Строительство церкви отвергли из-за отсутствия бани

Вязниковцы выступили против появления в их городе старообрядческого храма

Неожиданно бурными выдались публичные слушания, посвященные выделению земельного участка под строительство старообрядческого храма в городе Вязники.


Сегодня там при населении более 37 тысяч человек имеется 5 православных церквей, и нет ни одного старообрядческого храма, хотя приверженцы старой веры среди вязниковцев имеются в немалом числе. В Вязниковском районе даже имеется населенный пункт с исключительно старообрядческим населением – это село Рытово, где староверы располагают церковью. А вот в райцентре своей святыней они до сих пор не обзавелись.

Инициативная группа из числа исповедующих дониконианский вариант православия обратилась в районную администрацию с просьбой выделить место под строительство церкви на микрорайоне «Текмаш». Речь идет о земельном участке на улице Металлистов. Градостроительный план подобное строительство допускает. И, тем не менее, нашла коса на камень...

Казалось бы, противостояние между православными и староверами давно канули в прошлое. Но, тем не менее, реакция некоторых вязниковцев на просьбу земляков иной религиозной ориентации оказалась резко негативной. Вспомнили даже, что на «Текмаше» нет бани и поликлиники, не хватает пункта приема платежей ЖКХ (как это относится к делу, непонятно – старообрядцы в казну не лезут, хотят возводить храм на свои).

В ответ староверы, в том числе председатель их вязниковской общины Галина Подерягина и старообрядческий иерей из села Рытово отец Владимир напоминали, что в Вязниках исторически старообрядцы составляли значительную часть местного населения. Например, в XVIII веке старой веры придерживались ведущие вязниковские купеческие роды – Горшковы, Захаровские, Климовы, Кондаковы, Коряковцевы, Котельниковы, Малешины, Молодиковы, Наместовские, Слугины, Рукавшиниковы, Халевины, Хилковы. Проповедуя аскетизм, старообрядцы-купцы считали, что соблюдение религиозных норм своего согласия служит залогом богатства. Всего же число староверов в старых Вязниках доходило до полутора тысяч человек.

Тем не менее, большинство участников публичных слушаний высказались против строительства старообрядческого храма. Правда, как отметили в райадминистрации, в этих слушаниях приняли участие менее полусотни человек, поэтому для принятия окончательного решения, скорее всего, проблему придется обсудить еще раз.

Кстати, в соседнем Коврове, где до недавнего времени также имелось 6 православных храмов и ни одного старообрядческого, староверам без особых дискуссий мэрия разрешила устроить церковь на улице Гагарина в бывшей больничной часовне. Сейчас этот храм уже действует, и никаких эксцессов по данному поводу не возникает.

Николай Фролов


Жители Вязников (Владимирская обл.) протестуют против строительства старообрядческой церкви

Скорее "нет", чем "да"

27 января в актовом зале районной администрации прошли публичные слушания по вопросу выделения земельного участка для строительства старообрядческого храма. Для возведения церкви вязниковские старообрядцы выбрали пустырь в микрорайоне Текмаш, практически на самом Венце.

Слушания провёл заместитель главы администрации района Андрей Рыжиков, секретарём выступила главный специалист управления строительства и архитектуры администрации района Елена Тамразян. На встрече присутствовали 42 человека. Пришедшим огласили место возможной застройки - участок на улице Металлистов. В градостроительном плане оно значится как зона жилой застройки Ж-3. Иными словами, здесь можно строить многоквартирные дома до 5 этажей.

Скажем сразу, идею о строительстве храма горожане встретили без энтузиазма, если не сказать - с агрессией. Однако в свою защиту старообрядцы привели несколько аргументов. Так, со словами поддержки предложения на слушания приехал отец Владимир из деревни Рытово - центра старообрядчества в Вязниковском районе. Главным доводом священника в пользу идеи строительства нового храма был факт неразрывной связи истории края со старообрядчеством:

- Во времена Екатерины II в Вязниках насчитывалось порядка 1500 купцов-старообрядцев, а это на несколько сотен больше, чем во Владимире! Глава города также придерживался древлеправославия, - обратился к жителям служитель церкви. -Если вы не Иваны, родства не помнящие, дайте нам возможность выстроить своё намоленное место, не препятствуйте нам. У вас пять храмов, а у нас ни одного!

Ещё один сторонник идеи, Александр Подерягин, напомнил вязниковцам, что все без исключения верующие люди до середины XVII века были старообрядцами и призвал быть более терпимыми к религиозным чувствам других. Его поддержали несколько представителей старообрядчества, по их словам, приехавших с Донбасса.

Однако убедить жителей в необходимости строительства особенного православного храма оказалось не так-то просто. Публичные слушания проходили на повышенных тонах. Очень эмоционально отреагировали жители «Текмаша» - многие горожане приняли идею строительства храма за агитацию вязниковцев примкнуть к иной вере.

Других интересовал финансовый вопрос. По словам председателя старообрядческой общины Галины Подерягиной, деньги на строительство церкви старообрядцы готовы собрать самостоятельно, не прибегая к помощи местного бюджета. В пример было приведено успешное строительство старообрядческих храмов в Крыму, которые были возведены за короткий срок при помощи единомышленников из разных городов страны.

Третьи высказались, что в микрорайоне нет поликлиники, нет бани, негде оплачивать коммуналку. Лучше, по мнению некоторых текмашевцев, на этом месте построить что-то более полезное.

Вопрос о выделении земельного участка был вынесен на голосование. 14 участников публичных слушаний высказались «за», 17 жителей подняли руку «против» предложения. 11 человек так и не смогли сформировать свое мнение в спорном вопросе и воздержались от голосования.

На данный момент протокол слушаний направлен главе администрации района. Как ответил нам Игорь Зинин, администрация планирует принять окончательное решение в интересах жителей города. Однако, по его словам, участие в слушаниях приняло недостаточное количество вязниковцев, поэтому вполне вероятно, что выслушать мнение населения придётся ещё раз.

Елена Емельянова

Источник: Газета "Районка, 21 век", №4 (320) от 02.02.2017


Комментарий сайта «Старообрядческая мысль»:

В понедельник 6 февраля интернет буквально взорвался сенсационной новостью о том, что по итогам общественных слушаний старообрядческой общине города Вязники запретили строить храм на собственные средства с издевательскими мотивировками вроде отсутствия в этом районе более востребованных бани и терминала для оплаты ЖКХ.

Все мы давно привыкли к тому, что общество наше очерствело, однако в данном случае произошло немыслимое: в один день сразу на четырех светских площадках вышли авторские заметки о произошедшем.

Дыма без огня и правда не оказалось: по данным нашей редакции, за «активными вязниковскими бабушками», чей демарш во время собрания присутствующие на полном серьёзе расценили как оскорбление чувств верующих со всеми вытекающими в дальнейшем последствиями, стоит могущественное лобби РПЦ.

Вовсе не удивительна и консолидированная реакция местных СМИ – вплоть до официального сайта Вязников и федерального отделения ВГТРК РОССИЯ-1. Не так давно в интернете сообщали, что главному Муромско-Вязниковскому епископу от РПЦ Нилу (Сычеву) в последнее время не везет с автотранспортом. В такой ситуации появление конкурентов-безсребренников может быть расценено только как посягательство на святая святых: средства прихожан. Не даром цитату в адрес старообрядцев, вынесенную в заголовок статьи, знакомые с местной геополитикой пасомые приписывают именно этому епископу мажорного (господствующего) российского вероисповедания.

В аналогичной и на удивление обширной по собранному справочному материалу статье по данной теме сайт 33polit.info напоминает, что Владимирская область входит в Нижегородскую и Владимирскую Епархию Русской Православной Старообрядческой Церкви. Старообрядческие приходы имеются во Владимире, Меленках, Коврове, Суздале, селе Рытово Вязниковского района:

27 мая 2015 года глава Русской Православной Старообрядческой Церкви, владыка Корнилий, встречался с губернатором Владимирской области Светланой Орловой.

Как сообщается на сайте РПСЦ, «Светлана Юрьевна тепло приняла делегацию Митрополии и отметила, что она долгое время проработала в Кемеровской области и хорошо наслышана о старообрядцах.

В беседе митрополит Корнилий поднял пять основных проблемных вопросов жизни старообрядческой Церкви региона:

— Возвращение старообрядческой общине Свято-Троицкого старообрядческого храма по адресу: г. Владимир, ул. Дворянская, д. 2.
— Выделение участка земли для постройки старообрядческого храма в г. Муроме.
— Передача старообрядческой общине храма во имя св. Александра Невского по адресу: г. Вязники, ул. Пролетарская, 28.
— Содействие в оформлении в долгосрочную аренду старообрядческого храма с участком земли по адресу: г. Ковров, ул. Гагарина, д. 2.
— Помощь старообрядческой общине г. Суздаля в реставрации ансамбля храмов в Коровниках (свв. Козьмы и Дамиана и Крестовоздвиженского).

Губернатор с вниманием выслушала просьбы старообрядческой делегации и сказала, что в ближайшее время даст поручение о незамедлительном решении этих вопросов.

Следует отметить, что такой ответ руководителя региона очень порадовал представителей Церкви, ведь эти проблемы старообрядческих общин не решались очень долгое время. Митрополит Корнилий поблагодарил Светлану Юрьевну и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество Старообрядческой Церкви и администрации области».

Там же сообщается, что глава администрации города Владимира Андрей Шохин, с которым митрополит Корнилий обсудил детали возвращения старообрядческой общине города исконного старообрядческого храма, расположенного по адресу: ул. Дворянская д. 2., «дал твердое обещание митрополиту Корнилию вернуть долгожданный старообрядческий храм, а губернатор намерена оказать помощь в благоустроении жизни в старообрядческих приходах всей Владимирской области. С этими радостными и обнадеживающими итогами встреч митрополит Корнилий отбыл в Москву».



Комментарии:


Ничего зазорного в том, чтобы открыть в Вязниках старообрядческий храм не вижу! По Конституции нашей страны у нас признана Законом многоконфессиональность /многопартийности/ и просто невежественно в альтернативу приводить доводы про отсутствие в микрорайоне Текмаш бани. Считаю делом чести существующей власти открыть в Вязниках старообрядческий Храм!
Алексей


Я бы не стал в этом случае погружаться в дебри религиозных противоречий, который на мой взгляд между старой и новой верой практически нет кроме внешних проявлений. Я бы лучше подумал о том, хорошо ли будет, если в Вязниках будет воздвигнут такой храм с точки зрения туристической привлекательности региона. Безусловно это Вязникам очень выгодно, ведь таких мест на планете Земля всего три – Поморье, Керженец и Вязниковское Заклязьменье, на венце которого предлагается строить храм. Именно здесь собрались староверы в 17-18 веках на озерах Юхорь и Кщара. Вязниковцы должны быть обеими руками “за” это стоительство. на Покровском кладбище умершим немецким пленным крест поставили католический, т.е. примирение состоялось, когда еще поколение победителей и побежденных врагов не ушло… Так там не только иноверцы, но и иностранцы. неужели надо вспоминать кто кому ноздри рвал и в срубе жег в Вязниках 300 лет назад? Не об этом надо говорить. У нас же Чудотворная икона, которая в Крестовоздвиженском храме ныне, писана в старообрядческие времена, в 1622 году… О чем мы говорим?! Надо обняться всем и радоваться стройке этого храма, – рано или поздно старая и новая вера воссоединятся наверняка, – а начальству городскому надо ждать со строительством нового храма на Текмаше, ждать наплыва паломников, а предпринимателям уже сейчас начинать лепить сувениры и продавать туристам, которые будут стекаться к нам со всего мира, добавляя прибыли в городской бюджет. С Богом!
Цыплев Владимир Рэмович, краевед


Отношение государственной власти к старообрядческой Церкви в настоящее время довольно положительное. В г. Москва полностью отреставрирована знаменитая митрополия старообрядцев Рогожская слобода. Правительство Москвы всячески помогает старообрядцам, на Рогожском проводятся культурные мероприятия, прошел кинофестиваль им. Саввы Морозова.

В соседнем Нижнем-Новгороде недавно выделены два земельных участка для строительства старообрядческих храмов в Сормовском и Автозаводском районах. В Барнауле построен огромный старообрядческий собор во Владимиро-Суздальском стиле, который стал настоящим украшением города. В Меленках недавно освятили очень красивый новый старообрядческий храм.

Вязниковская власть таким отношением к вязниковцам-старообрядцам создает опасный прецедент, который идет вразрез с линией государственной власти в России вообще!
Дмитрий


Я вязниковец и многих знаю в нашем городе которые уважают свою историю, своих предков и которым не безразлична судьба нашего великолепного края. И старообрядческий храм украсил бы наш красивый русский уголок, где будут возносится молитвы к Богу и прославлять в людях наших местночтимых святых которые претерпели многие мучения но не предали веру Христову.

Я надеюсь что наши руководители адекватно подойдут к этому вопросу. И пусть Христос их направил по верному пути. Мир вам.
Сергий


Мое мнение, что местная власть просто ждет, когда им деньги дадут на лапу, тогда и вох с места сдвинется! А на Юхоре стоит крест, который поставили старообрядцы и остались следы скитов. Место очень красивое и глухое.
Константин


Вообще в Вязниках сложилась очень некрасивая ситуация. Глава администрации И. Зинин под любым предлогом уклоняется от встречи со старообрядцами. Ощущение какой-то иной реальности, например, по сравнению с ситуацией в соседней Нижегородской области, где сейчас строится великолепный пятиглавый храм в Арзамасе. Прекрасное отношение местных властей к старообрядческим общинам, конструктивный диалог, желание помочь и вместе возрождать духовность и русские православные традиции на своих территориях. В Вязниках, как нигде, строительство старообрядческого храма просто закономерно. Вязники, как город, вырос благодаря экономической деятельности старообрядческих промышленников и купцов. Про это написано много книг, например, очень хорошо Тельчаров описывает эти времена. Всем известный наш земляк Алексей Иванович Фатьянов родом из старообрядцев, оба его деда и по отцу и по матери были старообрядцами. Но нет, у нас как будто специально создается нездоровый ажиотаж по этому поводу. Уже по государственным учреждениям начали ходить и собирать подписи против «раскольников-старообрядцев» и их церкви. В городе всё делается для недопущения строительства Храма. Очень хорошо заметил Владимир Рэмович Цыплев, что администрация просто не понимает своей выгоды от появления старообрядческого храма. Вязниковские же старообрядцы молятся своей покровительнице – Пресвятой Богородице перед её образом Казанским-Вязниковским. Уверен, что Господь Бог всё устроит провидением Своим на благо верным рабам Его.
Андрей


Повторные публичные слушания не предусмотрены градостроительным кодексом. На самом деле большинства не получили ни сторонники, ни противники строительства. Это райадминистрации хочется представить, что “вязниковцы против”. Оснований для отказа старообрядцам НЕТ!
Сергей


На слушание присутствовало 42 человека, из них с р-на Текмаш двое или трое точнее можно узнать у организаторов с Администрации. Сколько проголосовало ЗА это не важно, по градостроительному кодексу против должно составлять пятьдесят процентов от присутвующих на слушаниях и проживать они должны на Текмаше а не с других районов как в данном случае. И получается что слушания состоялись в пользу старообрядцев, потому что семнадцать активистов господствующей церкви это далеко не все Вязниковцы и не могут эти активисты отвечать за Всех вязниковцев! Я не знаю почему в газетах пишут про всех, далеко не Все против. Я считаю что редакторы газет должны напечатать опровержение, потому что семнадцать присутствующие активисты это НЕКОТОРЫЕ Вязниковцы, а не все и не большинство . С уважением к вам.
Сергий