Новая памятная медаль, проповедь духовности и благодарности благотворителям

От редакции:

С каждым годом российские средства массовой информации все меньше внимания уделяют Освященным Соборам Русской Православной Старообрядческой Церкви. Вот и в этом году, ни в печати, ни в интернете не появилось серьезных аналитических материалов посвященных Собору.


Отказался от освящения работы Собора даже вездесущий Портал-кредо.ру. Телевидение отозвалось на это событие небольшим репортажем в котором говорилось не столько о Соборе, сколько о «экзотических обычаях» старообрядцев. Было рассказано о борьбе с «брадобрийством» или о том, что длинные рубашки нужны для того чтобы старообрядцы не смотрели на «причинные места» друг друга во время Богослужения. Очевидно, что российские масс-медиа и интернет уже не интересуется всерьез Соборами РПСЦ.

Не пробудился интерес даже после принятия решения по так называемому крымскому вопросу, который имел незначительный резонанс после Собора прошлого, 2014 года. Очевидно, никто уже не ждет от Соборов РПСЦ знаковых решений способных повлиять на церковную или общественную жизнь.

Тем не менее, публикуем на нашем сайте совокупное мнение старообрядческих читателей и экспертов высказанные по поводу Деяний собора за прошедшее после него время.


ДЕЯНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА РПСЦ 2015 ГОДА

С комментариями


1. О границах епархий

1.1. Поручить окормление территории Республики Крым Митрополиту Московскому и всея Руси.

Комментарий: Можно сказать, что это решение является обдуманным, и чуть ли не лучшим вариантом. Конечно, лучшим было бы только появление отдельной Крымской епархии. Но, увы, это предложение было отклонено. Так что ставропигия крымских приходов в данной ситуации является лучшим, и наиболее возможным решением для нынешнего состава Освященного собора.

1.2. Учредить Томскую епархию в следующих границах: Томская обл., Кемеровская обл., Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Тыва, с кафедральным храмом в г. Томске.

Комментарий: Стоит заметить, что границы епархий мало обсуждаются в самих епархиях – на епархиальных съездах или собраниях общин. Поэтому, границы епархий определяются и уточняются довольно свободно, порой, не учитывая мнения самих общин и старообрядцев, живущих в конкретном регионе или области.


2. О кандидатах в архиереи

2.1. Представить на утверждение Архиерейского Собора кандидатуру священноинока Григория (Коробейникова).

2.2. Представить на утверждение Архиерейского Собора кандидатуру священноинока Савы (Чаловского).

2.3. Утвердить священноинока Григория кандидатом в епископы на Томскую кафедру.

2.3. Совершить архиерейскую хиротонию священноинока Григория в срок на усмотрение Митрополита Корнилия.

Комментарий: Эпизодичный случай, когда кандидат в архиереи РСПЦ имеет не только немалый опыт служения о священном сане, но и годами заработанный духовный авторитет.


3. О просветительской деятельности Церкви

3.1. Принять к сведению доклады иерея Михаила Родина и А.В. Антонова и выразить им христианскую благодарность.

3.2. Призвать церковные общины к ведению активной просветительской деятельности, развитию воскресных школ, работе с вновь приходящими людьми, обращению к обществу через средства массовой информации, созданию церковных информационных ресурсов, изданию детской литературы.

Комментарий: Организационные возможности Московской Митрополии в настоящее время настолько ограничены, что с трудом верится, что после Собора начнут резко возникать воскресные школы, проповеднические площадки в сети Интернет, миссионерские курсы и другое. Подобные планы обсуждались на Соборах и Советах Митрополии уже неоднократно. Но, за этот период не только не достигнуто каких-либо успехов, но, например, не разработано доступных пакетов документов по регистрации старообрядческих общин. К тому же до сих пор в РПСЦ не выработана привлекательная для общества и собственно русского народа идея, которая могла бы послужить проповеди Старой Веры.

3.3. Организовать образовательные курсы для подготовки священнослужителей при Духовном училище. Рекомендовать правящим архиереям совершать рукоположение во священники после сдачи экзаменов.

Комментарий: В Церкви более 7 лет существует заочное отделение МСДУ, которое и предназначалось, главным образом, для действующих священнослужителей, для того чтобы они могли получить образование без отрыва от своего служения. Непонятно почему об этом забыли участники Собора, а решили организовать какие-то новоизобретенные курсы по подготовке священников.

3.4. Поручить иерею Вадиму Коровину к следующему Совету Митрополии разработать программу обучающих курсов для будущих священников.

Комментарий: Даже если о. Вадим Коровин и разработает гениальную методику обучения будущих священников, то непонятно кто будет преподавать этот курс, поскольку все реально действующие священники крайне заняты.


4. О взаимодействии с органами государственной власти в области сохранения культурного наследия

4.1. Принять к сведению доклад иерея Александра Панкратова и выразить ему христианскую благодарность.

Комментарий: Вопрос взаимодействия с органами государственной власти очень важен для старообрядческих общин и Церкви в целом. Но, пока, по деяниям Собора невозможно понять, каким ценным, достойным благодарности опытом смог поделиться о. Александр Панкратов с участниками Собора.


5. Отчет комиссии по ведению диалога с Русской Православной Церковью о каноническом статусе Белокриницкой иерархии

5.1. Принять к сведению доклад председателя Комиссии протоиерея Евгения Чунина. 

5.2. Одобрить работу Комиссии.

5.3. Опубликовать доклад председателя Комиссии в церковных изданиях.

5.4. Продолжить работу Комиссии по ведению диалога с Русской Православной Церковью о каноническом статусе Белокриницкой иерархии.

Комментарий: До сих пор, к сожалению, никто не смог внятно объяснить необходимость признания Белокриницкой иерархии со стороны РПЦ МП. Кто-то говорит, что это имеет дипломатический характер и после этого признания Белокриницкая иерархия будет признана церквями, так называемого мирового православия. Но это не так. Признание одной поместной церкви вовсе не означает признание остальными, чему есть множество примеров, в том числе и в современной истории.

Другие утверждают, что признание поможет отношениям с государством. Но и сегодня, представители РПСЦ контактируют с властью. В частности, митрополит Корнилий заседает в президентском Совете и спокойно выступает, рассказывая чиновникам и депутатам о духовности.

Третьи надеются, что это будет шаг к некоему новому изданию единоверия. Что позволит спокойно молиться и сослужить с представителями Московской Патриархии. Но они не понимают, что РПСЦ в принципе не нужна Московской Патриархии, что мы могли наблюдать на поглощенной РПЦЗ, согласившейся на такое признание.

Есть мнение, что признание иерархии поможет РПСЦ беспрепятственно строить храмы и открывать общины. Однако, хорошо известно, что признание католической иерархии отнюдь не делает Московскую Патриархию более сговорчивой по вопросам латинского прозелетизма и конкуренция за души верующих никак не связана с вопросами канонического признания. К тому же, делегаты РПСЦ, положа руку на сердце, должны признать, что развитию общин часто мешают не столько козни Московской Патриархии, сколько вражда между самими священниками по вопросу «канонических территорий» или амбиции почтенных семейств.

Некоторые утверждают, что после признания иерархии РПСЦ в старообрядчество выстроится очередь из священнослужителей иных конфессий, желающих присоединиться. Но для таковых инославных священнослужителей желающих присоединиться к РПСЦ и сегодня вопрос признания иерархии РПЦ МП не стоит. К тому же, как показывает практика, в современной ситуации к старообрядчеству желают присоединиться, в основном, чудаковатые священнослужители, а то и настоящие аферисты и «мутные» личности, не нашедшие себя в других конфессиях. Думать, что в РПСЦ выстроится очередь из идейно мотивированных, образованных и нравственно устойчивых священнослужителей, наивно. Да и если бы такие неожиданно и появились, то маститые протоиереи быстро бы поставили их на место.


6. О внесении изменений в Устав Общины

6.1. Создать комиссию по внесению изменений в Устав Общины в следующем составе: председатель комиссии П.Ф. Коробейников, протоиерей Геннадий Чунин, иерей Вадим Коровин, чтец Димитрий Коноваев, М. Сергиенко, О. Соколовский.

6.2. Результат работы комиссии представить на ближайшем Совете Митрополии.

6.3. Исключить из образцового Устава Общины пункт 1.8.

Комментарий: Устав общины - это основной документ в жизни Церкви. К сожалению, информация о работе над этим документом недоступна рядовым членам РПСЦ.


7. О подготовке к празднованию 400-летия со дня рождения свщмч. протопопа Аввакума

7.1. Организовать паломничество на родину протопопа Аввакума с крестным ходом из с. Большое Мурашкино.

Комментарий: Крестный ход на родину Аввакума и так организуется ежегодно. Не совсем понятно, зачем вносить это мероприятие в список юбилейных торжеств.

7.2. Установить памятный голбец в Пустозерске во имя свщмч. и исповедника Аввакума.

Комментарий: В Пустозерске на месте мученической кончины страдальцев и исповедников уже установлен крест и даже построены две часовни, в которых паломники и так могут совершать молитвы в память святых. Зачем ставить очередной голбец не понятно. Вспоминается, как на прошлых Соборах обсуждалась установка на Рогожском, а затем и в Пустозерске гигантского, многометрового памятника Аввакуму.

7.3. Организовать вечера духовных песнопений, посвященные протопопу Аввакуму.

Комментарий: В последние два года на средства некоммерческого общественного фонда в нашей стране проходит фестиваль «Распевы святой Руси». Не исключено, чтобы продолжить реализацию подобных грантов, была найдена новая тема: 400-летие протопопа Аввакума.

7.4. Установить часовню в с. Григорове, посвященную свщмч. Аввакуму.

Комментарий: Уже много лет обсуждается строительство часовни на месте захоронения останков Соловецких мучеников и страдальцев за древлее благочестие. Однако, ни одно старообрядческое согласие так и не взялось за это дело, несмотря на то, что, например, часовня стрельцам, осаждавшим монастырь и устроившим там расправу над насельниками обители, построена более 150 лет назад. Единственным памятником старообрядческим исповедникам является поклонный Крест с Голгофой, установленный частным лицом на острове Бабья Луда. На этом фоне обсуждение строительства часовни на месте рождения Аввакума, где сейчас нет ни одного старообрядца, выглядит странным.

7.5. Создать художественный фотоальбом о местах, связанных с жизнью свщмч. Аввакума.

Комментарий: Без комментариев.

7.6. Издать иллюстрированную книгу, посвященную данному юбилею.

Комментарий: Понятно, когда книги посвящены Аввакуму и его подвигу, но непонятно, когда книга должна быть посвящена праздничным мероприятиям, а вернее, спекуляциям на памяти священномученика. Хотя есть вероятность, что на издание книги можно будет получить хороший грант.

7.7. Обратиться к Институту русской литературы с просьбой издать полное собрание сочинений протопопа Аввакума под редакцией Н.В. Понырко.

Комментарий: Об издании полного собрания сочинений священномученика протопопа Аввакума говорится еще с конца 90-х годов. За это время уже нашлись средства на издание собрания сочинений высокопреосвященнейшего митрополита Корнилия, которые сегодня можно приобрети в церковных лавках. Хорошо, что Собор, наконец, благословил обратиться к ИРЛИ РАН с просьбой издать сочинения священномученика, который является и первым русским писателем.

7.8. Пригласить представителей иных старообрядческих согласий к участию в подготовке к празднованию 400-летия со дня рождения свщмч. протопопа Аввакума.

Комментарий: Думается, что представители Древлеправославной Поморской Церкви и так будут отмечать эту дату, потому что их силами и возведены крест и часовни на месте упокоения пустозерских мучеников. Конечно, хорошо, чтобы все старообрядческие согласия как-то отметили этот юбилей. Но было бы еще лучше, если бы кроме юбилейных торжеств и празднований, чада РПСЦ и других согласий прониклись учением и житием протопопа на деле.

7.9. Провести научно-практическую конференцию, посвященную данному юбилею, с представителями всех старообрядческих согласий.

7.10. Издать службы новопрославленным святым, в том числе и свщмч. Аввакуму.

Комментарий: Идея издания Трефолоя – службы старообрядческим святым давно обсуждается в РПСЦ. Хорошо, если эта идея не останется лишь благим пожеланием.

7.11. Объявить конкурс на разработку графического символа (логотипа) к предстоящему юбилею.

Комментарий: Сами по себе конкурсы и состязания это, конечно, положительное явление. Другое дело, является ли логотип юбилея прерогативой Освященного Собора? Не лучше ли поручить это профессиональным художникам? И к тому же возникает вопрос, так ли священномученику Аввакуму понравилась бы идея эмблемы его юбилея?

7.12. Издать памятную медаль, посвященную юбилею свщмч. Аввакума.

Комментарий: В последние годы, по благословению митрополита Московская Митрополия выпускает сувенирную продукцию: буклеты, медали, чашки. Совсем недавно вышла медаль, посвященная Рогожской колокольне. Теперь появится медаль в честь свщмуч. Аввакума. А какая медаль будет следующей?

Слава Богу, что это будет не наградная медаль, например, с дубовыми листьями или мечами, а всего лишь настольная сувенирная медаль-безделушка, который можно будет дарить при удобном случае, когда жалко денег на более ценный подарок.

7.13. Пригласить делегацию Белокриницкой Митрополии во главе с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Леонтием на торжества по случаю юбилея свщмч. Аввакума.

7.14. Поставить вопрос об установке мемориальной доски, посвященной памяти протопопа Аввакума, на Казанском соборе, что в Москве на Красной площади.

Комментарий: Известно, что историческое здание Казанского собора было снесено в 20- годы прошлого века. В начале этого века было возведено новое, похожее на предыдущее, В России есть и другие исторические объекты, которые связаны с именем протопопа Аввакума более тесно, чем нынешней новодел на Красной Площади. К тому же вопрос о табличке ранее уже поднимался и был получен отказ. Не думается, что повторная просьба произведет большее впечатление на церковных и светских чиновников, непосредственно от мнения которых зависит решение этого вопроса.

7.15. Написать икону свщмч. Аввакума с клеймами его жития.

Комментарий: Написание житийной иконы Аввакума является правильной идеей. Многим верующим христианам не хватает изобразительного описания подвигов священномученика. Но, надо заметить, что это довольно непростая работа. Клейма, изображающие житие подвижника, должны не только представлять изобразительный ряд, но и иметь православный историософский и богословский смысл.

7.16. Создать благотворительный фонд имени свщмч. Аввакума.

Комментарий: Учитывая, что сегодня Московская митрополия РПСЦ не имеет средств на благотворительность, то становится весьма трудным представить деятельность такого рода.

7.17. Создать интернет-ресурс, посвященный свщмч. Аввакуму.

Комментарий: В сети Интернет множество интернет-ресурсов, где опубликованы сочинения протопопа Аввакума, и видимо создание нового сайт нужно для «галочки» в соборных постановлениях.

7.18. Одобрить создание документального фильма, посвященного протопопу Аввакуму.

Комментарий: Существует немало фильмов о протопопе Аввакуме, некоторые из которых были сняты не так давно. По всей видимости, нужен еще один такой фильм.


8. О финансовом положении Митрополии

8.1. Принять к сведению сообщение главного бухгалтера Митрополии Т.А. Бузовой.

8.2. Оплату десятины на содержание Митрополии производить каждое полугодие до 15 июля и до 15 января следующего года.

8.3. Увеличить с 1 января 2016 г. года план отчислений десятины от епархий на 50% с дифференцированным подходом к каждой общине внутри епархии.

Комментарий: В редакцию «Современного древлеправославия» уже поступило несколько жалоб от представителей старообрядческих общин, которые возмущены повышением десятины. Они отмечают, что Москва является одним из богатейших городов мира и очень странно, что Московская Митрополия, которая там находится, не может найти средства на свое содержание, перекладывая свои траты на приходы. Другие конфессии, чьи административные центры находятся в Москве, не знают таких проблем. Финансовое положение же Митрополии РПСЦ с каждым годом ухудшается и единственным выходом из ситуации её руководство видит в увеличение десятины в общинах РПСЦ, которые и без того еле выживают. В связи с этим вспоминается термин «двоеданы», которым в XVIII веке называли староверов, вынужденных платить двойную дань.


9. О благотворительности

9.1. От лица Собора выразить благодарность с вручением благодарственной грамоты благотворителю Р. Стабблбайну за оказание помощи церковным общинам.

9.2. От лица Собора выразить благодарность с вручением благодарственной грамоты благотворителю Л. Беломестных за восстановление Николо-Улеймского монастыря.

9.3. Выразить благодарность членам Комиссии по благотворительности за труды и продолжить работу Комиссии.

Комментарий: В нашей стране благотворительностью обычно называют помощь малоимущим: безпризорникам, престарелым, инвалидам, сиротам и другим социально не защищенным категориям населения. Но в РПСЦ, комиссия по благотворительности занимается проектами по улучшению благосостояния церковных общин и приходов. С одной стороны, неплохо, что есть спонсоры, которые вкладывают средства в строительство и реставрацию храмов, с другой стороны, это все же не классическая благотворительность в исконном понимании этого слова.

Митрополит Московский и всея Руси КОРНИЛИЙ
Епископ Новосибирский и всея Сибири СИЛУЯН
Епископ Донской и Кавказский ЗОСИМА
Епископ Кишиневский и всея Молдавии ЕВМЕНИЙ
Епископ Иркутско-Забайкальский ПАТЕРМУФИЙ
Епископ Ярославско-Костромской ВИКЕНТИЙ
Епископ Казанско-Вятский ЕВФИМИЙ

Фотографии с официального сайта РПСЦ.