Вот уже год как действует межстарообрядческая рабочая группа, объединяющая официальных и неофициальных представителей старообрядческих согласий. Первые месяцы на ее работу возлагалось немало надежд. Однако, как говорят многие: «пар вышел в свисток».


Главным итогом работы этой группы стали наполеоновские планы по празднованию юбилея протопопа Аввакума и некоторые другие пустопорожние вопросы. Сегодня эту деятельность комментирует и. о. редактора сайта «Современное Древлеправославие» А. В. Езеров.

Андрей Викторович, уже как два года в воздухе носится мысль о межстарообрядческом движении, организации, и вот последний год работает межстарообрядческая рабочая группа, в который входит официальные представители согласий. Однако у людей много вопросов: для чего это нужно, почему информации о работе группы очень мало, почему на этих встречах, обсуждают вопросы типа «о медали к юбилею протопопа Аввакума». Каково Ваше мнение на эту тему?

Я считаю, что это выхолощенный пустой официоз, который только должен отвлечь внимание общественности от решения проблем, это выпуск пара такая, своего рода, имитация бурной деятельности. На самом деле за этим ничего не стоит.

Я совершенно согласен с критикой Алексея Безгодова, который высказал мысль, что работа межстарообрядческой группы не имеет смысла, по большому счету.

То есть, единственный смысл – показать вот этих вождей, продемонстрировать, что старообрядческая общественность слилась в едином порыве, и что хорошие отношения с государством, что есть возможность для диалога, площадка для обмена мнения и так далее. А в реальности, за этими встречами ничего нет.

Почему на этих встречах обсуждаются юбилейные и другие пустые вопросы? Да потому, что вопросы утверждены официальным государственными органами, которые дают гранты на эти проекты. Поэтому получатели грантов обсуждают те вопросы, которые им поручены. Другое дело, что к реальным проблемам старообрядчества эта суета не имеет никакого отношения.

На Ваш взгляд, какие реальные задачи могли бы быть поставлены межстарообрядческой организацией в отношениях с властью, обществом, кроме обсуждаемого 400-летия протопопа Аввакума?

Таких задач немало. Но для их решения облеченные пастырской властью представители земной Церкви должна быть со своим народом, а этого нет и быть не может по ряду причин.

Архипастыри и пастыри должны сопереживать со своим народом его боль, как раз потери, которые он несет из-за санкций, или каждый снаряд, который летит в сторону Ольховатки или Городищ должен цеплять за живое, но этого же нет.

Но для современных пастырей гибель русских рассматривается часто как абстракция по ту сторону телеэкрана.

А не цинизм – обсуждать елейное празднование 400-летие протопопа Аввакума, великого русского писателя, в то время, как русский народ находится в таком угнетенном, униженном и убиваемом состоянии?

Да, безусловно, цинизм. Сам протопоп Аввакум в отличие от них откликнулся совсем по-другому на это все, в этом у меня нет никаких сомнений. И откликается, кстати, потому, что есть русское сопротивление, есть убитые товарищи защитники русских на Донбассе, а среди них немало староверов, это как раз те, кто пошел узким путем, путем священномученика и исповедник протопопа Аввакума.

Но вот эти люди, назначенные в эту бутафорскую межстарообрядческую группу, неспособны, конечно, негодны для этого узкого пути, только и всего.