1653-1855: вот подлинный золотой век старообрядчества. (И даже два).

А 1905-1917 - это духовное разложение.

История слишком длинная, вкратце можно отметить преобладание солидарности и святости в одном периоде и жлобства - в другом.
До 1855 г. старообрядческая Церковь представляла собой сетевую структуру, элементы которой действовали солидарно и в духовном, и в экономическом плане. Старообрядцы находились в авангарде общественного прогресса. В этот период Церковь украсилась большим количеством мучеников и исповедников, восстановила трехчинную иерархию.

С 1 января 1855 г. императорское правительство лишило старообрядцев права записи в купечество, что привело к лишению соответствующих сословных привилегий тех, кто не перешел в единоверие. (Например, сыновья купцов, ставших мещанами или крестьянами, могли попасть в рекруты на 25 лет). Это репрессивная мера привела к бегству многих (но не всех) купцов-старообрядцев в единоверие – вместе с капиталами старообрядческих общин.

Однако даже и те купцы, которые не убежали из православной старообрядческой Церкви «под крыло» никонианского Синода, зачастую начинали расшатывать сетевую структуру изнутри, пытаясь поставить и общину, и ее капитал под свой личный контроль. Этому способствовала и правовая система, ибо купцы-староверы рассматривались как законные обладатели имущества и капиталов, которыми ранее де-факто распоряжалась община.

Началась постепенная приватизация старообрядчества, достигшая апогея при Николае Втором, когда бизнесмены-старообрядцы уже ничем не отличались от бизнесменов-никониан кроме своей конфессиональной принадлежности.

В итоге так называемый "золотой век" представлял собой картину тотального гламура и безудержного лихоимства (банковской деятельности) в старообрядческих верхах (лихоимствовать не брезговала даже Рогожская община как таковая), серьезного классового размежевания между старообрядцами-бизнесменами и старообрядцами-рабочими (отдельные благие исключения вроде Арсения и Саввы Морозовых погоды не делали), издевательства бизнесменов над старообрядческим духовенством и причтом, ослабления веры (которое выразилось в многочисленных проявлениях экуменизма), массового пьянства в старообрядческих деревнях. Не говоря уже о том, что неясно, кто на самом деле руководил церковными делами у белокриницких в 1913-17 гг. - то ли архиепископия, то ли "Великий Восток народов России", чьим членом был Павел Рябушинский, игравший (не без помощи Федора Мельникова) едва ли не ключевую роль в церковной жизни.

В конце концов, духовный итог "золотого века" - это массовая апостасия при большевиках, когда утратила веру большая часть старообрядческой молодежи и многие староверы старшего поколения. Вера-то оказалась некрепкая!

Если это не духовное разложение, то что?!

Обязательно расскажите об этом везде. А то ходит какой-нибудь митрополит Корнилий и рассказывает на всех мероприятиях о золотом веке, купцах, меценатах и прочем.


Комментарии:


Вы, Юрий/Георгий, молодец. Рушите стереотипы, заблуждения убираете. Вы ещё икону старообрядческого начетничества Мельникова помнится во враги записали. И архиепископа вашего какого-то. Теперь вот золотой век у вас разложение.
Давайте, когда уже до митрополита Амвросия доберетесь?
srg985


Я святых не хулю.
yuri_loskutov


А, то есть все же признаете, что похулили ваше же старообрядчество? А зачем похулили? Зачем назвали разложением период когда больше всего храмов открыли и когда старообрядчество испытало наибольший подъем?
srg985


Я старообрядчество не хулю, а подвергаю анализу. А период "наибольшего подъема" - это на самом деле период глубочайшего духовного упадка. Когда мы говорим о Церкви, мы должны мыслить духовными, а не менеджерскими категориями.
yuri_loskutov



От редакции: в авторском тексте вместо слов «духовное разложение» использовались слова «духовный сифилис», что, по мнению редакции, является слишком эпатажным.

Юрий Лоскутов
8 декабря 2016 года