От редакции:

Статья видного деятеля Поморской церкви Алексея Безгодова продолжает обсуждение той ситуации, которая возникла в обществе и религиозных конфессиях после начала специальной военной операции, начатой Россией на Украине.

Высказывания верующих в поддержку этого вынужденного действия оцениваются как «сервилизм» и даже «сергианство», то есть угождение государственным властям.

Однако те авторы нашего сайта, которые признают необходимость военной операции, делают это в соответствии со своими убеждениями.

Кроме того, те отрицательные явления в жизни религиозных сообществ, которые А. Безгодов называет «сервилизмом» и «сергианством», однозначно имеют место и по отношению к политике не только властей России, но и стран Прибалтики, Польши и Украины и Румынии.

 

По причине войны на Украине, идущей уже с 2014 г., к духовным отцам и руководству Церкви обращаются христиане с вопросом о том, как Церковь Христова относится к этим событиям. Отвечая на подобные вопросы Церковь для своих прихожан должна оставаться духовным и нравственным ориентиром, при этом следовать христианскому учению и каноническому праву, а не политической конъюнктуре.

Руководство ДПЦ еще в 1990-х гг. обращалось к общинам с предложением воздержаться от участия в общественно-политической деятельности и не участвовать в борьбе политических партий.

По ситуации на Украине руководство Российского Совета ДПЦ так же уже делало обращения – в мае 2014 и феврале 2022 года. Но вопросы у людей остаются. Так в сети Интернет недавно появилось обращение шести поморских общин, которые однако опубликованы без авторства и подписей.

В связи с этим, некоторым современным общественным и церковным деятелям хотелось бы напомнить, что Церковь Христова принадлежит к миру Божьему и не должна потакать мирским слабостям и порокам. А насилие и войны в современном мире являются одним из таких пороков. Церковные служители должны удаляться от политической идеологии и участия в политических играх. Национальные идеи всех видов так же являются ложными и только разъединяют христиан.

После никоновского раскола в христианском мире начались времена последнего отступления (апостасия). Нигде на земле государственная власть больше не является христианской в полном смысле слова, и христиане староверы вынуждены приспосабливаться к современным условиям жизни. К тому же нужно осознавать, что христианские нормы, к сожалению, уже не являются определяющими для современного общества. В мире, где духовно господствует антихрист, Церковь тем более должна удаляться от вопросов государственной политики. Церковь это не место для политических баталий, а для тех христиан, кто желает участвовать в общественно-политической жизни страны, существуют общественные организации и политические партии, и не следует в эту деятельность вмешивать, как отдельные общины, так и всю Церковь. (Кстати об этом говорит и принцип отделения церкви от государства, закрепленный в современной Конституции РФ).

На Соборе Древлеправославной Поморской Церкви в Вильнюсе в 1988 г. была высказана безусловная приверженность Церкви делу мира: «Мы полны уверенности в правоте и победе святого дела защиты и установления всеобщего мира на земле. С еще большей энергией будем молиться о мире и приумножать свои усилия в труде во имя мира до последнего его торжества по всей земле, дабы исполнились пророчества Исаии пророка, сказавшего: «Делом правды будет мир и спокойствие и безопасность во веки» (Ис. 32,17). […] – Можно уверенно сказать, что старообрядцы являются патриотами своей Родины. Они молятся Богу свободно в своих храмах и молитвенных домах за ее благополучие, за мир во всем мире. Согласно слов Святого Апостола Павла,  «Молю убо прежде всех творити молитвы за всех иже во власти суть, за тихое и безмятежное житие по всяком благочестии и чистоте, сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хочет спастися» (I Тим. Гл. 2.)» (Деяния Собора 1988 г. стр. 62-63).

Церковь в разные периоды своей истории ради защиты христиан и христианских устоев шла на сотрудничество с мирской властью, как с государями христианами, так и с язычниками и даже еретиками. Но даже тогда Церковь призывала воздерживаться от насилия. Так преподобный Феодор Студит, говоря об осуждении еретиков павликиан пишет (письмо к императору Льву 114 [302]): «церковный закон никому не угрожает ни ножом, ни мечом, ни бичом. Ибо, – говорит Писание, – «возврати нож свой в место его, вси бо приемшии нож, ножем погибнут» (Ев. от Матф. зач. 108).

Разные формы такого сотрудничества с государством называются "сервилизмом" (подчинение и преклонение перед государственной властью). Однако даже согласившись на сотрудничество по каким то вопросам, Церковь не должна одобрять и тем более соучаствовать в действиях государства, которые противоречат заповедям христовой веры. Иногда сервилизм доходит до крайних форм, которые, к примеру, мы наблюдали у никониан в середине 20 века в виде «сергианства» (официального соработничества с богоборческой властью в СССР и одобрения репрессий против христиан).

Староверы всегда выражали лояльность к государству, в котором они проживают и его властям, пока эти власти лояльны к исповеданию веры Христовой. Однако лояльность к властям не должна означать нашей поддержки всех мероприятий, которые эта власть проводит, тем более если это противоречит христианским нормам.

В настоящее время мы видим, как идеи крайнего сервилизма начинают распространяться и среди староверов. Призываем всех христиан староверов блюсти себя опасно и не допускать проникновения «никонианского сергианства» в ваши души и сердца, воздерживаться от вовлечения в политические игры, которые принесут только несчастья и раздоры в христианское общество.

А.А. Безгодов

30 марта 2022 г.