«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс.1: 1)

Однажды, после службы, зашел разговор о проблеме бездуховности современного мира. Мой собеседник, коренной православный старообрядец, услышав о необходимости покаяния, воскликнул – это православным каяться нужно, а мы староверы.


Я попытался объяснить ему значение слова «староверы», и одну из причин необходимости покаяния, о которой и пойдет речь далее. Правда эта «речь» была написана еще в двухтысячном году; пытался ее опубликовать - не получилось; издатели посчитали затею опасной.

Итак:

Званный антихрист

В газете «Старообрядец» №15 за 1999 год опубликована интересная статья: «Межконфессиональная конференция в Москве».

Сразу хочу сказать, что считаю эту конференция, в которой участвовали представители практически всех конфессий и вероисповеданий – отправной точкой для понимания сегодняшней ситуации в церкви и обществе. Документы конференции можно посмотреть на сайте РПЦ МП. В этих материалах, конечно, содержится призыв к преодолению существующих церковных разделений (т.е. к сотрудничеству церквей), но главный объединяющий плевел здесь:

«Мы выражаем надежду на то, что новое тысячелетие не станет постхристианской эпохой, но будет ознаменовано новой весной христианства. В этой надежде нас укрепляет Сам Спаситель мира Иисус Христос, который «вчера и сегодня и во веки Тот же».

Это заключительное слово мы приняли, как говорится, всем миром; вместе с христианскими  и не христианскими конфессиями; так как: наша церковь была официально представлена на этой конференции.

А теперь к делу. Посмотрим на заключительное слово,  далее просто - з.слово – с христианской точки зрения:

В з.слове: Мы выражаем надежду на то, что новое тысячелетие не станет постхристианской эпохой, но будет ознаменовано новой весной христианства.

Комментарий: Нужно сказать, что христианство – это, прежде всего  Христианская Церквь. Соответственно: «весна христианства» - означает весну в Христианской Церкви.

Ключевая фраза з.слова: «будет ознаменовано новой весной христианства».

Что бывает при наступлении новой весны в природе?

- Конечно – обновление; старые растения истлевают, а новые занимают их место. Безусловно тоже – самое обновление имеется в виду и в з.слове. На смену старому христианству (« выражаем надежду» т. е. - хотим этого, просим) придет новое.

Но, зачем мы просим новой весны христианства, что конкретно наша конфессия приобретает с приходом этой весны; какую новую любовь, какие перемены должно произойти, чтобы это можно было назвать: «новой весной христианства»?

Ведь отцы святые призывали хранить верность древнему благочестию, и не говорили даже о возможности полного обновления христианства. Святая Соборная и Апостольская Церковь расцветала орошаемая не проходящей благодатию благовествования Евангельского. А Апостол Павел, дабы подчеркнуть единственность и нерушимость слов Священного Писания пишет: «… есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если даже мы, или Ангелъ съ неба сталъблаговествовать вамъ не то, что мы благовествовали вамъ, да будет анафема» (Гал.1:7-8). Это грозное предупреждение апостола не единожды исполнилось на извращающих слова Писания еретиках, изгнанных из Святой Церкви. Подтверждением вечной незыблемости Церковных устоев служат и слова Господа о Церкви: «… на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют Ея» ( Мат. 16:18).

Ответ на, выше, поставленный вопрос легко находится в  Священном Писании. А особенно много на этом поприще потрудились святые.

Пророк Малахия, пророчествовал о Дне Господнем: «И возсияет вам боящимся имени Моего солнце праведно …» Мал. 4:2. Пророчество исполнилось; «старая» весна христианства ознаменовалась пришествием в мир Солнца Правды – Исуса Христа с благой вестью о спасении. Тогда, просвещенная лучами Истины и освобожденная от рабства греха, человеческая природа стала процветать добродетелями и приносить плоды святости во Святой Церкви.

А о ожидаемой новой «весне» с новым «благовествованием»   Святый Никифор Калист пишет: «Прежде же Христова второго пришествия (придет) сопротивник Христу, и чудеса сотворит, елико убо Христос содея».

В этих словах, святой возвещает, что прежде Страшного и Славного второго Христова пришествия, которое ознаменует кончину мира и Страшный Суд, и которое на весну христианства ни как не похоже - придет в мир антихрист (сопротивник) выдавая себя за Христа. Св. Ипполит папа римский пишет: «Обрезан Спас в мире бысть, и той подобне обрезан будет. Во образе человечи явися Господь, и той подобнее во образе человечи изыдет. От еврей Христос возсия, и той от иудей родится» - действительно новая весна - весна церкви  антихриста.

Еще с большей ясностью о зломудрии антихриста при устройстве новой весны пишет святитель Кирилл Иерусалимский: «Яко исперва будет смирен, тих, разумен, чист, милосерд лестию имать показатися, и знаменьми и чудесы лживыми, и мечтательными жидов прельстит до конца, яко показуя себе Христом, его же они ожидают» Огл. Поуч.15:12.

Итак: антихрист придет под видом Христа - во всем Ему подражая. Как Христос творил чудеса, так же и антихрист - будет творить ложные чудеса, привлекая множество народа, и строить свою церковь – церковь антихриста. Вот такая эта - новая «весна» христианства, в свете святоотеческой премудрости.

В з.слове: В этой надежде нас укрепляет Сам Спаситель мира Иисус Христос, который «вчера и сегодня и во веки Тот же».

Комментарий: Предложение, на первый взгляд кажется странным, в нем рядом стоят слова, обозначающие одно, и тоже, ведь Исус и означает – Спаситель. Получается - укрепляет Сам Спаситель мира Спаситель Христос, который - и так далее. Наверно, совершенно логично и правильно было бы написать - укрепляет Исус (т.е. Спаситель) Христос, который - и т. д..

Может ошибка вкралась?

Нет. Этот текст не та контора составляла, на таком уровне подобные ошибки сами по себе не возникают. Построение предложения явно хорошо продумано. Ведь христианин, видя слово – спаситель - однозначно представляет Христа и проникается доверием к иезуитским ухищрениям. В данном случае лишнее словосочетание - сам спаситель - вставлено не случайно. Слово «сам», в сочетании с существительными называющими внутреннее свойство, качество - означает: воплощенный, олицетворенный. То есть в контексте - «новой весны христианства», слова – сам спаситель – означают олицетворенный спаситель, или как писал Кирилл Иерусалимский об антихристе: «Иже в мечтании все злое хитрствующа,  восхищая себе власть римского царя, и ложно Христом прозовется, и тем прозванием жидов прельстит: ибо они его надеются, да с ними пребудет». Как показано выше, антихрист будет стараться во всем уподобляться Христу: отечеством, обрезанием, чудесами и конечно именем: «и ложно Христом прозовется».   И, по словам святителя Арсения Уральского, антихрист: «…татски восхищая имя воистину благословеннаго, еже есть Христос, или же сие имя восприемля при восшествии, яко царь и первосвятитель, на престол Римский».

Нужно обратить внимание и на то, что если в девизе конференции слова из послания апостола Павла приводятся в порядке соответствующем современному переводу: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8). Христианство на пороге третьего тысячелетия» - то в з.слове скобками, как взятое из Св. Писания, обозначено только: «вчера и сегодня и во веки Тот же» - как бы без извлечения из Св. Писания имени: «воистину благословеннаго, еже есть Христос». По сути з.слово – молитва за пришествие антихриста, которую в 1999 году, в монастыре РПЦ МП, мы прочитали вместе с христианскими и не христианскими конфессиями. И в том пребываем.

Эта статья написана (с не большими изменениями) в 2000 году. А теперь рассмотрим вопросы по статье.

Но некоторые православные, в свое оправдание, говорят примерно так: «Что мне до этой молитвы за пришествие антихриста, кто был на конференции тот и молился, а я нет». Однако на конференции были представлены не частные лица – Алексей, Бил, Абдулла, а церкви - православная, католическая, мусульмане. Это подтверждают и документы конференции, в которых сказано: «настоящий межхристианский форум собрал делегатов, представляющих следующие Церкви и религиозные объединения». Следовательно: слово «Мы», в заключительном слове (Мы выражаем надежду …), вбирает в себя все церкви представленные на конференции и их членов. Все, каждый в свою меру ответственности – за новую весну.

Тем же, кто думает, что словосочетание «новой весной христианства» звучит слишком возвышенно, чтобы нести в себе столь зловещий смысл – нужно сказать следующее; диавол потому и зовется отцом лжи, что беса выдает за ангела, ложь за истину и ядовитое за съедобное. Также и ученики его, по словам отцов, даже в Св. Писании умудряются находить оправдание своим злым мудрованиям, выдавая истину за ложь, а ложь за красивую истину. Поэтому и сказал пророк: «…умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы.» (Пс.54). Свидетельств этому множество. Так змий сказал Еве, подстрекая на злое дело: «будите яко бози (боги)» - хотя это означало: будите прокляты. И Иуда Искариотский предавая Христа подошел к Нему приветствуя: «Равви! Равви! И поцеловал Его.» - что означало: предаю тебя на осуждение и казнь. И в наши дни, как видим, диавол пользуется теми же приемами.

Еще одно возражение против приводимых доводов звучит примерно так: пусть участники конференции и позвали антихриста, но мы и наши представители, на конференцыи, праведны и к этому не причастны; просто посетили собрание и разошлись, и ничего не подписывали.

Но если мы святы и праведны, то зачем пошли решать судьбы христианства в третьем тысячелетии в компании с: врагами Христа, ненавидящими чад Христа, распинавшими Христа и отвергшимися от Христа; может кто то, имеющий младенческий ум, думал наделать богоугодных дел в этом содружестве, зачем мы туда попали?

Возвещает псалмопевец: «Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых ..» - а, что с тем мужем, который идет на совет нечестивых – проклят; но как это может быть, если он праведен? Нет, согрешает не праведник, и пророк Давыд, по словам святителя Иоанна Златоустаго, согрешил убийством и прелюбодеянием не прежде ниспадения из пророческого чина, в который был восстановлен через покаяние (Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей …Пс. 50), милостью Божией. Во святом крещении мы отрекаемся всего нечестия: «отрицаюся сатаны, и всех дел его….и паки обещахомся Христу» - пишет Иоанн Златоустый, а идя на совет нечестивых, будь то митрополит или мирянин, преступает клятву данную Царю Царствующих, приобщается поганых дел и отрицается Христа. Две тысячи лет назад: «совет сотвориша фарисее на Исуса со иродияны, како его погубятъ» (Марк.Зач.11) - а, в 1999 году, такой же, по сути, совет: пожелал лицезреть антихриста в третьем тысячелетии. И какая нужна подпись подтверждающая причастность ко греху, если само участие в совете нечестивых – равно отречению от Христа; о чем и свидетельствует наше желание ознаменовать третье тысячелетие «новой весной христианства».

Конечно, каждый сам решает православный он или старовер – каяться или считать себя праведником. Одно, несомненно; много неподобного произошло за годы, после конференции, приближая «новую весну христианства» - лампада уже возженна, и: «секира прикорени древа лежит». (Мат. 3: 10)

Основная часть статьи написана в 2000 году.

о. Александр Мишкин