Простим вся воскресением!

В десятую годовщину церковного раздора 2007 года после святой Пасхи ради мира церковного надо объявить всем отделившимся церковную амнистию!

Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся.
Матф.5:9

Христос воскресе! Воистину воскресе!


В эти дни Святой Пасхи, когда «небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется», когда «празднует весь мир, видимый и невидимый», светлую пасхальную радость омрачает воспоминание о неисцелённом церковном раздоре.

В этом году исполняется десять лет печальному событию – раздору, происшедшему после собора РПСЦ 2007 года.

Причиной послужили активные межконфессиональные контакты вновь избранного предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия (Титова) с иерархами РПЦ МП и некоторые его заявления, которые были ревнующими о чистоте православной веры христианами истолкованы, как намерение объединиться с еретической РПЦ МП.

Кто-то может сказать, что это была ревность не по разуму. Однако в результате возникших разногласий на соборе 2007 года несколько клириков и христиан единой до того Церкви были отлучены от общения церковного, извержены из сана, запрещены в священнослужении,  согласно официальной формулировке, «за досаждение предстоятелю Церкви и оскорбление всего Освященного Собора», «за укорение архиерея и священников и клеветы на них».

Попавшие под прещения лица, а также сочувствующие им христиане справедливость этих прещений не признали, обвинили официальные структуры РПСЦ в ереси, отделились от них и создали несколько своих сообществ.

Ситуация зашла в тупик. Официальные структуры РПСЦ упорно отказываются обсуждать по существу вопрос о действительном или мнимом стремлении к объединению с РПЦ МП, сводя все к «раздорническим действиям посягающих на единство Церкви».

Отделившиеся после этого только укрепляются в своём, возможно, и ложном мнении об еретичности РПСЦ и предательстве её руководства.

Надо помнить, что главным виновником всех раздоров в Церкви является лукавый, враг спасения. Но нельзя так же исключать и действия злонамеренных людей.

Абсурдность ситуации в том, что с обоих сторон сложившегося противостояния люди, по-своему, ревнующие об Истине и немало сделавшие для Церкви.

Многие из отделившихся – это люди, сознательно пришедшие в 90-е годы XX века к вере и много потрудившиеся для Церкви в деле открытия приходов, приходской и издательской деятельности. В основе их поступков лежит не стремление к раздору как таковому, а боязнь утратить сохраняемую древлеправославной Церковью истины, страх растворить «соль» истинной веры (Матф.5:13) в океане ересей и заблуждений нашего времени.

Будем помнить евангельские слова: «но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мар.9:50).

Со стороны священноначалия и поддержавших его маститых протоиереев тоже очень много достойных, заслуженных людей, немало потрудившихся для Церкви, создавших многолюдные приходы, многих людей приведших к вере.

И митрополит Корнилий, по-своему, ревнует о древлеправославной вере. Хочется напомнить, например, такой факт: в сентябре 2011 года по благословению митрополита Корнилия и при его участии совершилось обретение святых мощей святителя Арсения Уральского. По инициативе и по благословению митрополита Корнилия в 2008 году началось издание собрания сочинений свт. Арсения Уральского. На многочисленных общественных мероприятиях м.Корнилий выступает с докладами, в которых старается рассказать о большом значении старообрядчества для России.

Многолетний конфликт, в котором с обеих сторон выступают ревнители древлеправославия, напоминает ту ситуацию, о которой в древности писал святитель Григорий Богослов: «как во время ночной битвы, при тусклом свете луны, не различая лица врагов и своих, <..> мы, к довершению бедствия, нападаем друг на друга и друг от друга гибнем».

Как можно в духе Любви и Истины выйти из этого тупика?

Вспомнить и делом исполнить слова пасхального песнопения: «Воскресения день, просветимся торжеством, и друг друга приимем, <…> и ненавидящим нас, простим вся воскресением».

Как это осуществить практически?

Руководствуясь примером Собора РПСЦ 2004 года. Тогда, после избрания первосвятителем РПСЦ митрополита Андриана (Четвергова) Собор:

 - отменил ряд положений предыдущего архиерейского Собора;

 - отменил указ митрополита Алимпия о запрещении нескольких епископов, священников и мирян;

 - епископ Зосима (Еремеев) был принят в каноническое подчинение Московской митрополии РПСЦ безо всяких предварительных условий, так же, как и несколько других священников и мирян.

Конечно, сейчас ситуация более сложная, чем в 2004 году, поскольку тогда раздор был непродолжительным по времени и не был связан с обвинениями одной из сторон в ереси.

Как преодолеть эти, хочется верить, безосновательные обвинения и подозрения? По слову Писания: «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).

Так как наиболее волнующим является вопрос о возможном сближении и даже соединении нашей Церкви с РПЦ МП, то исчерпывающий ответ был дан митрополитом Андрианом (Четверговым) в докладе Освященному Собору РПСЦ, состоявшемуся 19-22 октября 2004 г.: «появившиеся опасения о неоправданном сближении и, тем более, объединении с РПЦ совершенно безосновательны и неуместны. Ни объединение, ни даже разговоры о нем не входили и не могут входить в наши планы».

Необходимо сегодня соборно подтвердить эти слова. Это очень поможет примирению и объединению с отторгшимися, из-за «ревности», которая, возможно, «не по разуму» (Рим. 10:2).

Неужели какие-то внешние контакты и мероприятия, ставшие соблазном для «немощных братьев» важнее мира церковного? Писание учит, что «аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего», чтобы не «погиб немощный брат, его же ради Христос умре» (1Кор.8:13).

Если же кто-то начнёт утверждать, что стремление к примирению с «раздорниками», отделившимися якобы «унижает Церковь», то стоит напомнить рассказ о Тите и Евагрии из Киево-Печерского патерика.

Печерские монахи Евагрий-диакон и Тит-поп были духовными братьями, вначале имели единодушие и братскую любовь между собой, которую потом сменила вражда и ненависть. Смертельно заболев, Тит послал за Евагрием, говоря: «Прости меня, брат, ради Бога, что я напрасно гневался на тебя». Евагрий сказал в ответ: «Никогда не захочу примириться с ним: ни в этой жизни, ни в будущей» и после этих слов упал замертво, пораженный ангелом, а простивший обидчика Тит исцелился от смертельной болезни.

Поэтому благоразумно будет уподобляться смиренному Титу, а не гордому Евагрию.

Следует рассеять страхи отделившихся по поводу объединения с «никонианами» и объявить церковную амнистию и полную отмену всех прещений для желающих воссоединиться с Церковью.

Если таким образом сможем примириться с братиями, то тогда с чистым сердцем «возопием: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот дарова».

Алексей Васильевич Шишкин