А. В. Езеров: Книга «Ржевитянка» станет символом ржевской земли
О новинке книжного рынка — книге «Ржевитянка» мы беседуем со старообрядческим публицистом Андреем Езеровым.
Андрей Викторович, что Вы скажете о современной художественной литературе, посвященной теме старообрядчества?
В последние годы не так часто появляются значимые художественные произведения, посвященные теме старообрядчества. Тем более, если речь идет о произведениях на неизбитые темы.
Яркий пример такой оригинальной художественный прозы о старообрядчестве – книга В.И. Иголкина «Ржевитянка», которую опубликовала Марина Волоскова, которая нашла ее в ГАТО и в дальнейшем работала с ней, она же является публикатором.
Это художественное произведение, можно сказать беллетристика. Книга мне понравилась, была для меня открытием. Это бытописательная повесть. Причем, что интересно, она не мифологизировано описывает жизнь старообрядцев Ржева накануне революции, а настоящую, то есть с поминками, свадьбами, гулянками, катанием на коньках, повседневной работой. Она рассказывает как люди ели, пили, смеялись, плакали. Это действительно очень хорошая бытописательная повесть. Конечно, иные ханжи скажут, что старообрядцы представлены слишком живыми людьми, которые на катках гуляют, ходят в шляпках, участвуют в кулачных боях и т.д. Но думаю, это лишь повышает ценность материала и его достоверность.
С точки зрения современных батюшек такие развлечения, как катание на катках и кулачные бои, наверное, не очень выглядят?
Да, безусловно, не очень. Но это было, что поделать. Можно по-разному к этому относиться, но это было. Более того, я бы сказал и современная старообрядческая молодежь этого не чужда. Студенты Московского старообрядческого духовного училища ходят кататься на коньках на каток, что на Красной площади или на карусели в парке Горького.
Скажите, почему совсем немного выходит новой художественной литературы на тему старообрядчества? В то время как научных сборников пруд пруди.
Не совсем так. О старообрядчестве написано немало беллетристики и кое-что современного. Не один Мельников-Печерский имеется. И в современной литературе бывают какие-то старообрядческие сюжетные линии, хотя мне это не нравится, все это как-то не дотягивает до уровня. А сами старообрядцы пишут о себе мало. Ну, может, я когда-нибудь возьмусь за перо.
Бытописательный или детективный жанр?
Еще не знаю. Может фэнтэзи.
Самые фантастические вещи потом оказываются правдой в нашей жизни.
Совершенно верно.
Тогда еще такой вопрос о самой повести: как думаете, если бы не совершилась революция и революционные события, как старообрядческая жизнь города дальше развивалась бы, стала бы как современная, или мы что-нибудь другое увидели бы сейчас?
Нет, я думаю, что, к сожалению, она бы развивалась вот так, как развивалась. Понятно, что жить в обществе и быть независимым от него нельзя.
Там даже в театр ходили. Во Ржеве до революции театр был.
Среди театральных деятелей были люди старообрядческого происхождения люди, например, Алексеев-Станиславский, более известный, как Станиславский. И другие.
Тираж только маленький у книги, всего 100 экземпляров. Как думаете, ржевские власти могли бы издать «Ржевитянку» хотя бы 1000 экземпляров?
Конечно, должны издать. Думаю, старообрядцы, и местные власти должны позаботится об этом. Эта книга могла бы стать одним из символов города Ржев. Так же как, например, рассказы Лавкрафта ставшие символами новой Англии. «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Преступление и наказания» Ф. М. Достоевского ставшие символами Санкт-Петербуррга. И наконец, «В лесах и на горах» Мельникова (Печерского), ставшие символом нижегородских пределов.
Любовная история не омрачает сюжет книги?
Ну, это же жизнь! А что у старообрядцев мало любовных историй было и бывает? Правда, они не такого высокого штиля, как описана в книге, но тем не менее. Хочу сказать, что автор оказался довольно талантливым беллетристом. Даже не в том дело, что это уникальное бытописание о старом Ржеве, но и во многом она звучит так благодаря живости изложения автора.
Вспомним уникальные бытовые сведения, например старообрядческий пудинг, который на поминках подавался вместо кутьи. И много другой ценной информации недоступной в иных произведениях. Князь Трубецкой, отец-основатель Евразийства писал, что большевизм перепахал русское общество как плугом. Нижние пласты оказались на верху, а верхние внизу. Так и в этой книге мы видим нижний пласт русского общества, ставший доступным художественному взгляду В. Иголкина.
Кто из героев Вам оказался наиболее симпатичным в повести?
Естественно, главный герой – Володя.
Ну а сама главная героиня?
Тоже, они такая пара от Бога.
А ее строгий папа, который не желал этого брака?
Да он не строгий вроде особо. Тоже по-своему симпатичный человек. Книга, вообще, написана с любовью к старому Ржеву, там трудно найти сугубо отрицательных персонажей.
Стоит поблагодарить издателя за эту книгу, неизвестно, сколько бы она лежала в архивных фондах и дошла бы до читателя.
Единственное замечание, что эту замечательную книжку, которая действительно должна стать своего рода путеводителем по старому Ржеву, дописала публикатор. Дело в том, что автор книги не закончил ее. Он был репрессирован, и вскоре после освобождения в 1944 году умер, так и не добравшись до Ржева, который, впрочем, был разрушен войной. Мне кажется, что надо было оставить рукопись без окончания. Это, пожалуй, единственное замечание.
Возможно, что искушенному читателю покажется немного примитивной эта книга. Но мы не должны забывать, что великое творчество таких художников, как французский живописец-самоучка Анри Руссо, великий польский художник примитивист Никифор, и наш Нико Пиросмани тоже относятся к примитивному, наивному искусству. Наконец, того же Лавкратфа критики обвиняли в примитивизме.