21.04.2005 Есть такая забавная игра: игроки долго-долго могут бросать друг другу маленький шарик - пока им не надоест или шарик не улетит так далеко, что и не найти. Вот уже третий месяц Самарская община РПСЦ чувствует себя таким шариком. Третий месяц продолжается игра под названием "изучение мнения Самарской епархии РПЦ (МП) по вопросу о передаче старообрядцам построенного их предками храма". Началась эта история в феврале нынешнего года. Тогда представителей общины пригласили принять участие в совещании по вопросу передачи храма у первого заместителя Главы администрации г.Самары В.Н.Трояна. На совещании старообрядцам предложили встретиться с архиепископом Самарским и Сызранским Сергием (Московская Патриархия) и выяснить, каково отношение епархии к вопросу о передаче храма старообрядцам. Представители общины понимали, что это требование не соответствует законодательству и неконституционно. Но... Понимали и другое: без этой встречи дальнейший разговор с администрацией невозможен. 1 апреля встреча состоялась. Участие в ней приняли не только представители Самарского прихода РПСЦ, но и делегация Московской митрополии РПСЦ. Архиепископ Сызранский и Самарский Сергий заявил, что не видит оснований обсуждать передачу храма старообрядцам, так как Самарская епархия РПЦ (МП) не является владельцем храма. Дать какое-либо письменное пояснение своей позиции он категорически отказался. Сразу после этой встречи настоятель Самарского прихода РПСЦ иерей Димитрий обратился к главе города с письмом, в котором рассказал об итогах встречи в Самарской епархии РПЦ (МП) и попросил ускорить передачу староверам храма. Письмо это почти месяц лежит без движения: по утверждению работников канцелярии оно до сих пор никому не отписано, а сам мэр города решений по нему не принимал. Понимая, что ждать можно долго (недавно самарские газеты рассказали о самарце, который семь лет(!) ждет от мэра ответа на свое письмо), иерей Димитрий обратился к господину Трояну - как-никак именно он настаивал на встрече старообрядцев с местным архиепископом. И вот сегодня настоятелю Самарского прихода РПСЦ заявили, что разговор о передаче храма может быть продолжен только после того, как ответ архиепископа будет получен в письменном виде. У царей из русских сказок была любимая забава: посылать своих подданных туда- не знаю - куда. Времена меняются, да и живем мы не в сказке. Самарские чиновники предпочитают задавать горожанам другие задачки: сделай так - не знаю, как. В самом деле, архиепископ категорически отказывается излагать свою позицию письменно. И ведь он, в сущности прав. Ну какое отношение имеет Самарская епархия к чужой собственности? Да и официально государственной церковью РПЦ (МП) пока не стала. С чего бы местному архиепископу давать письменные заключения по вопросу распоряжения городской собственностью? Можно, конечно, сказать: "Ну как же, а если по любви, по-братски, взять да и написать городским властям, дескать, не наше это, нам чужого не надо"? - Но это будет неверный подход. В корне неверный. Ведь не придет же никому в голову требовать проявлений любви от чиновников городской администрации. Так стоит ли требовать этого от Самарской епархии РПЦ(МП)? Такой же административный орган, как городская или областная администрация, такая же приемная, такие же чиновники, только в рясах. Так что о братской любви говорить неуместно. А с точки зрения закона позиция епархии безупречна. Позиция городских властей, увы, не столь небезупречна. Но так ведь и Иванушка из русских сказок вынужден был терпеть царские причуды: ну захотелось царю того-не знаю-чего - что ж поделать! Вот и пребывает Самарская община РПСЦ в раздумьях: как же выполнить требование городских властей? 75 лет община пытается вернуть свой храм. Задачку, поставленную перед общиной городскими властями, можно решать еще 75 лет. Между городской администрацией и епархией РПЦ (МП) расстояние в три квартала. Но преодолеть его старообрядцы не могут уже третий месяц. Можно до бесконечности ходить из епархии в администрацию и обратно: администрация будет требовать письмо епархии, епархия будет отказываться его давать. И заметьте: ведь никто не говорит о том, что старообрядцам отказываются передавать храм. Никто и не отказывается. Просто идет "процесс согласования условий передачи" - так заявил в сентябре прошлого года один из заместителей Главы города. Такой вот пинг-понг по-самарски.