Ведущий: Знаменитый поэт Серебрянного века Н. Клюев тяготел к старообрядчеству. О нем известно, что он поддерживал большевизм, рассматривая его как прорыв народной воли, как силу, свергнувшую немецкое романовское иго, возвращение к истокам. Есть мнение, что старообрядцы в своем большинстве поддерживали эту идею. Конечно, имеется в виду большевизм не Троцкого и Каменева, а такого национального розлива. Что Вы думаете по этому поводу?
О. Кирилл: В прошлый раз, завершая разговор о старообрядчестве, Вы, Сергей Николаевич, подняли вопрос об отношении старообрядцев к монархии, их участии в различных народных движениях, крестьянских восстаниях и т.д. 


Ведущий: Да, может быть, их участие было результатом накопленной обиды, несправедливости по отношению к ним, что привело к такому выплеску.

О. Кирилл: В принципе, они монархисты. Например, они чтут Михаила Романова, как последнего царя, пребывавшего в благочестии – так они говорят. Сама идея монархизма не отвергается ими. Живя в Российской империи, они испытывали разное отношение к себе со стороны правящих монархов. Их положение при Екатерине II, Павле I с одной стороны, и при Николае I существенно отличалось. Я уже не говорю о Николае II, при котором в 1905-м году вышел указ о веротерпимости. Период с 1905 по 1917 годы называют «золотым веком старообрядчества». Тогда старообрядцы построили сотни храмов, издавали газеты, выступали их знаменитые хоры и т.п. Вы говорили о Клюеве, о национал-большевистской тенденции, а я хотел бы копнуть поглубже. Вот, например, Разин, крестьянская война под его руководством. Это приводится в качестве доказательства антимонархических настроений среди старообрядцев. Вы знаете, а вообще-то точно неизвестно, был ли Разин старообрядцем. Да, на его стороне воевало немало, например, казаков, не принявших никоновских реформ. Очевидно, что главными мотивами у восставших были социальные. Что еще немаловажно – это обращение бунтовщиков к патриарху Никону стать знаменем восстания. Уже это одно противоречит представлению о «старообрядческом характере» разинского восстания. В пугачевском движении мы тоже не усматриваем акцента на старой вере. Известно, что Пугачев был крещен не у старообрядцев, а в обычном храме. Что касается Кондратия Булавина, его восстания, это уже время правления Петра, там – да, старообрядческие мотивы в большей степени просматриваются. Кстати, эпицентром восстания была территория нынешней Луганской области Украины, откуда я родом. Если перенестись в 20-й век, в годы гражданской войны, то знаете ли Вы, что в Сибири, например, с красными активно боролись полки Исуса, состоявшие из старообрядцев?


Ведущий: Нет, я не знал.

О. Кирилл: Старообрядцы, как правило, были крепкими, состоятельными хозяевами, теми, кого называли кулаками – навешивали такой ярлык, и, поэтому они, их общины, анклавы их проживания подвергались репрессиям в первую очередь. Как и единоверцев – тех, кто практиковал старый обряд в лоне Православной Церкви. Их рассматривали как социально чуждый элемент. Вообще старообрядцы были сторонниками консервативного уклада жизни. У них, конечно, были не самые приятные воспоминания о своей жизни в период царствования отдельных монархов и, наверняка, принимая участие в вышеупомянутых движениях, они надеялись добиться избавления от ограничений дискриминационного характера в отношении старой веры, свободного ей следования. Во второй части моих воспоминаний помещена моя переписка с о. Львом Лебедевым, давно уже перешедшим в мир иной. Мы с ним познакомились в Даниловом монастыре в 1984-м году. Он писал мне о Гучкове, Рябушинском, имевшими контакты с врагами престола. О Савве Морозове, который одно время поддерживал деньгами революционеров. Кстати, он вовсе не покончил жизнь самоубийством, а был убит за то, что перестал снабжать деньгами крамольников, стал отходить от них. Самоубийство было инспирировано. Старообрядцы очень щепетильны в этих вопросах, они проводили тщательное расследование, после которого С. Морозов был отпет. Обо всем этом подробно говорится в последнем номере старообрядческого журнала «Церковь».


Ведущий: Батюшка, давайте теперь поговорим о другом. В период советского лихолетья, когда Церковь была в довольно трудном положении, в совершении такого важного Таинства, как крещение, распространилась практика совершения его через обливание. Почему Вы придаете такое большое значение этому вопросу. Мне приходилось слышать мнения, что этот вопрос является второстепенным.

О. Кирилл: Насколько я понимаю, наша сегодняшняя беседа является заключительной и поэтому логично, в контексте темы о старообрядчестве, коснуться этого вопроса. Было бы несерьезно, говоря о разногласиях со старообрядцами, не коснуться вопроса о крещении. Что касается мнения о второстепенности этого вопроса – я с этим не согласен. Вообще все, что касается вопросов веры важно. Вспомним слова Спасителя: «Сие надлежит делать и того не оставлять». Крещение – это дверь, ведущая в спасительную ограду Церкви. Его совершение требует особо тщательного подхода. Святые отцы строго предупреждают об опасности что-то упустить из чина крещения. А что касается погружения, то собственно погружение и является крещением, ведь известно, что в переводе с греческого крещение – «погружение».


Ведущий: Неужели так важно именно погружение?

О. Кирилл: Это главный момент, когда происходит не только символическое, но и реальное соумирание и совоскресение со Христом. Пятидесятое апостольское правило гласит, что, если священник не крестит в три погружения, да будет извержен. Интересная деталь: в начале прошлого века известный старообрядческий деятель епископ Арсений Уральский тщательно рассмотрел чин крещения и произвел в нем небольшие перестановки, внес в него незначительные изменения, казавшиеся ему более логичными. Собор, однако, это отверг, т.е. в этом вопросе была проявлена особая щепетильность. О погружении говорят святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Иеросалимский, Григорий Нисский и др. Всецелое погружение в воде – всецелая отдача себя Христу. Внешний обряд отражает внутреннее духовное состояние. Один ревнитель канонов собрал свидетельства из трехсот источников о необходимости именно погружения при крещении. Наши Соборы – Владимирский в 1274 году, Собор 1620 года при Патриархе Филарете, я уже не говорю о Стоглаве – все говорят строго о погружении. А вот Собор 1667 года, утвердивший никоновскую реформу, отменил принятие латинян через крещение, как обливанцев. Даже после этого о погружательном крещении ревновали Патриарх Андриан и ряд архиереев синодального периода, например астраханский архиепископ Никифор Феотоки, погребенный в Даниловом монастыре. В 90-е годы прошлого века Барнаульское и Луганское епархиальные управления издавали циркуляры, в которых предписывалось священникам крестить через погружение. О том же был циркуляр одесского митрополита Агафангела несколько лет назад. Вспомнил, как в прошлом году, во время встречи с главой непризнанного Киевского Патриархата Филаретом Денисенко, я затронул этот вопрос. Он поразил меня своей реакцией: «Мы Православная Церковь с обливательным крещением». Ну, тут, простите, я «сорвался с цепи», потому что это мой «конек», эту тему я будирую много лет. Я стал запальчиво об этом говорить, мой собеседник заметно напрягся. Ну, в самом деле, Православная Церковь с обливательным крещением – это нонсенс. Ведь обливание допустимо лишь только в крайнем случае. У меня это за 25 лет моего священнического служения было только один раз - я крестил тяжелобольного человека в больничной палате. Он едва стоял на ногах. Я трижды окатил его из ведра водой. Однажды крестил парализованного. Удалось трижды погрузить его в ванне.

Я не касаюсь сейчас еще проблем катехизации, того, что вода должна быть живой, а не кипяченой – мертвой. Не говорю о том, что крещение – дело соборное, праздник для всей общины, и оно должно совершаться не скороговоркой где-то в углу храма. Иногда в оправдание обливательного крещения приводят случай с крещением песком. Об этом рассказывается в книге «Луг духовный». Проходя по пустыне, монахи обратили к вере молодого еврея, который потом ночью заболел. Братия «крестили» его песком, а когда пришли к епископу, тот велел крестить «крещеного» песком еврея в воде, ни во что вменив крещение песком. Хочу сказать, что для меня крещение всегда особое событие. От священника требуется большая собранность, сосредоточенность. Реально ощущаешь противодействие вражьей силы. Никогда не бывает без искушений. Помню, читал заклинательные молитвы у входа в храм на подворье Данилова монастыря в селе Долматово, вдруг огромный черный пес чуть не вбежал в храм. Когда вливаются в общину новые люди, то у многих выявляется следующее: крещены были без подготовки, поспешно, молитвы оглашения, заклинательные были прочитаны «с пятого на десятое». А после юбилея – Тысячелетия Крещения Руси (конец 80-х, начало 90-х годов), когда были массовые крещения, многие крещены обливательно, мочением лбов, даже окроплением… Также множество всяких упущений выявляешь на исповеди. Практически у каждого человека есть какие-то проблемы. Женщина, над которой не были прочитаны молитвы сорокового дня, тоже не редкое явление. Снижено было качество церковного попечения о людях, наблюдается поточность, конвейерность. Несомненно, это повлияло на снижение духовной планки, на то, что, скажем, общинная жизнь в таком неудовлетворительном состоянии.

Практика нашего храма – непременная подготовка желающих креститься. Правда, в этом плане очень часто встречается какая-то пассивность у самих людей. О своем желании креститься заявляют иногда заочно – тут же настаиваешь: придите, пожалуйста, в храм для первого контакта, для разговора. Иногда этим все и ограничивается, и тогда всякие напоминания, приглашения придти не находят отклика в сердцах людей. Я не знаю, как другим священникам удается организовать какие-то подготовительные курсы для желающих креститься. Правда, у нас своя специфика – храм находится в центральной части города, напротив храма Христа Спасителя, через Москву-реку, на набережной, где отсутствуют жилые массивы, поэтому и нет такого потока людей, желающих креститься. А те, которые приходят, нередко ограничиваются первым контактом и потом все зависает в воздухе. Но в любом случае даешь людям какую-то литературу, просишь, чтобы почитали Евангелие, изучили основные молитвы, стараешься тщательно совершать само крещение. Взрослые, желающие креститься, непременно должны исповедаться. Потом, по окончании крещения, я приглашаю их на трапезу. Мы приурочиваем к этому моменту общую трапезу, обед. Новорожденного в духовную жизнь каждый член общины поздравляет с этим большим событием, также, как и венчающихся в нашем храме поздравляют с вступлением в благословленный Господом брак.

За 21 год моего священства я не помню ни одного случая, чтобы не было искушений при крещении. Однажды в селе Россыпном Воронежской области я крестил сразу 53 человека. Крестил в пруду, а потом совершал миропомазание уже в храме. Совершается процесс миропомазания – помазываю все полагающиеся по чину части тела крещенных, и у меня постепенно кончается миро, а половина людей еще не миропомазана. Пришлось помазывать им только чело и говорить, чтобы остальное довершили, по их просьбе, местные священники. Еще один случай. В том же селе староста храма – переселенец из Узбекистана, в жены себе взял нашу прихожанку, москвичку, и поселился с ней в этом селе. Я их венчал, у них уже трое детей. Попросили они меня окрестить младенца – девочку. Предложил им два варианта: либо в райцентре, либо в селе. Предпочли храм в райцентре – в г. Калаче. Крещение там совершается по нескольку человек сразу, проходит быстро, вода на донышке купели кипяченая, разбавленная, «мертвая», а по Уставу должна быть естественная, «живая» вода. Направляюсь туда, а у меня уже дрожь по телу – как-то все будет? Как будет с водой, какая будет обстановка, какое будет отношение? Но все прошло нормально. Я совершил крещение, приехали домой, на обед после крещения, и меня пронзает мысль – я ведь забыл одно действие совершить – троекратный обход вокруг купели. Враг препятствует, тормозит. Советуюсь с опытным духовником – как быть? А все, оказывается, просто – все упущенное при крещении должно быть восполнено.

Или вот еще. Одна матушка, жена священника, говорит: «Возьмите меня в чада духовные». Спрашиваю ее: «У Вас как было крещение?» С этого начинаю с ней разговор. – «А вот как, - говорит, - у меня брат священник, иеромонах. Он крестил в нашем селе людей разного возраста. Уже шло крещение, а тут я мимо шла, и он говорит мне: «Иди сюда, будешь креститься». Получается, что она не была с самого начала на крещении. В это время уже миропомазывали. Священник ей на голову полил водичкой… Я ее спрашиваю: «А молитвы оглашения, заклинательные читал ли он?» Они, ведь, очень важны (дети болеют и потому, что были упущены эти молитвы ограждения от злой силы), а она отвечает: «Нет, я подключилась, когда уже шло крещение …». Естественно, что это нужно восполнить. Все упущенное должно быть восполнено.


Ведущий: Да, ситуация очень далеко зашла. Что же делать? Какие пути решения этой проблемы на Ваш взгляд?

О. Кирилл: Как и многие другие беды, это у нас идет от злополучной никоновской реформы, когда начала расшатываться крепость церковных устоев. С того времени, и особенно с петровской эпохи, выходцы из Малороссии во множестве заняли у нас и архиерейские кафедры, и должности настоятелей храмов и монастырей. Уже подвергнутые западному, латинскому мощному влиянию, они везде насаждали привычное им обливательное крещение. XX век положение усугубил – это и обновленцы с их либеральным подходом, и множество «западэнцев», которые после войны в большом количестве поступали в наши духовные школы и оседали в России.

Осознание серьезности положения уже очень важно. Далее необходимо глубокое покаяние за кощунственное небрежение к этому великому Таинству. Каждый священник и епископ должен покаяться в этом грехе, это должно сделать и на соборном уровне. После этого на будущее строго запретить это безобразие, а нарушителей строго наказывать. Обязать повсеместно устраивать баптистерии, особенно в кафедральных соборах, крупных городских приходах. Обратить самое серьезное внимание на это дело в программах духовных школ, на епархиальных собраниях, в церковных газетах и журналах.

Почивший Патриарх Алексий II неоднократно призывал к восстановлению погружательного способа крещения. В его обращении к участникам съезда Союза Православных братств в 1991 году обратили на себя внимание слова: «Младенцы должны креститься в любых условиях только погружением. Для крещения взрослых надо во всех храмах изыскивать возможность для устройства баптистериев, а крещение их должно предваряться катехизацией».

Так вот, нарушения в этом плане, мягко говоря, очень смущают наших братьев – старообрядцев. Я как-то посетил своего давнего знакомого, старообрядческого священника, настоятеля храма в Подмосковье. Мы с ним знакомы еще с 70-х годов, я был тогда студентом светского вуза, а он – прихожанином безпоповской моленной на Преображенском кладбище. Мы несколько лет не виделись. Когда встретились, то главной темой, как всегда, была тема крещения. У каждого старообрядца, старообрядческого священника имеется багаж негатива от соприкосновения с храмами РПЦ МП. Так и сейчас, при встрече, опять примеры крещения в кафедральном соборе г. Калуги без раздевания, только мочением головы… Он показал мне книгу «Самарский батюшка», в которой есть фотография, как почтенный священнослужитель «крестит», поливая из сосуда на голову.

Нужно категорически не допускать такие фотографии в церковные издания, а также не пропускать и в виде видеоматериалов. Скажу откровенно, что каждый раз, когда я сталкивался с подобными вещами, то поручал кому-то из членов общины написать письмо тому, кто так делал с приложением подборки правил на тему погружательного крещения.


Ведущий: Батюшка, служба по старому обряду более длительная по времени. Как это сочетается с темпом современной жизни?

О. Кирилл: Если говорить о крещении, то могу сказать, что, как правило, все были благодарны. Люди отмечали то, как все было неспешно, размеренно, нескомкано. Службы по старому чину, конечно, значительно дольше совершаются. Мы начинаем всенощное бдение с малой вечерни в 15 часов и слышим благовест в храме Христа Спасителя к началу службы в 17 часов. Когда мы достигаем кульминации – чтения Евангелия и затем прикладываемся к нему – на другом берегу Москва-реки слышим трезвон по окончании всенощного бдения. Конечно, что греха таить, не все приходят к началу службы.


Вопрос радиослушательницы: Меня крестили обливанием в 1997-м году. Скажите, нужно ли мне с этим что-то делать?

О. Кирилл: Я так отвечу на этот вопрос. Сразу скажу, что я не претендую на решение этой проблемы во всероссийском масштабе. У меня есть свой участок – моя община, и я решаю проблемы только в этом объеме, только по отношению к тем, кто меня избрал своим духовником. С такими людьми я основательно все анализирую, ничего сам от себя не делаю, не обратившись к духовнику. Не зная Вас, Ваших обстоятельств, я не могу сказать публично на всю страну, не могу дать исчерпывающего ответа. Думаю, что логично обратиться к своему духовнику, а духовник должен быть у каждого человека (не имеющий духовника именуется в церковных книгах несовершенным христианином). Есть архиерей в каждой епархии. Думаю, что ответы в разных местах, от разных священнослужителей также будут разными. Скорее всего, скажут те, кто так делает: «Ничего страшного, все равно как крестить, главное, чтобы была вера» и т.п. Как-то один священник ответил вопрошающему на эту тему, что, мол, этот грех будет на мне, Вы не безпокойтесь, а тот ему: «Мне нет дела до Ваших грехов, извольте совершать службы как положено». Все, что сегодня говорилось на эту тему – это своего рода информация к размышлению для всех нас: меня, Сергея Николаевича, для той радиослушательницы, которая сейчас позвонила, для ее духовника, если таковой имеется, для архиерея, в епархии которого произошел такой случай. Поэтому думайте, советуйтесь, я не решу за других эти вопросы и не буду брать на себя ответственность громогласно об этом говорить. Мне Господь вверил конкретное стадо словесных овец и в рамках своих полномочий, постоянно советуясь с духовником, я решаю эти вопросы.


Ведущий: Батюшка, осталось две минуты до окончания нашего эфира. Что бы Вы сказали в заключение нашего цикла передач на тему старообрядчества.

О. Кирилл: Если говорить о перспективах какого-то объединения со старообрядцами, то тут ситуация тупиковая, хотя очень бы хотелось, чтобы наш народ был более сплоченным и консолидированным. Можно, может быть, говорить о каком-то чуде, предполагать непосредственное вмешательство Бога в разрешение этого узла «ими же веси судьбами». Если говорить о вещах, лежащих на поверхности, то они, как мне кажется, следующие: совершать крещение должным образом, осознать несправедливость гонений на ревнителей древнего благочестия, а, осознав, выразить за это сожаление и даже покаяние, чтобы тем самым, хотя бы, образно говоря, «расчистить площадку», подготовить почву для конструктивного диалога, ну а дальше все в руках Божиих.

Игумен Кирилл (Сахаров)
(Выступление по «Народному радио» 15.02.2012 г.)