По началу казалось, что заседание Совета Митрополии РПсЦ 2 мая 2017 года, где, в частности, обсуждалось и мое низвержение, не вызовет вопросов, поскольку ничем выдающимся не отличалось, а его результаты вполне предсказуемы.

Но на деле оказалось иначе.


Некоторые слова участников заседания в оправдание решений соборов 2009, 2015 и 2016 года (на пример: в Палестине каждое место святое, или: мы с ними не молились),  создают в церковном обществе новые заблуждения и домыслы. По этой причине, решил написать краткий комментарий на заседание Совета Митрополии. Итак:

1. Протоиерей Иоанн Думнов распространил письмо, в котором, в частности, пишет, что ранее я причислил к еретикам: « ныне покойных Митрополитов Алимпия (Гусева) и Андриана (Четвергова)» (из письма протоиерея) -  но на вопрос: где это написано (?), т. е. когда я это писал или говорил - ответа от протоиерея не последовало. В-общим - это такая протоиерейская шутка для разжигания вражды и ненависти в церковном обществе, поскольку многие уважают этих митрополитов.

2. Далее мною было сказано следующее: я запрещен по тринадцатому правилу Константинопольского собора. Это правило гласит, что если священник обвинил епископа в каких-то плотских грехах и, не дождавшись решения собора, по этому вопросу отступил от епископа, то он низвергается. Я вас, владыка, в каких-нибудь грехах обвинял?

Ни каких моих обвинений в плотских грехах в адрес митрополита представлено не было.

Далее мною было сказано следующее: Вы подписали мое запрещение по звонку протоиерея Иоанна Думнова, который предложил вам правило: священник, отступивший от митрополита без решения собора - запрещается. Такого правила нет. Само запрещение не законно.

По словам отцов, незаконное запрещение, Христос возлагает на головы самих запрещающих, даже если в остальном они были бы православны.

Это запрещение я не принимаю и не исполняю, поскольку ранее этого отступил от митрополита Корнилия по пятнадцатому правилу Константинопольского собора, а на совет митрополии поехал только по настоянию общины.

Но община запрещение приняла и запретила мне служить. Прихожане написали письмо митрополиту Корнилию и ждут ответа, который он обещал написать, чтобы решить - кого из не запрещенных священников призвать на служение.

3. К сожалению, на протяжении всего обсуждения вопроса о моем отступлении от митрополита Корнилия, каноническая комиссия так и не смогла понять, а скорее не захотела, что Святые Правила не могут входить в такое противоречие друг с другом, чтобы одно правило отменило другое правило. А также то, что эти Правила даны нам через Апостолов и Святые Соборы - Духом Святым. Поэтому толковать Их смысл по принципу «чего изволите» - хула на Духа Святаго. Ведь то правило, которое придумал протоиерей Иоанн Думнов и тринадцатое правило Константинопольского собора в редакции канонической комиссии, предают низвержению как древних святых отцов: Игнатия Богоносца, Феодора Студита и других; отступивших от своих епископов без соборного на то решения. Так и св. протопопа Аввакума и всех отступивших от патриарха Никона без решения на то собора. А следовательно и всех их последователей, в том числе члены этой «канонической» комиссии, и все присутствовавшие на совете митрополии священники и иже с ними. Хотя, какие они последователи Аввакума.

4. Потом попросил присутствующих епископов, как «исправляющих слово истины», поправить меня от слов Священного Писания, если я в чем нибудь погрешил в своих письмах относительно оценки греховности решений соборов:

- 2009 года об установке лампады у Порога Судных врат в Иерусалиме,
- 2015 года о каноническом статусе Белокриницкой иерархии  и вхождению в ХМКК (Христианский межконфессиональный консультативный комитет),
- 2016 года об одобрении межстарообрядческого (межконфессионального) сотрудничества.

Вспоминая слова Священного Писания, которые любил повторять священномученик протопоп Аввакум, обращаясь к последователям Никона: « Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои» - в ходе прений я не раз спрашивал присутствующих епископов и протоиереев - кто из святых отцов поступал так, как диктуют принятые вами решения, выше перечисленных, соборов и просил подтвердить эти решения словами Священного Писания. Но у присутствующих не нашлось, ни одного примера, чтобы святые отцы вжигали лампады порогам, ставили вопрос о признании законности своей Церкви у еретиков и вступали в их организации, или одобряли межконфессиональное сотрудничество.

К сожалению, не нашлось не то, что бы оправданий постановлений этих соборов от Священного Писания,  но и вообще, ни одного слова из Священного Писания за время разговора. В связи с этим, стоит ли говорить, что любые постановления противоречащие  Слову Священного Писания, никакой законной силы иметь не могут. Отцы учат нас и каждую мысль, пришедшую на ум принимать, только убедившись в соответствии этой мысли словам Священного Писания. А тем более соборные постановления!

Правда, протоиерей Геннадий Чунин пожелал написать оправдание решения собора 2009 года по возжжению лампады, через восемь лет после собора. Можно ожидать, что в 2023 и 2024 годах, через восемь лет, кто нибудь пообещает написать оправдание и по решениям соборов 2015 и 2016 годов.

В общем: из выше сказанного видно, что не только постановления соборов 09, 15 и 16 годов, но и сама процедура принятия этих постановлений, без проверки на соответствие Словам Священного Писания, - не приемлемы в Церкви Христовой.

На этом можно было бы и закончить повествование, но поелику, как сказано в начале письма, - некоторые слова участников заседания в оправдание решений соборов 2009, 2015 и 2016 года – порождают в церковном обществе новые заблуждения и домыслы -  рассмотрим некоторые из этих слов; сказанных в мое обвинение и оправдание решений соборов, а соответственно и самих себя, авторов этих решений.


5. 1. Плюнул на соборное решение

- Как показано выше это авторы соответствующих соборных решений, пренебрегши Священным Писанием и Предание Церкви, «плюнули» на святыню. Я искренне желал, что бы они оправдались от слов Священного Писания; но кто виноват в том, что такого оправдания не нашлось?

Решения выше упомянутых соборов не находят опоры в Священном Писании, но находят ее в принципах экуменического движения – движения за сотрудничество конфессий.

Отцы учат: «И сего ради должны есмы во всех, ихъ же глаголем и творимъ имети показание отъ Божемтвенныхъ писаний, да не человеческими помышленьми прельщаеми спаднемъ праваго пути, и впаднемъ въ пропасть погибели» (Преподобный Никон, черныя горы), - исходя из сказанного: «аще праведно есть пред богом васъ послушати паче, нежели бога, судите» (Деяния)


5.2. Покайся

- Узнав о моем отступлении от митрополита Корнилия, практически все члены общины спрасили – что будет, если от слов Священного Писания докажут, что ты не прав (?) – первым побегу каяться к митрополиту; был мой ответ – таким же и остается.


5.3. Ты находишься в состоянии прелести

– Спаси Христос! И иудеи, которых Господь хотел спасти, говорили : «не добре ли мы глаголем, яко самарянин еси ты и беса имаши». (Иоанн)


5.4. Гордыня (в тебе)

- Грешен. Но скорбями: «слово Божие не вяжется» - по апостолу.

Для успокоения совести, конечно, можно назвать назойливого священника прельщенным, гордецом, низвергнуть, но парадокс и трагизм ситуации заключается в том, что ни я должен говорить епископам: «… должны есмы во всех, ихъ же глаголем и творимъ имети показание отъ Божемтвенныхъ писаний…» - а они должны были бы меня этому учить и всячески принуждать к исполнению этих богодухновенных слов.


5.5. В Палестине каждое место святое. Из жития святых мы знаем, что когда идольские храмы переходили к христианам – освящали, ставили лампадки

– Это чисто экуменическая проповедь, поскольку отцы никогда не считали святым каждое место (к примеру - еретические храмы), ни в Палестине, ни в Святой Руси.

Конечно - никто не спорит – христиане освещали храмы и вжигали в них лампады, но не идолам в виде порога, а Творцу всяческих и святым его. К тому же, если те храмы освящали ученики апостольские, то Александровское подворье освящали ученики патриарха Никона; но для экуменистов – все едино.

Святитель Климент Римский пишет: «Если же место удерживают нечестивые, то ты должен бегать его, потому что оно осквернено ими, ибо как преподобные священники освящают, так нечестивые оскверняют» - будь то в Палестине, Египте или на Рогожке. По истине: «Единъ Святъ, един Господь Исус Христос, въ славу Богу Отцу, аминь».


5.6. Ни ты первый - ни ты последний

– Да, еще можно сказать: одним больше – одним меньше.

Хорошо когда нас прославляют Христа ради, но отцы больше любили поношение Христа ради; унижения, запрещения, низвержения, проклятия, изгнание, смерть.


5.7. Мы с ними не молились (с беспоповцами)

- Это «оправдание» звучит чаще других и я на него уже отвечал. Поэтому только кратко поясню: экуменисты из РПСЦ считают, что разделение православных и беспоповцев, отвергающих Тело и Кровь Христовы, «чисто организационные», а не вероучительные. С ними можно сотрудничать как с единоверными, то есть делать общее дело, - служить Христу, - единственное дело Церкви, но нельзя молиться, как с еретиками; ересь на ереси.

Святой Максим Грек писал: «Все еретики должни отметени бытии, зане таких сообщение зело прилипно, яко общение прокаженных».


5.8. Была на этом собрании и нечестивейшая попытка приравнять честь Гроба Христова – Источника нашего воскресения, к чести Порога судных врат – источника падения. Мол, почему не возжечь лампаду Порогу, если Гробу Господню возжигали

В прочем чего еще ждать от экуменистов, живущих под девизом «да будут все едино». Для них Гроб Христов с ангелами в одеждах белых, Гроб Создателя и Спасителя мира претерпевшего Крестную смерть за грехи наши, Гроб, в котором никто из людей не был положен – равночестен Порогу капища с демонами, попираемый ногами не верных; для них, повторюсь – все едино.


5.9. Решения соборов от Духа Свята

- Эти слова, в отношении вышеупомянутых соборных решений, одобряющих общение с еретиками, порождают дилемму: либо слова святителя Иоанна Златоустого относительно еретиков: «Возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа. Как не можем мы насытиться любовью ко Христу, так и ненавистью к врагу Его не можем насытиться. Ибо Сам Он говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня»» (Мф.12,30.) – не от Духа Святаго (да не будет), поскольку противны разбираемым соборным решениям, либо комментируемое выражение (Решения соборов от Духа Свята) – хула на Духа Святаго.

Замечательные слова в отношении общения Церкви Христовой с еретиками читаем у преподобного Ефрема Сирина: « Несообщение с еретиками есть красота Церкви и выражение ее жизненности, то есть признак того, что Церковь не омертвела и жива духовно». И так: если несообщение с еретиками есть красота и выражение жизненности Церкви, то, что есть теперешнее безудержное сообщение с еретиками?


5.10. Бог никогда не отвратит лица своего от Церкви...

- Видимо здесь имеет место недопонимание, ведь я никогда и не говорил, что Бог оставит Церковь без попечения. А говорил, что те, кто вжигают лампады Порогу, ставит вопрос о признании легитимности Церкви перед еретиками, вступает в их ХМКК и в исполнение устава ХМКК – одобряют межконфессиональное сотрудничество и не могут найти ни слова в Священном Писании в оправдание своих дел – они отступили.  Но не от митрополита Корнилия, а от Церкви Христовой - Вселенской Церкви. В прочем, это даже не мои мысли, а слова Священного Писания и Предания. Вот, на пример, слова из послания отцов Второго Никейского Собора: «Все, что противно церковного предания, учения и начертания святых и присно памятных отцов установлено, - установляемо и впредь имущее установится – анафема».

Создав Церковь, Господь поставил в ней мудрых благоустроителей – епископов. А если благоустроители не справляются, то, Сам благоустрояет чистоту Церкви.

Так Бог, в одно время, очищал Церковь, воспользовавшись Персами: «…старец бе в Иерусалиме виде себе в церкви Святаго Христова Воскресения, исмраду великому бывшу в церкви, глаголя ангелу: откуда смрад сей, и что ради нечистиши его. Он же глагола: смрад сей исходит от беззаконий церковник, живущих зде; очистити же сего не мощно, но точию огнем; и помале приидоша перси и церковь, иже в ней недостойнее живущих, огнем пожгоша» - в другое время  Бог очищал церковь, воспользовавшись патриархом Никоном. В третье время очищал Старообрядческую Церковь,  воспользовавшись, Лениным с коммунистами. И теперь не замедлит Господь, но скоро: «отребит гумно свое, и соберет пшеницу свою въ житницу, плевелы же сожжетъ огнемъ негасимым» (Мф. 3:12, зачало 5).


5.11. Ты творишь раскол в церкви

- Это очень серьезное обвинение. Так святой Игнатий Богоносец предупреждает: «Кто следует за вводящим в раскол, тот не наследует Царствия Божия». А протоиерей Иоанн Думнов в письме, упомянутом в пункте 1 настоящего письма, в частности пишет в мой адрес: «Святой Иоанн Златоуст говорил: “… производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси. Грех раскола не смывается даже мученической кровью…”» - кто может с этим поспорить.

Но, кто может свидетельствовать по этому обвинению? Ни я, ни другие члены общины никогда не проповедали ереси экуменизма и не призывали к отделению от РПсЦ; в отличии от обвиняющей стороны. Так, при моей встречи с митрополитом Корнилием, 12 марта сего года, митрополит кричал мне: «тебе не нравится церковь (в смысле дел митрополита о которых шла речь) уходи к … еретикам».

А через неделю, уже в храме г. Коврова, протоиерей Иоанн Думнов изгонял всех прихожан, недовольных делами митрополита: «кому не нравится, уходите из церкви».

Однако всех превзошел Совет митрополии, на котором Ковровскую общину не просто изгоняли в раскол, а любезно предложили и форму организации раскола: « Не нравится отец Александр, иди создавай свою Ковровскую и Всея Руси епархию, назначай себя митрополитом».

Эти слова пришлись по сердцу собравшимся. Во всем Совете Митрополии, с множеством священников и епископов не нашлось ни одного пастыря доброго, который: «душу свою полагаетъ за овца» (Иоанн10:14) - чтобы не дать волкам расхитить и разогнать стадо Христово. Да, что там пастыря, не нашлось и полу-пастыря, готового хотя бы, не душу, но слово едино положить за разгоняемых овец стада Христова. Невольно вспоминаются слова Священного Писания: «Вси уклонишася, в купе неключими быша; несть творяи благостыни, несть до единаго».

2 мая 2017 года.
Иерей Александр Мишкин
Фото с официального сайта РПСЦ