Как уже всем известно, в среду, 31 мая сего года, по приглашению митрополита Корнилия В.В. Путин посетил Рогожскую слободу. Примечательно, что Владимир Владимирович приехал накануне службы Владимирской Божией Матери, перенесенной с субботы на четверг из-за родительской.
Несколько дней назад до приезда высокого гостя над Рогожкой кружили вертолеты с надписью «Россия». Жители района выкладывали фотографии в соцсетях и ждали никак не меньше мэра, а тут… «К нам приехал, к нам приехал Владимир Владимирович дорогой!»

Беглый обзор прессы, посвященный важному событию, наводит на раздумья, местами вызывает сарказм и оставляет странное послевкусие. «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Официальный сайт РПСЦ (https://goo.gl/enbsw4), сообщая о визите, написал буквально следующее: «Обстановка в храме была максимально приближена к богослужебной: мужской и женский хоры пели знаменные песнопения, перед иконами были возжжены лампады, а под сводом храма – свечи на паникадиле». Вопрос: тот, кто это писал, понимал, что фраза про обстановку «максимально приближенную к богослужебной» будет понята в том смысле, что староверы сделали театральную постановку для президента? И, да! Слово «возженны» пишется с одним «ж» и двумя «н». Стыдно, господа из пресс-службы РПСЦ, не знать русского языка…

Заголовки светских статей пестрят словами «впервые», «беспрецедентное», «оригинальное». Везде подчеркивается тот факт, что вот, мол, впервые почтили-таки староверов, уважили, приехал глава государства. И мало кто задумался: а что это староверов так любят – вдруг? Нет, это хорошо, что уважили, но радость, по-моему, преждевременна.

Поначалу я наткнулась на опус Елены Егоровой в «Московском комсомольце» (https://goo.gl/nHyARg). В статье – раздолье для сатириков. Когнитивный диссонанс вызвала следующая фраза: «Старообрядцы и представить себе не могли, что глава государства, действительно, приедет в их обитель – ведь такого не случалось со времен раскола, то есть последние 350 лет». Помилуйте! «Обитель», т.е. Рогожская слобода, которая ранее именовалась «Рогожское кладбище», возникла в 1771 году, в год чумы, свирепствовавшей в Москве. 2017 год минус 1771 – это 246 лет, но никак не 350! Ошибочка вышла на целых сто лет. Байку «впервые за 350 лет» повторили эхом многие интернет-ресурсы. Сбой логики. Кислый привкус вызывает фраза про то, что старообрядцы «являются преданными сторонниками ЗОЖ – никогда не курят, не употребляют крепкие спиртные напитки и много работают на свежем воздухе». Где она видела таких «стерильных» староверов? Ниже читаем о паникадиле: «На излете второго десятка 21 века старообрядцы по-прежнему не признают электричество. И продолжают выстилать полы своих храмов деревом». А чем им «выстилать полы»? Византийской мозаикой? И какое отношение это имеет к визиту? В огороде – бузина, в Киеве – дядька, а в храме – глядь-ка! Паникадило и пол деревянный…

«Российская газета» (https://goo.gl/fGzUdz) бездумно пишет те же слова: «Впервые за 350 лет глава российского государства посетил обитель старообрядцев – историко-архитектурный ансамбль, Рогожскую слободу, духовный центр». Как и положено официальному источнику, газета сдержанна: президент посетил выставку, сходил в Покровский собор, чайку попил, на память снялся с иерархами. А дальше Кира Латухина, автор статьи, заключает: «Покровский собор был построен в 1771 году. Здесь не принято включать электрический свет, поэтому историческое паникадило (огромную люстру) зажигают с высокой лестницы. Не отошли от этой традиции и во время посещения храма президентом». И этим заканчивается официальная заметка об исторической встрече – «темные староверы» не признают электрический свет! Кстати, собор был построен не в 1771, а в 1790-1792 гг.

Ту же глупость об электричестве повторяет НГ Религии (https://goo.gl/kzLE8X): «Во время осмотра собора внутри пел церковный хор и горели все свечи на паникадилах (подвесных люстрах) – здесь до сих пор не используются электрические лампочки, и служители собора используют для зажигания свечей высокие лестницы». Дались им эти паникадило и лестница! Создается впечатление, что кто-то брякнул, и это застряло в умах несмышленых газетчиц. Помните притчу, которую придумал Ходжа Насреддин для родственников ростовщика? «Когда вы будете повторять за мною слова молитвы, ни один из вас, ни тем более сам Джафар, НЕ должен думать о белой обезьяне! Если кто-нибудь из вас начнёт думать о ней или, что ещё хуже, представлять её себе в своём воображении – с хвостом, красным задом, отвратительной мордой и жёлтыми клыками – тогда, конечно, никакого исцеления не будет и не может быть, ибо свершение благочестивого дела несовместимо с мыслями о столь гнусном существе, как обезьяна. Вы поняли меня?» Конечно, они поняли…

Постаралась сделать хоть какой-то анализ «Русская народная линия».(https://goo.gl/9DRZMX) Анатолий Степанов, ее главный редактор, дает три версии, почему Путин посетил Рогожскую слободу. Первая – «уврачевание раны раскола» XVII века. Вторая – это движение РПЦ в сторону Ватикана, что доказывает приезд частицы мощей святителя Николы, состоявшийся благодаря контактам католиков и православных. «Говорят, – пишет Степанов, – что интенсификация контактов с Ватиканом – инициатива исключительно Чистого переулка, Кремль просто ставится перед фактом, что в свою очередь вызывает серьезное недовольство светской власти. И встреча Путина с митрополитом Корнилием, как считают сторонники этой версии, – это сигнал нашей Патриархии о необходимости остановить активность на "ватиканском направлении"». Обратите внимание, что сильнейший ураган в Москве начался ровно через неделю после приезда мощей. Совпадение?

Третья версия, по мнению Русской линии, имеет местный масштаб. Митрополит Корнилий принял личное участие в шествии «Бессмертного полка», в котором шел и наш президент, а патриарх Кирилл – не ходил. «К сожалению, – заключает Степанов, – святейший Патриарх Кирилл, хотя и поддержал шествие «Бессмертного полка», сам участия не принял, чем подал соответствующий сигнал епископату и духовенству». Резюмируем вывод Степанова: первый владыка – с народом, второй с доходом (от панихид).

Вызывает недоумение интервью главы Фонда Григория Богослова Леонида Севастьянова (https://goo.gl/3MYWri). Уже сам заголовок для нас, людей, учившихся при советском союзе, несколько соблазнителен: «Визит президента Путина к старообрядцам архиважен…». Словечко «архиважен» – любимое ленинское словечко, судя по переписке вождя пролетариата. Не знаю, случайно ли оно вышло из уст Севастьянова? Вообще мужчина с короткой щетиной на щеках и в косоворотке с вышивкой (украинской вышиванке?) скорее похож на шоумена от религии – говорит ярко и не всегда точно.

В интервью «Интерфакс-Религии» на вопрос о численности староверов он ответил, что «многие погибли мученической смертью в застенках ГУЛАГа», поэтому сейчас насчитывается около миллиона старообрядцев. А до этого староверов не преследовали? Этакий политкорректный ответ про советский ГУЛАГ, а про царское время – опустим. А читать про то, что «никто не знает, как крестился Христос. Но суть была в другом», мне, лично, страшно. Мысль-то крамольная. Ведь в том и суть для истинных последователей старой веры – как креститься. Аввакум горел уже на костре, а двуперстие, по преданию, показал из пламени.

Корреспондент задал вопрос Севастьянову, есть ли надежда на «воссоединение» старообрядцев и новообрядцев. Его ответ предсказуем: «Я реально склонен верить в то, что и старообрядцы, и новообрядцы – это единая Церковь и всегда такой была». Если суть в обрядах, то надежда и уверенность на соединение есть, а если говорить о старой и новой, пореформенной вере, то это, как говорят в Одессе – две большие разницы. Опус про старообрядчество как «оппозиционную силу внутри Церкви» даже комментировать лень. Староверы никогда не были «внутри» господствующей церкви, иначе бы она их не обызвала «раскольниками» и «сектантами». Ну, такое словоблудие шоумену простительно.

Далее был задан вопрос про «диалог», заметьте, не Московской старообрядческой митрополии, а старообрядцев с «Московским патриархатом». Севастьянов делает безапелляционное заявление: «Старообрядчество невозможно вне России и русской культуры, при этом оно – основа этой культуры». Новейшая история староверия опровергает это высказывание. Присоединение к белокриницким староверам общины из Уганды (вообще-то это Африка, господин Севастьянов) доказывает, что в истинном христианстве нет различий по этническому, государственному или культурному признаку.

Что еще обращает на себя внимание? В публикациях на заданную тему поводом для посещения президентом Рогожки названы два события – День Ангела владыки Корнилия и выставка «Сила духа и верность традиции». Выставка достойная, цельная, без многословности и яркой помпезности. Очень кратко, но многие издания упомянули состав выставки (иконы, книги, пластинка с записью старообрядческого хора и т.д.). И никто из пишущих не обратил внимания на те цитаты, которые большими буквами под красивыми фотографиями висели над выходом из рождественского храма. А ведь именно эти цитаты, а не паникадило, должны были обратить на себя внимание и стать неким ключом к пониманию староверия. Вот лишь одна цитата из Н.А.Бердяева: «…Смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме». Почитаем чуть дальше философа: «Смысл консерватизма – в препятствиях, которые он ставит проявлениям зверино-хаотической стихии в человеческих обществах. Эта стихия всегда шевелится в человеке, и связана она с грехом». Старообрядчество в своем осмысленном консерватизме в вопросах веры и сбережения родной культуры всегда ставило плотину и твердое ограждение на пути стихии греха. Но кто из современных журналистов готов углубиться в «Философию неравенства»? Это требует времени и усилий. «Сила по силе – осилишь, а сила не под силу – осядешь».

Осмелюсь высказать свое частное мнение на одну из причин приезда Путина на Рогожку. Это, на мой субъективный взгляд, вполне закономерное явление, ведь он является почитателем А.И. Солженицына. Писатель неоднократно высказывался по поводу старообрядчества. Напомню, что писал Александр Исаевич Третьему собору Зарубежной Русской Церкви в 1974 году о «трехсотлетнем грехе» русской Церкви: «...Я имею в виду, конечно, русскую инквизицию: потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетение и расправу над 12 миллионами наших братьев, единоверцев и соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину – их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких верных древлеправославных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами. За одно то, что они не имели душевной поворотливости принять поспешные рекомендации сомнительных заезжих греческих патриархов, за одно то, что они сохранили двуперстие, которым крестилась и вся наша Церковь семь столетий, – мы обрекли их на эти гонения, вполне равные тем, какие отдали нам возместно атеисты в ленинско-сталинские времена, – и никогда не дрогнули наши сердца раскаянием!» Ну, каяться за всех гонителей президент не должен, а почтить всех староверов в лице митрополита, может. Еще, по-моему, роль сыграла природная любознательность Путина, ведь побывать на Рогожке просто интересно, как и поучаствовать в спасательном «Полете надежды», полетать с журавлями стерхами.

Кстати о птичках. Один эпизод визита президента стал поводом к шутке в социальных сетях. Например, «Аргументы недели» поместили заметку (https://goo.gl/LS2oTd): «Проходя по территории духовного центра, президент увидел праздно гуляющего голубя, указав в его сторону рукой.

"Встреча" Путина с голубем стала мемом в соцсетях. Некоторые пользователи решили пофантазировать и смонтировали свою версию видео, где голубь приветствует главнокомандующего». Ну, голубь был не с оливковой ветвью, но все же библейский символ, да и шутка не злая. Значит, до новых встреч?..

Юлия Маслова
18 июня 2017 года

Сайт «Самарское староверие»