В календаре РДЦ на 2015 г. (с. 118, 119) опубликован комментарий на ответ РПСЦ относительно роли личных свидетельств  о себе приходящих к соединению с Церковью. Он гласит: «Мы ... не можем согласиться с епископами РПСЦ в том, что крещение есть дело лишь личной совести, веры и исповедания приходящего к Церкви человека ... Церковь должна иметь твердую уверенность в правильности крещения приходящего, чтобы не допустить к участию в Вечери Господней человека, не очищенного баней пакибытия и самого его не оставить вне части спасаемых.
Поэтому любое сомнение в правильности крещения приходящего к Церкви человека, с нашей точки зрения, не должно толковаться в пользу его мнения о себе, что он крещен правильно на основании лишь одной его личной в этом убежденности. Если эта убежденность не основана на точном знании  этим человеком важнейших обстоятельств его крещения – было или не было совершено полное погружение в воду, кем оно было совершено. Если такого ясного о себе свидетельства человек дать не может, но основывает свое утверждение  лишь на некой личной уверенности, сомнительное должно быть непременно исправлено несомненным».

Данный тезис, к сожалению, представляется внутренне противоречивым,  поскольку здесь признаётся, что источником точного знания об обстоятельствах своего крещения является всё тот же приходящий к Церкви человек, а не кто-либо или что-либо ещё. А то, как (в том числе в каком объёме) излагать это знание при присоединении к Церкви, безусловно,  зависит от личной совести, веры и исповедания присоединяющегося. Таким образом, никакого противоречия между мнениями по данному вопросу между РПСЦ и РДЦ реально не имеется.

Это подтверждается и при рассмотрении цитирования комментаторами определения Собора Русской Церкви 1621 года.  Предваряя выдержку из него, они говорят: «Свидетельство приходящего о себе самом должно подвергаться тщательному исследованию, а не оставаться на его совести». Далее же в соборном решении сказано: « … и о том его (приходящего, а не кого-то ещё – о.А.П.)   допрашивати зело накрепко, правду ли он сказал про себя, что крещен в три погружения». То есть конечным источником сведений является, опять-таки, сам приходящий. Затем в комментарии говорится: «Вопрос о крещении  свидетельствующего  о себе человека … на совести и рассуждении принимающего его духовного отца и правящего епископа. Если по какой-то причине свидетельство человека покажется им сомнительным, то они имеют и право, и обязанность устранить всякое сомнение посредством полного крещения приходящего». Но в ответе РПСЦ упомянутая решающая  роль принимающей стороны и не подвергалась  ни малейшему сомнению, поэтому данное возражение совершенно напрасно.

Не вполне ясен следующий комментарий, к ответу на 4-й вопрос. С одной стороны, в нём говорится как бы о некоей разности позиций РПСЦ и РДЦ относительно решений старообрядческих Соборов, бывших до восстановления епископского чина. С другой – приведено решение Собора РПСЦ 2007 года, основывающееся на постановлениях двух как раз таких Соборов.  По сути это свидетельствует об идентичности мнений сторон.

Опубликовано на официальном сайте Русской Православной Старообрядческой Церкви