Украинский кризис и пути древлеправославных христиан




Недобрые предчувствия оправдались. Протестные акции в Киеве при активной поддержке Евросоюза и США из мирных скоро превратились в силовые и закончились вооруженным захватом власти вышедших из подполья и обученных западными инструкторами военизированными формированиями западноукраинских боевиков-бандеровцев. По существу в Киеве произошел фашистский государственный переворот.


Юго-восток Украины восстал. Внуки и правнуки солдат Великой Отечественной не захотели оставаться в бандеровской Украине. В Крыму уже прошел референдум по присоединению к России, подобные настроения всё шире распространяются по всему юго-востоку Украины.

Совершенно очевидно, что по факту мы уже оказались в новой реальности.

В условиях бывшей до этого «стабильности» русский народ вымирал от алкоголя, наркотиков, абортов. На фоне стремительного сокращения русского народа в страну проникали миллионы азиатских мигрантов. Агенты Запада планомерно внедряли ювенальную юстицию, секспросвет и толерантность к извращениям, тотальный электронный контроль.

Иногда прямое сражение с врагом лучше медленного загнивания и умирания.
Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло.
Кризис на Украине и конфронтация с Западом вызвали в России подъем патриотизма, востребованность русской идеологии, традиционных ценностей.
Санкции Запада против России и даже прямой военный конфликт – шанс вырваться из смертельных объятий «нового мирового порядка», избежать встраивания в строящееся царство антихриста.
Надо отметить, что в условиях русского национального подъема и антизападных настроений в России РПЦ МП не стала объединяющей силой. Хотя представители РПЦ МП заявляли в течение последних двадцати лет, что 80% русских являются православными, в условиях кризиса стало ясно, что реальный авторитет официальной церкви оказался незначительным.

Причина в том, что «религиозное возрождение» во многом сводилось к ремонту и строительству храмов. Православное просвещение народа не велось, церковное руководство стремилась приспособиться к существующему порядку вещей, очень далёкому от христианских ценностей. Привилегированное положение церковной верхушки привело к её моральному разложению.
После нескольких информационных скандалов общество вдруг увидело, что руководство РПЦ МП очень далеко от соблюдения тех моральных норм и евангельских ценностей, которые они проповедуют народу.

На самой Украине в происшедших событиях религиозный фактор играл незначительную роль. На первом месте были националистические чувства и экономические мотивы.
УПЦ Московского Патриархата не имела своей позиции, сначала стремилась угодить старым властям, а потом новым.

Какова была реакция духовенства и мирян Русской Православной Старообрядческой Церкви на украинские события?

16 марта митрополит Корнилий совершил молебен святому князю Владимиру «о примирении славянских народов России и Украины, успокоению политической ситуации как в Киеве, матери городов русских, так и на остальной территории Украины и Крыма».
Надо сказать, что подобные моления совершаются в России представителями всех основных конфессий.
Обеспокоенность событиями высказали участники интернет-форума «Староверы» . Вот некоторые высказывания: «В русском городе Одессе творится беспредел. В трамвай зашли четверо в камуфляжной форме без знаков различия, стали кричать, что перебьют скоро всех евреев и москалей. Когда мужчина попытался высказаться против - подошли, пырнули ножом в сердце, насмерть, запугали женщин: "Кто рыпнется, тоже прирежем!" Новые власти объявили амнистию, выпустили бандюков, творится беспредел!» (Дмитрий Вячеславович).
«Родственники жены живут в Харькове. Рассказывают жуткие истории. Якобы русские бегут из Одессы. Якобы в Крыму уже появились беженцы. Якобы был такой случай в Одессе: в школу пришли люди, во время урока вошли в класс, подняли учеников с русскими и еврейскими фамилиями и пригрозили расстрелять» (Урушев).
Александр Шахматов, русский певец, культурный и общественный деятель, рожденной в старообрядческой семье, на своей интернет-страничке поддержал действия Президента России Владимира Путина по преодолению украинского кризиса, заявив при этом: «Янукович свергнут «революцией» и во власть на Украине пришли путчисты, ввергнувшие страну в националистический и экономический хаос… Создалось впечатление, усиленно насаждаемое повсеместно, что анархия, уголовные преступления бандформирований – и есть последнее «достижение» морали, этики и права? Владимиру Путину пришлось напомнить мировому сообществу, что он, как президент своей страны остаётся гарантом конституционного строя».
Но есть и другие высказывания. Так, находящийся в запрещении клирик Браиловской митрополии о. Андрей Прасолов, проживающий в Германии и известный своими симпатиями к фашистским движениям, на своем сайте «NITA-PRESS» перепечатывает множество материалов майдановской, бандеровской пропаганды, происходящие на Украине события называет «борьбой украинского народа», а действия России называет «войной антихриста против суверенной Украины».
События на Украине разделили и отделившихся от РПСЦ и создавших своё сообщество еретиков «новопасхалистов».
Так, проживающий в Киеве активный «новопасхалист» Константин Супличенко с тем же воодушевлением, с которым он раньше пропагандировал учение своей секты, завалил форум «Древлеправославие» ссылками на майдановскую пропаганду и комментариями в таком же духе, а так же заявил: «Прошу дать ссылку или скан хоть одного документа Нюрнбергского процесса где говорится, что Бaндepа, Шyxeвич являются yкpaинcкими фaшистами и opгaнизaтopaми преступлений. А так же, что Бaндepа, Шyxeвич являются коллабористами с нацистами. Лично я не являюсь приверженцем Бандеры, но в тоже время и не являюсь его противником». Проживающий в Москве другой активный «новопасхалист» Сергей Аветян придерживается противоположных взглядов, что видно из его ответа К.Супличенко: «Если у кого-то есть острое желание заниматься рекламой украинского фашизма <...>, рекомендую поискать для этого другую площадку. Тематика данного форума не подразумевает подобных обсуждений. <...> Бог даст, по Крыму всё пройдёт успешно и даст толчок к освободительному антифашистскому развитию событий по всей русскоязычной Малороссии».
Третий активный «новопасхалист», Алексей Рябцев, по вопросу кризиса на Украине не высказывался, что, возможно, связано с его работой в военном ведомстве. Но в интернете появилось фото, на котором А.Рябцев изображен в военной форме с советским военно-морским флагом в руках на митинге Кургиняна в поддержку Крыма 15 марта 2014 года.
Это разделение между энтузиастами «новопасхализма» вряд ли благоприятно скажется на дальнейшем существовании этой секты.
Как кризис на Украине скажется на бытие РПСЦ?
Хотя пока трудно сказать, как дальше будут развиваться события, однако первые выводы уже сделать можно.
Положение большинства наших приходов на Украине – это существование сельских приходов по инерции, когда церковность воспринимается как бытовое явление безо всякой идеи и идеологии. Национальное самосознание большинства старообрядцев на Украине очень смутное, люди в таком состоянии не способны противостоять агрессивной националистической пропаганде.
Властями Украины неоднократно высказывалось желание создать в независимом украинском государстве единую независимую национальную церковь. Несомненно, что пришедшие сейчас к власти в Киеве радикалы только усилят давление на различные существующие на Украине православные юрисдикции для достижения этой цели.
В этих условиях вызывает опасения и позиция старообрядческого архиепископа Киевского и всея Украины, по национальности украинца.
Ведь в 2009 году была высказана странная инициатива С.Е.Деева и архиепископа Саватия (Козко) о проведении «Всеправославного Собора» на «Украине-Руси» с участием Восточных патриархов и старообрядцев, во время которого «несколько православных церквей со своими патриархами» «возродят в Украине-Руси» «будущую» «единую Православную Апостольскую Кафолическую Церковь из имеющихся ныне православных патриархий» «с единым патриархом» . Это приведёт к «реституции (возврате) Церкви собственности и имущества, украденного у старообрядцев в годы господства безбожной власти (вопрос сегодня поднимается на уровне украинского Правительства и Верховной Рады)».
Ни Московская Митрополия, ни Соборы РПСЦ своевременно на эти высказывания не отреагировали. Теперь можно ожидать возвращения к этим предложениям.
Юго-восток Украины совершенно очевидно стремится к автономии от Киева. В этих условиях оправдано будет решение о создании в этом регионе второй епархии, например, Донецкой и Луганской с переводом на неё епископа Патермуфия (Артемихина), местного уроженца.
События развиваются так, что становится вероятным присоединение части Буковины и Одесской области к Румынии. В румынских СМИ обсуждается возможность, в случае углубления украинского кризиса, введения румынских войск на указанные территории «с целью обеспечения безопасности румынских граждан». Несомненно, что в этом случае Белая Криница автоматически вернётся под юрисдикцию Браиловской старообрядческой митрополии, и весь многолетний спор между Москвой и Браилой по поводу подчинения Белой Криницы разрешится сам собой.
Так же нужно отметить, что в этой ситуации выявляется вся смехотворность амбиций Московской митрополии по отношению к Белой Кринице.
В самой России политика руководства РПСЦ на сближение с РПЦ МП как с государственной церковью с целью получения каких-то выгод оказалась ошибочной. В свете последних событий стало ясно, что РПЦ МП – «колосс на глиняных ногах». Многие старообрядцы надеялись не на Бога, а «на князи, на сыны человеческие». Причина такого конформизма, приспособленчества - угасание веры, подверженность обывательским ценностям «общества потребления». Отсюда – поддержка «нового курса» Митрополии на сближение с РПЦ МП или безразличие к нему.
Грядущие события, мировые потрясения станут моментом истины, проверкой и очищением. Возможно, что «первые станут последними, а последние первыми».
Несомненно, что сложившийся ныне инерционный, мещанский, «потомственный» стиль церковной жизни несовместим с трагической эпохой мировых потрясений. Староверам предстоит опять вспомнить, осознать, что в эпоху поиска смысла русского национального бытия именно они являются «солью земли», «солью осоляющей». Необходимо будет выходить из спячки застойного существования, обывательских интересов. Начавшееся русское возрождение в эпоху потрясений и испытаний неизбежно сделает актуальной правду древлеправославия, правду «Москвы – третьего Рима».
Алексей Шишкин
20 марта 2014
Фото