Рассылка по электронной почте, получено во время Великого Поста 2017 года

Безусловно - все мы разные. Каждый человек имеет свои знания и свой опыт, но есть вещи, которые чада РПсЦ воспринимают как само собой разумеющееся - вошедшие в привычку. Например: творить крестное знамение, молится за епископов, считать РПсЦ единственной непогрешимой, а решение ее соборов единственно правильными. Видимо это одна из причин не однозначного понимания некоторыми христианами написанного в письме, которое озаглавлено: «Письмо отцу – православному» - попытаюсь, с помощью Божию, ответить на возникшие вопросы.


1. Отцы не возбраняли поклоняться святыне, даже если она находится в еретическом храме. Поклонились святыни и уехали. Что плохого в возжжении лампады порогу судных врат в Иерусалиме?

Признаю, что некоторые отцы попускали немощным в вере христианам поклоняться мощам святых или чудотворным иконам, находящимся в еретических храмах. Но ведь старообрядцы в Иерусалиме не просто покланились «святыне», а возжгли ей лампаду и молились молебен у «порога судных врат», где вы видели разрешение отцов на подобные дела. Наоборот, апостольские правила и отцы Церкви это строго запрещают, а на не покорных, налагают прищения.

Но не это самое дурное. Сам автор термина «судные врата» архимандрит Антонин (1883 год), не признавал найденный проем за городские врата, которыми осужденные могли выводиться  на казнь, а просто за обычную дверь; это подтвердили и последующие исследования. Но даже если это действительно были бы «судные врата», то и тогда, ни в коем случае, нельзя приносить жертву их порогу. В предании Церкви нет и намека на подобные «святыни». Христос много раз бывал на Иордане, в иерусалимском храме и еще много где, но православные этим местам не приносят в жертву масло и не молятся им; и они не имеют, как и «порог судных врат», приставки – Христов. Как истинные святыни, например, Крест Христов или Гроб Христов. Порог судных врат - чисто никонианская «святыня» для привлечения паломников. И если уж нужно было старообрядцам принести жертву никонианской «святыне», в знак единения с еретиками и противления Богу, то намного меньше было бы греха принести лампаду, масло и молитву иконе Серафима Саровского, чем языческому истукану в виде порога. По свидетельству блаженного Августина, язычники поклоняются трем «богам» населяющим дверной проем: Форкул – охраняет створки дверей, Кардея – отвечает за петли, а Лимент – бог порога; что, теперь эта троица достойна и вашего поклонения?


2. На каком же основании соборы 2009 года, 2015 года, 2016 года принимали решения изложенные в письме?

О единственном законном основании, для домостроительства в православии, апостол Павел в послании к Коринфяном, пишет:   «основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Исус Христос».  Само же это Спасительное Основание так возвещает о зиздущих на нем свою спасительную скинию: «Имеяй заповеди моя и соблюдаяй их, той есть любяй мя» (Иоанн). Решения соборов 09, 15, и 16 годов были приняты, как было показано в письме, не с соблюдением, а с отвержением спасительных заповедей и канонов Церкви; демонстрируя, тем самым, не любовь, а ненависть к Христу. В тех случаях, когда решение собора, касающееся вероучения, не противоречит Священному Писанию, соборяне не упускают случая упомянуть об этом. Так, в постановлении собора 16 года о проповеди говорится: 4.2. Призвать настоятелей храмов к неустанной проповеди как в своем приходе, так и во внешнем мире, согласно заповеди Спасителя: Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари (Мф. 16, 15).

Но не только постановления упомянутых соборов не имеют под собой законного в православии Основания, но и многое другое, например: «духовные концерты», хождения на советы нечестивых, план мероприятий празднования 400 летия Аввакума, в пункте 1.3 которого, в частности, говорится: «Для объяснения сути этого позитивного образа необходимо провести, как минимум, две стратегические идеи:

– «Раскол» в церковных традициях явление временное и не является «фатальным, необратимым», потому из сознания должны уйти понятия «раскольник», «старообрядец» и связанный с ними, как говорят социологи, «язык вражды эпохи Средневековья». Стороны конфликта XVII века должны продемонстрировать христианские ценности покаяния, смирения, прощения, любви – основ как для личной духовной жизни, так и для общественного согласия и общенационального единства;». И так, не с опорой на предписания и слова Священного Писания и Предания, затеваются «торжества», а с объявления этих святых предписаний и слов, мешающих объединению с еретиками: «язык(ом) вражды эпохи Средневековья». Общенациональное единство, общественное согласие, общехристианские ценности, общехристианская церковь, а дальше - ?

Собор 2009 года решил возжечь лампаду истукану - Порогу. Собор 2015 года решил обратиться к РПЦ МП с просьбой о признании законности церковной иерархии. На этом соборе митрополит Корнилий говорил, что митрополит Волоколамский Иларион предложил старообрядцам обратиться к РПЦ МП с прошением - о признании законности Белокринитской иерархии. В результате одобрения старообрядческим собором указания митрополита Илариона, старообрядческая церковь вошла в руководимый им ХМКК (христианский межконфессиональный консультативный комитет). А, как следует из документов на сайте этой организации: «Основные направления деятельности (ХМКК):

- содействие в проведении двусторонних и многосторонних межконфессиональных консультаций и осуществление иных форм и видов деятельности, призванных содействовать развитию сотрудничества христианских церквей». То есть, по церковному, основным направлением деятельности МХКК является - экуменизм.

Ну, как после этого можно было обойтись без межстарообрядческого сотрудничества, одобренного собором 2016 года. 

И вообще: если старообрядческая церковь принимает к исполнению указания митрополита Илариона, одобряет их соборно и вступает в организацию руководимую митрополитом Иларионом (ХМКК), а на следующем соборе принимает решение соответствующее установкам ХМКК и враждебное Священному Писанию, то уместно спросить - кто хозяин в старообрядческой церкви.

Все эти деяния зиждутся на основании, про которое в энциклопедии говорится следующее: «Цель современного экуменизма – межконфессиональное общение, единение и сотрудничество для выработки совместных принципов и действий, «служение единству человечества»» - заметим, что сказано о единстве всего человечества, а не только признающем Христа. Тоже самое сказано и в другом месте, но покороче: цель экуменического движения – единство вероисповедания всех конфессий.  Вот вам и основание – принципы экуменического движения (церкви антихриста); требованию которого удовлетворяют вышеперечисленные документы.


3. В письме говорится о невозможности поминания на литургии епископов поддержавших не хорошие решения соборов. Но вы не правы, потому, что больше никто из священников такого не говорит, все поддерживают решения Освященных Соборов.

Действительно нужно не только не поминать, но и бежать от епископов вводящих ереси. И не только от епископов, а вообще от всех поддерживающих ересь: «Повелеваем вам братие, о имени Господа нашего Исуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата безчинно ходяща, а не по приданию, еже прияша от нас.» - пишет апостол Павел. Предание Апостолов Христовых содержит в себе много предписаний и поучений относительно ереси, приведу только одно: «Кое же согласие Христове съ велиаромъ; или кая часть верну с неверным» - суть этого выражения не могут понять только имеющие поврежденный ум и служители мамоны.

Если хотите доказать, что в моем письме изложены не верные суждения, то опираться нужно не на мнение «всех», а на Св. Писание и Св. Предание. Если в них не находится подтверждения верности решений соборов 09, 15 и 16 годов, а только осуждение, то хотя бы и весь мир поддерживал эти решения, для православного это – ересь.

Поскольку действующий устав РПсЦ (устава РПСЦ я еще не видел) определяет вероисповеданим – Православие, а Основами вероучения Церкви являются Священное писание и Священное предание (пункт 1.4), которые и запрещают поминать и общаться с сущими в ереси, то можно сказать, что удаление от них требует - Устав Русской Православной старообрядческой Церкви.

Вот слово Божее к священникам забывающим, кому они должны служить и кого прославлять, на своих соборах: «Ныне заповедь си къ вамъ священнии, аще не услышите, и аще не положите на сердцахъ вашихъ дати славу имени моему, глаголетъ господь вседержитель. и послю на вы клятву, и проклену благословение ваше и оклену е. и разорю благословение ваше и не будет в вас, зане вы не влагасте в сердца ваша» - и далее – «яко устне иереови сохраняете разумъ, и закона взыщу от уст его, яко ангелъ господа вседержителя есть. вы же уклонистеся от путей» (Мал.)


4. Мы, столько лет молимся вместе и вдруг разделимся. А как же говорится - Бог есть любовь?

Священное Писание не предписывает мгновенного отделения от совращающихся в ересь, но и медлить не дает. Апостол Павел пишет: «Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся». Отрицаться же этого человека должно не по ненависти – наоборот.  Апостол предписывает прежде убеждать еретика оставить ересь, а если это не помогает, то уже самим делом – удалением от общения с ним постараться исторгнуть его из сети диавола. Если же и это не вразумляет еретика, то пусть он погубит свою душу, по своему желанию, а вы пребывайте с Богом. Тот же смысл и в словах самого Источника любви – Исуса Христа: «если правая твоя рука соблазняетъ тебя, отсеки ее и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоихъ, а не все тело твое было ввержено въ геену». (Мат.)

Можно пояснить выше сказанное и на бытовом уровне. Скажем, если ваш друг после застолья, выпив лишнего, хочет совершить прыжок в речку с моста, высотой тридцать метров (такое много раз было со смертельным исходом); вы, конечно, станете его отговаривать, а если не послушает, примените силу и нанесете ему раны; но разве не по любви к нему вы это сделаете? И если, таким образом, вам удастся избавить друга от смерти, то потом он будет вам благодарен, а вы счастливы. Но если уговоры не помогут, и силой его остановить не удастся, то разве вы захотите прыгнуть вместе с ним, только из-за того, чтобы еще некоторое время, пока длится прыжок с такой высоты, побыть вместе?

Старообрядцы-экуменисты, о которых идет речь и в письме, сами себя отсекли от Церкви Христовой, поэтому и пишет про них апостол Павел: «Итак извергните развращеннаго изъ среды вас». И пусть физически они как бы прибывают в церкви, имеют звания и славу, но пишет о них проповедник покаяния, святитель Иоанн Златоустый: «врази бо неприязни церковныя еретицы, ничимже разни от прочихъ поганъ не знающихъ бога».


5. Священник: мне поручено пасти стадо Христово, я его и пасу….

Этот вопрос уже затрагивался в письме, но наверно еще раз нужно напомнить, что все христиане, а тем более священники – воины Христовы. Допустим, при наступлении врага некий командир не стал сражаться с неприятелем, а со своим отрядом отсидевшись в кустах. Командир сохранил отряд с себя невредимыми, но после битвы благодарность он получит от своего военноначальника или пойдет под трибунал? Да и не возможно, отбиться от врага с такой тактикой, когда каждый прячется в своих «кустах». Со временем все будут повержены.

Лучше прислушаться к слову святителя Иоанна Златоустаго: «послушайте пастырие, и ужаснитеся, и не умолчите, но проповедайте слово. не дадите места диаволу, не дадите дверей волкомъ». Тем более, что Бог не оставил нас беззащитными перед этой сворой, а дал нам броню и оружие: «Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся въ броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира; над всеми восприимше щитъ веры, въ немже возможете вся стрелы лукаваго разженныя угасити; и шлем спасения воспримите, и мечь духовный, иже есть глагол божий» - пишет апостол Павел. После этого, какое оправдание будет иметь священник, закопавший в грязи: «мечь духовный, иже есть глагол божий» - на Страшном Суде; живущий в мире с дьяволом.

Кроме того, сам Христос предупреждает нас: «Побеждаяй наследитъ вся, и буду ему богъ, и той будетъ мне въ сына. Страшливым же и не вернымъ, и скверным и убийцам, и блуд творящимъ, и чары творящимъ, идоложерцем и всем лживымъ, часть имъ въ езере горящемъ и жупеломъ, еже есть смерть вторая» (От.). Видите: сам Господь, помещает боящихся (страшливых) брани, первыми среди грешников, в очереди к геене. Потому, что  спрятав «мечь духовный» они становятся виновниками гибели не только своей души: но и душ тех, которые, не услышав от них здравого учения, прилепились к ереси, и душ тех, которые находясь в ереси небыли обличаемы и тем не получили лечения от болезни.

Таким образом, боящиеся духовной брани - противники Богу, который: «всем человекомъ хощетъ спастися». (Апостол)


6. Священник: Для исправления ситуации, на следующем соборе, можно поправить не каноничные решения … .

Подправить можно, но как? Иуда вернул первосвященникам 30 сребряников полученных за предательство Христа, и что то изменилось в лучшую сторону – нет. Этим поступкам он сам засвидетельствовал свое преступление. Так же и никаниане, проклявшие двуперстие и его исповедников на соборе 1666 года, а в 1971 году отменившие свое решение; тем самым только подтвердили свой канонический статус - гонителей православия и еретиков.

Истинно раскаивающиеся идут путем апостола Петра, который хотя и отрекся от Христа трижды, но омыл свой грех многими слезами и трижды исповедал любовь непогрешимому Пастырю и Спасителю.

Ересь экуменизма  ни чем не лучше, а хуже, других ересей второго чина, повреждающих Священное Писание и Предание. Следовательно, приходящие к Православию от этой ереси, если заботятся о душах своих, должны принести соответствующее покаяние; через священство Христово не замаранное ересью.

Поелику поддерживающие беззаконные постановления соборов 09, 15 и 16 годов, одновременно голосовали и за свое отсечение от Церкви Христовой.

В заключении хочу сказать: Сыны и дщери Божии, хотящие наследовать живот вечный, «не преклоняйтесь подъ чужое ярмо съ неверными» (Апостол) и не медлите с покаянием. Ибо кто, кроме Господа, может соблюсти нас: «от годины искушения, хотящия приити на всю вселенную искусити  живущыя на земли». (От.)

о. Александр Мишкин