Недавно, на сайте «Самарское староверие», попалось на глаза обращение протоиерея Леонтия Пименова к староверам разных стран и старообрядцам всех согласий. В конце статьи, о. Леонтий, просит высказать мнение читателей об обращении, что я и собираюсь сделать. А для лучшего понимания, - о чем речь идет, - предлагаю познакомиться с самим обращением: которое, ниже, приводится в полном объеме.


В том же номере газеты «Старообрядец» №50 за 2012 год, в котором о. Леонтий Пименов призвал «Создавать СССР», была опубликована заметка об о. Александре Мишкине и о окормляемом им приходе в г. Коврове.

Апостолы и отцы святые учили: подтверждать и проверять правильность наших мыслей соответствующими свидетельствами Священного Писания и святых отцов, а прочитав твое обращение, отец Леонтий, я не нашел ни одной ссылки на слово Евангелия. Поэтому, высказывая свое мнение о твоем обращении, постараюсь опираться на Священное Писание и Предание.

А для простоты понимания буду приводить место из текста обращения и комментарий к нему.


1). «Староверы разных стран, соединяйтесь! Создадим СССР!»

Комментарий: Староверами называют себя кто угодно, даже язычники. Какое правовое обоснование ты можешь предложить, отец Леонтий, в оправдание предложенных новшеств? Ведь, в данном контексте, слово - соединение – имеет значение: создать, что – то новое; невиданное для православия - Союз старообрядческих согласий России.

Тот, бывший, СССР создал «нового» человека, полного тщеславия и сребролюбия. А твой проект призван создать «новую» экуменическую церковь, полную лицемерия и ереси. Отец  Леонтий, разве не Господь сказал: « … не возможно есть не приити соблазномъ, горе же егоже ради приходитъ. Унее ему было бы, аще жернов осельскии облежал бы о выи его, и въверженъ въ море, неже да соблазнит малых сих единаго» (От Луки 17:1, 2) - ?


2). «Не тот – советский, социалистический, безбожный, а «Союз старообрядческих согласий России» Хватит распрей, разделений – велик этот грех!»

Комментарий: Хочу напомнить, о. Леонтий, что наша Церковь не согласие, а - Православие. Только ради нашей Православной Церкви и чад Ея - мир этот, бренный, еще существует.

Тем же сторонникам объединения, которые говорят: ваша Церковь мала, по сравнению с другими – приведу слова из Писания: «Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, …» (Сирах. 16: 3) То есть: лучше один – спасающий свою душу, чем тысяча (или семь миллиардов) – желающих себе вечной погибели.

По мнению всего беспоповства, высказанного автором этой брошюры М.А.Власовым, «Говоря о таинстве св. Причащения - необходимо указать, что не только у нас, но и вообще нигде нет его в настоящее время в приемлемом для истинных христиан виде, так как отсутствует священство с другоприемственным рукоположением, ведущее свое начало от Христа и его св. апостолов.<…>

Внешнее, чисто театральное действо и поныне совершается под видом таинства причащения лжепастырями, в частности отступниками от древняго благочестия<…>

С упразднением же священства (только внешнее одеяние и людское титулование не служит признаком истинности таковаго) не может быть и видимаго таинства св. причащения»


Смысл этого высказывания можно пояснить на простом примере. Представьте себе, что -  вы полководец, привели свое войско к бурной реке и велели переправиться на противоположный берег, тысяча солдат, - решив, что им все по колено,- пошли вброд и утонули, а один сел на корабль и благополучно пересек реку. Кто вам будет нужнее для достижения цели путешествия, тысяча утонувших или всего один спасшийся? Под кораблем подразумеваю нашу Православную старообрядческую Церковь.

О православии беспоповства (протестанизма) - говорить бессмысленно. Более того: беспоповцы (отвергнувшие священство) - не старообрядцы, и никогда не были старообрядцами, в истинном смысле этого слова.

Тебе, отец Леонтий, конечно известно, что в Христианской Церкви, никогда, не было беспоповских (с отрицанием священства) обрядов, а по слову Христа: « … насемъ камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеютъ ей.» (Мат. 16: 18) – и не будет, до скончания века. Ибо: «Яко же Христос не умирает, такоже иерейство Его не перестает.» (Книга Кириллова лист 78) – а у беспоповцев Христос умер и иерейство погибло. Беспоповство – это такая же новизна, как и никонианство. Недаром святитель Арсений Уральский писал о никонианах и беспоповцах: « И обои не ходят средним путем правды Божией, но насколько одни в лево с него уклоняются, настолько другие в право совращаются, а потому ни те ни другие не могут достигнуть стоящего на пути правды Божией Царства Небеснаго.» (Оправдание стр. 96 изд. 1999 г.)

Священномученик, протопоп Аввакум,  пишет об источнике  беспоповства: « … возвони во уши твои, сопостат: свяшенство упражняеш, да и таинство люторски и кольвински. Забрела ты, друг, во глубину зол, воспряни; понеже ни сам дьявол упразнити может священства, нежели антихрист съ чады. … Не блазнися чадо: аще изгнано будет священство, но не до конца погибнет.» (Книга «Протопоп Аввакум» А. К.Бороздина, приложения, стр. 15)

Спор поповца и беспоповца. Гравюра. 1841 г. Фрагмент (ГИМ)


Никогда за всю историю старообрядчества поповцы и беспоповцы не считали, что разногласия между ними надо «оставлять нетронутыми».

Думаю, нет смысла приводить множество доказательств еретичности беспоповства; поскольку чин принятия от этой ереси, с проклятием оной, - лучшее тому подтверждение.

Рече апостол: « Еретика человека попервом и втором наказании, отрицайся …» (Тит. 3: 10) – а ты, отец, учишь, что велик грех разделения с еретиком; т. е. противно апостолу и учителям Церкви Христовой. Разве ты больше апостола, возвестившего: «  Но и аще мы, или ангелъ с небесе благовеститъ вам паче, еже благовестихомъ вамъ, анафема да будет ….» (Галатам 1: 8)

Вот, еще, ложный лозунг: «Не тот – советский, социалистический, безбожный, а «Союз старообрядческих согласий России». На самом деле все на оборот. С еретиками, можно создать: только - безбожный союз.


3). «Не пора ли задуматься и о перспективном соединении?»

БЕСЕДЫ СТАРООБРЯДЦЕВ Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков.


Комментарий: Козьма Презвитер глаголет: «Рече Христос: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей: еже суть еретическая учения: то бо суть врата аду. елма хотя бо сильнии древнии цари и князи и хитрецы, покушающеся сбороти церковь Божию ... и не возмогоша. Но сами ся погубиша душею и телом». (Слово Косьмы презвитера, в начале. И в книге «Истинно древняя» Григор. Митроп. С. – Питерб. Лист. 36)

Видишь как учили отцы; еретические учения – врата ада; ибо послушавшее и исполняющие их - погибают. А наше, Православное учение – врата Рая; ибо послушавшие его и исполняющие — спасаются.

В своем обращении, отец Леонтий, ты ведешь речь не о покаянии, что было бы прилично, находящихся в беспоповской ереси и переходе их в Православие, а именно: «о перспективном соединении» - с этой ересью. Но, могут ли соединиться врата рая и врата ада?

Как ты дерзаешь соединить ересь (беспоповскую церковь) и Православие (Русскую Православную старообрядческую Церковь); если Христос, устами апостола, тебе запрещает: « … небывайте удобь преложни ко иному ярму,якоже не верни. Кое бо причастие правде къ беззаконию; ли кое общение свету ко тме; кое же согласие Христови, съ велиаром; или кая часть верну съ неверными …»  (2 Кор.6: 14, 15) – как!?


4). «Не Никон же нас разделил на согласия и не согласия.»

Беседы старообрядцев Белокриницкой иерархии с старообрядцами поморцами в Москве, в 1913 году. (Стенографическая запись).

Москва 1915 г.


Комментарий: Конечно, не Никон: разделил свет с тьмою и верного с неверным, а - Христос (как показано в пункте 3). И создал столп, для верных овец своих – Святую Церковь. Дал им светильник не угасающий – Святое Писание. Снабдил благовоньями – святыми молитвами. Оградил высокой и частой оградой из кедров ливанских - Святых Соборных и Апостольских правил. Связал ее прочными канатами - святоотеческими поучениями. Приставил верных пастырей – священство. И - Сам невидимо, там, пребывает. Есть, в этой ограде, узкие врата, названные – покаяние. Что мешает беспоповцам войти?

А вот, посмотри, как выглядит дощечка этой ограды: «Моляися съ еретики, да отлучится. Аще же яко причетники примет я да низвержится.» (Пр. св. апостол 45)


5). «Это наш грех! Нам его и искупать!»

Комментарий: Нужно заметить, что мы, православные христиане, не отделялись от Христовой Церкви, а - по словам апостола – составляем тело Христово, что и есть - Его Святая Церковь. Следовательно: если, как ты пишешь, грех разделения (отступления беспоповцев в ересь) «наш грех», а мы тело Христово, то и грех Церкви, и грех Христа – да не будет. Который хочет всем спасения и принес искупительную жертву; пролил, на кресте, свою Святую Кровь за искупление всех людей - и за тебя, отец Леонтий! Какое, еще, искупление ты хочешь?

Послушай, что пишет апостол Павел, о верных чадах Церкви Христовой, которых ты обвиняешь во грехе разделения (раскола): «Якоже бо тело едино есть, и уды имать многи. Вси же уды единого тела мнози сущее, едино суть тело, тако и Христос. Ибо единем духом мы вси во едино тело, крестихомся. Аще июдее, аще еллини, или раби или свободни, и вси единем пивом, духом напоихомся. ибо тело несть един уд, но мнолзи. … Вы есте тело Христово и уди от части». (1 Кор 12, 12-14, 27).

Желая соединить православие и беспоповство - ты поступаешь как патриарх Никон. Ибо тот унизил, пошедшую за ним, церковь до ереси; и ты, по всему, того же хочешь.


6). «Что же на сегодня у нас общее?

1. Неприятие по сути, понимание ненужности и вредности, осуждение методов и плодов церковной реформы 17 века.»

Стихийный диспут между представителями РПСЦ иерем Василием Волковым (Екабпилс) и иерем Порфирием Тораном (Орегон) и представителем Древлеправославной Поморской Церкви Алексеем Безгодовым во время праздника Жен-мироносиц 2015 года на Рогожском.

«В короткой, но чрезвычайно упорной полемической схватке обсуждался единственный вопрос: «Что есть Церковь?».

Священники Белокриницкой Митрополии (кстати, некогда бывшие безпоповцами) утверждали, что спасение невозможно без законных, христопреданных таинств, а Церковь не может быть без священства и иерархии.

Поморцы отвечали им, что Церковь есть сообщество людей, связанное, прежде всего, вероисповедальными принципами, а не чиновно-иерархической структурой.

Собеседование закончилось символическими объятиями, однако стороны остались при своем».


Комментарий: Почитав диспуты о вере с беспоповцами, увидим, что неприятие реформы они используют для оправдания существования собственной ереси. А православных - это неприятие, подтолкнуло к изучению Священного Писания и насаждению благочестия.

Что в этом общего, «по сути»?

На пример: Внезапно выпавший, весенний, снег; может быть неприятен земледельцу и вору в одинаковой степени. Но земледельцу он мешает сеять доброе семя, а вору, украсть это семя - следы остаются.

«2. Верность основам Веры Святой Руси, поклонение святым русским подвижникам, им же несть числа; словам молитв, изложенным в дореформенных богослужебных книгах.»

Комментарий: Любой еретик может заявить о верности основам веры. Как следует из текста: ты считаешь, что и мы, как еретики беспоповцы, веруем в основы, а не содержим всю полноту Веры.

Наша Православная старообрядческая Церковь: отличается от беспоповской и других еретических церквей – именно полнотой и не поврежденностью Веры.

Святитель Иоанн Златоустый пишет: « якоже бо в царских цатах (Символизирует чин Царства), иже мало образа присек, всю цату непотребну содела: сице иже здравыя веры и малейшу часть превратит, все погубляет, на горшая происходя от начала». (Беседы апостольские на послание Гал. 1: 7)

«3. Всеобдержная сохранность: написания имени Исус, двуперстного крестного знамения, сугубой аллилуйи, неисправленного Символа Веры, Богослужебного Устава, а также благочестивых обычаев нравственной и бытовой жизни.»

Комментарий: Святитель Иоанн Златоустый, как показано выше, говорит; что при повреждении Истинной Веры, даже в малейшем, - все гибнет и на: «горшая приходит». И апостол рече: «Иже во весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен.» (Иакова 2: 10)

Беспоповцы не мало, а много повредили в вере. Если зная Великого Царя: они попирают его указы и не хотят следовать спасительным путем Его, а сдаются врагу вместе с именем и знамением; какая награда им будет от Царя? Или по слову Святителя Иоанна Златоустаго: «на горшая происходя от начала». Вот, еще, он же пишет: « Образ благочестия слагается из того и другого, причем нравственность представляет собою как бы тело, а соединенное с нею познание догматов занимает положение благоустроенной души. Подобно тому как в теле, когда оно разъединено с душой, состав членов бесполезен, хотя его и хвалят, так точно и красота нравственности мертва, если не одушевляется силой догматов. Что пользы в целомудренном образе жизни, когда целомудрствующий не знает хорошо Судии целомудрия? Какая прибыль от милостыни, когда Судия милостыни негодует, как отвергаемый? Какая выгода воинам в том, что они делают много доблестного, когда они враги царю? Все стяжание добродетели остается бесполезно, если в корне своем не имеет правых догматов. Плоды добродетелей должны происходить от корня, и нервы их отправляться из головы. Держась этой головы, и составляя с нею члены добрых дел, мы и совершаем все тело благочестия, объемля голову тела — Христа, потому что Той есть, говорится, глава телу Церкве (Кол. I, 18). Этой головы не удостоились иметь еретики.». (Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12 тт. Т. 9. Кн. 2. М.)

Ты, отец, утверждаешь, что у нас и беспоповцев: «Всеобдержная сохранность: … благочестивых обычаев нравственной и бытовой жизни.». Но, если, беспоповцы, живущие: без покаяния, без венчания, без погребения, без Тела и Крови Христовых и (по слову Иоанна Златоустаго) без Христа – живут благочестиво; то, тогда, кто живет не благочестиво? И кто еще, из учителей Церкви, учил как ты?


7). «А что нас разъединяет?

1. Разность в человеческом понимании и истолковании христианской истины.»

Комментарий: На самом деле: нас разделяет отпадение беспоповцев в ересь.

Рече Господь: «Азъ есмь путь, и истина» (Иоанн 14:  6)  Христианское (наше) понимание Истины даетя, по любви, от Бога. А то, что ты называешь человеческим пониманием – ересь, от дьявола. Слова, апостола Павла, ясно показывающие источник твоего человеческого понимания и истолкования христианской истины: « Дух же явьствене глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовомъ лестьчем и учением бесовским, в лицемерии лжесловестник сожженыхъ своею совестию.» (1 Тимофею 4: 1,2)

«2.Взаимный запрет совместного молитвенного общения.»

Комментарий: Во всем, отец Леонтий, чувствуется твое желание «стереть границы», представить нашу Святую Соборную и Апостольскую Церковь - равную беспопоповской. Знай, что наши запреты, - данные через апостолов, - молитвенного общения с еретиками – Христовы запреты. Ибо рече Христос, любящим Его: « Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. … и вы во Мне, и Азъ в вас.» ( Иоанн 14: 15, 20)

«3. Разница богослужебной практики.»

Комментарий: Думаю, учитывая выше - сказанное, и без комментария ясно; какая, на самом деле, разница богослужебной практики – у следующих за Христом к спасению и у противящихся Ему, до погибели.


8). «Начнем же с того, что нас сближает, а что препятствует общению – пока оставим нетронутым из почтения к нашим предкам, учинившим сие в условиях тяжких испытаний, выпавших на их жизненную долю, и которых не нам, благоденствующим, судить. Бог им судья!»

Комментарий: Отец Леонтий, в первой части обращения, когда ты пытаешься показать благочестие беспоповцев, через поклонение «общим» предкам, то пишешь про отцов наших: «поклонение святым русским подвижникам, им же несть числа». А в разбираемом тексте пытаешься убрать препятствия к соединению с беспоповцами: «а что препятствует общению – пока оставим не тронутым из почтения к нашим предкам, учинившим сие … которых не нам судить. Бог им судья!».

Были - святыми подвижниками, а стали - учинившими сие. То есть - отцы наши, по твоей проповеди,- учинили раскол!!!

И: «Бог им судья!».

Наши предки, православные христиане; до Никона, во времена Никона, после Никона и даже до сего дня - дорогой ценой, и с Божьей помощью, сберегли Веру Христову, оберегаемую от соединения с ерисью Святыми Апостольскими правилами.

Правило 9: «Аще несть мощьно собиратися в церкви неверных ради еретик, в дому собиратися на пение: о епископе, да не внидет благочестивыи в церковь нечестивых; не место бо освящает человека, но человек место».


9). «Давайте начнем не с суда, а с рассуждения. Кто мы, что мы, спасительным ли идем путем, доколе будем разбросанными камнями, угодна ли Богу наша нынешняя жизнь, наши сегодняшние взаимоотношения? Где же и в чем спасение души?»

Комментарий: На данный, ключевой, абзац обращения можно написать целую книгу, однако - приходится быть кратким.

Одним, с первого взгляда, может показаться, что здесь призыв к осмысленному благочестию: « Давайте начнем не с суда, а с рассуждения.»

Другим может не понравиться вопрос: «Кто мы, что мы, спасительным ли идем путем, … » - разве Церковь Христова, вместе с Христом и апостолами, может заблудиться, подобно потерявшему память: « Кто мы, что мы, …»?

Третьего может озадачить другой вопрос: « Где же и в чем спасение души?» - разве Господь не дал на него ответ еще 2000 лет назад, сказав: « Иже веру иметъ и крестится, спасен будет. а иже не иметъ веры, осужден будет.» (Марк 16: 16) – т. е.: имеющий веру истинную, святое крещение и жизнь добродетельную – до самой кончины – спасен будет. Зачем вводить людей в соблазн?

На самом деле - ключевая фраза, разбираемого абзаца: «доколе будем разбросанными камнями» - или, говоря обыденно: когда же наши церкви (РПсЦ и беспоповская) соединятся?

В начале обращения, отец Леонтий, ты пишешь: «Не пора ли задуматься и о перспективном соединении?» - а в этом абзаце, уже: «доколе будем разбросанными камнями» - прогресс на лицо.

Нет сомнений, что речь идет: не о проповеди покаяния сущим в ереси, а о равноправном соединении церквей. Здесь же изложены инструкции по осуществлению этого плана:

1. «Давайте начнем не с суда, а с рассуждения».

- То есть отложим Святое Писания и правила, осуждающие соединение с ересью; и будем жить «своим» умом.

2. «Кто мы, что мы, спасительным ли идем путем».

- Ответ на этот вопрос давно дан в Свяшенном Писании и у отцов. А в контексте обращения – это призыв к осознанию себя и своего места, в новой реальности, и выбор нового пути к «спасению». Или просьба задуматься: «Кто мы» - без беспоповцев, «что мы» - без беспоповцев, «спасительным ли идем путем» - без беспоповцев.

3. «... доколе будем разбросанными камнями, угодна ли Богу наша нынешняя жизнь, наши сегодняшние взаимоотношения?»

- Или: когда же соберемся в одну, еретическую кучу; ибо наши сегодняшние взаимоотношения, с ересями, не угодны князю тьмы.

4. Где же и в чем спасение души?

- В контексте обращения, где нет ни одного призыва к благочестию – вопрос служит побуждением к сомнению в правильности выбора Церкви и Веры.

А христиане давно знают ответ на этот вопрос, из слов Христа: «… Азъ есмь путь, и истина, и живот, никто же приидетъ ко Отцу, токмо Мною» (Иоанна 14: 6)
Заключение:

Данное обращение: публичная проповедь экуменической ереси.

Эту ересь, еще, называют – ересью ересей. Или - церковь антихриста.

Даже соединившись с одной еретической, беспоповской, церковью; мы отвергнемся Христа и в падении соединимся со всеми, до этого павшими в ереси.

В обращении содержатся:

1. Призыв соединения с ересью (принятия ереси):

«Не пора ли задуматься и о перспективном соединении? … доколе будем разбросанными камнями».

2. Восхваление еретических обычаев (или хуление своих):
«Всеобдержная сохранность … благочестивых обычаев нравственной и бытовой жизни.»

3. Ложь:

«А что нас разъединяет? Разность в человеческом понимании и истолковании христианской истины.»

4. Хуление святых отцов наших, сохранивших православную веру:

« … из почтения к нашим предкам, учинившим сие (раскол) в условиях тяжких испытаний, выпавших на их жизненную долю, и которых не нам, благоденствующим, судить. Бог им судья!»

5. Призыв к переосмыслению Христианских канонов:

«Где же и в чем спасение души?»

6. Доводы и увещевания – противные: слову и Духу Священного Писаня, Святым Апостольским и Соборным правилам, а также - святоотеческим наставлениям.

Не правда ли, отец Леонтий.

В качестве пояснения к обращению; приведу слова одного из основателей экуменической ереси Патриарха Афинагора, в которых заключается и смысл разбираемого обращения:

«А я не вижу их (ереси) нигде! Я вижу лишь истины, частичные, урезанные, оказавшиеся иной раз не на месте и притязающие на то, чтобы уловить и заключить в себе неисчерпаемую тайну…»


Все мы, православные христиане - Русской Православной старообрядческой Церкви, как воины Христовы: должны хранить в чистоте и защищать веру отцов наших. Особое место, в этом, отведено Преосвященнейшему митрополиту Корнилию. Ему, на попечение, Господь поручил Бесценную Жемчужину – Свою Святую Церковь. Имя его славится по всем храмам, а его ответ - за сохранность Жемчужины, пред Христом, не высказать человеческим языком и не помыслить умом.

Предлогаю познакомиться с некоторыми деяниями единомысленных тебе реформаторов, отец Леонтий, по ссылке - .............

(ссылка на документальный фильм <...> «У последней черты»; про экуменистов)

Надеюсь, отец Леонтий, что выполнил твою просьбу о высказывании мнения. А если в чем погрешил, или что не досказал, или упустил из виду – прости Христа ради.

иерей Александр Мишкин