Предисловие Михаила Хлебникова, редактора газеты «Костромской старообрядец»

«Сомнительные высказывания продажных священнослужителей».

Так бы я назвал обращение своего знакомого старообрядца из г. Ковров Владимирской области - Александра Мишкина, 5 летней давности, на которое обратил своё внимание и ниже предлагаю вашему вниманию. Александр был одним из авторов «Костромского старообрядца» моей редакции.
Он потомок питерских староверов эвакуированных во время войны во Владимирскую область. Ещё 6 лет т.н. он стал недоумевать от назревавших тенденций внутри РПСЦ. Я предоставил возможность высказаться на страницах газеты А.Мишкину. Опасения Александра оказались пророческими. Верующий разум чувствовал, что запатраивается «игра». Некоторые принимают условия таких игр, другие - нет. Многие это ощущали, но ради извращённого понятия о «мире церковном» молчали, ограничиваясь кухонными разговорами. Он же открыто заявил свою позицию и в каком-то смысле оказался выше многих иереев и даже епископов, зависимых от Московской Патриархии, фактически являющихся «карманным» клиром последней. Теперь это уже очевидно. Богатство, почести властей… оказываются дороже истины, дороже народных нужд.

Прошло 5 лет с написания статьи Александра Мишкина. Как скоротечно время…

Дьякон Константин Титов - нынешний возглавитель РПСЦ. Согласитесь, блестящий карьерный взлёт за 5 лет в митрополиты! С чего бы так? Статья Александра Мишкина даёт многое понять...

Искренне ваш,
М.Хлебников
член редакционной коллегии НСФ

Интернет-форум «Независимый старообрядческий форум»
Отправлено: 23.08.2006 года


В сборнике «Духовные ответы» № 15 (2001 г.) на стр. 71 помещена статья дьякона Константина Титова из г. Орехово-Зуево ПОД НАЗВАНИЕМ «Ещё не поздно прекратить вражду». Автор «анализирует» две мои статьи в газете «Костромской старообрядец» (далее КС), в № 1 (17) и № 6 (22) за 2000 г., к сожалению, напечатанные с большими сокращениями («цензура» не пропустила, прим. М.Х.).

Отвечать на собственно статью дьякона, выраженную в традициях «жёлтой прессы», бессмысленно. Однако помещение её в уважаемом (тогда, прим. М.Х.) многими старообрядцами издании вызывает непраздный вопрос к редакции «Духовных ответов» (далее ДО), предваряя который, необходимо дать краткое пояснение о его происхождении.

Поскольку статья дьякона, говоря обобщённо, посвящена опровержению или скорее осмеянию приписываемого им моему авторству тезиса «Лучше война, чем мир с такими проповедниками…» (ДО), имеются ввиду проповедники духовного согласия и миролюбия со всеми, необходимо сделать, для выяснения истины сравнения текстов статей. Для примера возьмём небольшие отрывки из статьи в (ДО №15) и (КС №6). На стр. 72 (ДО) ЧИТАЕМ «в ЧАСТНОСТИ ТАКОВЫМ ЗЛОМ (ПО МНЕНИЮ АВТОРА) ЯВЛЯЕТСЯ «ПРОПОВЕДЬ О ВСЕОБЩЕМ ДУХОВНОМ СОГЛАСИИ И МИРОЛЮБИИ ВСЕГО РУССКОГО НАРОДА». Лучше война, чем мир с такими проповедниками - восклицает автор и призывает провинившихся к покаянию. Заключая рассуждения о духовном миролюбии, А.Мишкин пишет: «Таким образом, если христианин принимает на себя такие обязательства, то становится единодушным с творящими отступление на соборе 1666 года.

«Как грозно и страшно! По прочтении столь гневных и обличительных статей А.Мишкина, во мне родились робкие ответные мысли.» И так далее. Кстати под «таковым злом», в приведённом отрывке, имеется в виду скрытое, хитрое зло.
А теперь сравните вышеприведённое сочинение с опубликованным в (КС №6): «Христианинам надлежит иметь мир со всяким человеком, но не с ересью и её проповедниками. Даже человеколюбивый и кроткий Иоанн Златоустый говорит: «Лучше война, чем мир, удаляющий нас от Бога». Сравнивайте сами. И далее, много ниже по тексту: «Таким образом, если христианин принимает на себя такие обязательства (духовного миролюбия со всеми), то становится единодушным с творившими отступления на соборе 1666 года»- у дьякона, в этом предложении пропущено три слова.

Один добрый знакомый, прочитав статью в (ДО), восклицает: «… как мог такое написать дьякон?» Действительно, подумал я, у дьякона масштаб правки текста, по размаху, достоин амбиции патриарха с собора 1666 года. Тогда тоже кроили, как хотели.

Произведённое изречение св. Иоанна Златоустого, по существу, является пересказом слов Спасителя, приведённых и в (КС №6), из Евангелия от Матфея 10.34: «Не мните, яко приидох воврещи мир на землю, не приидох воврещи мир, но меч». Блаженный Феофилакт, в толковании на сие место, пишет: «Меч означает слово веры, которое отсекает от образа жизни домашних и сродников наших, когда они препятствуют нам в деле Богопочитания». И ещё сходное место в евангелии от Луки 12.51: «Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение…» Он же пишет: «По сему никто да не пребывает в дружбе с лукавыми, но хотя бы отец и мать оказались противниками закона Христова, и с ними, как врагами истины, должно враждовать».

Вышеприведённые места из Евангелия и изречение св. Иоанна Златоустого служили и служат руководством для верных чад Церкви, очищающих её от всякой скверны, дабы была, как Невеста Христова, без единого пятна и порока.

Иронизируя над словами святителя Иоанна Златоустого, дьякон иронизирует и над вложившими, в его уста, эти слова Духом Святым и Евангелием.

Потому и хочется спросить уважаемую редакцию (ДО), размещающую такие статьи, какого духа «Духовные ответы»?

С уважением,
А. Мишкин
Ковров, Владимирская область.
2001 г.