Здание ОВЦС в Даниловом монастыре
Здание ОВЦС в Даниловом монастыре
Сейчас в прессе активно обсуждается шпионский скандал в ОВЦС – дело его бывшего сотрудника Евгения Петрина. Здесь все очень запутано. Якобы он работал в пользу США. Сам Петрин уверяет, что, напротив, выполнял задание ФСБ по выявлению американских агентов в ОВЦС, которые, по его словам, работают с целью раскола РПЦ – окончательного ухода Украинской Церкви из-под омофора Патриарха Московского и всея Руси.
В таких делах всегда все очень запутано, поэтому вряд ли было бы правильным, глядя со стороны и не обладая полнотой информации, выносить какие-то окончательные суждения. Поэтому я и не стану этого делать. Могу сказать, что не знаю, кто такой Петрин и в чём заключается его вина. Тем более, в Службе коммуникаций Отдела внешних церковных связей отказались как-либо прокомментировать этот скандал. В общем, пусть разбирается следствие и суд.

Но в целом данное событие нельзя не признать более чем симптоматичным.  И правоохранительным органам, и общественности, как православной, так и светской, давно следовало внимательнее присмотреться к деятельности ОВЦС. Поскольку под эгидой этого учреждения явным образом часто действуют люди, которые, по мнению целого ряда компетентных наблюдателей, наносят серьёзный ущерб национальной безопасности России.

В частности, можно упомянуть о деятельности некоего «Круглого стола по религиозному образованию и диаконии (социальному служению) в Русской Православной Церкви», который занимается том числе и семейно-родительской проблематикой. Им руководит сотрудница ОВЦС Маргарита Нелюбова, законная супруга небезызвестного протоиерея Владимира Шмалия, ныне занимающего высокую должность заместителя руководителя Общецерковной аспирантуры. А ранее он был ответственным секретарем Богословской синодальной комиссии. Напомним для сведения, что руководителем всех трех этих синодальных структур является митрополит Иларион (Алфеев). Этот «Круглый стол» устраивает всевозможные конференции, обсуждения, на которых осуществляется прямая пропаганда ювенальной идеологии. Последняя сейчас, в различных модификациях, активно педалируется в связи с разговорами о так называемом «семейном насилии». На самом деле «семейное насилие» - это просто эвфемизм, необходимый для оправдания вмешательства в дела российской семьи, фактически для демонтажа института традиционной семьи. А о действиях ювенальных органов - как за рубежом, так и в России - мы знаем много интересных фактов.

Деятельность М.Нелюбовой  и возглавляемой ею структуры кипуча и многогранна. Например, в рамках ежегодных образовательных Рождественских чтений  (а это, как все хорошо знают, мероприятие РПЦ) каждый год ею проводится своя секция, причем, что интересно – в закрытом режиме. Это само по себе уже должно настораживать, ведь на Рождественских чтениях все секции по определению открытые, за исключением церемонии открытия и закрытия и тех заседаний, которые проводятся в зданиях Госдумы и Совета Федерации. В последнем случае особый режим секций, когда людей пускают лишь по специальным спискам и персональным приглашениям, вполне объясним – ведь Большой Кремлевский дворец и здания, где располагается российский парламент – режимные объекты, охраняемые ФСО. Не очень понятно, а какова¸ собственно, режимность здания ОВЦС, где проходит нелюбовская секция, кто и на каком основании эту режимность устанавливает? Это же не внутреннее мероприятие ОВЦС, а секция Рождественских чтений, по определению публичных. Разгадка такой секретности, являющейся, кстати, вопиющим нарушением закона РФ о печати, незамысловата. На секции, руководимой г-жой Нелюбовой, а также на других мероприятиях «Круглого стола» происходит такое, что некоторые попавшие туда  провинциальные батюшки, а также московские матушки в тугих платках сразу выпадают в глубокий осадок. На одном из семинаров несколько лет назад был такой случай (рассказанный живыми свидетелями!). Берет батюшка раздаточный материал и читает: на одной стороне листовки молитва «Отче наш», а на другой – инструкция для подростков, как пользоваться презервативом. Тоже душеспасительное такое дело… Понятно: речь-то идет о борьбе со СПИДом, а как же с ним, проклятым, бороться без пропаганды «безопасного секса»? На общечеловеческом и общепонятном языке это называется пропагандой разврата. И как же в таком наиважнейшем деле нашим (и не нашим) ювеналам обойтись без помощи родной Матери Церкви? Самое для нее спасительное послушание… Особенно уместное на крупнейшем публичном общецерковном просветительском мероприятии…  

Или вот недавно была проведена конференция в Калуге под эгидой Калужской епархии. Проводила её та же Нелюбова, ссылаясь на благословление правящего архиерея митрополита Климента и все того же председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева). (Надо пояснить, что когда владыка Климент вскоре узнал, что реально происходило на той конференции, он, как рассказывают, «смертельно побледнел» и тихим голосом произнес что-то типа того, что «пока я здесь правящий архиерей, “этого” и “этих” здесь больше не  будет»). На конференции преобладала воинствующая ювенальная линия. Особенно отличился небезызвестный «православный психолог» протоирей Андрей Лоргус, чье выступление состояло из особо рьяных нападок на российскую семью как раз по линии «семейного насилия», а также на традиционные (то есть опять же, как понятно, православные) семейные ценности нашей страны. Особенно раздражает отца протоирея книга «Домострой». Фактически Лоргус занимался активным обоснованием вмешательства ювеналов в семейную жизнь. Не отставали от него и другие участники. А на недоуменные вопросы случайно забредших на конференцию православных слушателей ответы сводились примерно к тому, что  мнения оппонентов участников не особо и интересуют.

И все это происходит на фоне обещания, данного не кем-нибудь, а самим президентом Путиным на съезде родительских организаций России в феврале 2012 года в Колонном зале Дома союзов, когда он заявил, что, как глава государства, даёт слово, что никакой «ювенальщины», никаких ювенальных технологий в России никогда не будет. Также и Святейший Патриарх Кирилл, надо отдать должное, занимает не менее принципиальную и жесткую позицию в этом вопросе. Да и Межсоборное присутствие, где, наряду с традиционно и вполне консервативно мыслящими священниками и мирянами, «присутствуют» и либеральные клирики, недавно приняло документ, содержащий достаточно критический взгляд на проблему так называемой «ювенальной юстиции».

Однако, как видим, под прикрытием ОВЦС действуют люди, которые вопреки позиции высшего политического руководства страны и высшего священноначалия РПЦ осуществляют внедрение разрушительной ювенальной идеологии в массовое сознание. И особенно в сознание священников, потому что ювенальщики проводят свои «тренинги» прежде всего с духовенством. Разумеется, источник этих «проектов» находится за пределами России. К сожалению, в «ювеналку» ангажированы и некоторые российские чиновники, остаётся только догадываться, по каким причинам.

В целом, нужно сказать, что данное учреждение является рассадником экуменизма, экуменической идеологии, крайне вредной и недопустимой особенно сегодня терпимости ко всякого рода разрушительным процессам в РПЦ, например, в отношении событий, происходящих на Украине. Поэтому глубоко не случайно, что компетентные органы именно сейчас заинтересовались сотрудниками данной структуры и именно в связи с Украиной. Не исключено, что дело здесь вовсе не сводится к одному Петрину, а, быть может, и вовсе не сводится к нему. Не забудем, что никто иной, как митрополит Иларион еще в бытность свою простым архимандритом в Вильнюсе, призывал советские войска разоружаться в период обострения движения «Народного фронта», и за свои заслуги в деле «борьбы за независимость» стран Балтии заслужил орден от «Саюдиса».  

Даже если проигнорировать вовсе политический аспект, совершенно понятно, что  люди, которые активно вовлечены в так называемые экуменические контакты, поневоле начинают мыслить не категориями национальной безопасности, не в русле конфессиональности, а, так сказать, вполне интернационально. И где же гарантия, что церковные либералы, не особо укорененные в своей православной традиции, если им по долгу службы просто положено все время контактировать с иностранцами, с инославными, не только в определенный момент не перестанут считать и называть тех еретиками (как поступил митрополит Иларион в отношении заведомых еретиков – папистов), но и не позволят себе «немного лишнего» в отношении политической лояльности к собственному Отечеству? Грань здесь порой довольно тонка и трудно уловима. Вот, например, автокефальные, раскольничьи тенденции в УПЦ (линия, по которой работал Петрин) – это только церковный вопрос или еще и политический? Может, кому следует, стоит продолжить проверку ОВЦС на предмет наличия там проамериканской и всякой прочей агентуры? Кстати, по сведениям, полученным от некоторых людей, в прошлом тесно связанных с ОВЦС (сведения эти мы, конечно, не можем считать стопроцентно доказанными), г-жа Нелюбова давно и прочно является госдеповским грантополучателем. И как же быть в таком случае с законом об НКО? Или синодальные учреждения РПЦ – своеобразный оффшор, куда не ступает нога правоохранителей? У нас, к сожалению, нет соответствующего инструментария, чтобы все это проверить. Быть может, «помогут» те, у кого такой инструментарий имеется?

Хотелось бы выразить надежду, что скандал с Евгением Петриным (независимо от его виновности или невиновности) станет началом процессов, когда ответственные люди в государстве начнут более внимательно присматриваться к деятельности ОВЦС. И рано или поздно будет поставлен вопрос о целесообразности самого существования данного учреждения в его нынешнем виде.

Владимир Семенко



Комментарии на сайте газеты «Завтра»:

Было бы наивно думать, что Запад не внедрит в РПЦ своей агентуры, в том числе и содомистской, или, что у РПЦ есть непреодолимый иммунитет против такого внедрения. Лезут во все двери, окна, щели, трещинки всех ветвей власти и всех (без исключения) политических, национальных, конфессиональных активов, не говоря уже о СМИ. Как непросто вышибить, выгрести, выковырнуть такую агентуру, хорошо видно по нынешней ситуации с банковской системой и правительством. 


Так что, на мой взгляд, - нормальная деловая информация. Будет хорошо, если спецслужбы займутся этим, весьма скользким, делом.
Владимир Машков


Искусственно поднятая провокационная шумиха с целью дискредитировать РПЦ, которая в данном случае, лишь "рядом стояла".
Ирина Жежерун



Комментарии на личной страничке ЖЖ дьякона Андрея Кураева:


Только сегодня размышлял над нынешним расцветом жанра публичных доносов. Под Патриарха ГБ копает давно и основательно, причем по разным направлениям, от черного пиара до устранения под тем или иным предлогом ближайших сподвижников. То, что митр. Илларион может стать жертвой, было очевидно.
tomur


Продуманная статья, взвешенная и фото ОВЦС выглядит уродливо на фоне архитектурного ансамбля Данилова монастыря. Примерно так же, как ювенальная юстиция на фоне домостроя.
 
Ну а что вы хотели, уважаемые? Пока государство по наводке церковников расправляется с конкурентами: католиками, мерзкими сектантами, оно хорошее? А как добрались до РПЦ сразу плохое? Оно, конечно, вести дискуссии и бороться за души куда как труднее.
Не на этой ли площадке многократно слышались призывы: Путин, прийди, порядок в церкви наведи. Считайте, что он вас услышал.
Ирина Хужокова


Я лично видел, как благочинный слил иерея органам, как секретарь епархии слил батюшку властям, как епископ обращался против священника в органы, как митрополит несколько раз обращался против священников органы. 
Так что, Церкви это позволено, а против Церкви нет?
prect


Разве священнослужители не могут быть завербованы в качестве агентов иностранной разведки, особенно если морально-нравственные качества и психическое здоровье некоторых клириков, как мы знаем, оставляют желать лучшего? Разве социальная среда церковной иерархии не являлась всегда и везде историческим рассадником тайных обществ?
serge_malov


После того, как в Украине некоторые церковнослужители активнейшим образом поучаствовали в государственном перевороте, предоставив мятежникам церковные территории и строения для различных нужд, у нас в России действительно строит присмотреться, нет ли среди церковнослужителей подобных личностей, которых уже подготовили или готовят в данный момент для аналогичной помощи гипотетическим русским мятежникам. В этой ситуации, я считаю, нет необходимости бежать в доносом в органы, можно ограничиться публичной оглаской сомнительной деятельности радикально настроенных церковнослужителей (подобно тому, как время от времени придаются огласке аморальные действия служителей церкви), а уже общество, церковное руководство или органы сами рассудят и примут меры, если это необходимо.
Андрей Ушаков