Как правильно крестить? Погружением, обливанием, окроплением, осыпанием песком? Тема многочисленных прений в церквах в прошлом, настоящем и будущем...

Помню, когда в 2007 году при разделе Полтавской кафедры, к нам к Кременчуг приехал епископ Евлогий, он ревностно стал упорядочивать жизнь в новой епархии. Он издал указ крестить всех не обливанием, а погружением. Как, действительно и положено. Но, идеал это одно, а практика, наши возможности и реальность очень жестоки. Издержки ревности и молодости осуществлялись настойчивостью.
Все, повторюсь, приказывал учинять по образцам семинарских конспектов, как ему казалось единственно верным. Многолетняя практика прежде служащих здесь священников была, на его взгляд напрочь неправильной. Словом действовал так, словно Полтавской кафедры, с ее не такими уж богатыми, но все же историческими традициями словно и не существовало в прошлом.

Один раз было такое… Я уже начал крестить, уже читал молитвы «О оглашенных» как ко мне в крестилку, не вскочил, а залетел ставленник владыки Евлогия, отец Максим. Приехавший из Одессы, из семинарии, вот он неделю как рукоположен, (еще и месяца не прошло, всего неделя!) и нагло прервав Таинство, стал меня строго, словно семинариста-школьника, нравоучить, что вы, мол, не так крестите, обливанием, а надо погружением, не то читаете и то и другое не так делаете!! 

Я говорю, что так крещу, как меня научили Полтавские старые священники и крещу так, вот уже 27 лет! «Не правильно!» - вскричал отец Максим, при крестниках кумовьях. Ему была дана команда - фас! Мочить, и травить старых священников. И это было сказано с таким едким презрением, с таким агрессивным напором, так вызывающе, что я положил книгу и ушел со словами: «Ну, тогда продолжайте отец Максим крестить правильно…»

Я вышел из крестильни, горло сдавило, сердце сжалось, на глаза навернулись слезы от обиды. Я подумал про себя, что знаете и что видели вы молодые, неофиты во священстве? Вы знаете, как служить, как крестить, как венчать, как хоронить, по требникам и семинарским конспектам (по схеме), но никак не по реальной жизни? Тот момент наглости, был просто ударом, сильнейшим потрясением для меня. Со мной никто так беспардонно нагло и вызывающе не поступал. Воспоминания образы прошлого пошли, потекли, словно воды Днепра один за другим и память (о, странно чудо!) стала искоренять обиду…


И память, память рисует... 1000 летие Крещения Руси

В 1988 году в Кременчуге, в юбилейный год 1000 летия Крещения Руси, все жители Советского Союза, прильнули к экранам телевизоров и смотрели прямые трансляции богослужений из центров Киева и Москвы. Доселе невиданное чудо! Церковные песнопения звучат с экранов телевизоров. Богослужения в Троице Сергиевой Лавре и Владимирском соборе в Киеве просто ясны и доступны взгляду рядового жителя Советского Союза! А тем временем, в церквах приходская жизнь отнюдь не замирала. Наоборот активизировалась. 

В нашей Крюковской Свято-Успенской церкви произошел, ну просто тебе обвал с крещениями и детей и взрослых… Еще первые месяцы июнь, июль 1988 года пока шло празднование в Киеве и Москве, юбилейные торжества показывали по новостям телевизоров, люди недоумевали и присматривались с опаской: надолго ли будет свобода веры, как то боялись, нести крестить в храм… больше крестили по домам у духовенства.

Но, уже в августе, особенно в конце, начался сплошной великий «Ход на Крещение» - поход населения Кременчуга и района креститься. Положение подогревало и начало учебного года, так что спешили всех некрещеных школьников до начала занятий покрестить. Приезжали из сел креститься дедушки и старушки по семьдесят лет, колхозники-комбайнеры, утверждавшие что точно, они знают, что не были крещены. Ну, крестили мы их как могли.


В той день, его же сотвори Господь!

Особенно запомнилось мне одно воскресение конца августа. Оно останется в моей памяти навсегда, на всю мою оставшуюся жизнь. Я крестил 96 человек! То, был аврал! Погода была ясная солнечная стремительно переходящая в жару. Старушке регистраторше Масловской Татьяне Архиповной 87 лет уже невмоготу было справиться с задачей. Но, слава Богу бабушке на помощь подсела неверующая доселе Надежда Константиновна (ее дочь) и стала помогать записывать. Еще записи не отменены были. 

Это девяносто шесть детей, только крестников! А добавьте сюда многих сопровождающих, кум, кума, родители часто приезжали, даже дедушка с бабушкой посмотреть. Свадьба целая! Когда я увидел большое скопление народа креститься, тут дорогие мои читатели, я убоялся не на шутку. Устрашился зело!

Немножко прояснения ситуации. В то советское время, наш Крюковской храм города Кременчуга, был единственным храмом на три района. Не только Кременчугский район, но и Светловодский, Александрийский, Козельщанский, к нам входили. Церквей не было и в городках Комсомольск и Градижск. Только в Александрийском районе в Павлыше был маленький молитвенный дом, да в Козельщанском Трудовике (ныне село Троицкие Пинчуки) манюсенькая глинобитонная хатка-мазанка 22 квадратных метра площадь. И все. В районах храмов больше не было… 


Итак, сам момент крещения

Тут, ой Господи!, что делать?! В храме кумовьев и крестников не выстроишь, идет воскресная служба, а крестили в советское время в притворе в маленькой часовенке-крестилке. Там станет всего не более пяти человек. Ну, выстроил я их вокруг храма. Получилось плотное кольцо, как будто воду святить, или яблоки на Спаса собрались. А, оно не все гладко, женщины-кумы ругаются. Тогда не было вокруг собора нынешних бетонных плит, была просто насыпана гранпыль. Стоять надо долго. Мурашки лезут… откуда взялись эти наглые мурашки, ползут по ногам, женщины держат ребенка обмахнуться не могут, ругаются, ногами перебирают. Дети маленькие кричат, визжат, не то что плачь, а целый тебе крик, вопль вселенский стоит на церковном дворе вокруг храма!

Там из за церкви бегут, спрашивают: «Шо ви там робите?! Чого так довго? Идить быстрише до нас, бо наший дытыни дуже погано…»

Ой, Господи, что тут делать?! А оно быстро не погонишь последование Крещения. Главное время забирают действия над детьми… Попробуй 96 человек елеопомазать? А потом еще и святой водой крестить (не окунали, но, только ставили в купель и сверху обливали), а потом еще и миропомазание совершить?

Это, для не знающего, все просто и чинно, но все сие действо забирало массу времени. В купели вода человек 20 покрестишь, уже мутная. Надо менять! Надо греть. В холодной же не будешь крестить. Дети не насколько сильны и закалены, что бы их так сходу в холодной воде обливать. Тут, меня охватило отчаяние. Слава Богу взялись помогать мои старушки прихожанки, поддерживали, разворачивали пелены(оно же все на руках) баба Нина(Нестерова) сторожиха и Галина Ефимовна, земно им вклонение! 

Я, все равно, вижу, что никак не справляюсь, взял на помощь еще отца диакона Василия Ольхова. Просто снял с литургии. Отец Петр Кучерук священник остался служить литургию в храме, в алтаре один. Ну, действовали по ситуации… дабы никто не ушел некрещеным.

Отец Василий Диакон читал молитвы, а я уже совершал священнодействия. То был не день, но всем дням день! Тех дней не смолкнет слава! Зато потом вечером, в прохладе сумерек, возле беседки на дворе церковного дома, под кустом сирени и винограда, за крепким душистым чаем, пришло, настоящее благословение, блаженство… Радость осознания пришла, что одновременно около сотни человек стали родом христианским, соименниками и соплеменниками праотцев Руссов крещенных в водах Днепра, в нашем Русском Иордане. После, волна стала спадать, мы на протяжении 88-89 годов уже приспособились крестить по сорок и по 60 человек. Потом плавно стало переходить на двадцать, десять.

Но, тот первый взрыв августа-сентября 1988 был страшен и памятен. Мы к нему оказались напрочь не готовыми, не приспособленными…но, все же выдержали, покрестили. Повторюсь, никто не ушел не крещенным. 

Ни до этого, ни после уже никогда больше не будет, сколько крещений в нашем Кременчугском Успенском храме. То была волна, и мы священники ее выдержали без всяких воскликновений, фанфар, медалей и грамот. Просто исполняли свой долг перед Богом. Так было…


Крестить всех погружением

Повторюсь... Первый указ владыки Евлогия в 2008 году был крестить всех погружением, а не обливанием. Но, вставал деликатный вопрос: как крестить взрослых, что делать с детьми подростками? Да даже, если ребенку и года три уже полностью его при всем ухищрении в купель не погрузишь? Не в каждом храме имеется баптистерий. Не было его, и нет до сих пор в Успенском храме. Новая команда: «Идите взрослых и детей не младенцев крестить на Днепр!» Пошел строгий отец Максим пару раз, а оно ветер, холод. Не всегда не каждое воскресенье погода ждет нас благоприятная крестить!

И оно же так: если крестишь, то сам священник должен зайти в воду дабы, восприняв крещаемого возложив руку на голову погружать. А то у нас было так: батюшка привел на берег, молитвы прочитал и командует – заходите в воду, погружайтесь: по команде раз, два, три. Смех, да и только! Потому, что если и самому заходить в воду, то в подряснике нужно. А затем, выйдя выкручивать, сушить, а тут ветер. Что, батюшке, раздеваться наголо перед крещаемыми?! Дабы вытереться насухо рушником?! Если пойдешь назад в мокром подряснике, в мокрых брюках то смертно заболеешь.

А летом, особенно в середине лета вода в Днепре токсично-зеленая, да еще к тому же вонючая, страшно. Это уже давно не тот Днепр, что в «Летописях». Зловоние от зеленки и грязной воды стоит невыносимое.

Это евангельские христиане баптисты крестят погружением. Ну, так это другое дело. Крещаемых оглашают, собирают и готовят целый год. Проделывается огромная подготовительная работа… В середине лета на берегу Днепра ставят две большие палатки для раздевания и переодевания: одна для мужчин, другая для женщин и прочие приспособления… подвозится звуковая аппаратура, устанавливается что бы слышно было… Даже скорая помощь дежурит… ну, это всего не опишешь. Тогда у крещаемых действительно бывает крещение праздником. 

Зимой приходят взрослые креститься, а им в нашей Успенской церкви стали говорить доселе неслыханное – идите домой и подождите до лета, потом и пойдем на Днепр. Те уходят в недоумении, что это с батюшками приключилось?! И ушли в другие церкви. Словом разошлись по другим церквам. И сегодня у нас в Крюкове даже в летнее время крестятся один два крестника. И все…

Одним словом, при погружении, встает масса трудно осуществимых этических и практических моментов. Так что по правильным семинарским конспектам крестить, никак не получилось. И епископский указ, не подтвержденный устроением баптистерия в церкви, так и остался пустым звуком. И сегодня тот же самый строгий отец Максим ставленник владыки Евлогия, приходящего креститься взрослого немножко наклоняет над купелью немножко обливает и крестит так, как крестили на Полтавщине все прошле десятилетия…


Послесловные размышления

Год 1988й… Я уже семь лет в сане. Второй год после знаменательной даты 1000летие Крещения Руси. Ой, Господи!, какая была тогда радость! Думали, что перед нами открываются безграничные возможности проповеди, благовестия веры. Что Русь станет вся одномоментно Святой и Православной, а жизнь людей на земле, вся будет, как бы преддверие рая с последующей трансформацией прямо в небо, в Царство Божие. 

Мы, в общем и целом, жили мифами о святой Руси. Не предвидя реальности. А жизнь на земле, она не мифологична, но бытийна. Она очень и очень реальна… Тем многочисленным крестникам Юбилейного 1988 года сегодня уже 25 лет… И те, что крещены при владыке Евлогии правильным погружением... Господи, где они? Никого нет в храме... никого!

Так что заключение можно сделать одно: ни правильное исполнение Таинства Крещение, ни неправильное, как крестили и крестим по сей день - людей в церкви не привело. Искать нужно нечто другое...

В 1980-е годы мы жили в иллюзии, что у нас есть православный народ, которому некуда пойти, — нет храмов. Но, вот храмы открылись, настроились, и пусты! Их постоянные прихожане составляют лишь малую часть нашего некогда массово крещенного народа. Нам надо понять, что сегодня мы представляем собой общество крещеных безбожников с большим количеством магических и языческих предрассудков, к которым надо заново идти проповедовать Христа. А для этого современному священнику нужно разговаривать с людьми, и не только с бизнес классом, с интеллигенцией, но и с самым последним бомжом. Вести диалог на их уровне, иметь значительный жизненный опыт, понимать язык искусства и самому быть носителем той высочайшей православной культуры… Идеалист, я был.

А, уже в 1989 году у нас на Украине к радости начала примешиваться и ясно выраженная тревога и скорбь в связи с утратой храмов. В том году я впервые увидел людей ходящих по улицам Кременчуга с желтоблакитным флагом, выкрикивающими через усилители лозунги и провозглашающими наступление новой идеи... украинства. Первая тревога, оцепенение и первые удары отрезвления. Автокефалия и Греко-католики начинают все более и более настойчиво заявлять о себе. Ну, а что потом сотворилось с церквами на Украине не мне вам рассказывать… все знаем…

Не предвидели мы и того, что семинарии и академии станут выпускать священников больше, чем сего требуют запросы широкого народного верующего духа. Сегодня много священников без прихода, много заштатных, ненужных, невостребованных. Многие семинаристы и академисты, закончив семинарию, так и не рукополагаются в священники. В село в глубинку на слабые приходы, или на бумажные не существующие не хотят идти, а в городах уже мест нет. Но, повторюсь, тогда в радужно сияющий год 1000-летия Крещения Руси всех этих проблем мы никак не предвидели. Да и не могли предвидеть...

a_avvakum
July 25th, 2013