Инославные заимствования в древлеправославной среде
25 мая состоялось очередное заседание
Союза старообрядческих начетчиков. Нынешнее заседание было открытым.
Кроме христиан Русской Православной Старообрядческой Церкви в нем
приняли участие представители Русской Древлеправославной Церкви и
старообрядно-единоверческого крыла Русской Православной Церкви
Московской Патриархии. Основной темой разговора стали инославные
заимствования в старообрядческой среде. В ходе дискуссии было выяснено,
что причиной тех или иных заимствований является во-
первых низкий уровень богословской, литургической и исторической
грамотности, во-вторых, отсутствие в староверии четкой и ясной позиции
по насущным вопросам церковного и общественного бытия, и в третьих,
слабый уровень просветительской работы.
В первой группе находятся заимствования, которые можно охарактеризовать
как литургические. Среди них можно назвать ношение в среде
старообрядческого духовенства (РПСЦ и РДЦ) различных элементов
новообрядных облачений, использование в богослужении новообрядческих
погласиц чтения, проникновение инославных сюжетов и способов иконописи,
употребление новообрядных и католических традиций в молитве
(богородичное правило), частные случаи почитания новообрядных святых в
древлеправославной практики. Было отмечено, что многие заимствования
хотя и не носят канонического и тем более догматического характера, все
же размывают границы самоидентефикации староверов. Такие заимствования
приводят к утрате старообрядческих культурно-церковных традиций,
воспитывают пренебрежение к церковному и отеческому преданию. Отдельные
литургические заимствования граничат с ересью и могут послужить к
появлению неправославных мудрствований в среде древлеправославных
христиан. Союз старообрядческих начетчиков постановил усилить
просветительскую работу в этом направлении.
Второй группой заимствований можно назвать каноническо-организационные заимствований. Среди них наиболее опасными являются попытки навязать синодально-авторитарную систему управления церковным организмом. Устранение соборности и введение никоно-петровской волюнтаристской модели управления противоречит святоотеческим правила и традициям сложившимся в 17-19 веках в старообрядчестве. Было отмечено, что попытки такого рода периодически возникают во всех старообрядческих согласиях. В этой же категории заимствований можно отнести и не вполне проработанную систему иерархических званий и статусов. Их употребление часто копирует никонианскую систему.
К третьей группе заимствований были отнесены историософские вопросы. Члены Союза старообрядческих начетчиков отметили, что в этой сфере заимствований приходят не столько из инославной, сколько из светской сферы. Причиной этого является отсутствие внятного общецерковного мнения по некоторым актуальным вопросам общественного и социального бытия. Участники заседания предложили несколько тем для научной проработки и дискуссии. Среди них «Идентификация староверия в российской и всемирной истории», «Взаимоотношения Церкви и власти», «Революция 1917 года с точки зрения староверия», «Апостоличность древлеправославия в современном мире», «Возможности и пути православного возрождения в России с точки зрения старообрядчества», а также некоторые другие. Еще две группы заимствований были охарактеризованы как богословские и бытовые. Подробный отчет о заседании Союза старообрядческих начетчиков будет опубликован позднее.
Второй группой заимствований можно назвать каноническо-организационные заимствований. Среди них наиболее опасными являются попытки навязать синодально-авторитарную систему управления церковным организмом. Устранение соборности и введение никоно-петровской волюнтаристской модели управления противоречит святоотеческим правила и традициям сложившимся в 17-19 веках в старообрядчестве. Было отмечено, что попытки такого рода периодически возникают во всех старообрядческих согласиях. В этой же категории заимствований можно отнести и не вполне проработанную систему иерархических званий и статусов. Их употребление часто копирует никонианскую систему.
К третьей группе заимствований были отнесены историософские вопросы. Члены Союза старообрядческих начетчиков отметили, что в этой сфере заимствований приходят не столько из инославной, сколько из светской сферы. Причиной этого является отсутствие внятного общецерковного мнения по некоторым актуальным вопросам общественного и социального бытия. Участники заседания предложили несколько тем для научной проработки и дискуссии. Среди них «Идентификация староверия в российской и всемирной истории», «Взаимоотношения Церкви и власти», «Революция 1917 года с точки зрения староверия», «Апостоличность древлеправославия в современном мире», «Возможности и пути православного возрождения в России с точки зрения старообрядчества», а также некоторые другие. Еще две группы заимствований были охарактеризованы как богословские и бытовые. Подробный отчет о заседании Союза старообрядческих начетчиков будет опубликован позднее.