Игумен Кирилл (Сахаров). О первых Преображенских Ковылинских чтениях
Чтения прошли 10 октября в актовом зале Историко-Архивного Института. Зал (здесь до революции располагалось помещение Синодальной типографии) своими стрельчатыми потолками напоминал одну из палат старообрядческой обители на Преображенке. В подготовке и проведении Чтений объединились краеведы и старообрядцы-безпоповцы. К сожалению, торжественного открытия, как значилось в программе, не получилось, так как не пришли приглашенные чиновники.
Душой конференции были два человека: Козлов Владимир Фотиевич, главный краевед столицы, и Пашинин Максим Борисович, председатель Культурно-паломнического центра им. протопопа Аввакума, главный редактор издательства «Третий Рим». До начала работы конференции я просмотрел книгу Козлова В.Ф. «Москва старообрядческая». В ней, в частности, рассказывается о Всехсвятском единоверческом монастыре, который община нашего храма пытается реанимировать лет уже десять. Особенностью Чтений было присутствие на них значительного числа безпоповцев как поморского, так и федосеевского согласий. Был и самый главный безпоповец – руководитель Российского Совета О.И. Розанов. Для себя я отметил, что на подобного рода конференциях, проводимых Старообрядческой митрополией, бывало гораздо меньше представителей духовенства. Очень активными участниками Чтений были ученые жены – Агеева, Юхименко, Соловьева, Игнатова – всех не буду перечислять. Доклад Игнатовой Т.В., научного сотрудника Центрального Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, был для меня особенно интересен, так как в нем сообщалось о подробностях, в том числе ранее неизвестных, передачи единоверцам мужской половины Преображенской обители и открытия здесь единоверческого мужского монастыря. После этого доклада лично мне как-то расхотелось предпринимать какие-то шаги по возрождению этого монастыря. Не хочется доставлять кому-то боль, бередить старые раны. Конференцию почтил своим присутствием Русакомский И.К., руководитель Центра традиционной русской культуры «Преображенское». Преодолевая свою очевидную немощь (не так давно он перенес инсульт) Игорь Климентьевич рассказал о трудностях реставрации Преображенского (его мастерская реставрировала здесь колокольню). Трудности сохраняются и в настоящее время. Так, недавно Министерство культуры признало памятником культуры только половину исторического Преображенского. Русакомский хранит огромный архив по Преображенскому.
Крайне интересным был доклад руководителя Чтений Козлова В.Ф. В нем он анализировал жизнь старообрядческих общин Преображенского в 1944-50-х гг. по донесениям уполномоченного Совета по делам религиозных культов по г.Москве. По-видимому, уполномоченный имел неплохих информаторов в среде прихожан безпоповских храмов, особенно, как это ни странно, в среде самого строгого толка – филипповцев. Если бы меня спросили о моем самом заветном желании (не сугубо духовного плана) я бы ответил: «Просмотреть, хотя бы в течение одного часа, пухлую папку нашего прихода в канцелярии Московской Патриархии». Ну просто распирает желание пролистать те доносы и жалобы, которые накопились за четверть века нашего существования (на всех бумагах, по свидетельству очевидцев, покойный Патриарх Алексий Второй налагал одну и ту же резолюцию: «В папку прихода»). В упомянутом докладе приводились характеристики членов актива старообрядческих общин, сообщалось о настроениях верующих. В ЦГА имеются документы подобного рода ближе к нашему времени – до начала 80-х гг. Они представляют еще больший интерес, т.к. некоторых упомянутых уполномоченными персоналий я вполне лично мог знать.
Интересен был доклад В.Ю. Пирогова о ходе восстановления взорванного в конце правления Хрущева Спасо-Преображенского храма в Преображенском. К настоящему времени проделана огромная работа по возрождению этого варварски уничтоженного храма. Я неоднократно у поклонного креста на месте этого храма и в Центре традиционной русской культуры «Преображенское», возглавляемого И.К. Русакомским, совершал богослужения по старому обряду. Это мое давнее обыкновение – совершать службы по старому обряду в значимых местах столицы и вообще по возможности где бы то ни было. О сложностях имущественного характера на Преображенском рассказал такой асс юриспруденции, как профессор Шахов Михаил Олегович, являющийся ответственным секретарем Совета православных церковных приходов Московского Преображенского старообрядческого монастыря.
Преображенское – один из самых моих любимых уголков Москвы, знакомый в течение нескольких десятилетий. Его проблемы я принимаю близко к сердцу. На Чтениях постоянно вспоминали Илью Алексеевича Ковылина (+1809 г.), при котором паства Преображенского насчитывала около 10 тысяч прихожан (в эпитафии на его могиле были в частности такие слова: «несогласия между христианами – оскорбление для Христа»). Я же с теплом вспоминал целую плеяду тружеников на ниве духовной, в частности председателя федосеевской общины М.И. Чуванова (до своего столетия он не дожил 1,5 года).
После закрытия Чтений состоялась презентация новой книги «элегантного аристократа» К.Я. Кожурина «Повседневная жизнь старообрядцев» (Москва, 2014 г).