«Прежде чем объединяться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться»

День второй и последний (часть 6)

Вопрос о Древлеправославной Архиепископии

20 октября 2021 г. Освящённый Собор продолжил свою работу. «Длинным и насыщенным выдался второй день Освященного Собора Старообрядческой Церкви. Все вопросы, которые предполагалось обсуждать в среду и четверг, делегатам удалось рассмотреть за день — правда, расходились соборяне уже после десяти часов вечера»[1].

«Самым сложным, длительным и неоднозначным стало обсуждение обращения высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия об иерархии Древлеправославной Архиепископии. Священство братской Белокриницкой Митрополии выразило свое сомнение относительно принятого в 2017 году в Москве Собором РПСЦ решения о подписании Мирной грамоты с Древлеправославной Архиепископией»[2] (далее - ДА).

 


Комментарий: Обозреватель портала «Credo.Press» высказал предположение, что «поспешное соединение в молитве и таинствах с ДА произошло “по горячим следам” визита в Рогожский поселок Владимира Путина, в ходе которого поднимался вопрос о преодолении внутренних разделений в старообрядчестве. Вскоре после этого и стали возникать разного рода “межстарообрядческие” организации, фонды и проекты.

Остается впечатление, что “воссоединение” РПСЦ и ДА произошло как первый этап этого процесса: митрополиту Корнилию важно было показать своим новым кураторам некие первые успехи в деле “собирания старообрядчества”. Непродуманность и поспешность этого шага загнала предстоятеля РПСЦ в церковно-каноническую ловушку, из которой ему теперь едва ли удастся выбраться»[3].


 

«Белокриницкая митрополия не могла молча согласиться с решением об общении с иерархией небелокриницкого происхождения, односторонне принятым в Москве, - ведь это решение имеет общестарообрядческое значение и втягивает в общение с ДА Браилу, которую даже не пригласили к обсуждению вопроса.

Подобное вероломство Московской митрополии во главе с Корнилием ведет к разрыву общения РПСЦ с Белокриницкой митрополией - ради сохранения общения с микроскопической (всего 1 епископ и 11 приходов) ДА, иерархия которой вообще не может рассматриваться всерьез с точки зрения традиционной белокриницкой экклезиологии»[4].

«Священство Белокриницкой Митрополии выразило свое сомнение в целесообразности подписания грамоты и привело результаты своих изысканий по этому вопросу. Все это стало поводом к тому, чтобы в 2021 году вопрос был поднят вновь»[5].

«В выступлениях на Соборе звучала обеспокоенность тем, что этот вопрос нарушит взаимопонимание с Белокриницкой Митрополией» [6].

«На Соборе обсуждалось обращение белокриницкого митрополита Леонтия по поводу «мирной грамоты», подписанной в 2017 году Русской Церковью и ДА. Белокриницкую митрополию встревожило, что Московская Митрополия решила такой важный вопрос, не посоветовавшись с ней.

Возникла опасность, что «мирная грамота» станет причиной разрыва молитвенного и евхаристического общения между Белокриницкой и Московской Митрополиями.

Кроме того, «мирная грамота» поставила крест на диалоге Старообрядческой Церкви и РДЦ»[7].

 


Комментарий:  Что же касается официальной реакции Русской Древлеправославной Церкви (далее – РДЦ) на «Мирную грамоту» между РПСЦ и ДА, то она была отрицательной. «Патриарх Александр проинформировал Собор о том, что к нему в специальном послании обратились архиереи РПсЦ, официально информируя о произошедшем на их Соборе объединении с так называемой «Древлеправославной Архиепископией» и призывая последовать данному примеру». По его мнению, это свидетельствует о полном признании РПСЦ действительности иерархии РДЦ. Но в то же время «объединение РПсЦ с «Древлеправославной Архиепископией» не только не служит поводом к нашему объединению, но, по сути, является еще одним препятствием на пути к нему»[8].

Кроме того, РДЦ соборно приняла решение о том, что, поскольку иерархии РПСЦ и ДА одинаково РДЦ не признаются, то и «чин присоединения переходящих из «Древлеправославной Архиепископии» должен быть идентичным чину присоединения, употребляемому в Церкви в отношении переходящих белокриницких старообрядцев»[9].


 

«Мирная грамота предполагала полное каноническое и юридическое объединение обеих иерархий на будущих совместных Освященных Соборах. Однако за четыре года этот вопрос никак не продвинулся»[10].

 


Комментарий: На основе доступных публикаций можно понять, что канонические аргументы Собора Браиловской митрополии, на основании которых та отказалась признать все «беглопоповские» иерархии, в том числе и ДА, на Соборе РПСЦ 2021 г., по существу не рассматривались.

Критика «Мирной грамоты» 2017 г. велась на основании других аргументов.

Первый – это может привести к разрыву общения с Браиловской митрополией.

Второй – вожди ДА присоединились к РПСЦ неискренне, для достижения каких-то своих целей, продолжая фактически независимое существование, что противоречит правилам, и не желая действительного объединения.

Как остроумно подметил один христианин, для большинства делегатов РПСЦ канонические и вероисповедальные вопросы чужды и непонятны, они воспринимают, в первую очередь, непосредственно видимые административно-иерархические проблемы.


 

«Многие делегаты Собора отмечали, что нахождение двух епархий на одной территории противоречит церковным канонам»[11].

«Архиепископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев) выступил с проникновенным пастырским словом, в котором требовал немедленно порвать все отношения с Древлеправославной Архиепископией. Он указал, что представители ДА не торопятся вливаться в РПсЦ, что было предусмотрено 6 пунктом Мирного акта»[12].

«Когда «мирная грамота» подписывалась, предполагалось, что в течение года ДА полностью соединится с Церковью, растворится в ней. Но прошло четыре года, а этого не произошло. Как говорят представители ДА, «люди не готовы».

Сложилась ненормальная ситуация. В одной епархии действуют два архиерея. В Саратове и селе Сосновая Маза открыты приходы ДА, хотя там есть старообрядческие церкви. Была попытка открыть приход ДА в городе Балаково, где уже имеется храм во имя преподобного Серапиона Черемшанского.

Священники ДА не подчиняются епископам Русской Церкви. Они называют себя «самодостаточной церковью» и не думают объединяться с нами. Кстати, представители ДА не приехали на Собор, посчитав оскорбительным для себя вопрос о «мирной грамоте».

Справедливо сказал один из соборян: представители ДА хотели использовать Церковь в качестве «крыши» для достижения своих целей. Архиепископ Зосима заметил, что Церковь открыла свои врата представителям ДА, но они не входят, а стоят на пороге и топчутся»[13].

 


Комментарий: Вскоре после подписания 17 октября 2017 г. «Мирной грамоты» о восстановлении евхаристического общения между РПСЦ и ДА среди некоторых священников Донской и Кавказской епархии РПСЦ появились восторженные  настроения. Это объясняется тем, что на территории Краснодарского края находится большинство приходов ДА и поэтому разделение среди старообрядцев-поповцев было очевидным и болезненным. Начались первые совместные службы с участием священства и мирян РПСЦ и ДА.

«8 ноября 2017 г., на праздник великомученика Димитрия Солунского, в хуторе Новонекрасовском Краснодарского края прошло торжественное празднование престольного праздника местной старообрядческой общины Русской Православной старообрядческой Церкви.

В этот день впервые вместе молились священство и миряне Русской Православной старообрядческой Церкви и Древлеправославной Архиепископии. Богослужение возглавил настоятель общины иерей Глеб Бобков. Ему сослужили протоиерей Иоанн Рыбаков (ст. Ханская, РПсЦ), протоиерей Георгий Ефимов (гор. Приморско-Ахтарск, ДА), протоиерей Григорий Ефимов (хут. Новопокровский, ДА), иерей Иоанн Севастьянов (гор. Ростов-на-Дону, РПсЦ), иерей Артемий Евфимов (гор. Сочи, ДА), протодиакон Михаил Абакунчик (хут. Новопокровский, ДА), диакон Василий Елисютиков (ст. Бриньковская, ДА).

Кроме священства, на службе молились многочисленные братия и сестры из близлежащих древлеправославных общин Приморско-Ахтарска, Сочи, хут. Новопокровского, ст. Бриньковской. Правый клирос составляли старообрядцы РПсЦ, левый клирос наполнился христианами Древлеправославной Архиепископии.

После Божественной Литургии был совершен молебен, водосвятие и крестный ход. Празднество завершилось совместной братской трапезой.

На протяжении всей истории существования старообрядческих селений происходило неприятное деление и дистанцирование христиан друг от друга. И произошедшее событие стало важной начальной вехой для будущего единения всех старообрядцев-поповцев »[14].

Надо отметить, что вскоре после подписания «Мирной грамоты» 21 ноября 2017 г. в Молдавии  автомобиль, в котором ехал м. Корнилий (Титов) во время своего визита, попал в тяжелую аварию. «Произошло лобовое столкновение с грузовиком. В результате аварии оба автомобиля оказались сильно разбиты. Слава Богу, никто не пострадал, все чудом остались живы и здоровы! Владыка Корнилий продолжил свой визит»[15].

Так как м. Корнилий был одним из инициаторов объединения РПСЦ и ДА, то у многих верующих невольно появлялся вопрос: «не была ли эта авария предупреждением свыше, угодно ли Богу такое поспешное объединение?»

Однако курс на объединение с ДА продолжался по-прежнему.

Через год, «8 ноября 2018 года, на праздник святаго славнаго великомученика Димитрия Солунского, в хуторе Новонекрасовском Приморско-Ахтарского района Краснодарского края состоялось торжество престольного праздника местной общины Русской Православной старообрядческой Церкви.

Богослужение совершали служащий на хуторе иерей Глеб Бобков и протоиерей Иоанн Рыбаков (ст. Ханская, РПсЦ), протоиерей Георгий Ефимов (г. Приморско-Ахтарск, Древлеправославная Архиепископия), протоиерей Григорий Ефимов (хут. Новопокровский, ДА), протодиакон Михаил Абакунчик (хут. Новопокровский, ДА)»[16].

Обе совместные службы с участием представителей РПСЦ и ДА прошли в храме влмч. Димитрия Солунского на хуторе Новонекрасовском, настоятель которого, о. Глеб Бобков, являясь энтузиастом объединения двух церквей, принимал участие во всех их совместных богослужениях  и, по-видимому, был их организатором.

Со стороны РПСЦ в них принимали участие о. Глеб Бобков, о. Иоанн Севастьянов, о. Иоанн Рыбаков. Ни епископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев), ни первоиерарх ДА епископ Никодим (Елякин) в этих совместных молениях не участвовали.

Спустя некоторое время стали проявляться тревожные издержки ситуации, когда, согласно «Мирной грамоте», «каноническое и юридическое объединение» иерархий РПСЦ и ДА было отнесено в неопределённое будущее.

10 августа 2020 г. на сайте «Русская вера» была опубликована «Выписка из Деяний Освященного Собора Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии), состоявшегося 13 июля 2020 года по вопросу о преодолении раздора и возобновлении молитвенного общения между Древлеправославной Церковью и Русской Древлеправославной Церковью»:

«Руководствуясь Писанием святых богоносных отец: 101 (114 по другому счету) Карфагенского поместного собора, глава 15, лист 158 Кормчей книги и глава 53, лист 568; и 2 книга Севаста Арменополя, а также прежде бывшими в истории Церкви Христовой соединительными соборами и мирными актами, стремясь к любви и единению между древлеправославными христианами-старообрядцами и преодолению 20-ти летнего раздора между Древлеправославной Церковью и Русской Древлеправославной Церковью, рассмотрев многочисленные прецеденты в истории Церкви, Собор постановил:

1. Преодолевая многолетнее разделение, уничтожаем и предаем забвению всякое злое порицание, высказывания, сомнения и упреки в адрес друг друга, выраженные в устной или письменной форме, наставляя и в будущем не повторять сих;

2. Духовенство и мирян призываем без всякого сомнения посещать храмы Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) для евхаристического общения, совместного совершения богослужений и исполнения таинств и треб;

3. Поминать на Проскомидии и Ектении после предстоятеля Древлеправославной Церкви епископа Никодима, также патриарха Александра — главу Русской Древлеправославной Церкви и ее клириков;

4. В настоящее время обе иерархии имеют собственные каноническую и юридическую самостоятельность и установившиеся обычаи. Вопросы о каноническом и юридическом объединении обеих иерархий должны решаться в будущем на совместных освещенных соборах.

Выписка верна: иконом Древлеправославной Церкви Протоиерей Георгий Ефимов»[17].

Помимо этого «иконом Древлеправославной Церкви протоиерей Георгий Ефимов также сообщил, что отныне на молитвах и богослужении в Древлеправославной Архиепископии будут поминаться Местоблюститель кафедры Древлеправославной Архиепископии епископ Никодим (Елякин), Предстоятель РДЦ патриарх Александр (Калинин), а также Предстоятели РПСЦ митрополит Корнилий (Титов) и митрополит Леонтий (Изот)»[18].

В выпускаемом РДЦ «Древлеправославном календаре» за 2019 г. приводятся сведения, что соборные постановления ДА об одностороннем возобновлении молитвенного общения с РДЦ были приняты ещё раньше, по-видимому, вскоре после вступления в молитвенное общение с РПСЦ. «В письме руководителя «Древлеправославной архиепископии» «епископа» Никодима (Елякина) от 15.03.2018 года их «дьякону» Василию Елисютикову сказано следующее: «Мы действительно соборно приняли Постановление (пока что в одностороннем порядке), позволяющее каждому члену Древлеправославной архиепископии посещать храмы РДЦ… В своем письме ты так же ссылаешься на данный наш Собор, членом которого был и ты. Цитата из письма: «На основании этого решения я считаю возможным возобновить молитвенное общение с РДЦ». Вот и пожалуйста, реализуй эту возможность»[19].

Вполне правдоподобно, что соборное решение ДА об одностороннем восстановлении молитвенного общения с РДЦ могло быть принято вскоре после «Мирной грамоты» с РПСЦ, так как оно составлено почти в таких же выражениях.

Кроме того, вполне возможно, что вожди ДА рассматривали молитвенное общение с РПСЦ в качестве шага, приближающего их к главной цели – признанию их «матерью-церковью», то есть РДЦ, и для этого в одностороннем порядке делали первый шаг навстречу.

В РПСЦ это сообщение было воспринято крайне отрицательно. Получалось, что ДА, находясь в молитвенном общении с РПСЦ, без всякого согласования с ней вступила, пусть и в одностороннем порядке, в общение с РДЦ и тем самым установила общение между РПСЦ и РДЦ. Как говорится, «без меня меня женили».

Возможно, для того, чтобы снять возникшую напряженность, через три дня после публикации сайта «Русская вера», 13 августа 2020 г. по электронной почте было разослано «Обращение» предстоятеля ДА епископа Никодима (Елякина): «всем Архипастырям, пастырям и всем древлеправославным христианам: Информация размещенная в СМИ по средствам интернета, под видом выписки-Деяний Освященного Собора Д.Ц. (Д. А.), состоявшегося 13 июля 2020 г. в городе Приморско-Ахтарске по вопросу преодоления раздора и возобновлении молитвенного общения между Д. Ц. (Д. А.) и Р. Д. Ц., а также посещению храмов Р. Д. Ц. священникам и мирянам Д. Ц. для евхаристического общения и совместного исполнения церковных таинств и треб, наряду с поминанием на проскомидии и ектений главу Р. Д. Ц. патриарха Александра и её клириков: не является действительной, как и не существующих Соборных Деяний по этому вопросу.

Местоблюститель архиепископского престола Древлеправославной Церки (Древлеправославной Архиепископии) епископ Никодим (Елякин)».

Однако из этого опровержения не очень понятно, вообще ли не было такого соборного решения, или его не было лишь 13 июля 2020 г., а оно имело место раньше.

Для руководства РПСЦ стало очевидно, что фактически независимое существование двух иерархий, проведение ДА безо всякого согласования своих соборов и самостоятельной внешнецерковной политики является ненормальным и в дальнейшем недопустимым.

Поэтому на Совете Митрополии 15 и 16 сентября 2020 г. было принято решение: «Освященным Соборам Московской Митрополии, Белокриницкой Митрополии и Древлеправославной Архиепископии предложено рассмотреть вопрос о создании трехсторонней комиссии по проработке вопроса канонического вхождения приходов Древлеправославной Архиепископии в состав Московской и Белокриницкой Митрополий. До окончания работы комиссии Древлеправославная Архиепископия и Московская Митрополия будут извещать друг друга об открытии новых приходов»[20].

К сожалению, со стороны ДА никакой реакции не последовало.

25 апреля 2021 г. состоялось освящение кафедрального собора Древлеправославной Архиепископии в г. Приморско-Ахтарске. «Чин освящения храма совершил епископ Никодим в сослужении  настоятеля храма священнопротоиерея Георгия Ефимова, священноиерея Артемия Ефимова, священноиерея Андрея Шамова, священноиерея Глеба Бобкова, протодиакона Михаила Абакунчика, диакона Георгия Щевликова»[21].

Это важное событие являлось, по существу, внутренним делом ДА. На освящении не было ни первосвятителя РПСЦ м. Корнилия, ни архиепископа Донского и Кавказского Зосимы (Еремеева), скорее всего, их даже и не приглашали. От духовенства РПСЦ присутствовал только о. Глеб Бобков.

С 6 по 9 июля 2021 г. м. Корнилий (Титов) посетил приходы РПСЦ в Краснодарском крае: храм влмч. Димитрия на хуторе Новонекрасовском (настоятель о. Глеб Бобков), храм св. прор. Илии в станице Кавказской (настоятель о. Валерий Кириченко), храм в станице Ханской (настоятель о. Иоанн Рыбаков), храм в г. Краснодаре (настоятель о. Иоанн Севастьянов).

Посетил он так же расположенные по соседству приходы ДА: храм Покрова Богородицы на хуторе Новопокровском (настоятель о. Григорий Ефимов), кафедральный собор ДА во имя  свв. апостолов Петра и Павла в городе Приморско-Ахтарске (настоятель о. Георгий Ефимов).

При этом первоиерарх ДА епископ Никодим (Елякин) с м. Корнилием почему-то не встречался.

В храме ДА на хуторе Новопокровском м. Корнилий молился полунощницу, на празднике в приходе РПСЦ в станице Ханской присутствовал священник ДА о. Артемий Ефимов, на молебне в храме РПСЦ в Краснодаре присутствовали протоиерей Георгий Ефимов и о. Артемий Ефимов[22].

Посещение приходов ДА м. Корнилием напоминало визит первосвятителя в приходы другой автокефальной церкви при ограниченном молитвенном общении между ними, так как приличных в этом случае совместных архиерейских богослужений не было.  


 

«Во время обсуждения этого сложного вопроса выяснилась странная подробность биографии нынешнего главы ДА. Некогда Никола Елякин принял крещение в одном из наших подмосковных храмов. Через некоторое время он оставил Церковь и ушел в ДА, где был повторно крещен, а со временем стал епископом»[23].

 

 


Комментарий: Представляет интерес тот факт, что в официальном обращении РДЦ к пастве ДА сказано, что один из основных деятелей ДА, ныне протоиерей, а «в 1999 году диакон Георгий Ефимов учинил (в РДЦ) церковный раздор, необоснованно обвиняя церковное священноначалие более всего в том, что оно якобы намерено тайно осуществить объединение Церкви со старообрядцами, приемлющими Белокриницкую  иерархию.

И вот теперь он сам организовал объединение (с РПСЦ), следовательно, признал, что его обвинения в адрес нашего церковного священноначалия теперь утратили всякий смысл с любой точки зрения.

Следовательно, он без всякого основания обрек вас на почти два десятка лет вражды, стал виновником бессмысленных многочисленных личных и семейных трагедий.

И вот вы вновь доверяетесь этому человеку, который разрушил жизни многих из вас, вместо того, чтобы вернуться в Дом Отца своего — Святую Древлеправославную Церковь»[24].


 

«Несмотря на то, что епископа Зосиму поддержал ряд других клириков, выяснилось, что сами представители ДА не получили официальных приглашений на этот Собор и по этой причине не могли дать ответ на вопрошания вл. Зосимы и других ревностных пастырей РПсЦ»[25].

«В течение всего дня и епископы, и священство еще не раз поднимали эту тему, в том числе в контексте вопросов о Древлеправославной Архиепископии, духовенство и миряне которой не спешат выполнять все пункты Мирной грамоты, в частности, связанные с совместными богослужениями. Своими переживаниями по этой теме высказались многие участники Собора, причем мнения были довольно резкие, однако до поры до времени поворачивать вспять не стали»[26].

Обсуждение на Соборе 2021 г. отношения к так называемой «сочинской» иерархии привело к неожиданному результату.

Вначале казалось, что отношения с ней будут приостановлены и будет принято решение о дополнительном расследовании её канонического достоинства. Во всяком случае, так было настроены многие участники Собора.

«Невзирая на опасность нового глобального раскола старообрядчества, митрополит Корнилий решил “сохранить лицо” и не пошел на выполнение логичных требований Белокриницкой митрополии, выдвинувшей ему фактически ультиматум»[27].

«Также выяснилось, что, к сожалению, среди соборян есть люди, для которых «мутная вода» роднее и ближе чистой воды Белой Криницы. Была сделана попытка выдать ДА за неокружников. Но неокружников и окружников объединяла общая Белокриницкая иерархия и общая история. А что объединяет нас и ДА? У нас нет и не было ничего общего» [28].

«Внутри РПСЦ имеется влиятельное лобби противников разрыва общения с ДА, ради которого приходится жертвовать не только историческим и символически очень значимым единством с Белокриницкой митрополией, но и добрыми отношениями с РДЦ, от которой, собственно, ДА и откололась в конце 1990-х — 2000-е годы по очень маловразумительным причинам.

В первую очередь это лобби олицетворяет протоиерей Вадим Коровин из-под Саратова, который был связан с ДА еще до ее сближения с РПСЦ»[29].

По сведениям от участников Собора, в защиту каноничности «сочинской» иерархии выступил о. Вадим Коровин, который считает каноничными все «беглопоповские» иерархии, как официальную, так и «раздорнические», так как в одной из них он получил хиротонию и поэтому является заинтересованным лицом, а так же его единомышленник о. Михаил Родин.

Энергично оправдывал «Мирный акт» м. Корнилий (Титов), который вообще не склонен признавать свои ошибки.

Его поддержали те, кто традиционно голосовал на Соборах по принципу «как владыке угодно».

Мнения в защиту «Мирной грамоты» прозвучали следующие. Так, о. Александр Панкратов сказал, что «согласно Евангелию, надо оставить сто овец и идти за одной заблудшей».

 


Комментарий: Евангельская притча относится совсем к другой ситуации, а вопрос объективной оценки канонического достоинства  духовенства одного из присоединяющихся исповеданий лукаво снимается с рассмотрения якобы из соображений «милосердия» и «любви».

Надо помнить, что истина может быть нелицеприятна и для кого-то неприятна. Действительное милосердие заключается в том, что в случае сомнения в действительности какой-то иерархии её клирикам должно быть предложено принять истинную хиротонию от иерархов РПСЦ ради спасения их душ и душ вверившейся им паствы. Это обычная практика, которую в РПСЦ применяют по отношению ко многим присоединяющимся клирикам, и которая должна применяться и в данном случае.


 

О. Михаил Родин: «Выбирая между Браиловской митрополией и сочинской иерархией, не надо забывать, что Румыния – наш геополитический противник, член блока НАТО. Если вы станете на сторону Браиловской митрополии, как вы объясните ваш выбор своим кураторам?»

 


Комментарий: Вопросы церковно-канонические недопустимо увязывать с сиюминутным политическим противостоянием. Есть у руководства РПСЦ какие-то кураторы или нет – неизвестно. Но в любом случае с точки зрения государственных интересов России в условиях военно-политического противостояния со странами НАТО доброжелательные отношения между старообрядческими церквями России и Румынии представляют большую ценность, дают возможность как-то уменьшить напряженность в межгосударственных отношениях.


 

«Иерей Глеб Бобков сообщил, что прихожане ДА не только присутствуют на службах, но и участвуют в таинствах Венчания и Крещения»[30].

Вскоре после Собора, «по горячим следам», была опубликована статья о. Глеба Бобкова, посвященная обсуждению вопроса о взаимоотношениях РПСЦ с ДА.

Из этой статьи следует, что «большинство приходов ДА расположено на территории Донской и Кавказской епархии РПСЦ», но при этом «не все архиереи РПСЦ (очевидно, имеется в виду епископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев)) благословляют совместные службы с клириками ДА, не было ни одной совместной архиерейской литургии».

 


Комментарий: Надо сказать, что о. Глеб Бобков является убеждённым сторонником объединения РПСЦ и ДА, вероятно, потому, что в месте его служения существуют храмы обоих согласий и разделение являлось очевидным и болезненным. Однако он не видит никаких объективных канонических причин для разделения, считает, что они вызваны «грехами» и «враждой», которые надо преодолеть и «помириться».

Поэтому о. Глеб Бобков, в соответствии с формулировками подписанной в 2017 г. «Мирной грамоты» между РПСЦ и ДА, воспринимает вновь поднятый вопрос о каноническом достоинстве ДА всего лишь как возобновление «злого порицания, высказывания, сомнения и упрека». То есть, по тексту «Мирной грамоты» и озвучивающего её положения о. Глеба Бобкова любой сомневающийся в законности, например, иерархии ДА является «раздорником, и подлежит церковному суду»[31].

Надо сказать, что попытка составителей «Мирной грамоты» под угрозой церковных прещений запретить повторное обсуждение законности иерархии ДА является канонически ничтожной. Не только можно, но и необходимо возвращаться к рассмотрению этого вопроса, если для этого появятся серьёзные основания.

Далее, в своей статье о. Глеб Бобков предлагает «провести совместное епархиальное собрание Донской и Кавказской епархии и приходов ДА, расположенных на ее территории при руководстве собранием митрополитом Корнилием»[32].

То есть, не убедить, не развеять сомнения в законности иерархии ДА, а с привлечением первоиерарха РПСЦ «нагнуть», заставить епископа Зосиму и верующих Донской и Кавказской епархии вступить в молитвенное общение с приходами ДА.

К сожалению, общим свойством всех «объединителей» является неспособность к диалогу со своими, стремление добиваться своих целей не путём убеждения несогласных, а «продавливанием», угрозами, административно-командными методами.


 

«Чтец Дионисий Севастьянов рассказал, что, общаясь с клириками и мирянами этой иерархии, он не слышал о каком-либо противодействии объединению с их стороны. Он указал на необходимость личного контакта с представителями этого согласия, прежде чем принимать поспешные, возможно, трагические решения»[33].

 


Комментарий: Во всяком религиозном сообществе тон в первую очередь задают их лидеры, духовенство, а не народные массы. А «верхушка» ДА как раз не торопится объединяться с РПСЦ, имея для этого какие-то свои причины.


 

Так как «выяснилось, что чада ДА и РПсЦ активно участвуют в совершении таинств обоих согласий», то, по мнению вышеупомянутых участников Собора, «полный разрыв отношений может привести к непоправимой духовной катастрофе»[34].

 


Комментарий: Противники разрыва отношений с ДА не приводят никаких канонических и исторических аргументов, а пытаются давить на эмоции, «на жалость».

Хочется спросить, а раздор 2007 г. не был «непоправимой духовной катастрофой», «поспешным и трагическим решением»? Почему за прошедшие годы не принималось никаких мер по уврачеванию нашего внутреннего разделения? Или жалко только чужих? Раздорники РДЦ оказываются ближе, их действия стараются оправдать, а свои христиане, оказавшиеся в расколе с Церковью, это – «гной, который вытек», как заявляли после Собора РПСЦ 2007 г. сторонники отлучения несогласных?


 

Такие рассуждения произвели впечатление, и большинством голосов Собор высказался против пересмотра отношения с «сочинской» иерархией.

Вместо этого было принято решение вступить в переговоры по этому вопросу с Браиловской митрополией, не признающей «сочинскую» иерархию.

По мнению одного из делегатов Собора, «в результате непростого обсуждения было принято решение, которое мне представляется половинчатым.

Как справедливо заметил архиепископ Никодим, надо уметь признавать свои ошибки и исправлять их. Полагаю, Собору надо было исправить ошибку – объявить «мирную грамоту» недействительной и прекратить всякое общение с ДА»[35].

«Собор с оговорками подтвердил законность Мирной грамоты, заключенной между Русской Православной старообрядческой Церковью и Древлеправославной Архиепископией (Сочинская иерархия)»[36].

 


Комментарий: Хотя на осеннем Совете Митрополии 15–16 сентября 2021 г. было принято решение повторно создать комиссию по диалогу с ДА, в решениях Собора нет указаний на то, что она должна как-то продолжить свою работу, ещё раз исследовав этот вопрос.


 

В Постановлениях Освященного Собора РПСЦ по этому поводу было сказано:

«1. Рассмотрение обращения высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия об иерархии Древлеправославной Архиепископии
1.1. Для решения вопросов о Мирной грамоте с Древлеправославной Архиепископией и о чиноприеме от Русской Древлеправославной Церкви, предложить Белокриницкой Митрополии и Древлеправославной Архиепископии направить своих представителей на очередной Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви»[37].

 


Комментарий: Никакой необходимости в прибытии делегации из Браиловской митрополии нет. Сейчас не средневековье, когда был затруднен удалённый обмен информацией, и сложные вопросы можно было уяснить только при личной встрече. На Соборе РПСЦ в Москве представителям Браиловской митрополии не смогут сообщить ничего нового, никаких дополнительных подробностей, которых бы они уже не знали.

Это решение принято только для того, чтобы выиграть время и уклониться от прямого ответа на поставленный вопрос.


 

«1.2. В связи с неисполнением Древлеправославной Архиепископией п. 6 Мирной грамоты, предупредить Древлеправославную Архиепископию о возможном приостановлении действия Мирной грамоты»[38].

 


Комментарий: Своим решением Собор признал, что по факту РПСЦ и ДА уже находятся в состоянии разрыва отношений.

В 2017 году вожди ДА, после их признания со стороны РПСЦ, получили то, чего хотели, то есть подтверждение законности своей иерархии.

Попытка епископа Донского и Кавказского Зосимы (Еремеева) согласовать как-то церковную жизнь своей епархии с жизнью приходов ДА на своей территории получила решительный отпор со стороны их священноначалия.

Собор РПСЦ своим решением, по существу, признал обоснованность выступления делегатов, указывающих на ненормальность такого положения дел.

Обозреватель портала «Credo.Press» подвёл следующий итог соборных решений по этому вопросу: «Решение Освященного Собора РПСЦ по этому вопросу от 20 октября выглядит компромиссным и нацелено на затягивание времени. Оно отложило вопрос до следующего Освященного Собора, который соберется только через год и на который должны как "на ковер" прибыть официальные представители ДА и Белокриницкой митрополии, что, например, в нынешних коронавирусных условиях было бы совершенно невозможно.

При этом формулировки решения звучат оскорбительно для ДА, которой напоминают, что она обязана полностью влиться в структуру РПСЦ, “растворив” свои приходы в ее епархиях. Такую перспективу категорически отвергает главный идеолог ДА священник Георгий Ефимов из хутора Новопокровский на Кубани.

 Но и для Белокриницкой митрополии они звучат оскорбительно, поскольку младшая по чину иерархия не вправе столь директивно вызывать к себе старшую.

Одним словом, пока можно подвести лишь один предварительный итог очередного “корнилианского” Собора: прожект митрополита Корнилия по “собиранию старообрядчества” при поддержке Администрации Президента создал лишь новые проблемы и угрозы новых расколов»[39].


 

Влас Логинов

 

Часть 1   Часть 2   Часть 3  Часть 4  Часть 5  Часть 6

 

Фотографии

01 - Собор РПСЦ 20 октября 2021 г. фото Александра ГОВОРОВА

02 - Совместное празднование 8 ноября 2017 г. в хуторе Новонекрасовском Краснодарского края священства и мирян РПСЦ и ДА в день памяти великомученика Димитрия Солунского. Фото с сайта «Русская вера».

03 - 21 ноября 2017 г. м. Корнилий попал в ДТП в Молдове. Фото с сайта «Русская вера».

04 - Освящение кафедрального храма Древлеправославной Архиепископии в г. Приморско-Ахтарске. Фото с сайта Древлеправославной Архиепископии «Древлеправославная киновия Покрова Пресвятой Богородицы».

05 – Посещение м. Корнилием (Титовым) 9 июля 2021 г. храма РПСЦ в Краснодаре. Фото «Вестник митрополии» № 2 (68) 2021 г. стр. 40.

06 – Глава Древлеправославной Архиепископии епископ Никодим (Елякин). Фото Александра Говорова с сайта «Старообрядческая мысль».

07 - Один из основных деятелей Древлеправославной Архиепископии протоиерей Георгий Ефимов. Фото с сайта «Русская вера»

08 – Оживлённые обсуждения на Соборе РПСЦ 2021 г. Фото с сайта «РПСЦ в фотографиях».



[19] «Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви 13-16 (26-29 н. ст.) апреля 2018 г.» «Древлеправославный календарь 2019», Стр. 134.

[22] «Митрополит Корнилий посетил приходы Краснодарского края». «Вестник митрополии» № 2 (68) 2021 г., стр.  38-40.