел Зырянов. Во вступительном слове он подчеркнул актуальность такой встречи. «Сегодня в старообрядческих храмах много ребят, которые делают первые шаги в изучении пения, мы хотим передать знания наших предков молодежи, научить их петь без ошибок», - сказал он.

- Старообрядческое пение уникально: оно совершается на восемь гласов, каждому из них соответствует свой мотив, - рассказывает председатель старообрядческой общины Екатеринбурга Мефодий Тюкин. - Поется оно не по нотам, а по крюкам, это - древняя музыкальная азбука.

Такое пение не просто украшает богослужение, но и позволяет голосом выделить особо значимые места.

Как подчеркнул отец Павел, древняя традиция совершенно утрачена сегодня в Русской Православной Церкви – многие молитвы исключены, а пение потеряло свою самобытную ценность, поскольку совершается оно не по крюкам, как это было до церковной реформы 17 века, а по нотам, которые обмиршают молитву.

- Несмотря на то, что крюки называют сегодня нотами, это не так. В действительности крюки мало, чем напоминают современные ноты, - рассказывает Мефодий Константинович. – Да и научиться крюковому пению в музыкальных школах нельзя. Наши умельцы получают эту грамоту в общинах, рядом с образованными людьми. Правда, требования близки к светским: нужен музыкальный слух, который поможет воспринимать и отличать один напев (глас) от другого.

Десятиклассница из города Березовский Свердловской области Елена Леонова учится петь по крюкам с раннего детства. Тогда еще в здании екатеринбургского старообрядческого храма был музей (1990 год), потому несколько месяцев староверы отмаливали его, молились прямо на крыльце.

- Хотя мы и живем не близко, бабушка брала нас с братом и мы приезжали к храму. Она читала по большим старым книгам, а мы стояли рядом, не понимая смысла молитв.

В 1993 году на праздник Рожества Христова церковь освятили. Тогда-то Лена и начала ходить на клирос, всерьез занялась изучением крюкового пения. Открыв древнерусскую книгу, первый раз так и не смогла понять, что же там написано. Говорит, первые два года стояла в общем хоре и просто подпевала, ориентируясь на слух. Сегодня Елена свободно читает молитвы, написанные на старославянском языке, поет по крюкам.

Крюки – это знаки древнерусского безлинейного нотного письма, комбинации чёрточек, запятых и точек. Крюки имеют византийское происхождение и указывают направление движения голоса, замедление и ускорение темпа, и звуковые акценты.

Первым в центр храма для выступления выходит сегодня пермский хор. И полилось пение – сначала тихо-тихо, словно певцы разминались, потом создалось впечатление, что зажурчал ручей. Пермский хор – сводный, в нем как мужские, так и женские голоса. Следующим выступает хор поселка Шамары Шалинского района Свердловской области, здесь в хоре – одни девушки. Поют звонко и слаженно. Певцами руководит уставщица Юлия Потеряева. У матушки Христины Татауровой голос бархатный, грустный мотив возносится ввысь неторопливо, размеренно.

А вот в Екатеринбурге – хор мужской. Поют почти в один тон. Уставщик указкой выводит в воздухе невидимые крюки, понятные лишь самим певцам. Невольно заслушаешься…

Хор храма во имя Рожества Христова (Екатеринбург)

Крюковая грамота, которая лежит в основе церковных служб староверов, остается неизменной уже много веков. Ее намеренно не упрощают и не адаптируют для простоты восприятия.

- У меня никакого музыкального образования нет, потому каждая новая спетая молитва кажется достижением, - рассказывает Елена Леонова, перебирая в руках лестовку – старообрядческий вариант четок. - Прогресс лично для меня большой. Правда, некоторые сложные крюки я так до сих пор не смогла понять, есть еще чему учиться.

Людей, которые знают крюковое пение в совершенстве, немного. К примеру, в екатеринбургской общине одним из таких умельцев является чтец Роман Донцов. Он постигал пение у себя на родине – в Молдавии.

Старообрядческая молодежь постигает пение в общинах, перенимая опыт от грамотных бабушек и дедушек. Кстати, в сентябре 2004 года Русская православная старообрядческая церковь открыла, наконец, собственное Духовное училище, располагающееся в Рогожском поселке (центре староверия России). Здесь церковной грамоте (богословию, пению, иконописи) обучаются сегодня около 30 ребят со всех приходов России. Первые результаты уже видны. Так, в декабре 2004 года в Москве во Всероссийском выставочном центре прошла выставка «Рождественский дар», где состоялось выступление объединенного молодежного хора старообрядческого Духовного училища и Покровского кафедрального собора.

Как рассказал сотрудник Молодежного отдела Московской Митрополии Александр Писаревский, ребята готовились к выступлению более чем серьезно: в глазах посетителей выставки нельзя было ударить в грязь лицом. Помимо собственного пения было важно показать, что РПСЦ – это не только старики, но и молодежь. Во время выступления мужским хором руководил чтец Александр Овчаров, женским – Валентина Синельникова.

Среди посетителей выставки были и священники РПЦ МП. По словам участников мероприятия, иереи с большим внимание и интересом слушали выступление молодых старообрядцев. Действительно, крюковое пение способно заинтересовать многих. Звучащее необычно для слуха современного человека, оно несет в себе не только историю, но и одухотворенность, что-то такое, что заставляет со внимание и трепетом вслушиваться в древние молитвенные стихеры – молитвы, созданные в определенном порядке, для прославления святых. Такова древнерусская традиция. Старики баяли: «От избытка сердца уста глаголят».

Книги с крюками сегодня можно отыскать в музеях и древлехранилищах, а людей, способных «с листа» спеть эту древнюю музыку в России немного. Как рассказывают старообрядцы, издавна принято выделять географические напевы – молдавских, сибирских, московских и уральских хоров.

Праздник древнерусского крюкового пения решили приурочить к началу масленицы. С момента возникновения православия на Руси было принято эту неделю проводить в народных празднествах, ведь уже в Великий пост всякие увеселительные мероприятия будут под запретом.

По словам историков, древние церковные песнопения являются самым совершенным видом музыкально-поэтического творчества, в котором сочетается внутреннее единство священнодействия, слова и пения.

На празднике присутствовало около 40 певцов-клирошан. С «домашним заданием» - молитвами, произвольно выбранными певцами для показательного выступления, справились все. Однако уже во втором конкурсе организаторы приготовили хорам задачу посложнее – за пять минут надо подготовиться и спеть те молитвы, которые достанутся по жребию. Справились.

- В каждом хоре обязательно должен быть стержневой голос, который будет связывать все остальные голоса в один мотив, - рассказывает Роман Донцов. – Таким голосом не каждый может стать, ведь если сфальшивит он, неправильную тональность подхватят и все остальные клирошане. Посторонним может быть это будет и незаметно, однако отклонение от нормы будет довольно серьезным. А этого допускать никак нельзя.

Титул «лучший хор епархии» был присвоен певцам из поселка Шамары. Совсем немного уступили им в лидерстве екатеринбуржцы. Третье и четвертое место заняли певцы-староверы из Миасса и Перми. Участникам мероприятия указали на ошибки, которые были допущены во время исполнения песнопений. В итоге было решено сделать подобный праздник традиционным, чтобы певцы могли не только показывать свой талант, но и обмениваться опытом со своими единоверцами.

По словам Мефодия Тюкина, сегодня у людей все чаще стала появляться возможность прикоснуться к своей истории – познакомиться с пением, которое под страхом смерти сохраняли и передавали из поколения в поколение старообрядцы.

…Это только для Уральской епархии подобное мероприятие уникально, в Сибири, например, праздники древнерусского пения проводятся регулярно. Новосибирский старообрядческий хор считается одним из лучших в России, его часто приглашают выступать светские власти. А на Рожество Христово в храме Успения Пресвятыя Богородицы Нижнего Новгорода состоялся концерт духовных песнопений учащихся воскресных школ нижегородского благочиния. Для нескольких сотен гостей храма свое мастерство продемонстрировали отроки 4-12 лет. Младшие дети пели стихи, а учащиеся постарше разучили и исполнили сложные стихеры знаменного распева.

- Даже во времена гонений на старую веру наши предки сохраняли пение, благодаря крепости их духа оно и дошло до нас в своей первозданной чистоте, - подчеркивает председатель старообрядческой общины Христорождественского храма Екатеринбурга.

Во время перерыва принимающая сторона организовала праздничное застолье, где клирошане и гости смогли поделиться своими впечатлениями от услышанного.

- Мы оцениваем уральские хоры сегодня не как профессионалы, а как слушатели, немного понимающие в этом пении, - говорит протоиерей Вячеслав Зобнин. – В большей степени мы воспринимали благозвучие и дикцию, а не правильность пения по крюкам. Ошибок много, работать нашим певцам есть над чем. К примеру, не все знают, где и как ставить ударение в молитвах, какие слова можно и нужно растягивать, а какие ни в коем случае тянуть нельзя.

По окончании праздника объединенный хор Уральской старообрядческой епархии пропел многолетие преосвященному митрополиту Андриану, который в этот день в Кафедральном соборе столицы второй раз в качестве предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви отмечал День Ангела.

- И сохрани его на многая лета! - поет отец Павел.

- Многая лета, многая лета, многая лета! – громогласно подхватывает хор…

Духовенство и миряне всерьез задумались над необходимостью создания единого епархиального хора, который будет представлять Уральскую епархию на общероссийских торжествах. По словам священников, талантливых людей, которые войдут в этот хор, в приходах много.

Удивительно, но конкуренции на празднике не было. Старообрядцам чужды подобные чувства. Конечно, в какой-то степени лестно быть «первым из лучших», однако основная задача праздника – не обойти друг друга по уровню пения, а вместе сохранить духовное молитвенное богатство древней Руси.