В. И. Осипов. Общественное измерение
9 февраля 2023 года на 67-м году жизни после продолжительной болезни упокоился известный старообрядческий просветитель, историк и краевед Виктор Иванович Осипов. Погребение состоялось 12 февраля во Введенском старообрядческом храме г. Боровска. Основные старообрядческие СМИ отозвались об этом печальном событии, указав, что благодаря Осипову состоялось возрождение старообрядческих святынь Боровска, в том числе Введенской церкви.
Было рассказано также, что при непосредственном участии Виктора Ивановича была построена часовня святым мученицам и исповедницам Феодоре (Морозовой), Евдокии Урусовой и иже с ними пострадавшим за правоверие, основан Боровский историко-краеведческий музей, совершено много других трудов, важных для старообрядчества и города Боровска.
Однако за кадром публикаций осталось общественное измерение деятельности этого без преувеличения выдающегося человека.
Научно-общественное пространство
Одно из важнейших общественных деяний Осипова это появление и 30-летняя история межстарообрядческого научного и общественного пространства в виде научной конференции «Старообрядчество: история, культура, современность». То, что форум «Старообрядчество: история, культура, современность» не просто встреча ученых, а нечто большее осознали еще не все. Большинство других научных мероприятий, например, конференция МГУ (поздеевская), конференции Ветковского музея, мероприятия Уральского федерального университета, конференция «Старообрядчество: история и современность» в Улан-Удэ, барочные конференции Михаила Чернова воспринимаются исключительно как научные, академические междусобойчики. Осиповская же конференция стала первым и на данный момент единственным межстарообрядческим пространством, где в дружественной и непринужденной атмосфере встречались представители всех без исключения согласий старообрядчества, ученые и журналисты. Диалог продолжался в кулуарах, участники конференций обсуждали свои научные и издательские планы, налаживали связи, формировали пути межстарообрядческого сотрудничества и диалога. На этой конференции звучали не только специализированные научные доклады, но и выступления, посвящённые актуальным вопросам староверия.
Сам Осипов впоследствии говорил об этом: «Эта инициатива возникла по следующей причине. Бывая на научных конференциях, устраиваемых государственными ВУЗами и исследовательскими центрами, старообрядцы и ученые, занимающиеся вопросами старообрядчества, поневоле стали задумываться о создании своей, независимой площадки. Нужен был форум, на котором старообрядчество стало бы центральной темой, а не довеском к историческим, религиоведческим или культурологическим вопросам».
Проведение таких конференций было делом, мягко говоря, непростым. И это касалось не только финансовых и организационных вопросов. Некоторые влиятельные деятели межстарообрядческого общественного пространства пытались перетягивать одеяло на себя. Например, предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов) в обмен на разрешение проведения конференции на Рогожском, требовал личного утверждения списка приглашенных, чтобы, в случае чего, вычеркнуть «нелояльных» исследователей и гостей.
Надо отдать должное Виктору Ивановичу — он был незаурядным организатором, человеком с которым не только можно, но и приятно было сотрудничать. Важной особенностью В.И. Осипова было отсутствие некоего культрегерства, взгляда свысока, свойственного довольно многим представителям научных кругов в отношении «изучаемого предмета» (старообрядцев). Старообрядец для него не был «благородным дикарем» Руссо, он сам был десятки лет и до последнего дня земной жизни верующим христианином, прихожанином РПСЦ. Автор считает это редким примером удачного синтеза ученого и верующего.
В. И. Осипову также принадлежала идея объединения старообрядцев-мирян в рамках межстаробрядческого общественного движения. Первое собрание инициативной группы состоялось в 2015 году в московском районном военно-морском патриотическом клубе, который организовали старообрядцы-поповцы из города Вилково Одесской области. Инициатором встречи выступил председатель Совета РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия» Сергей Петров (РПСЦ). Участник мероприятия старообрядческий публицист А. Шишкин отметил по его итогам:
«Одной из причин создания такого старообрядческого движения стало то печальное обстоятельство, что, по словам представителей как РПСЦ - поповцев, так и ДПЦ - беспоповцев, внутри согласий наблюдается схожая картина – инициатива мирян давится на корню, официальные представители старообрядческих конфессий в своих выступлениях и контактах с властями стараются избегать проблемных вопросов и зачастую глухи к тому, что по-настоящему волнует их паству».
Официоз и псевдообщественники
Сообщение о встрече инициативной группы по созданию межстаробрядческого общественного движения вызвало немалый энтузиазм в старообрядческой среде. Однако в конечном итоге идея В. Осипова, С. Петрова и других участников собрания не были воплощены жизнь. Как сказали бы в советское время они были «перехвачены» и «оседланы» персонажами имеющими совсем другие планы.
Так, например, появилась клерикальная структура так называемая «Рабочая группа по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством» под руководством профессора М. О. Шахова. В нее вошли лица, назначенные руководством централизованных религиозных организаций, но не имеющие никакого отношения к старообрядческой общественности. Вместо обсуждения и решения актуальных задач староверия «Рабочая группа» занялась подготовкой к торжествам в честь 400-летию протопопа Аввакума и проведению помпезных и бессмысленных «Всемирных старообрядческих форумов», участников которых отбирали главы конфессий.
На этих казалось бы представительных старообрядческих форумах восседала церковная номенклатура в окружении многочисленных сотрудников аппарата, высокопоставленные государственные чиновники и официозные ученые, назначенные присматривать за староверием. Если не принимать во внимание терминологию, то резолюции форумов, напоминали больше постановления ВЦСПС 70-х годов, нежели творчество свободной старообрядческой мысли.
Финал этого официозного начинания был закономерен. «Рабочая группа по координации межстарообрядческого сотрудничества» распалась в 2020 году после того как из нее вышли представители Русской Древлеправославной Церкви сославшись на усталость от обсуждения бессмысленных прожектов. В Деяниях собора РДЦ говорится: «Рабочая группа занимается лишь вопросами организации всех этих практически бесполезных, на наш взгляд, мероприятий, которые лишь растрачивают государственные бюджетные средства».
С другой стороны, летом 2019 года был зарегистрирован Всемирный Союз староверов (ВСС). В многочисленных интервью СМИ его руководитель Леонид Севастьянов обещал, что не повторит ошибок межстарообрядческой Рабочей группы и создаст подлинную, неклерикальную организацию для широкого участия представителей старообрядческой общественности. Однако после появления Всемирного Союза староверов перед ним были поставлены иные, отличающиеся, от чаяний старообрядческой общественности задачи. Севастьянова увлекла переписка с римским Папой, сомнительного рода «миротворческие» инициативы, организация музыкальных фестивалей, продюсирование художественных проектов своей любимой жены оперной дивы Светланы Касьян и другие, не имеющие к староверию никакого отношения вопросы. К тому же в организации до сих пор состоит всего лишь один человек - ее председатель и распорядитель Л. М. Севастьянов.
Таким образом, на сегодняшний день конференция В. И. Осипова «Старообрядчество: история, культура, современность» де факто остается единственным реальным межстарообрядческим научным и общественным пространством.
В борьбе с «паладинами мрака»
В. И. Осипов неоднократно и не взирая на лица, выражал твердую апологетическую позицию по вопросам древлеправославной веры. В частности, об установлении в 2009 году старообрядческой лампады в Иерусалиме у так называемых «Судных врат». Инициатором установки лампады стала старший сотрудник Государственного Исторического Музея Елена Юхименко. В. И. Осипов в прямой беседе с Юхименко утверждал, что на самом деле никаких Судных врат в Иерусалиме никогда не было. Ни один св. отец, ни один древний писатель о них не упоминают. Современные историки и археологи (в том числе никонианские) отрицают их существование. Также он сообщил ей, что установка этой лампады произвела негативное впечатление на старообрядчество и вызвала нестроения в РПСЦ. Один известный старообрядец (Калужская обл.) назвал инициаторов и установщиков лампады «паладинами мрака». Так что от Москвы до самых до окраин эта тема взбудоражила умы.
Максим Маратов