День первый (часть 3, продолжение)
Новый Устав РПСЦ: «Войти можно, выйти нельзя»
Доклады архиереев
После этого «прозвучали доклады архиереев, в которых они поведали о своей работе в епархиях: <…> об освящении храмов»[1], «о совершенных ими хиротониях и о кандидатах в священные степени»[2]. При этом отмечалось, что «в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в последний год поездок по епархиям было не так много. Меньше было и хиротоний»[3].
«Участники отметили, что наилучшим образом смотрелось выступление владыки Никодима, которому было что сказать и о числе возведенных им в священные степени, и об освящении храмов»[4].
Комментарий: Архиепископ Киевский и всея Украины Никодим (Ковалев), несмотря на сложные общественно-политические обстоятельства, энергично и мудро окормляет старообрядцев Украины.
«Епископ Сава поведал соборянам о том, что в Бишкеке, приход которого он окормляет, недавно произошло радостное событие: к Церкви Христовой присоединилась большая группа людей, поэтому теперь община в столице Киргизии стала довольно крупной»[5].
Комментарий: По-видимому, в Бишкеке к РПСЦ присоединилась группа беспоповцев-часовенных.
О непростой жизни старообрядцев в этом регионе можно узнать из статьи «Современное положение Русской Православной Старообрядческой Церкви в Казахстане и Средней Азии»[6]. Хотя эта статья написана 15 лет назад, но ситуация за это время если и изменилась, то только в худшую сторону.
Очевидно, что русское население в этих ныне независимых республиках бывшего СССР будет только сокращаться.
Поэтому м. Корнилию стоит подумать над тем, чтобы обратиться к властям России с инициативой о государственной поддержке по переселению старообрядцев не только из Латинской Америки, но и из более близких нам республик Центральной и Средней Азии.
О кандидатах в священные степени
В своём интервью накануне Собора м. Корнилий отметил: «В вопросах, утвержденных на Освященный Собор, есть два важных пункта. Первый — о кандидатах в священные степени, и второй — отчеты архиереев о совершении хиротоний. Это традиционный вопрос, который постоянно стоит перед Церковью, — подыскивание новых священников, диаконов, стихарных»[7].
«Одним из основных вопросов, который обсудит в этом году Собор, где принимают участие архиереи, духовенство и миряне, должен стать кадровый: за последнее время из жизни ушли сразу пять священников. Как и за счет кого пополнять ряды иереев, кого и куда, в первую очередь, назначать настоятелями?»[8]
Этот вопрос является традиционным для Соборов РПСЦ последних лет и, вероятно, как и прежде, никаких прорывных решений в этом вопросе не было.
В Постановлениях Собора приведено так же из года в год повторяющееся решение: «2. О кандидатах в священные степени. Отчет правящих архиереев о совершенных ими хиротониях
2.1. Принять к сведению отчеты правящих архиереев и поблагодарить их за проделанную работу.
2.2. Продолжить изыскание кандидатов в священные степени»[9].
Комментарий: Одна из основных проблем - нехватка священства РПСЦ, отсутствие постоянных священников на многих приходах. Проблема существовала в советское время, существует и в наши дни. Связана она не только с атеистическими гонениями, но и с распадом благочестивого патриархального жизненного уклада, общим нецерковным стилем жизни общества, который захватывает в первую очередь молодежь.
В 1990-е и 2000-е годы в РПСЦ было совершено немало священнических хиротоний, но и тогда эта проблема не была решена до конца.
По-видимому, за последние годы ситуация ухудшилась. В решениях Соборов и Советов Митрополии последнего времени повторяются одни и те же призывы: «призвать духовенство к активному поиску кандидатов в священные степени», «продолжить изыскание кандидатов в священные степени».
Очевидно, что одними призывами ситуацию не изменить. Необходимо понять – какие внешние и внутренние обстоятельства делают священническое служение непривлекательным, что надо изменить в нашей церковной жизни, в отношении к людям?
Апостол Павел завещал: «Духа не угашайте» (1Фес.5:19-22). Многочисленные церковные прещения против «ревнителей», неравнодушных людей привели к тому, что некоторые идейные, убеждённые христиане-старообрядцы после этого не хотят становиться священниками.
А разве не было случаев, когда к священникам, не входящим во влиятельные родственные кланы, отношение было просто как к расходному материалу?
Другая проблема – это финансовая. В больших многолюдных городских приходах РПСЦ нехватки духовенства нет. Зато священники в «глубинке», в бедных малолюдных приходах, просто бедствуют. Именно на такие приходы обычно трудно найти священника.
Проблема признается даже на официальном уровне. Так, на Совете митрополии в январе 2020 г. рассматривался вопрос «О помощи нуждающемся священнослужителям» и поручили о. Алексею Лопатину продолжить сбор сведений о нуждающихся священнослужителях.
Для решения этой проблемы необходимо, чтобы Митрополия РПСЦ, епархии, богатые городские приходы на постоянной основе помогали приходам финансово бедным и малочисленным, выплачивали зарплату их настоятелям.
Возможно, необходимы и другие меры.
Ясно одно – одними призывами к подвижничеству, попытками «давить на сознательность» положение дел не исправить.
Заупокойная молитва о недавно умерших священниках
«Довольно значимым моментом первого дня стала всеобщая заупокойная молитва соборян об ушедших в жизнь вечную священниках по инициативе митрополита Корнилия — отце Владимире Савельеве, отце Иоанне Горшенине, отце Игоре Вершинине, отце Александре Чукаленко и отце Валерии Кириченко»[10].
Новые уставные документы
Собор принял новую редакцию устава Церкви и образцовый устав общины. Эти два документа — результат длительной работы комиссии по внесению изменений в устав Церкви.
«Первый день Собора был посвящен обсуждению нового церковного устава»[11]. «Иерей Иоанн Курбацкий и юрисконсульт Митрополии Павел Коробейников подробно рассказали о внесенных в устав изменениях»[12].
Надо отметить, что священник Иоанн Курбацкий (Калуга) не смог прибыть на Собор лично, и его доклад осуществлялся с использованием современных средств дистанционной связи.
Митрополит Корнилий сообщил участникам Собора, чем вызвана необходимость внесения изменений в уставные документ РПСЦ. «Нам следует помнить, что мы, христиане, живем по церковным канонам. Они переданы нам святыми отцами, и здесь никакой двусмысленности быть не может.
Однако для государства мы являемся религиозной организацией, одной из многих. Законодательство постоянно меняется, и мы вынуждены это учитывать», — отметил митрополит Корнилий»[13].
Комментарий: 5 апреля 2021 г. был принят Федеральный закон N 68-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"". Среди прочих изменений важным является положение, согласно которому, как пишет агентство «РИА-Новости», «централизованные религиозные организации хотят защитить от расколов. По новому закону они смогут прописать в уставе запрет на самовольный выход общин»[14]. По некоторым сведениям, закон пролоббирован РПЦ и вступил в силу 03.10.2021 г.
В связи с изменениями в гражданском законодательстве появилась необходимость вносить изменения в уставные документы РПСЦ, которые регистрируются в государственных органах юстиции.
«Что именно изменено в этом уставе можно будет понять только после его изучения и сравнения со старой редакцией. Остается надеяться, что там не будет закрепощения верующих по худшим образцам синодального строя»[15].
Комментарий: Самое главное изменение в Уставе связано с вопросом о возможности выхода из состава РПСЦ общин (приходов).
В действующем ранее Уставе РПСЦ этот вопрос вообще не регулировался.
В начале 2000-х г. юрисконсультом м. Алимпия (Гусева) А. Ю. Рябцевым были разработан Образцовый Устав Общины. Для предотвращения выхода местных религиозных организаций из РПСЦ Архиерейский Собор объявлялся Правящим советом каждой Общины (прихода). К исключительной компетенции Правящего совета (Архиерейского собора) относилось принятие решения по прекращению деятельности Общины (прихода РПСЦ) и любых действий по отчуждению имущества Общины. Эти формулировки были юридически несовершенны, по словам одного священника, «носили характер благих пожеланий».
В новой редакции Устава РПСЦ говорится чётко и недвусмысленно:
«5.4. Запрет на выход религиозных организаций из Церкви.
5.4.1. Местные религиозные организации (Общины), как юридические лица, входящие в структуру Церкви, не имеют права выхода из Церкви.
5.4.2. Участник Общины в случае выхода из структуры или из-под юрисдикции Церкви не может заявлять никаких требований о возврате (изъятии) какого-либо имущества и (или) претендовать на имущество и средства Общины и лишается права на использование наименования и символики Церкви».
То есть, согласно п. 5.3.1. новой редакции Устава РПСЦ «Религиозное объединение может войти в структуру Церкви в качестве местной религиозной организации или религиозной группы», но выйти потом из состава РПСЦ уже не может.
Не с этим ли связано то обстоятельство, что Древлеправославная Архиепископия (ДА) не торопится с административно-иерархическим слиянием с РПСЦ?
Новое положение Устава РПСЦ препятствует выходу из её административного подчинения общин и приходов вместе с храмами.
Например, в 2007 г. после Собора РПСЦ община старообрядческого храма в с. Селезнево Рязанской области вышла из состава РПСЦ и вошла во вновь образовавшееся согласие Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой Иерархии (ДЦХБИ). Только через год, в сентябре 2008 г., представителям РПСЦ удалось вернуть храм обратно.
Теперь отделившиеся от официальной структуры РПСЦ общины лишаются храмов, которые, в случае сопротивления, у них отберёт полиция, и должны перерегистрироваться заново в качестве другого религиозного объединения, и не факт, что им это удастся.
На первый взгляд кажется, что это очень хорошо и удобно, поддерживать единство церковное, бороться против нехороших «раздорников» с помощью государственного закона и полиции.
Однако если власть в Церкви захватят какие-нибудь явные еретики и враги истины, это положение нового Устава РПСЦ сработает против несогласных с этим православных христиан.
С церковно-обывательской точки зрения кажется, что такого не может быть никогда, но в истории Церкви подобные случаи бывали. Например, во времена иконоборчества, Брест-Литовской унии, во время патриарха Никона.
И тогда верные Истине христиане, в полном соответствии со вновь принятым Уставом РПСЦ, останутся без храмов, превратятся в маргинальные, скорее всего лишённые официального статуса группы.
Задумывался ли кто-то об этом?
Обращает на себя внимание и следующее изменение в Уставе.
Во время конфликта в Рогожской общине, связанного со снятием о. Виктора Жельцова с должности настоятеля Покровского кафедрального собора, выяснилось, что п. 4.18.7 действующего тогда Устава РПСЦ, согласно которому «Митрополит вносит предложения на Архиерейский Собор по прекращению служения Настоятелей», приходит в противоречие с последующим п. 4.18.14, согласно которому, Митрополит самостоятельно «принимает решения о прекращении служения Настоятелей или переводе их на другое место служения на территории московской епархии».
В новой редакции в разделе 5.8. это противоречие устранено, подтверждается право Митрополита самостоятельно назначать и освобождать от должности настоятелей на территории Московской епархии, в том числе и настоятеля своего Кафедрального собора[16].
К сожалению, из старого в новый Устав перекочевало положение, согласно которому «Митрополит утверждает решения Архиереев о назначении Настоятелей»[17].
Этим в старообрядческой Церкви вводится принцип какого-то нового папизма, представление о каком-то «сверхепископе», наделённом исключительными полномочиями. Это входит в противоречие с православным каноническим принципом, согласно которому первоиерарх Церкви имеет первенство чести, но в остальном является таким же епископом, как и остальные, и не может вмешиваться во внутренние вопросы управления других епархий[18].
«Собор постановил принять Устав Русской Православной старообрядческой Церкви в новой редакции, а также принять образцовый устав местной религиозной организации тоже в новой редакции»[19].
«Работа Комиссии будет продолжена»[20].
В Постановлениях Освященного Собора РПСЦ было сказано: «3. О внесении изменений в устав Церкви и образцовый устав общины
3.1. Принять устав Русской Православной Старообрядческой Церкви в новой редакции.
3.2. Принять образцовый устав Местной религиозной организации в новой редакции.
3.3. Комиссии по внесению изменений в устав Церкви продолжить работу.
3.4. Разрешить Комиссии по внесению изменений в устав Церкви вносить изменения в уставы Русской Православной Старообрядческой Церкви и Местной религиозной организации по вопросам, не носящим вероучительного характера, в соответствии с письменными требованиями Министерства юстиции.
3.5. Выразить христианскую благодарность членам Комиссии за проделанную работу.
3.6. Общинам Русской Православной Старообрядческой Церкви перерегистрировать уставы согласно принятой редакции»[21].
Обсуждения в кулуарах Собора
Во время первого дня Собора, по сообщениям старообрядческих СМИ, в «кулуарах представители Казанско-Вятской и Уральской епархий обсуждают одно из главных и крайне неожиданных событий — отказ владыки Евфимия от окормления Урала по состоянию здоровья.
От Урала на Соборе присутствует пять священников — протоиереи Иоанн Устинов, Михаил и Никола Татауровы, иереи Владимир Гошкодеря и Михаил Лоскутов, а также диаконы Антоний Слепушкин и Иоанн Пшеничников.
Ожидается, что во второй день разговор о духовном окормлении большой по численности входящих в нее регионов Уральской епархии будет продолжен и станет более предметным.
Также во второй день планируется рассмотрение обращения высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия об иерархии Древлеправославной Архиепископии.
Скорее всего, в среду будет обсужден и вопрос о прививках от коронавирусной инфекции — затронуть его попросила участница Собора от Костромы, отметив, что эта тема волнует всех чад Христовой Церкви»[22].
Влас Логинов
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4
Продолжение следует...
Фотографии
Архиереи на Соборе 2021 г. Фото с официального сайта РПСЦ.
Храм Покрова Пресвятыя Богородицы села Селезнево. Фото с официального сайта РПСЦ.
[9] «Постановления Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 2021 г.».,Официальный сайт РПСЦ
[16] «Митрополит Московский и всея Руси <…> 5.8.2.12. вносит предложения на Архиерейский Собор по избранию Архиереев, прекращению служения Архиереев и Настоятелей по каноническим основаниям или переводе их на другое место служения;
5.8.2.17. назначает Настоятелей из числа кандидатов, избранных Общинами на территории московской епархии;
5.8.2.18. назначает и освобождает от должности Настоятеля своего кафедрального собора и благочинных;
5.8.2.19. освобождает от должности Настоятелей, принимает решение о временном прекращении служения Настоятелей по каноническим основаниям или переводе их на другое место служения на территории московской епархии. Настоятель и/или Община, где служит Настоятель, в отношении которого принято соответствующее решение, вправе обжаловать его на Архиерейском Соборе»;
Устав Религиозной организации Русская Православная старообрядческая Церковь (новая редакция)
[17] Старый Устав РПСЦ: «Митрополит <…> утверждает решения Архиереев о назначении Настоятелей (п. 4.18.11)»;
Новый Устав РПСЦ: «Митрополит <…> утверждает решения Правящих Архиереев о назначении Настоятелей(п. 5.8.2.16.)»;
[18] 34-е правило святых Апостолов: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу, и ничего превышающаго их власть не творити без его разсуждения; творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих.
Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух».