Доклады старообрядческих деятелей превратились в елейный словесный поток и не отражают реального положения вещей.

Многие современные политические и религиозные деятели уже давно не чувствуют подлинной жизни народа, не знают его проблем и интересов. Подобные деятели уже привыкли, что в жизни важны не столько реальные плоды деятельности, сколько создание её бурной видимости, радужные обещания избирателями и доклады в стиле «профсоюзных отчетов» наполненные победными реляциями.
Многие современные политические и религиозные деятели уже давно не чувствуют подлинной жизни народа, не знают его проблем и интересов. Подобные деятели уже привыкли, что в жизни важны не столько реальные плоды деятельности, сколько создание её бурной видимости, радужные обещания избирателями и доклады в стиле «профсоюзных отчетов» наполненные победными реляциями. В начале 2000-х годов, с выходом старообрядчества на медийную сцену общество ожидало, что, наконец, появилась реальная духовная альтернатива. Казалось еще немного и старообрядчество молвит веское духовное слово, которое приведет к прозрению русского народа и выздоровлению общества. Однако шел год за годом, а старообрядчество так и не предложило ничего русскому народу кроме пустопорожних заявлений и докладов. Почти каждое общественное выступления старообрядческого деятеля сегодня - это сладострастное ностальгирование по былым временам, хвастовство достижениями далеких предков и отсутствие каких либо реальных добрых дел и инициатив кроме уже набивших оскомину  заклинаний в стиле «держитесь добра, избегайте зла» или «ребята давайте жить дружно».

Образцом такого доклада является выступление митрополита Корнилия 23 октября на президиуме Совета при Президенте РФ. Переполненное высокопарными сентенциями оно не несет никаких реальных предложений и инициатив. Но тревогу вызывает не только это. Значительное число характеристик старообрядчества имеющихся в этом докладе взяты из далекого прошлого и не имеют никакого отношения к современной действительности.

Публикуем это выступление с небольшими комментариями  одного из читателей нашего сайта.



Выступление митрополита на заседании президиума Совета при Президенте РФ

Досточтимое собрание!

Свое выступление я начну знаменитыми словами генералиссимуса Суворова: «Мы – русские, какой восторг!»

Великие слова великого человека как нельзя лучше передают то чувство, что с рождения присуще истинно русскому – чувство гордости за свой народ и свою страну, чувство радости от осознания своей принадлежности к этим двум бесконечным вселенным – русская нация и русская держава.

Более тысячи лет они существуют нераздельно – русские и Россия. Их существование взаимосвязано и неразрывно. Не будет русских – не будет России. Не будет России – не будет русских. Поэтому можно смело утверждать, что в наши дни государственная поддержка русского народа, его языка и культуры, его веры – это задача первостепенной важности, если угодно, задача и оборонная, и стратегическая.

Комментарий: Этот доклад митрополита Корнилия произносился перед высокой публикой в дни Освященного Собора РПСЦ 2014 г. на котором соборяне отвергли перевод старообрядческих приходов республики Крым, мотивируя что нужно думать не о русских Крыма или восточной Украины, а о благополучии старообрядческих священнослужителей проживающих на территории западной Украины. Соборяне утверждали, что признание приходов Крыма российскими осложнит деятельность других приходов на Украине, а следовательно нужно поддерживать любую украинскую власть какого  бы цвета она не была. Если марионетиочная, слабая власть Порошенко-Яценюка на Украине так пугает делегатов РПСЦ то, что будет если русский мир подвергнется подлинному вражескому нашествию как в годы Второй Мировой. Не исключено, что  подобные делегаты будут встречать захватчиков хлебом солью и плакатами  «Гитлер – освободитель». Не случайно ли поэтому Сталин эвакуировал глав сергианской, обновленческой и старообрядческой церквей, чтобы в случае взятия Москвы избежать подобного развития событий.

Ведь не только армия и флот, ракеты и самолеты, новейшее вооружение и полководческий талант защищают страну от врагов. Вспомним нашу историю. Вспомним, например, смуту начала XVII столетия или 1812-й год, когда неприятель подходил к Москве и даже занимал её. Тогда многие даже самые смелые сердца были охвачены отчаянием и унынием.

Но Россия все-таки была спасена! Кем? Богом и русским народом!

Об этом гениально написал Пушкин: «Кто тут нам помог? Остервенение народа».

Остервенение, то есть благородная ярость и гнев на тех, кто покушался на православные святыни.

Комментарий: Ныне уничтожение храмов (в Косово ли или Восточной Украине) не беспокоит старообрядческое сообщество и не приводит к появлению благородной ярости.  Даже собственно старообрядческие храмы, которые по тем или иным причинам не возвращаются церкви,  мало интересуют современных старообрядцев. Борьба за их возвращение,  как правило, удел одиночек и энтузиастов.

Так было и в 1613-м, и в 1812-м, и в 1941-м годах. Так будет всегда. Порой обстоятельства казались безнадежными и казалось – все кончено. Но русский народ, остервеневший от наглости врага, поднимался и вставал во весь рост и решительно очищал свою землю от иноземного супостата, от ненавистного неприятеля.

В битвах тех великих войн сражались плечом к плечу вместе с русскими и лучшие сыны других народов России – украинцы и белорусы, татары и башкиры, калмыки и прочие.

Вечной славой покрыли себя в этих боях за русскую землю и наши предки – староверы. В частности, имя героя-старообрядца, атамана Матвея Платова поныне памятно многим.

Комментарий: Вплоть до недавнего времени принадлежность героя Отечественной войны 1812 года атамана М. И. Платова к старообрядчеству считалась у старообрядцев несомненной. Однако в 2012 году настоятель старообрядческого прихода в Ростове-на Дону о.Иоанн Севастианов во время работы в Государственном Архиве Ростовской области нашел документы, из которых следует, что атаман М.И. Платова был крещён, венчался, ходил на исповедь и был отпет в новообрядческих, никонианских храмах. Кроме того, сохранился его письменный отказ разрешить открытие в Новочеркасске старообрядной молельни на правах единоверия(!). Он назвал старообрядчество «сектой», «мудрованием», «суеверием» «противу церкви православной», «сынов которой они стараются уменьшать», «заводя ссоры и споры». По мнению М.И. Платова, «состояние раскольника в военном народе совсем терпимо быть не может; оно ослабит военную дисциплину, расстроит правила ее и казака доведет до негодности быть прямым казаком».

Если это так, то ни о каком старообрядчестве М.И. Платова, даже и о тайном, речи быть не может.

Вопрос очень важный, специалисты-историки Московской старообрядческой митрополии должны проверить эти архивные документы и подтвердить или опровергнуть сообщенные о.Иоанном Севастиановым сведения.

Однако митрополит Корнилий просто проигнорировал это и по-прежнему на официальных мероприятиях продолжает называть атамана Платова старообрядцем. Если кто-то из никониан пойдёт на принцип и пожелает так же публично опровергнуть эти утверждения о старообрядчестве Платова, то для нашей Церкви может выйти конфуз.

Но имена тысяч других староверов, отдавших жизнь за свободу России, ныне известны только Господу Богу. Археологи, производящие раскопки на Бородинском поле и на полях сражений Великой Отечественной войны, среди человеческих останков во множестве находят старообрядческие литые крестики и иконки – память о тех бесчисленных православных Иванах, Петрах и Василиях, что не вернулись домой с кровавых сеч.

Старообрядцы – это и есть тот простой народ, что всегда составлял славу и честь России, ее историческую память и гордость, золотой запас нашей культуры. Недаром Солженицын назвал православных староверов «лучшей частью своего племени».

Старообрядцам принадлежит особенное место в русской истории и культуре, обусловленное тем положением, которое они, порой вынужденно, занимали в России.

Комментарий: В каждом подобном докладе обязательно дается историческая справка о давнишних заслугах старообрядчества, но игнорируется современное положение вещей.

Пушкин сказал: «История новейшая есть история христианства». Также можно утверждать, что и история российская есть история христианства, история Православия.

Трагический церковный раскол XVII века разделил русский народ на два лагеря, привел к образованию двух религиозных направлений в русском народе: сторонников реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона и противников этих реформ, ревнителей церковной старины.

За новшествами Алексея Михайловича и Никона последовали жестокие реформы Петра I. К церковным «новинам» добавились перемены культурные и бытовые – европейская одежда, бритье бород и усов, курение табака. Староверы не приняли этих новин, поэтому до сих пор наш жизненный уклад сохраняет многие черты, свойственные древнерусской культуре и быту.

Комментарий: Действительно, в старину старообрядцы активно боролись с курением, выпускали многочисленные полемические сочинения против табака, а архиереи рассылали воззвания.  В наше время, в то время как весь мир осознал пагубность этой дурной и греховной привычки, в толерантной Европе приняты драконовские законы против курения, эта тема практически не поднимается старообрядцами.

Изгнанные с родной русской земли староверы, даже и в других странах, сумели сохранить то, чем жили наши предки 300–400 лет назад. И речь не только о внешнем, не об одних бородах или традиционной одежде – кафтанах и сарафанах, поныне надеваемых для моления в храмах, а о том, что старообрядцы сумели сохранить жизненный стержень наших предков, ту духовную составляющую, из-за которой Древнюю Русь называют Святой Русью.

И сегодня в старообрядческих домах звучит ежедневная молитва, соблюдаются посты, предписанные церковным уставом. И теперь истинный старовер, поверяя Святым Евангелием и канонами Церкви свои мысли и чувства, слова и дела, старается жить в вере и в мире с Богом и людьми. Верность и честность, правдивость и порядочность, исполнительность и обязательность – не пустые слова для старообрядца!

Комментарий: К сожалению, и это уже надо признать для многих современных старообрядцев правдивость и порядочность, исполнительность и обязательность  - пустые слова. Статистика впечатлений людей со стороны, пытавшихся в деловой или просветительской сфере сотрудничать с представителями старообрядческих согласий говорит о многочисленных фактах неисполнительности, необязательности и неблагодарности.

Но староверы известны не только религиозностью и трудолюбием. Поныне старообрядческие семьи многодетны. Россия прирастает старообрядчеством! Повсюду, где бы ни жили староверы: на Дону или в Поморье, в Поволжье или на Урале, на Алтае или в Сибири, дети считаются Божиим благословением, поэтому аборты – тяжкий грех.

Воспитание подрастающего поколения в традиционной православной культуре ведется обычно с самого раннего возраста. В старообрядческих семьях из поколения в поколение передается неизменный русский дух, та русская красота, что воспета нашими великими поэтами и художниками.

Комментарий: На самом деле многодетных семей старообрядцев сегодня весьма не много, и те в основном принадлежат к замкнутым старообрядческим согласиями. В титульных старообрядческих согласиях нередки разводы супругов и распад семей. Единственной правдой в докладе митрополита является отсутствие абортов в старообрядчестве, поскольку действительно такое деяние считает тяжким грехом.

Не будем также забывать, что в XVIII–XIX веках именно староверы заселили новые обширные земли, присоединенные к Российской империи. Они бежали туда от преследований или насильно переселялись властями на необжитые территории. Их многодетные семьи обустраивались на новых местах, обзаводились домами и садами, пашнями и стадами. Даже в самых неблагоприятных условиях, на самых худых землях, трудолюбивые старообрядцы с Божией помощью добивались прекрасных результатов и процветали.

Хочу процитировать знаменитые строки Николая Алексеевича Некрасова из поэмы «Дедушка», посвященные староверам, высланным в Забайкалье:

Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол.
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел –
Едут туда комиссары,
Глядь – уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит,
Мельницу выстроят скоро.
Уж запаслись мужики
Зверем из темного бора,
Рыбой из вольной реки.
Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад.
Воля и труд человека
Дивные дела творят!

Далее поэт замечает о старообрядцах: «Трезво и честно живут». Действительно, трезвость, гнушение сивухой и табаком были возведены нашими предками в ранг религиозных заповедей. Вот он, народный здоровый образ жизни!

Комментарий: Курение действительно крайне мало распространено в старообрядческой среде, а вот пьянство и алкоголизм сегодня стали обыденными явлениями.

Но не только этим известны старообрядцы.

Грамотность и любовь к книге всегда отличали их. В то время, когда Синод издавал указы, запрещающие венчать не знающих молитву «Отче наш», многие старообрядцы знали весь церковный богослужебный круг. Псалтырь и Часослов были настольными книгами, но чтение не ограничивалось только молитвенными текстами. Старовер любил и поныне любит поучения святых отцов, жития угодников Божиих, христианские притчи и летописи. Многие старообрядцы обладали обширными библиотеками, в которых бережно хранились старинные рукописные и печатные книги.

Комментарий: Это всё относится к прошлому, в наши дни старообрядцы читают очень мало. Труды старообрядческих писателей и начетчиков лежат в церковных лавках мертвым грузом.  Исчезла серьезная старообрядческая периодика. Закрылись или не выпускаются некогда популярные  издания: журналы «Остров веры», «Церковь», «Неопалимая купина», «Общий дом», газета «Старообрядческие вести» и многие другие.

Собирались также иконы и другие предметы церковной старины. Архитектор Алексей Щусев писал: «Старообрядцы были большими консерваторами в искусстве. В своих скитах и церквах они сохранили много образцов иконописи, которые в противном случае могли безвозвратно погибнуть. Это большая объективная заслуга старообрядцев».

Правительственный чиновник «по борьбе с расколом» писатель Мельников-Печерский живописал процесс собирания староверами родной старины: «Потомки бояр, окольничих и иных думных и служилых людей старой Москвы проживали дедовские наследства и, легкомысленно относясь к родовым памятникам семейной жизни предков, кидали их за бесценок, чтобы на вырученные деньги завести щегольские цуги, золотошвейные кафтаны и робы, французские парики и кружева, редкостные табакерки и т.п. Старообрядцы с охотой покупали у них старинную домашнюю утварь, прадедовские рукописи. Особенно старались старообрядцы скупать древние иконы. Эту древнюю святыню старообрядцы сохранили как зеницу ока, как бесценное наследие».

Комментарий: Сегодня практически не существует старообрядческих иконописных школ как таковых. Нет и рынка современных старообрядческих икон. Единичные старообрядческие иконописцы и мастерские работают главным образом на заказчиков из новообрядческой среды. Качество современного старообрядческого медного литья низкое и старообрядцы предпочитают покупать современные медные иконы у никонианских производителей.

Множество прекрасных икон, ныне хранящихся в лучших музеях страны, происходит из старообрядческих храмов и из коллекций купцов-староверов. К сожалению, реформы Алексея Михайловича и Никона и последовавшие за ними преобразования Петра изменили не только художественные вкусы верхушки русского общества, но и литературные пристрастия, резко обратив их в сторону Запада.

Старообрядцы сохраняли древние рукописи, переписывали их и создавали новые. Они также сберегли устное творчество нашего народа – русский фольклор и самую ценную его часть – былины. Именно от сказителей-староверов были записаны на Русском Севере, в Поморье и по берегам Онежского озера, чудесные поэтические творения об Илье Муромце и Алеше Поповиче, князе Владимире и Соловье-Разбойнике, теперь известные нам с детства.

Поистине старая русская православная вера – живая вода, омывающая, освежающая, поящая и сохраняющая в веках то, что, казалось бы, безвозвратно утрачено. Живит эту чудесную воду Сам Господь Исус Христос, и, убежден, именно она – основная помощь от всех проблем и бед современной России. Если бы весь наш народ мог омыться в ней! Если бы он мог припасть к тому чистому источнику, откуда он сам, по сути, и проистекает!

Наша старая вера содержит в себе значительный потенциал. Она обращена не только к славному прошлому, к святой старине, но и смело взирает в будущее, отвечая на непростые вызовы современности.

Комментарий: Старообрядческие деятели очень часто говорят о потенциале старообрядчества, но за 25 лет свободы совести в России этот потенциал никак не реализовался ни в церковном, ни в общественном направлении. Почти ничего не известно о социальной работе старообрядческих согласий. За четверть века старообрядцы  не смогли толком возродить иноческую традицию. Все социальные инициативы, подобные борьбе с пьянством, репродуцируются лишь после выдвижения и одобрения со стороны РПЦ МП.

Президент РФ В.В. Путин в своем последнем послании к Федеральному собранию отметил: «Возрастает ответственность России в сегодняшнем мировом развитии, как ключевого гаранта, как гаранта стабильности, как государства, которое последовательно отстаивает и защищает международное право, суверенитет, самостоятельность и самобытность народов. В мире все больше людей, – подчеркнул он, – поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную и нравственную основу народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной. Конечно, это консервативная позиция, – заметил президент, – но, говоря словами Николая Бердяева: «Смысл консерватизма не в том, чтобы он препятствовал движению вперед и вверх, а в том, чтобы он препятствовал движению назад и вниз, к хаотичной тьме».

Старообрядцы, со времен раскола, по промыслу Божию, осуществляли эту задачу – остановить скатывание России к безверию, хаосу, движению к адской пропасти.

Недавно в свет вышла книга К. Кожурина «Повседневная жизнь старообрядцев», которая заканчивается словами: «Тот бесценный духовный опыт, который староверы вынесли из своего «ухода», должен стать достоянием всего человечества, – возможно, это последний шанс не только для находящейся в глубоком духовном кризисе России, но и для агонизирующего Запада, уже основательно забывшего о своем христианском происхождении. Ведь «староверие» не просто какая-то «национальная разновидность» христианства, как иногда его пытаются представить, а христианство в самом что ни на есть чистом и универсальном виде».

Старообрядчество – здоровая консервативная сила, на протяжении веков успешно противоборствующая разрушению традиционных ценностей: религиозных, государственных и семейных. Обществу и стране, желающим успешно противостоять современным угрозам, как внешним, так и внутренним, уверен, есть чему поучиться у староверов.

И современные условия плодотворного сотрудничества между Российским государством и традиционными конфессиями, быть может, как никогда в нашей истории способствуют этому доброму обмену опытом. Мы открыты для диалога со всеми искренне любящими Отчизну.

Комментарий: Известно, что старообрядческие согласия в последние годы получают многомиллионные гранты и пожертовования от государства и частных жертвователей. Примером, может послужить, например, многомилионный грант на проведение фестиваля знаменного пения «Распевы святой Руси», грант на проведение исторической реконструкции посвященой войне 1812 на территории Рогожской слободы, грант на создания музея старообрядческих икон и многое другое.  Однако об эффективности этих финансовых вливаний говорить не приходится. О  мероприятиях, проходящих на эти деньги крайне мало  знают даже обычные  старообрядцы, не говоря уже о людях внешних, на которых и направлены эти «просветительские проекты». Открытость старообрядцев к диалогу с обществом также пока сомнительна. Прошедший Освященный собор РПСЦ показал, что для старообрядческих делегатов важнее многочасовое обсуждение вопроса закусывания волосков бороды, нежели современной судьбы русского народа.

Без старины нет новизны, без прошлого нет будущего, и современной России нет без Святой Руси. А что составляло Святую Русь? Что делает нас, русских, русскими?

Еще Достоевский говорил, что русский – это понятие не национальное, а идеологическое. Русский – значит православный. И Достоевский замечательно подметил: «Русский и православный – слова синонимы».

И мы помним, что после падения Константинополя честь и достоинство Нового Рима, Третьего Рима, перешли на Русь, в Москву. С тех пор на русский народ и русское государство легла священная обязанность хранить в чистоте и неизменности православную веру.

В связи с чем, досточтимые участники сего собрания, приглашаю вас посетить наши святыни – соборы московской Рогожской слободы, нашего духовного центра. Здесь вы сможете увидеть и услышать отблеск и отзвук живой Древней Руси (так назвал старообрядчество академик Дмитрий Сергеевич Лихачев) и, возможно, понять, почему нашу Родину называли Святой Русью.

Комментарий: К сожалению, митрополит лукавит, приглашая досточтимых участников собрания посетить соборы московской Рогожской слободы. Известно, что порядок посещения посторонними Рогожского не урегулирован. Часто возникают конфликты, которые  оставляют  негативные впечатления у желающих ознакомиться со старообрядчеством. Интересно, что в кафедральном соборе РДЦ, что на Павелецкой такой проблемы нет. Для безопасного посещения храмов Рогожского досточтимым высокопоставленным чиновникам понадобятся услуги Федеральной службы охраны.

В книге мыслителя и исследователя начала XX века И.А. Кириллова «Правда старой веры» написано: «Старообрядчество сохранило то малое горчичное зерно света Христова, из которого разовьется, если суждено Вышним промыслом, истинное христианское просвещение. Если суждено быть великой и свободной России – она будет, но вырастет она под лучами просвещения, принесенного из далекого прошлого старообрядчеством».

Обращаясь к истории старообрядчества, можно найти ответы на вопрос – что может сплотить русский народ и способствовать его духовно – нравственному возрождению. Говоря о сущности старообрядчества, И.А. Кириллов написал: «Истинная национальность русского народа там, где жива русская душа, где бьется русское сердце, где говорит русская вера в Господа Христа! Особенности русской национальности наиболее полно и ярко сохранились в старообрядчестве».

Комментарий: Как известно, собор РПСЦ игнорировал обсуждение русского вопроса и отверг мольбы крымских христиан перейти под омофор Московского Митрополита, поэтому такие слова выглядят не иначе как лицемерие. Никаких усилий по сплочению русского народа на самом деле сейчас принимается

Возвращение к русской православной вере, в которой и заключается душа нашего народа, есть основа нравственного, а вместе с ним и материального возрождения России, возрождения русского духа, в этом надо искать ответ на русский вопрос!

Митрополит Корнилий (РПСЦ)