Анатолий Степанов: «Протокольное мероприятие или нечто большее?»
О встрече Президента Владимира Путина с митрополитом Корнилием …
Вчера состоялась встреча Президента России Владимира Путина с митрополитом Московским и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилием (Титовым). Это событие оказалось в центре внимания не только церковных, но и политических обозревателей.
Формальным поводом для встречи стала выставка «Сила духа и верность традиции» в Рогожском духовном центре, где собраны уникальные памятники старообрядческой культуры разных веков. Официальная информация довольно скудная. Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков и вовсе подчеркивает рутинный характер встречи: «Президент Владимир Путин регулярно общается с представителями всех российских конфессий, не выделяя какую-либо из них». Однако все обратили внимание, что это уже вторая за короткий срок встреча Президента с Предстоятелем РПСЦ. Первая встреча состоялась 16 марта. Учитывая напряженнейший график Президента, впору говорить о беспрецедентной интенсификации контактов главы государства с лидером старообрядческой общины. Неудивительно, что сразу появились самые разные (в том числе экзотические) интерпретации визита Путина в Рогожскую слободу, которые мне довелось уже услышать.
Первая версия связана с тем, что Президент России, сыгравший ключевую роль в преодолении раскола Русской Православной Церкви, вызванного гражданской войной, пытается искать пути уврачевания самой тяжелой раны на теле Русского Православия - раскола XVII века. Болезнь эта очень запущенная и куда более тяжелая. Особенно актуальна тема раскола в год 100-летия революции в России. Революцию 1917 года некоторые считают результатом раскола XVII века, а виновником национальной катастрофы называют Императора Петра Великого. Другие, напротив, обращают внимание на значительную роль в финансировании и подготовке революции выходцев из старообрядческих семей (Гучков, Коновалов, Терещенко, Кирпичников и др.). Как бы то ни было продолжающееся разделение между русскими православными людьми нового и старого обрядов служит одним из самых серьезных препятствий на пути достижения национального единства. Вполне возможно, что Владимир Путин, понимая, что только он может подтолкнуть процесс восстановления церковного единства, пытается предпринять шаги в этом направлении.
Вторая версия, которую довелось услышать в связи со встречей Президента России и Предстоятеля РПСЦ, связывает ее с активизацией контактов Священноначалия Русской Православной Церкви с Ватиканом. Одним из ярких проявлений этой активизации стала кампания вокруг привоза в Россию частицы мощей Святителя Николая. Появились слухи, что в качестве ответного жеста Святейший Патриарх Кирилл должен будет пригласить Папу Римского в Москву в Троице-Сергиеву Лавру. А это может спровоцировать серьезное напряжение в обществе. Если это случится, Патриарх может столкнуться с очень сильным противодействием со стороны духовенства и мирян Русской Православной Церкви, можно ожидать и уличные акции протеста против приезда Понтифика в Россию. А это Верховной власти накануне выборов Президента совсем не нужно.
Конечно, цена слухам невелика. Однако очевидно уже теперь, что привоз частицы мощей Николая Угодника, сопровождающийся столь откровенной пропагандой католицизма со стороны официальных церковных чиновников, вызывает недовольство со стороны широких кругов верующего народа. Неудивительно, что слухи о скорой встрече в Москве Папы Римского легко ложатся в общую канву событий. Говорят, что интенсификация контактов с Ватиканом - инициатива исключительно Чистого переулка, Кремль просто ставится перед фактом, что в свою очередь вызывает серьезное недовольство светской власти. И встреча Путина с митрополитом Корнилием, как считают сторонники этой версии, - это сигнал нашей Патриархии о необходимости остановить активность на «ватиканском направлении». Возможно, тут много конспирологии. Но мне довелось слышать эту версию от людей вполне церковных и опытных, и они воспринимают ее вполне серьезно.
Наконец, есть еще и третья версия причин интенсификации контактов власти со старообрядцами. Многие обратили внимание на то, что митрополит Корнилий 9 мая принял личное участие в шествии «Бессмертного полка». Это дорогого стоит. Все видят, что акция «Бессмертный полк» очень важна для Главы государства, она широко освещается государственными СМИ, Владимир Путин принимает в ней личное участие, а ведь это очень серьезное напряжение для службы безопасности Президента.
К сожалению, в нашей Церкви сложилось специфическое отношение к Дню Победы, как к дню памяти и скорби. Церковь призывает в этот день только служить панихиды, поминать павших, но не праздновать. Для Русской Православной Церкви День Победы - это Страстная Пятница, а не Воскресение Господне. Хотя всем известно, что Господь даровал нам победу в 1945 году именно в светлые пасхальные дни, Пасха Господня была 6 мая. Такое отношение Церкви к Дню Победы находится в явном диссонансе с позицией Верховной власти (я уже не говорю о том, что протоиерей Георгий Митрофанов запустил похабное словечко «победобесие», и при этом продолжает быть обласканным Священноначалием).
Слава Богу, в этом году 9 мая в колоннах «Бессмертного полка» мы видели священников, а в городе Камень-Уральский священники в рясах и вовсе вышли стройными рядами рядом с народом. Вот оно настоящее миссионерство! Церковь со своим народом в дни памяти и торжества, что может быть убедительнее для привлечения народа в храмы. А у нас шустрые псевдомиссионеры способны устраивать только пляски и исполнение спиричуэлса в храмах, что вызывает только раздражение и возмущение верующих.
А как было бы прекрасно, если бы во всех храмах объявили: с утра поминаем павших, а днем всем приходом во главе со священниками идем на шествие «Бессметрного полка». Если бы вышло всё духовенство Русской Православной Церкви в рясах с портретами своих дедов и прадедов (если никто из предков не воевал, можно взять портреты Патриарха Пимена, священноисповедника Луки Крымского, любого другого участника войны) - вот было бы настоящее единство Церкви со своим народом. Причем, не нужно идти с иконами, как делают некоторые, это все-таки светский крестный ход.
К сожалению, этого мы не увидели 9 мая. Святейший Патриарх Кирилл, хотя и поддержал шествие «Бессмертного полка», сам участия не принял, чем подал соответствующий сигнал епископату и духовенству. А вот митрополит Корнилий прошел вместе с народом по улицам Москвы. Это, наверняка, было замечено и отмечено.
Впрочем, всё это версии. Но факт остается фактом - за два с половиной месяца Президент России уже второй раз встречается с главой Русской православной старообрядческой церкви.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
01.06.2017
Комментарии на «Русской народной линии»:
"Старообрядцы" - раскольники, а раскол безблагодатен.
М.Яблоков
Не понимаю такого ажиотажа.
Старообрядцы такие же граждане России, как и прихожане РПЦ МП, как и российские мусульмане, иудеи, буддисты, со всеми ними Президент регулярно встречается, ибо он является Президентом всех граждан России, независимо от их национальной или религиозной принадлежности.
Кроме того, старообрядцев в сравнении с нами, "никонианами", горсточка, так что не думаю, чтобы ему в голову могла придти идея опереться на старообрядцев в пику Патриарху Кириллу.
Это просто несопоставимые величины.
А все эти "версии" не просто нездоровая конспирология, а целенаправленные провокационные информационные вбросы, призванные ещё больше раскачать обстановку как в Церкви, так и в стране в целом накануне предстоящих президентских выборов в марте следующего года.
Русский Сталинист
русскими православные люди, ходящие в храмы РПЦ с новым и старым обрядом никак не разделены. По старому обряду совершают, например, богослужения в храме РПЦ Николы на Берсеневке (настоятель - игумен Кирилл (Сахаров)). И туда может прийти люой человек.
А, к примеру, в Спасо-Андрониковом монастыре (Москва)поют древним знаменным распевом,а читают по современным Минеям.
Вообще древнее пение сейчас привлекает очень многих. Оно, действительно, имеет особую благодать.
Разделение есть между раскольниками и православными. Раскольники (под названием старообрядцев) не признают иерархию РПЦ. И, как верно тут замечено М.Яблоковым - безблагодатны. Но такое разделение и должно быть.
А русский народ не един, потому что, в основной массе, далёк от Веры Православной, хоть и крещены почти все. И менять ничего не собирается в этом отношении.
NNXX
До 2007 года РПЦЗ тоже считалась, как находящаяся несколько десятилетий в расколе с РПЦ МП. Но вот Патриарх Алексий II и Митрополит Лавр решили, что несмотря на все канонические препоны пора объединяться. И Объединение совершилось. Господь смотрит на сердца людей, а не на букву канонов, которые конечно важны, но "буква убивает, а Дух животворит" (с).
Так что сегодня старообрядческая Церковь "безблагодатна", а завтра - как знать...
Православный Антивирус
а разве мы не воссоединились со старообрядцами?
Кроме беспоповцев.
Lucia
Встречи Президента с руководством РПСЦ далеко не случайный факт, а откровенный жест недовольства иерархами МП, которые вместо того, чтобы врачевать старые расколы, создают новые и порождают напряжение в обществе. Ситуацию в Церкви давно пора откровенно обсуждать на Поместном Соборе, без угроз, запугиваний и приклеивания ярлыков "экстремизма". И хорошо, если демарш Путина положил бы конец клевете в отношении старообрядцев, которых безосновательно обвиняют в причастности к красному террору.
Arzamas
Около 1 млн. голосов староверов - это немало во время выборов. А насчет их "патриотизма" вот ссылка об участии старообрядцев в октябрьском перевороте: https://goo.gl/XWuSxh
Воссоединение с нераскаянными раскольниками-старообрядцами, считаю, почти тоже самое, что и экуменическая "единая церковь" с еретиками.
Староверы (в частности, протопоп Аввакум) называли патриарха Никона антихристом. Больше, наверное, по невежеству они много богохульствовали в отношении Русской Церкви (особенно при царе Петре I). За богохульство нужно принести искреннее покаяние. Иначе никакого прощения тем, кто хулит Святого Духа. Только после этого можно говорить о воссоединении и евхаристическом общении ...
М.Е.
Спрашиваете:
а разве мы не воссоединились со старообрядцами ? Кроме беспоповцев.
Нет, конечно. Присоединились к Церкви только единоверцы.
Ответ на «Патриарх Алексий II и Митрополит Лавр решили, что несмотря на все канонические препоны пора объединяться. И Объединение совершилось».
Не думаю, что это адекватное сравнение. В РПЦЗ все хиротонии были каноничны.
У раскольников же "старообрядцев" нет ни одной канонической хиротонии. Австрияки за бабло приняли единоличную(!) "хиротонию", а беглопоповцы с Николой Поздневым - обновленцем. Там все ворованное и все ложь. Это мужики в рясах, священства там никакого нет.
М.Яблоков
Беда старообрядчества не в том, что обряды другие, а в том, что дух там другой. Примерно такой же, как и у наших не по разуму ревнителей («катакомбников», «антипаспортистов-инновцев», «царебожников» и тд.) Дух горделивой инаковости, дух уверенности в собственном спасении, пусть и ценой претерпевания лишений. Короче говоря, фарисейство – не в литературном или историческом смысле слова, а в духовном.
Павел Тихомиров