В XVIII-XIX веках тяжелой проблемой для старообрядчества был отказ государства признавать браки, заключаемые между членами старообрядческих согласий.

Совершавшиеся в старообрядчестве браки не формировали защищенную законом систему правоотношений между супругами, родителями и детьми. Все это приводило к самым разным, порой трагическим, коллизиям в вопросах собственности, наследства, признания детей. Такой ситуацией иногда пользовались многоженцы и брачные аферисты.

В 1874 году появился закон, дозволявший заносить записи о браках старообрядцев в метрические книги. Но поскольку терминология закона была оскорбительна (старообрядческое венчание называлось «раскольничьм обрядом»), не многие решались воспользоваться этой возможностью.

Окончательное признание старообрядческого брака состоялось только 12 февраля 1907 года, когда императорский указ уравнял юридическую основу брака старообрядцев с браком в господствующей церкви.

После революции 1917 года церковь была отделена от государства, церковные браки государством не признавались.

Сегодня церковное венчание вне зависимости от конфессии, не признается государством как юридический акт. Около 20 лет назад в РПЦ МП было запрещено венчать без государственной регистрации, чтобы избежать юридических проблем, которые имели старообрядцы до 1907 года. В старообрядческих согласиях допускается венчание и без государственной регистрации, хотя любой ответственно относящийся к институту семьи гражданин понимает, что она необходима.

Однако в последние годы количество венчанных, но не имеющих государственной регистрации пар растет. Связано это с новым религиозным учением, что браки де «совершаются на небесах», а земные формальности это все лишнее и даже вредное, «от анчихриста». Получается, что старообрядцы, которые веками добивались признания своих браков государством, теперь довольствуются только церковным обрядом, юридически ни к чему не обязывающим.

Какие следствия это имеет в реальности? Типичная история дня: глава многодетного семейства умирает в расцвете лет, а безутешная вдова, в тому же гражданка другого государства, не может претендовать на его имущество, не может доказать его отцовство, совместное проживание и соответственно получить помощь от государства. Зато доволен духовный отец – семья не прошла через «анчихристову» регистрацию в ЗАГСе.

Глеб Чистяков