Церковный (архиерейский) суд. День первый (часть 5, продолжение)

«Кого хочу — помилую, кого хочу — казню».

О. Виктор Жельцов и епископ Патермуфий (Артемихин).

По неофициальным сведениям, вторым на Церковном (архиерейском) суде рассматривался вопрос о. Виктора Жельцова, речь шла о его запрещении.



О. Виктор был снят м. Корнилием с должности настоятеля Покровского собора и переизбран Общим собранием с должности председателя Рогожской общины, но отказывался сдавать новому настоятелю и председателю печать, регистрационные документы и ценности, что парализовало нормальную деятельность прихода.

По некоторым сведениям, на Церковном суде он вел себя вызывающе по отношению к архиереям, говорил: «Мне скоро девяносто лет, что вы мне сделаете? Хотите, запрещайте меня, хотите, извергайте из сана, хотите – запрещайте меня отпевать в Покровском соборе. Мне всё равно».

Был поднят вопрос о его запрещении, но неожиданно Архиерейский суд также снял этот вопрос с рассмотрения из уважения «к сединам старца».

Архиерейский Собор призвал о. Виктора Жельцова к покаянию и обязал его в течение месяца сдать документы и дела новому настоятеля Покровского собора о. Алексею Михееву и новому председателю Рогожской общины Даниилу Добышу.

 


Комментарий: 6 июня 2021 г. первосвятитель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов) своим указом снял 88-летнего протоиерея Виктора Жельцова, настоятеля Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище, с должности настоятеля и перевёл его на должность второго священника.

Престарелый о. Виктор, долгое время занимающий одновременно должности настоятеля и председателя Рогожской старообрядческой общины, не обладал при этом способностями администратора и руководителя. Со временем все приходские дела и финансы забрало в свои руки его окружение, действовавшее в ситуации бесконтрольности и всячески противившееся снятию о. Виктора Жельцова с должности председателя Общины.

На Рогожской установилось церковное подобие брежневского «застоя».

В 2020-2021 гг. на Рогожском явочным порядком стала налаживаться приходская жизнь, осуществляться разные полезные инициативы: совместные трапезы после праздников, общение прихожан, подготовка Покровского собора к праздникам, ремонт туалета, уход за архиерейским участком Рогожского кладбища и т.д.

На одном из Общих собраний Рогожской общины был поднят вопрос об освобождении о. Виктора Жельцова с должности председателя Общины и избрание вместо него активного мирянина, казака Даниила Добыша. При этом настоятельство о. Виктора под сомнение не ставилось.

Группа сторонников о. Виктора сначала пыталась отсрочить проведение отчётно-перевыборного собрания Рогожской общины. Когда собрание 23 мая 2021 всё же состоялось и переизбрание о. Виктора стало вероятным, сторонники о. Виктора его сорвали, устроив на собрании драку в присутствии м. Корнилия.

После этого конфликта 6 июня 2021 года митрополит Корнилий, «ради мира», как он сам сказал, назначил настоятелем Покровского кафедрального о. Алексея Михеева, сравнительно молодого (49 лет), но известного в РПСЦ священника из Подмосковья. О. Виктор назначался вторым священником Покровского собора.

В сложившихся условиях действия митрополита Корнилия были оправданы и с канонической, и с моральной точки зрения. Он высказывался уважительно по отношению к о. Виктору, за которым сохранялось первенство чести при служении в Покровском соборе, право исповеди своих духовных чад. То есть свою духовную деятельность о. Виктор мог продолжать по-прежнему.

О. Виктор Жельцов с амвона заявляет о несогласии с решением митрополита Корнилия.  Воскресение 6 июня 2021 г.После объявления 6 июня 2021 г. м. Корнилием о назначении нового настоятеля Покровского собора о. Виктор Жельцов встал на амвон рядом с митрополитом и заявил, что подчиняется этому решению, но считает его незаконным, нарушающим Устав РПСЦ, поэтому он будет обращаться с жалобой на Освященный собор. Вероятно, престарелого священника  «накрутили» какие-то его сторонники.

Такое публичное оспаривание священником решения митрополита было беспрецедентным для РПСЦ, никак не способствовало умиротворению прихожан, а, наоборот, было похоже на сознательное разжигание страстей.

Митрополиту направляли письма с многочисленными подписями, в которых сторонники о. Виктора настаивали, что его снятие с должности настоятеля незаконно, так как в соответствии с п. 4.18.7 действующего тогда Устава РПСЦ, «Митрополит вносит предложения на Архиерейский Собор по прекращению служения Настоятелей» и не может принять такое решение единолично.

Надо сказать, что это положение находилось в противоречии с последующим п. 4.18.14 Устава, согласно которому Митрополит самостоятельно «принимает решения о прекращении служения Настоятелей или переводе их на другое место служения на территории московской епархии».

В письменном обращении к сторонникам о. Виктора от 4 июля 2021 г. м. Корнилий напоминал, что, согласно правилам, священник должен пребывать под властью епископа, без его воли ничего не делать и учить людей повиноваться епископу[1].

Кроме того, м. Корнилий напомнил, что он назначил о. Виктора Жельцова на должность настоятеля Покровского собора своим единоличным решением, ни с кем его не согласовывая, и вправе так же единолично принять решение о снятии о. Виктора с должности настоятеля.

Сторонники отца Виктора осуществляли сбор подписей под обращением к митрополиту Корнилию с просьбой его оставить настоятелем Покровского собора. Под письмом от 6 июня 2021 г подписались 364 человека[2].

Кто-то из подписавшихся был действительно против снятия о. Виктора, кто-то был неправильно проинформирован о сути происходящего, кому-то не нравился новый настоятель о. Алексей Михеев. Сказалось и давнее противостояние Рогожской общины и Митрополии, недоверие к митрополиту Корнилию и его окружению.

Конфликт искусственно раздувался некоторыми интернет-ресурсами. В этих публикациях митрополита Корнилия запугивали возможным выходом Рогожской общины из состава РПСЦ, снятием владыки с должности на Соборе и т.д. Складывалось впечатление, что кто-то был заинтересован в разжигании смуты в РПСЦ[3].

Единственным исключением стала достаточно взвешенная публикация на «Русской народной линии»[4].

Впрочем, далеко не вся Рогожская община поддерживала о. Виктора Жельцова, поскольку на Общем собрании Общины вместо него был избран другой председатель.

На Архиерейском Соборе 15 сентября 2021 г. о. Виктору Жельцову сказали, что если он продолжит прекословить владыке Корнилию, то будет запрещён в служении. После этого о. Виктор попросил у митрополита прощения.

В «Постановлениях Архиерейского Собора РПСЦ» от 15 сентября 2021 г. было сказано: «О настоятеле Покровского кафедрального собора в Москве на Рогожском

1. Подтвердить решение преосвященнейшего митрополита Корнилия об освобождении от должности настоятеля Покровского кафедрального собора протоиерея Виктора Жельцова и о назначении его на служение вторым священником Покровского кафедрального собора.

2. Подтвердить решение преосвященнейшего митрополита Корнилия о назначении на должность настоятеля Покровского кафедрального собора протоиерея Алексея Михеева.

3. Протоиерею Виктору Жельцову, как старейшему клирику Покровского собора, за богослужениями иметь первенство чести перед другими священниками.

4. Вопрос о настоятеле Покровского кафедрального собора не включать в повестку Освященного Собора»[5].

3 октября 2021 г. в присутствии м. Корнилия прошло отчётно-перевыборное собрание Рогожской общины, на котором большинством голосов (20 против 14) председателем Рогожской общины был избран Даниил Добыш. О. Виктор Жельцов и его сторонники заявили, что подсчёт голосов был неправильный и в знак протеста покинули собрание.

Так как о. Виктор продолжал вести себя вызывающе, то вопрос о нём 19 октября 2021 г. рассматривал Архиерейский суд во время Освященного Собора РПСЦ.

Надо сказать, что ни в одном другом вероисповедании такая ситуация была бы немыслима. Например, в РПЦ МП любой, даже самый заслуженный священник, в случае публичного прекословия архиерею тут же был бы без разговоров запрещён в служении.

По-видимому, о. Виктора Жельцова не стали подвергать прещениям, чтобы не способствовать дальнейшему разжиганию конфликта. Возможно, к нему отнеслись снисходительно, учитывая возрастные особенности почти девяностолетнего старца.

В любом случае, возврата к прежнему положению дел уже не будет, а окончательная передача дел новому настоятелю Рогожской общины о. Алексею Михееву и новому председателю  Даниилу Добышу – это вопрос времени.


 

По некоторым сведениям, третьим вопросом рассматривалось дело еп. Патермуфия (Артемихина), который обвинялся в том, что совершил хиротонию священника на другую епархию. Несомненно, он сделал это по простоте и малограмотности.

Но тут архиереи пошли на принцип и поставили еп. Патермуфия перед выбором: или подвергнуться извержению из сана, или принять схиму во вновь воссозданном  Черемшанском монастыре, с чем он и согласился.

 


Комментарий:

Прекращение служения одного из епископов РПСЦ, его извержение или пострижение в схиму – достаточно важное событие, о котором верующие РПСЦ должны знать, умолчание тут неуместно и только плодит слухи и предположения.

Справедливо отмечено в «Наказах делегатам Освященного Собора», что «сегодня процедура Церковных судов закрытая, большинство их вердиктов (даже общественно значимых, не касающихся частных, скажем так интимных прегрешений) не публикуются»[6].

Единственное, что известно достоверно – подписи еп. Патермуфия (Артемихина) нет под опубликованными постановлениями прошедших Освященного и Архиерейского Соборов РПСЦ, что говорит о том, что он действительно подвергся каким-то серьёзным прещениям, фактически исключившим его из числа епископов РПСЦ.

Епископ Патермуфий (Артемихин) до своего посвящения в епископы много лет трудился в храме Успения Богородицы села Городищи Луганской области: сначала в качестве уставщика, а с 2001 по 2010 гг. в качестве священника.

«За девять лет пастырского служения о. Патермуфия (Артемихина) в с. Городище восстановлен храм, построен церковный дом, начато строительство часовни на месте разрушенного Покровского храма мужского монастыря. При храме открыт богадельный дом для престарелых, где сейчас проживает более 10 человек. Под руководством священноинока Патермуфия в соседнем селе Ольховатка организована община и выстроен храм»[7].

Надо сказать, что прихожане полюбили своего настоятеля о. Патермуфия, он там был явно на месте. Тем более он необходим там сейчас, когда в результате военного конфликта на Донбассе Луганщина стала прифронтовой зоной. Но вышло по-другому.

«25 апреля 2010 г., согласно решениям Освященных Соборов и апрельского Совета Митрополии 2010 г., священноинок Патермуфий, ранее служивший настоятелем храма Успения Пресвятыя Богородицы с. Городище Луганской области (Украина), был возведен в епископы. Хиротонию в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище совершил митрополит Московский и всея Руси Корнилий в сослужении владыки Савватия, архиепископа Киевского и всея Украины, и преосвященного Силуяна, епископа Новосибирского и всея Сибири.

Решением Совета Митрополии владыка Патермуфий назначен правящим архиереем Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии. Постоянным местом его служения назначен кафедральный храм Покрова Пресвятыя Богородицы в городе Хабаровске».

В октябре 2010 г. Архиерейским Собором РПСЦ было принято решение епархию, на которую получил назначение епископ Патермуфий, «впредь именовать Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока»[8].

Надо отметить, что Патермуфий был хорош на месте настоятеля прихода на Луганщине, но не имел никаких данных для того, чтобы быть епископом, тем более в ситуации конфликта. Дело в том, что после Собора 2007 г. многие приходы РПСЦ на Дальнем Востоке отпали в раздор так называемой Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой Иерархии (ДЦХБИ) вслед за своим лидером, протоиереем Елисеем Елисеевым. Был у них и свой епископ Внифантий (Смольников), поставленный в раздоре.

Епископ Патермуфий (Артемихин) был назначен на Дальний Восток для того, чтобы «бороться с раздорниками».

Непривычный и суровый климат, огромные расстояния между приходами, малочисленность паствы по причине отпадения многих в раздор, финансовые проблемы – вот те трудности, с которыми пришлось столкнуться епископу Патермуфию на новом месте служения.

К сожалению, в РПСЦ нередко подобные назначения осуществляются формально, если не сказать бездушно. На человека возлагают непосильное бремя, его оставляют один на один с неразрешимыми для него трудностями, а потом, когда человек «ломается» и с ним что-то происходит, говорят: «он сам виноват» и подвергают прещениям.

Что-то подобное произошло и с епископом Патермуфием. Вероятно, он морально «сломался». По некоторым сведениям, в течение последнего времени он начал часто отлучаться из своей епархии, что возбраняется правилами, ведя образ жизни странствующего священноинока.

Согласно церковным правилам,  епископ не должен покидать свою кафедру больше чем на три недели, а при отсутствии в ней более шести месяцев без важной причины теряет епархию и епископское достоинство[9].

Епископ Патермуфий подолгу бывал в Москве на Рогожском, в Новосибирске, в Костроме, правда, возможно, с согласия местных епископов. При этом зачастую в его Иркутско-Амурской епархии не знали, где их епископ находится.

Впервые неофициальные сведения о запрещении еп. Патермуфия появились во время Совета Митрополии 15-16 сентября 2021 г., хотя в опубликованных решениях упоминаний об этом нет.

По некоторым неподтверждённым сведениям, еп. Патермуфий самовольно совершил хиротонию на территории Самарской и Саратовской епархии РПСЦ, без согласования с правящим епископом Андреем (Кладиевым) поставив в священники некоего Савелия.

Если это так, то неизвестно, была ли признана эта хиротония и какова дальнейшая участь того, над кем она совершена.

Такое деяние епископа Патермуфия, если оно имело место,  попадает под действие церковных правил, согласно которым он должен быть извержен из сана. Епископ не может самовольно, без определения Собора переходить из епархии в епархию и там рукополагать и решать церковные дела. Такие его действия, в том числе и рукоположения, считаются недействительными, «да будет извержен он и поставленные от него». Это подтверждают многие церковные правила[10].

В то же время для всякого, кто знал епископа Патермуфия, ясно, что если он и совершил что-то в чужой епархии, то не по властолюбию и желанию восхитить власть местного епископа, а по «простоте и невежеству».

Возможно, после морального срыва, вызванного невозможностью выполнить возложенное на него Собором поручение, к деяниям епископа Патермуфия можно отнестись как своего рода юродству.

А учил ли его кто-либо церковным правилам, относящимся к служению епископа и пределам его власти? Согласно 25 правилу Карфагенского собора, рукополагающие во епископы должны научить этому рукополагаемого.

Вопросов в этой истории много и они, по причине отсутствия официальных сведений, остаются без ответа. Пока же приходится довольствоваться только неподтверждёнными слухами.


 

Священник ДЦХБИ Александр Черногор на Рогожском

«Весь первый день работы Собора у входа в Дом Причта «метался» изверженный из сана Александр Черногор, который раздавал всем входящим свои листовки — соборяне брали их без особого энтузиазма. Говорят, в них уже по традиции были призывы к покаянию…»[11].

 


Комментарий: Вновь и вновь о. Александр Черногор, возглавляющий одну из групп христиан-старообрядцев, отделившихся от РПСЦ после Собора 2007 г., появляется на Рогожском  во время Соборов и Советов Митрополии. Самим фактом своего появления он напоминает о неуврачёванном раздоре 2007 г., который многим хотелось бы забыть.

До сих пор немало наших вчерашних братьев и сестер пребывают в разделении с Церковью и никаких действий для уврачевания раздора священноначалием не предпринимается.

Устав от конфликтов между «официальными» священниками РПСЦ  и «раздорниками» многие христиане-старообрядцы Дальнего Востока вообще ушли из нашей Церкви в РДЦ, к «беглопоповцам», возглавляемым деятельным митрополитом Сергием (Попковым), «который за годы своего служения освятил немалое число вновь построенных храмов, в том числе и кафедральный собор»[12].

Моральный «слом» епископа Патермуфия (Артемихина), закончившийся его запрещением, – это тоже своего рода «эхо прошедшей войны», он тоже, хоть и косвенно, но стал жертвой неуврачёванного раздора. 

Поэтому странно воспринимается ирония по поводу призывов к покаянию о. Александра Черногора, не говоря уже о том, что покаяние - основа христианской жизни.


Влас Логинов

 

Продолжение следует...

 

Часть 1  Часть 2  Часть 3  Часть 4  Часть 5

 

Фотографии

О. Виктор Жельцов. Фото И.В. Важенина с сайта "Семейские - староверы Забайкалья".

О. Виктор Жельцов с амвона заявляет о несогласии с решением митрополита Корнилия.  Воскресение 6 июня 2021 г. Фото: Телеграм-канал "#СМЫСЛЪ - Старообрядческая Мысль".

Фото: Старообрядческий епископ Патермуфий (Артемихин).

 



[1] Четвёртого Вселенского Собора правило 8-е, Святых Апостол правило 39-е, Святых Апостол правило 36-е.

[9] Правила Карф. 82. Сард. 12. Двукратн. 16.

[10] Апост. 14, 35. Перв. 15. Втор. 2. Четв. 5. Ант. 13, 21, 22. Сард. 1, 2, 3. Карф. 59. 

[12] Газета «Старообрядец» № 83 июль-сентябрь 2021 г., стр. 15.