Кто такие староверы? Ответы бывают разные.

Сами себя староверы относят к чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви. Они исповедую ту веру, которая была в России до раскола Церкви в XVII веке. Эта вера давала им силу и помогала выжить, несмотря на кровавые преследования.
Не отказались староверы от понимания того, что создателем и главой церкви является Исус Христос, сохранили соборность, не отказались от старых богослужебных книг, старых икон, крюкового пения и даже старой одежды: кафтанов, сарафанов, поясов, которые до сих пор носят в церкви. Обряды воспринимались как необходимый фон истинной христианской жизни. Символом старообрядчества стало двуперстие.

Старообрядцы сохранили соборность. Все жизненно важные вопросы, связанные с церковными и житейскими проблемами решаются сообща на Соборах. Перед Собором все равны. Нет равенства - нет Соборов. Нет Собора - не староверия. Решать всё Собором, миром является отличительной, уникальной чертой русского народа. В этом его сила. «На миру и смерть красна», - говорили в старину. Русская Православная Церковь далека от клерикализма, когда все дела церкви решает только священство, а на долю прихожан остается только безропотное подчинение. Таким недугом поражена католическая церковь и принявшие их обычаи никониане. Не дай Бог старообрядцам скатиться в эту яму!

В XVIII в. в России появились люди, которых назвали единоверцами. Они, как и староверы, молились по старым книгам, пели по крюкам, носили кафтаны и сарафаны. Можно их отнести к староверам? Нет, нельзя! В биологии есть такое понятие - «мимикрия», т.е. «подражание». Есть разновидность мух, которые по окрасу напоминают пчёл (Господь дал этим насекомым такую защиту). Внешне это пчёлы, а в действительности - мухи. Единоверцы внешне подражают староверам, но находятся в лоне еретической несоборной никонианской церкви. Единоверие - всего лишь мимикрия.

Однажды ко мне подошла женщина интеллигентного вида и спросила: «А в России есть староверы?» «Да, есть!» Но откуда знать светским людям о староверах, если о них нет никакой правдивой информации. В лучшем случае они обнаружат в печати историю семьи Агафьи Лыковой. У них может сложиться впечатление, что староверы в массе своей уже вымерли. Только где-то в таёжной глуши встречаются ещё одиночки, которые живут в полуразвалившихся избушках и ведут первобытный образ жизни. Это искажённый образ староверов. Среди современных староверов много инженеров, врачей, учителей, есть писатели, профессора, учёные. Но светское общество об этом не знает. В учебниках истории о староверах упоминают коротко и искажённо.

В период гонений старообрядцы насмерть стояли за свою веру. Сейчас другое время. Физической расправы нет. Наоборот, слышны хвалебные песни в адрес «братьев» староверов. Иезуитский прием. Как и положено, у братьев должна быть одна матерь-церковь...никонианская! Это ласковое убаюкивание усыпило какую-то часть паствы РПСЦ. Они не видят, что это лишь капкан, захлопнуть который мечтает много лет никонианская Церковь, чтобы окончательно ликвидировать старообрядчество, т.е. раскол. А может быть видят и сознательно стремятся слить РПСЦ с никонианством.

Предпосылки к этому есть. Раньше старообрядческие приходы выбирали себе священника (нанимали). Руководили жизнью общины приходы. Сейчас священники назначаются сверху, подчинили себе приход, оставляя за собой право решать все проблемы единолично, в том числе финансовые. Повторяю, это и есть клерикализм - отличительная черта католичества и никонианства. Началось вытеснение мирян с Соборов, изгнание из церкви неугодных прихожан, как правило, активных, принципиальных.

Католичеству и никонианству характерен не только клерикализм, но и папизм. Главой католической церкви является не Иисус Христос, а папа римский. Он является наместником Бога на земле, папа непогрешим, его мнение единственно правильное, не подлежит обсуждению, осуждению и ослушанию. Паства - это безропотное, безмолвное, послушное стадо, запуганное наказанием, ранее «топором» инквизиции. Элементы папизма уже пытаются встроить в старообрядческую церковь.

Существует два взгляда на участие мирян в Соборах. «На латинский взгляд участие в соборе мирянской «массы» самоочевидный абсурд». Взгляд православных: «...в церкви нет левитства; христиане - все причастны священству» (А.В.Карташов. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991, т. 2, стр. 273). Увы! Предпочтение получил первый взгляд!

Христиане на Руси были совсем другими. Они могли терпеть гнет князей, унижение и порабощение татаро-монголов, но когда «тишайший» царь с патриархом Никоном покусились на духовную свободу, они оказали сопротивление, получившее в истории название «Раскол».

Неужели сторонники клерикализма в староверии не понимают, что их действия могут привести к новому расколу в церкви? Уже появилась трещина.

Староверы исповедуют старую дораскольную веру, которая была на Руси. Русь в то время была «удерживающей» и сохранила в себе чистоту и неприкосновенность учения Апостольской Церкви. Следовательно, за старообрядцами осталась эта нелегкая, но высокая миссия. Было бы неплохо сторонникам диалогов и сближения христианских церквей, учесть это!

Простите Христа ради.

Пелагея