Намедни купила Церковный календарь на 2015 год. Покупаю исключительно из многолетней привычки и обычно не читаю ничего, кроме святцев, а тут «торкнуло». Гляжу, статья «10 лет предстоятельства митрополита Московского и всея Руси Корнилия». Так-так, думаю, посмотрим. Родился, окончил школу, пошел работать, рукоположен – в общем, все как у людей. Но чем дальше читала этот, с позволения сказать, опус, тем больше вспоминались мне слова из песни советского сериала про знатоков: «Наша служба и опасна и трудна,/И на первый взгляд, как будто не видна».
Судите сами: «За годы предстоятельства владыки Корнилия были упрочены положительные тенденции в жизни Церкви» (с. 169). Что же подразумевает автор под таким витиеватым определением? «Стало традицией регулярное совершение архипастырских визитов во все епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви с совершением архиерейских богослужений в храмах епархий, возведением в священные степени иереев, диаконов, чтецов и свещеносцев». С точки зрения банальной эрудиции эти положительные тенденции появились задолго до митрополита Корнилия, и каждый отдельный индивидуум не может игнорировать эту парадоксальную данность.

Далее. «В ходе архипастырских поездок митрополит Корнилий встречается с главами республик, областей, районов и муниципалитетов. На этих встречах решаются важнейшие вопросы бытия старообрядческой Церкви…» Здесь спотыкнемся на секунду, задев за слово «бытие». Наивный читатель уже ожидает, что речь пойдет о философских вопросах бытия Церкви. Например, о христианской общине, таинственно представляющей Тело Христа и вместилище Духа Святого, или о других высоких материях в духе Лосского с его мистическим богословием. Ан нет! Вот они, вопросы бытия: «предоставления земли под строительство храмов, реставрация памятников церковной архитектуры, возвращения церковных зданий в пользование Церковью, а также разнообразные социальные и просветительские проекты, которые осуществляются совместно с государством и старообрядческими общинами» (с. 169). Так это, простите, быт, а не «бытие». Как говорят в Одессе – «две большие разницы».

Мне жалко исследователей, которые лет эдак через пятьдесят возьмут (если найдут) календарь за 2015 год и захотят его использовать как исторический источник. В данной статье никакой фактологии! Гениальные слова из песни подходят сюда идеально: «Если кто-то кое-где у нас порой». Читаешь дореволюционный журнал «Церковь» и понимаешь, где и что строили, в какой губернии, на чьи средства, кто архитектор проекта и т.д. А тут? Неужели автору статьи трудно было в двух-трех предложениях сказать о реставрационных работах конкретных храмов, проведенных с подачи митрополита Корнилия? Назвать имена госчиновников, с которыми у него прошли знаменательные встречи, назвать конкретные результаты: что построено, передано общинам и т.п. Пусть это будут не только положительные результаты, но и отказы староверам в предоставлении земли, передаче храма. Страна должна знать своих героев. И отрицательный результат тоже результат. Но мы – толерантны. Никого не хотим обидеть, ни-ни! Как говорил человек в футляре: «Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло».

Кстати, о реставрации. В следующем абзаце: «Большое внимание в эти годы было уделено возрождению историко-архитектурного ансамбля "Рогожская слобода". Проведены масштабные строительно-реставрационные работы в Покровском и Христорождественском храмах, доме Причта и храме-колокольне Успения Пресвятой Богородицы» (с.169). Ну, во-первых, начаты работы задолго до митрополита Корнилия, при почившем митрополите Андриане. Во-вторых, с реставрацией не все гладко было, начиная от погрешностей проекта и, простите, пропавших денег, и заканчивая сменой команды, занимающейся реставрацией. И, в-третьих, почему о реставрации пишут в прошедшем времени «проведены»? Бог весть, сколько еще будут вестись работы, может, и 2016 год захватят. Не говори «гоп» пока не перепрыгнешь.

«Одной из ярких примет периода святительства митрополита Корнилия, – пишет автор юбилейной статьи, – является значительное число новоосвященных храмов. Всего за эти годы освящено около 20 храмов». Как сказал незабвенный Михаил Евграфович «крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом». Двадцать храмов – не шутка! «Огласите весь список, пожалуйста».

«Отрадно отметить, что в последние годы взаимоотношения между Московской и Белокриницкой Митрополиями развиваются в духе взаимопонимания и доверия». «Что дружба? Легкий пыл похмелья,/ Обиды вольный разговор,/ Обмен тщеславия, безделья/ Иль покровительства позор». Боюсь, вдруг Пушкин был тут прав? Однако он поэт всего лишь… Автор статьи пишет о поездке двух предстоятелей в Казань на престольный праздник. Действительно, выдающееся событие помолиться вместе раз в десять лет.

Про «динамично развивающиеся отношения» между РПСЦ и государством дипломатично промолчим, дадим лучше слово Салтыкову-Щедрину: «Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления». Но что важно отметить, так это «значение православной веры и Церкви в деле сплочения и сбережения русского народа» (с. 169). Оказывается, вера должна работать на государство: сплачивать атомизированное общество и вместо Минздрава беречь русский народ. А спасением души займется МЧС.

В общем, дорогой читатель! Совет от доктора Михаила Булгакова: «Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и медицине. И – Боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет. Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "Правду", – теряли в весе».