РДЦ осудило Февральскую революцию 1917 года
В календаре Русской Древлеправославной Церкви за 2016 год опубликованы деяния Соборов 2014-2015 годов. Так, Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви, состоявшийся 23-25 декабря 2014 года, осудил решения 5-го Всероссийского Съезда христиан своей церкви, прошедшего 16-18 июля 1917 года в Москве, на основании того, что «его участники, констатировав факт падения царствующего дома, практически единогласно утвердили резолюцию, предложенную Политической Комиссией Съезда: «Мы старообрядцы, желаем чтобы государственный строй в России был демократическо-республиканский, с выборным президентом из христиан»».
В постановлениях Архиерейского Собора РДЦ от 23-25 декабря 2014 года сказано: «Следуя путем Правды и не желая покрывать пусть и невольные ошибки предшественников, Собор Русской Древлеправославной Церкви признает ошибочной и не имеющей для Древлеправославной Церкви никакой законной силы и значения всю политическую деятельность и политические решения 5-го Всероссийского Съезда наших христиан.
Также Русская Древлеправославная Церковь осуждает беззаконное изменение государственного строя в России в феврале-марте 1917 года, отмежевывается от цареубийц и порицает клятвопреступление».
Почему современная РДЦ отмежевывается от деяний своих предков?
Это объясняется так: «С точки зрения христианской, участие Церкви в политических движениях, всевозможных революциях и контрреволюциях, совершенно неприемлемо. Церковные Соборы не должны заниматься обсуждением и решением политических вопросов, это не соответствует задачам, миссии Церкви в мире».
В обращении к древлеправославным христианам Украины содержится призыв «не жертвовать церковным миром и братской любовью ради временных, преходящих геополитических споров и разногласий. Церковь, как единый организм, существует многие столетия, и за это время в мире сменилось много политических систем, разрушилось и построилось огромное количество государств, и на фоне всего этого мятущегося человечества Церковь Христова стоит, как столп и утверждение истины».
Однако вопреки совершенно справедливым призывам не заниматься решением политических вопросов, на Освященном Соборе РДЦ 23-26 апреля 2015 года заявлено о «желании и надежде наших христиан на восстановление в России (и в других странах) Православия на государственном уровне». Из дальнейшего текста: «если Богу ведомыми Ему одному путями будет угодно восстановить в России православную монархию» вполне можно сделать вывод, что восстановление «Православия на государственном уровне» понимается как восстановление православной монархии.
Эти заявления, несмотря на все оговорки, являются «обсуждением политических вопросов».
В позиции РДЦ содержится совершенно явное противоречие.
Так за что сейчас соборно осуждены решения 5-го Всероссийского съезда «беглопоповцев» – за обсуждение «временных и преходящих политических вопросов», или за признание «неправильной» политической системы - демократической республики вместо монархии?
Кроме того, участники 5-го Всероссийского съезда соборно обвинены в клятвопреступлении, то есть в нарушении присяги императору Николаю II на том основании, что его отречение от престола произошло с нарушением формальных юридических норм. При этом в постановлениях Архиерейского Собора РДЦ от 23-25 декабря 2014 года государственные законы Российской империи цитируются наряду со Священным Писанием и Кормчей едва ли не как тексты одинаково авторитетные. Это вполне соответствует «никонианской» монархической идеологии о священном, богоустановленном характере империи Романовых и вообще царской власти.
При этом в деяниях Освященного Собора РДЦ от 23-26 апреля 2015 года отречение императора Николая II от власти почему-то называется «падением православной монархии в России». Возникает вопрос – РДЦ считает дореволюционную государственную так называемую «греко-российскую церковь» православной или нет?
Из решений Архиерейского Собора РДЦ от 23-25 декабря 2014 года следует, что «беглопоповцы», чтобы не быть клятвопреступниками, должны были не признавать произошедших политических изменений и продолжать считать Николая II своим императором после его фактического отречения 15 мата 2017 года до его расстрела большевиками 16 июля 1918 года, то есть в течение полутора лет.
Стоит ли говорить, что в тех исторических условиях такое глупое и бесполезное донкихотство даже во время правления Временного правительства, а уж тем более при власти большевиков, ни привело бы ни к чему, кроме репрессий.
Отречение императора Николая II состоялось по факту. Вина за то, что оно осуществилось в нарушение закона, лежит на нём и на тех, кто склонял его к отречению, а не на всех остальных подданных.
«Беглопоповцы» в 1917 году на своём Съезде признали неоспоримое изменение государственного устройства России, их желание «демократически-республиканского строя» отражает господствующее умонастроение того времени и само по себе грехом не является, поскольку «Церковь <…> существует многие столетия, и за это время в мире сменилось много политических систем».
Соборное решение РДЦ от 23-25 декабря 2014 года по этому вопросу, к сожалению, порождено не духовными, а сиюминутными политическими соображениями «мятущегося человечества», свидетельствует о влиянии на руководителей РДЦ «никонианской» идеологии монархизма.
Вполне возможно, что с изменением общественно-политической ситуации в России РДЦ на каком-то новом Соборе придётся осуждать это нынешнее решение как «не соответствующее задачам миссии Церкви в мире».
Влас Логинов