Украинское направление внешней активности Патриарха все эти годы выглядело, пожалуй, наиболее выигрышно. Патриарх любил бывать на Украине и несколько раз посетил ее, каждый раз встречаемый паствой все с большим триумфом и восторгом. Именно в связи с Украиной он отточил свою теорию «русского мiра», явным образом претендуя на то, чтобы предложить ее России в качестве едва ли не главной официальной геополитической доктрины.
Патриарх упорно и последовательно подводил исторически обоснованную идеологическую базу под неуклюжие попытки современного российского государства обрести, наконец, собственный оригинальный смысл в своей политике, отличный от заведомо западнического и вторичного «вхождения в Европу», которое составляло суть этой политики видимым образом начиная с «перестройки», а на самом деле, конечно же, с гораздо более раннего времени. Казалось, что именно Украина является колыбелью, в которой формируется новое лицо современной большой России, в которой Церковь станет играть, наконец, роль, едва ли не сопоставимую с временами Древней Руси. В этом убеждала и куда большая, чем в центральной России, «Великороссии», религиозная пассионарность украинского населения, в котором огонь веры пылает тем сильнее, чем больше возрастает опасность всевозможных расколов и инославных течений и влияний.<...>

Однако столь оптимистичный сценарий натолкнулся (что неудивительно) на последовательно проводимый внешними и внутренними силами план отрыва Украины от России, венчаемый «оранжевой» революцией евромайдана. <...>

При общей деградации церковной аналитики в наше время, мало кто вообще обратил внимание на то, что нарастание напряжения на «Майдане» по времени примерно совпало с переговорами, которые вел в Польше митрополит Иларион (Алфеев). Предметом оных было сближение РПЦ с римско-католической церковью, то есть цель, вполне традиционная для экуменической деятельности ОВЦС. На это не стоило бы обращать внимание, поскольку никаких видимых конкретных результатов такого рода переговоры, как правило, не приносят, если бы не одно обстоятельство: ни до, ни после со стороны ОВЦС вообще не последовало никакого осуждения «оранжевой революции», как в ее политических, так и в чисто религиозных аспектах!<...>

Хотя митрополит Иларион имеет статус, так сказать, «главного богослова страны», его заявления выглядят порой, говоря мягко, довольно странно. То вдруг скажет, что «мы отказались от именования католиков еретиками» (см. //www.blagogon.ru/news/286/). Совершенно не ясно, кто такие «мы» и почему эти «мы» вдруг выступают от имени Церкви. Но самое главное: как быть с вполне однозначной оценкой папизма как ереси со стороны таких святых отцов, как святители Марк Эфесский и Игнатий Брянчанинов, святой праведный Иоанн Кронштадтский и мн. др.? А недавно, давая интервью вскоре после завершения совещания по Всеправославному собору, митрополит Иларион выразился в том плане, что бумагу с теми текстами, в коих критикуется сама идея этого собора, нельзя использовать даже для хозяйственных нужд. Надо ли понимать так, что председатель ОВЦС призывает сжигать сочинения таких святых, как преподобные Иустин Попович и Кукша Одесский, а также наш великий старец, почитаемый всей Россией архимандрит Иоанн (Крестьянкин), предупреждавших верующих с осторожностью и молитвенным трезвением относиться в будущему VIII Вселенскому собору? Ведь все они были убежденными противниками этой идеи! А отец Иоанн даже говорил, что созыв Всеправославного собора – есть один из признаков последних времен, чему имеются живые свидетели, знавшие батюшку лично!

И теперь, наконец, касательно Украины. Действия российского государства на этом направлении и, прежде всего, по Крыму являются очевидной и очень ловкой, грамотной реализацией той самой идеи единства «русского мiра» (мягкого варианта империи), которая давно и достаточно упорно продвигалась вовне со стороны Патриарха. Можно сказать, что именно эта идеология была его главным политическим козырем в условиях, когда в государственной политике России на этом и других направлениях господствовала в лучшем случае двусмысленность. Но с началом нового витка «майданных» событий <...>  в официальной позиции нашей Церкви начались странности. Не секрет, что в религиозном плане основу «евромайдана» составляли греко-униаты, сектанты и раскольники-филаретовцы  
(см. об том: //dentv.ru/content/view/doktor-dlya-sektantov-majdana/). 

Крайне двусмысленной, если сказать мягко, была и остается и позиция тех представителей УПЦ МП, которые связаны с пресловутым митрополитом А.Драбинко, погрязшим во всевозможных пороках и явно враждебным Москве, идее канонического единства УПЦ с Матерью Церковью. <...>

Однако основная часть законной, канонической украинской Церкви никогда не питалась «майданной» русофобией, о чем свидетельствуют неоднократные триумфальные приезды Патриарха Кирилла на Украину. Со стороны придворных публицистов было выпущено немало критических стрел по адресу «группы Драбинко». И вот теперь практически такая же двусмысленность присутствует и в официальном заявлении нашего Синода по Украине!

Интересно, что незадолго до этого, как утверждает наш источник, состоялось совещание с главными редакторами некоторых ведущих православных СМИ, которое провел глава Синодального информационного отдела РПЦ В.Р. Легойда. На этом совещании была дана предельно жесткая установка: как можно меньше комментировать украинские события! 

Что же сказали нам синодалы в своем заявлении по трагическим событиям на Украине? (см.: //amin.su/content/ofitsioz/11/3677/). Если сформулировать кратко, самую суть, то наша Церковь их устами заявила, что не может отождествить себя ни с одной стороной в украинском «политическом процессе» и видит свою главную и единственную задачу в «молитве о мире». При этом было обозначено, в чем Церковь видит суть вышеозначенных «политических расхождений»: «Некоторые пекутся о максимальной интеграции в политические структуры, созданные западноевропейскими государствами. Другие, напротив, стремятся к развитию отношений с народами исторической Руси, к сохранению своей самобытной культуры». Стремясь уходить от безапелляционных оценочных суждений, не можем не сказать, что такая позиция «над схваткой» окончательно хоронит претензии РПЦ прошлых лет на роль духовного лидера русского мiра, на его возрождение как мягкого варианта освященного тысячелетней традицией имперского вектора в ее политике, решительно разрывает связь с традицией православного государственного строительства и, кроме того (что очевидно) идет вразрез с линией В.В. Путина, окончательно закрывая вопрос о пресловутой «симфонии». Это – факт, и спорить с этим никак не возможно. Кстати, и на исторической для нашего времени церемонии подписания соглашения между Россией и Крымом, где Президент России произнес свою теперь уже знаменитую речь, Патриарх Кирилл, как мы видели, отсутствовал и никак это соглашение не приветствовал!

Констатируем еще одну очевиднейшую вещь: никогда в своей истории Православная Церковь не стремилась встать «над схваткой» в подобных ситуациях. Достаточно напомнить всем известные имена преподобного Сергия и митрополита Алексия, патриархов Гермогена и Тихона, наконец, даже митрополита Сергия (Страгородского)! Патриарху Гермогену в его воззваниях не могло придти в голову формально уравнивать участников ополчения Минина и Пожарского с «семибоярщиной», изменниками тушинского вора и сторонниками Владислава и Сингизмунда. Точно так же и преподобный Сергий, благословивший, как известно, великого князя Димитрия на Куликовскую битву, никак не мог высказаться в том плане, что готовое умереть за Родину русское войско – лишь одна из сторон политического противостояния наряду с теми, кто перешел на сторону Мамая, Тохтамыша или предался Литве. А столь любимый нашими синодалами митрополит Сергий (Страгородский) так и вообще выступил с патриотическим посланием всем пастырям и пасомым в первый день войны 22 июня 1941 года: «…Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины… Господь нам дарует победу». Митрополит Сергий собрал танковую колонну, которая в составе Красной армии затем воевала с нацистами. 

Не очень понятно, чем все эти ситуации, когда речь действительно шла о самом существовании нашей страны, когда и в самой России было немало предателей, принципиально отличны от нынешней ситуации на Украине, когда имеющий явно антирусскую и антиправославную направленность Майдан ознаменовал собой неприкрытую агрессию бандеровского укронацизма против близкого и братского нам украинского народа? Причем, агрессия эта косвенно поддерживается и ренегатами внутри УПЦ МП. 

Фактически приходится констатировать: с идеей «русского мiра», как она ранее декларировалась в РПЦ, покончено, а дело Драбинко и всех в целом церковных и околоцерковных либералов живет и побеждает. 

Украинские православные активисты из числа активных мирян и ранее рассказывали нам о крайне прохладном отношении к ним со стороны «наших» украинских архиереев (в отличие от отношения филаретовцев к боевикам «Майдана), то есть о фактическом отречении от наиболее пассионарной части своего собственного народа. 

Таким образом, ни УПЦ МП, ни сама РПЦ в ближайшее время не будет лидером народно-освободительной войны украинского народа против укронацизма и бендеровского «западэнства». Сохранение собственности перед лицом наступившего в стране беспредела криминальных нациствующих группировок и сектантско-униатской киевской хунты для церковников оказалось куда как ближе. <...>

Владимир Семенко
7 апреля 2014