Леонид Якушев: Мысли об украинской епархии РПСЦ и о возможном статусе приходов Крыма
Что касается ситуации в Украине, то требуется серьёзное исследование причин происходящего. Экономический и политический кризис здесь не избежал сдвига в национал-фашизм. Так было и в гитлеровской Германии, именно тяжелое материальное положение население привело к национал – фашизму. Что это такое? Это когда не получается выйти из кризиса экономическими средствами прибегают к преступлениям военным и против человечности, - т. е. к крайним и совершенно бесчеловечным методам.
Но всё это, слава Богу, носит временный характер. Гитлер сумел добиться многого, но преступления фашистов получили должную международную оценку. Украинский национал- фашизм так же исполнит свою меру ответственности в своё время.
Невинных жертв жалко...
Что касается Украинской епархии архиепископа Савватия, то национал – шовинистические настроения, отвязная русофобия, заставляют его беспокоиться о своей пастве и он предлагал переменить наименование епархии с удалением слова «русская». Но переменить наименование не так просто. Это значит поменять канонический статус, т.е. перевести в автокефалию.
Но на Соборе поднимался не этот вопрос, а более простой. Крымские приходы продолжают оставаться в юрисдикции Московской митрополии. М.Корнилий предложил учредить Крымскую епархию, поскольку гражданские территориально-административные границы изменились. Он не «подминал» Крымские приходы «под Москву» - они и так «под Москвой». Он предложил сделать то, что положено. Но соборное большинство не разделило политическую мотивацию правительства и президента РФ, как и референдное волеизъявление населения Крыма. Соборное большинство не сориентировалось ни политически, ни канонически.
Фактически, на Соборе даже не обсуждался больной и актуальный вопрос – автокефалия Украинской епархии.
Учреждение Крымской епархии – вопрос более простой, но и он не был решён.
Удивляться здесь нечему. Наше церковное сообщество испытывает острые духовные проблемы, которые чтобы решить, надо хотя бы их назвать. Но в этом направлении нет подвижек. Посмотрите на уровень веры и катехизации в местных приходах, и тогда будет ясно, почему выносятся определённые решения на Соборах. Никто не умаляет значение пастыря, но мировоззренческое состояние верующих таково, что уже не под силу и пастырю (если захочет и попытается) поднять исторический груз проблем, под которым стоит сегодня Церковь.
Проблему надо исследовать и решать. Но если винить, то всех и не только нынешнее поколение: проблемы не решались не только сегодня, но и вчера и позавчера.
Это уже несёт характер обречённости, когда точка невозврата уже пройдена. И тем не менее, так устроил Бог – слава и благодарение Ему! - спастись христианин, если этого искренне пожелает, может и в этих условиях: если общественному сознанию сложно (или уже невозможно) себя осмыслить, индивидуально- субъективно - нет никаких препятствий: «Веровах, тем же возглаголах, аз же смирихся зело. Аз же рeх во изступлении моем: всяк человeк лож.» Пс.115.
Простите, Христа ради.
Леонид Якушев
28 октября 2014