Журнал «Духовные ответы» №15 за 2001 год.

Газета «Костромской старообрядец» в № 6 (22) поместила статью «Примирение и согласие с еретиками невозможно». Прочтя эту статью, хочу поделиться впечатлением от прочитанного и высказать свои суждения по затронутым вопросам. Заранее прошу прощения, если кого-то ненароком обижу.


В предисловии к статье сказано, что она помещена, чтобы ответить на ряд насущных вопросов, дать оценку событиям церковной жизни. Эту задачу взял на себя автор А. Мишкин. Надо заметить, что это не первая публикация его в 2000 году в «Костромском старообрядце». В №1 (17) им помещена статья, в которой он указывает на место и предназначение Церкви. Она так и называется — «О месте и предназначении Церкви».

В этой статье автор обращается к тем, кто «не имеет наследственного богопознания и навыков христианской жизни». Он пишет: «многие не понимают, кто мы такие и откуда пошло название старообрядцы». Далее автор дает ответ, что это название придумали еретики, за что в конце этого абзаца грозит им анафемой. Дальше больше. Чего стоит его наставление Церкви: «долг Церкви исправлять пути Господни (?), искривленные еретиками и смесившимися с ними». Кто же эти смесившиеся с еретиками? Автор открывает глаза «простому человеку» — это те, кто устраивает совместные духовные концерты, да еще в «скверных местах»(?). И сразу за этим разоблачением следует проклятие на их головы и указание на врата адовы.

Затем автор взывает к церковному собору. Надо запретить (!) общение с еретиками, т.к. автору стало известно, что представители старообрядческой церкви «сотворили деяние» — участвовали в Международной конференции «Исус Христос вчера и днесь». У автора, как он выражается: «слов человеческих не хватает описать», как на конференции еретики различных конфессий приняли заявление, в котором «выражают надежду на то, что новое тысячелетие не станет постхристианским». Да это же экуменизм, путь к растлению и сатанизму — восклицает автор и наставляет Церковь, что Ей «более чем жизненно необходимо определиться с проклятием ересей и просветить верных словом Божиим во спасение».

В новой статье «Примирение ... невозможно» А. Мишкин продолжает поучать верующий народ в «отношении благодатности кажущихся разнополярными(?) церквей» и взаимоотношениях с еретиками. Правда, он пишет, что этот вопрос «достоин не моего рассмотрения, а епископов и священников», но тут же, отбросив сомнения, вопиет: «какая благодать там, где нет истинной веры? Какая вера там, где ложь и своеволие? Есть ли у еретиков податель сего бесценного сокровища? Кое сложение Церкви Божией с идолы(?)». Мое мнение, продолжает автор, что у никониан и беспоповцев «нет веры истинной, нет Христа(!)».

Далее автор извещает читателей, что существует газета «Старообрядец», издаваемая в Нижнем Новгороде, и что эта газета может поколебать устои веры, т.к. рассказывает «о беспоповских согласиях и их учении, заключенном в пресечении священства». По убеждению автора, «простой человек» и не подозревал, что у беспоповцев священства нет.

Разоблачения продолжаются. Сотворено новое ужасное деяние, - представители старообрядческой Церкви (заметим, по благословению Ее главы) участвовали в конференции вместе с еретиками, отступниками и врагами. Нечестивые задумали обсудить судьбу христианства в третьем тысячелетии. «Это сближение со злом» - распаляется А. Мишкин - соединение света со тьмой. «Каков будет им суд?» - восклицает он грозно.

Для убедительности своих обличении автор подпускает немного философии: «зло как раньше, так и теперь, рядится в маски добра потому, что человек живет надеждой, а на зло как можно надеяться?». В частности, таковым злом (по мнению автора) является «проповедь о всеобщем духовном согласим и миролюбии всего русского народа». Лучше война, чем мир с такими проповедниками, — восклицает автор и призывает провинившихся к покаянию. Заключая рассуждения о духовном миролюбии, А. Мишкин пишет: «Таким образом, если христианин принимает на себя такие обязательства, то становится единодушным с творящими отступление на соборе 1666 года».

Как грозно и страшно! По прочтении столь гневных и обличительных статей А. Мишкина, во мне родились робкие ответные мысли.

Господь наш Исус Христос, призывая к милости и любви к ближнему, в Евангелии от Иоанна говорит: «не любя брата, как Бога можешь любить?». Святые отцы в отношении отпавших в ложные учения призывали проявлять трезвость, кротость и мудрую осторожность.

Бесспорно, что православная вера, не претерпевшая ложных реформ, которую хранит Русская Православная Старообрядческая Церковь, — прямой путь к спасению. В других конфессиях есть большие или меньшие заблуждения. Однако Христос осуждал фарисеев за то, что они, уверенные, что сами спасутся, не искали суда (рассуждения) и милости к заблудшим. «Милости хочу!»

В то время как на Руси умножаются упадок веры, засилье греховных пороков, распространение неправославных религий, сектантства, неоязычества— необходимо, как я думаю, не изоляция христиан друг от друга во враждебной полемике, не соперничество и вражда, а совместные усилия по достижению торжества христианства в нашей стране. Да, с еретиками невозможно совместное моление — это бесспорно, но значит ли это, что и беседовать с ними, обсуждать насущные общественные потребности тоже нельзя?

Церковь может быть только одна, учит св. Киприан Карфагенский, а именно вселенская православная Церковь. Соответственно, вне Ее нет благодатной церковной жизни. Но, рассуждая о ересях и экуменизме, нельзя забывать опыт Церкви в ее отношении к иносла-вию, а именно, различные чины принятия в православие людей других христианских конфессий. Как учит Святая Церковь, ереси имеют существенные различия по отношению к истинному православию и поэтому разделяются на три чина. И если одних необходимо принимать в Церковь только через крещение, то других вторым чином — через миропомазание. Выходит, что поставление в духовный сан, совершенное, например, у никониан, остается все же действенным в случае присоединения этого священника ко Христовой Церкви. Именно так был присоединен к Церкви митрополит Амвросий. А значит, нельзя все конфессии сваливать в одну кучу, и если бы этого не понимали наши предки, то старообрядческая Церковь превратилась бы в вечное беспоповство.

Кстати, отношение к беспоповцам, мне кажется, так же должно быть чуждо фанатизма и ненависти. Любой человек, исповедующий Христа как Спасителя, как бы далек он ни был от истинного православия, всегда останется для христианина предметом духовного попечения. Надо, я думаю, приветствовать даже малейшие крупицы истины у инославных, радоваться всему здравому у них.

Именно с этих позиций нижегородская газета «Старообрядец» рассказывает о прошлом и сегодняшнем дне всех согласий старообрядчества. В словосочетании «разделение у старообрядцев» они делают ударение не на первом слове, как А. Мишкин, а на втором, напоминая нам, что мы от единого корня — наследников благочестия старой Руси. Все мы, проявляя верность своей конфессии, не должны унижать других, кичиться своей праведностью. Так мы можем превратиться в фарисеев, худших, чем те, что были при Христе. Они были все-таки образованными и исполняли все религиозные законы, а ведь мы зачастую невежественны, себялюбивы и ленивы в исполнении заповедей Христа.

Церковный раскол тяжким бременем довлеет над судьбами нашей страны. И мы как бы смирились, свыклись с уродливыми язвами разделенного христианства в постоянной полемике, соперничестве, вражде. Господь в своем долготерпении ждет покаяния и примирения, попуская для вразумления русского народа все новые и новые беды. Мы стоим у края черты, за которой может наступить возмездие. Но вместо того, чтобы искать пути примирения и сотрудничества христиан в делах общественных и государственных, «ревнители не по разуму», как дубинами, размахивают направо и налево словами: ересь! экуменизм! Думаю, если бы они жили во времена Христа, они бы обвинили Его вместе с теми, которые упрекали Его учеников, говоря: «Почто ваш учитель с мытари и грешники ест и пьет?» Они обвинили бы в экуменизме и апостола Павла, прочтя в его послании к коринфянам: «Братие, свободен бо сыи от всех, всем себе поработих, да множайших приобрящу. Бых июдеом, якоже июдей, да июдеи приобрящу. Подзаконным якоже подзаконен, да подзаконные приобрящу. Беззаконным, якоже беззаконен, не сыи беззаконник Богу, но законник Христов, да приобрящу беззаконныя... Всем бых вся, да всяко некия спасу». С этой целью, указанной апостолом, можно идти на духовные концерты и миротворческие конференции с инославными.

На мой взгляд, наши белокриницкие старообрядцы подчас уподобляются некоему скупому рыцарю, сидящему на сундуке со своим богатством. Придумали название тому сундуку «старообрядческое благочестие», боясь как бы к этому сундуку не прикоснулись какие-нибудь отступники. И не замечаем, что богатство, которым мы кичимся, собственно не наше, а наших предков. В том числе и тех из них, которые еще не знали разделения на поповцев и беспоповцев. От этих предков и у беспоповцев сохранилась немалая толика наследства. Так не пора ли все это перебрать, пересмотреть, проветрить, а то и моль может завестись. Может, сделать осмотр наших богатств, ведь что-то уже истлело и не годится сегодня, а полезное, ценное собрать воедино и показывать всем желающим, а не прятать. Возможно, еще не поздно преодолеть взаимную вражду, увидеть друг в друге не опасных еретиков, с которыми вовсе нельзя иметь общения, а единокровных братьев, наладить те мосты, по которым русский народ пойдет путем спасения. Крепкими перилами на этих мостах будет исконная нереформированная православная вера, сбереженная Русской Православной Старообрядческой Церковью.

Кому же Христос ставил в задачу привести иных овец в свое стадо, которые пока находятся в иных дворах? Кого Он вдохновлял уверенностью, что «будет едино стадо и един Пастырь»? Кто должен и обязан трудиться над выполнением этого завета? Ответ ясен: те, кто считает себя истинными его учениками и последователями.

Старообрядцы всех согласий, живущие в одной многострадальной России, связаны общей многовековой историей, общими святыми, у них общие праздники и беды. В ушедшем веке все они перенесли войны и тяжесть гонений от безбожных властей. И, как мне кажется, сегодня большинство православного народа России своей душой чувствует, что надо настраиваться на прощение нанесенных обид. После опубликования меморандума между РПЦ и старообрядцами-беспоповцами некоторые наши старообрядцы заявили, что переговоры с РПЦ, если бы в таковых участвовали наши представители, были бы предательством устоев нашей Церкви, измена заветам протопопа Аввакума, что де мы жили без каких-либо соглашений с никонианами более 300 лет и сейчас тоже незачем подписывать с ними никаких соглашений. Мне думается, что это мнение высказывается по многовековой инерции. Да, когда-то оно было единственно возможным. Но в сегодняшних условиях оно ошибочно, т.к. во времена раскола отстаивались основы Церкви, когда ее пытались физически уничтожить. Сейчас иное время — Церковь живет свободно, нет гонений со стороны государства. Со стороны РПЦ (хотя до истинного покаяния ей еще далеко) есть шаги к осознанию ошибочности реформ, к взаимному примирению, поэтому, думается, настало время для встреч и переговоров.

С любовью о Христе 
дьякон Константин Титов
г. Орехово-Зуево Московской обл.