3 мая в городе Верещагино возобновились судебные слушания по делу директора сельской школы Александра Поносова.

    В прессе за последние полгода много говорилось о судебном деле и о директорстве Поносова, но нам бы хотелось познакомить наших читателей с самим Александром Поносовым, раскрыть некоторые страницы истории его семьи и его самого, в том числе поговорить и о роли старообрядчества в его жизни.

На этот раз процесс вела судья Валентина Тиунова. Государственный обвинитель в кассационном представлении, направленном в краевой суд, просил отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение в тот же районный суд, но в ином составе. По его мнению, выводы, изложенные в постановлении, противоречивы.

Поносов со своей стороны так же в кассационной жалобе просил отменить прошлое постановление суда и прекратить дело за отсутствием состава преступления. Директор школы считает, что районный суд нарушил нормы процессуального законодательства, а выводы, изложенные в постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Еще в конце марта коллегия по уголовным делам краевого суда пришла к выводу, что районный суд прекратил дело с нарушениями процессуального законодательства. Коллегия выявила несоответствие выводов, изложенных в постановлении суда, фактическим обстоятельствам дела. Решение о прекращении дела было отменено и отправлено в Верещагинский районный суд на новое рассмотрение.

В итоге Верещагинский районный суд приговорил Александра Поносова к штрафу в размере 5 тыс. руб. После оглашения приговора А.Поносов заявил журналистам, что собирается обжаловать решение суда в вышестоящих инстанциях, передает радиостанция "Эхо Москвы".

 

В прессе за последние полгода много говорилось о судебном деле и о директорстве Поносова, но нам бы хотелось познакомить наших читателей с самим Александром Поносовым, раскрыть некоторые страницы истории его семьи, в том числе поговорить и о роли старообрядчества в его жизни.

Как оказалось «старообрядческий» вопрос взволновал даже краевые власти в Перми. Как стало известно, еще в ходе первого судебного разбирательства, сотрудники департамента внутренней политики, провели разъяснительную беседу с Верещагинским старообрядческим священником о. Валерием. В ходе беседы спрашивали о роли старообрядчества в этом деле, просили провести беседу с Поносовым, чтоб он «не афишировал» своей принадлежности к старообрядчеству. Такая беседа объяснялась опасением религиозного экстремизма.

Однако старообрядческий вопрос время от времени проявляет себя. На одном из семинаров у сепычевского директора школы спрашивали о его мнении по вопросу введения в школах такого предмета, как Основы православной культуры (ОПК), на что Александр Поносов честно ответил, что он является сторонником предмета «История мировых религий», а основы конфессиональной истории и культуры должны преподаваться дома и в воскресных школах при церквях (при мечетях и т.д.). Некоторые даже намекали о пропаганде Поносовым старообрядчества в школе, что выглядит довольно нелепо, так как подавляющее большинство учеников и так является старообрядцами. Дело в том, что само село Сепыч является коренным старообрядческим селом, равно как и все близ лежащие деревни.

Итак, раз уж довольно часто упоминается старообрядчество в связи с этим делом, то давайте рассмотрим, как это касается самого Александра Михайловича Поносова.

Согласно архивным данным фамилия Поносов впервые упоминается в Пермском крае в первой половине 17 века. По одной из версий название фамилии происходит от коми-пермяцкого слова «пон-ыс» - собака, по другой версии от старого русского слова «поносИть» (ругать).

Прадед Александра – Филипп Александрович Поносов жил в Вознесенской волости Оханского уезда Пермской губернии (в наст. время Верещагинский район Пермской обл.) и по вероисповеданию был потомственным старовером, принадлежал к Древлеправославной Церкви приемлющей Белокриницкую иерархию. По своему занятию он был мельничным мастром.

Дед Афанасий Филиппович Поносов жил там же, в д. Евсино, в которой по своему благочестию был избран прихожанами и рукоположен в священники. Служил он в находящейся здесь же в д. Евсино старообрядческой Церкви (позже эта Церковь была перевезена в с. Бородулино). Так было суждено, что о. Афанасий стал последним священником Евсинской Церкви. В конце 1920-х годов Церковь была закрыта. После закрытия Церкви сельский священник занялся крестьянским трудом. Но своих духовных чад наверное не оставлял без надзора, по крайней мере в 1937 году был арестован и осужден по 58 статье на 10 лет. Но вскоре был оправдан и в 1940 году вернулся домой. Но пожить спокойно так и не дали, в 1941 году о. Афанасий был мобилизован в Трудовую Армию, а в 1942 году он умер (по другим данным погиб). В это же время похожая судьба была у многих священников, среди них  еще один Поносов, тоже белокриницкий священник из села Ильинского о. Иоанн (1873 г.р.) который в 1930 году был осужден к трем годам концлагерей.

Отец Александра Михаил Афонасиевич Поносов родился в 1928 году в д. Евсино. Почти всю свою жизнь он проработал на железной дороге в Верещагино. Женат был на Анне Ульяновне, которая так же была потомственная староверка и принадлежала к часовенному согласию (по местному «Путинская вера»). Родилась она в Путинском сельсовете и по вере ее воспитали старики при староверской часовне. До настоящего времени она является крылошанкой старообрядческой церкви в Бородулино.

Михаил Афонасиевич с детства был обучен церковной грамоте и когда уже работал, то никогда не оставлял молитвы, верной спутницей и помошницей ему всегда была его супруга Анна Ульяновна. В те тяжелые для Церкви времена на молитву собирались по домам. В это время часто ездили по другим общинам, посещали своих братиев в с. Пристань, городах Омутнинск и Горький. Позже в Верещагинской старообрядческой Церкви Михаил Афонасиевич был крылошанином, исполнял обязанности уставщика. В конце 1970-х годов в Верещагино скончался о. Иоанн, и его стали просить стать священником, но по болезни он не смог и вскоре в 1980 году умер.

В 1966 году в благочестивой семье староверов родился Александр Михайлович Поносов, в это время родители жили в Нытвенском районе Пермской области. В то время семья переезжала в село Ильинск, а потом в Верещагино. В детстве вместе с родителями часто бывал в других старообрядческих общинах, куда ездили на службы по праздникам. Когда находились дома, ходили на службы в Верещагинский храм, в котором родители состояли в причте. После школы Александр пошел в Армию, служил на флоте на Дальнем Востоке, закончил службу в Югославии.

После армии работал на разных работах. После поступления в Пермский Университет стал работать в школе учителем истории. Но через год пришлось уйти из школы и бросить университет, в стране начались преобразования и последовавший глубокий кризис. В это время было не до учебы, надо было кормить семью. Пришлось заниматься малым предпринимательством, позже в селе Сепыч он занялся фермерством, купил трактор. В эти трудные для семьи годы его поддерживала жена Валентина Лукитична (Мошева), которая была из староверской семьи и принадлежала к поморскому согласию. Не забывали они и Церкви, всегда когда была возможность ездили на службы в Верещагино и Бородулино, брат Александра делел для Церкви свещи. Когда строили Церковь в Сепыче то Александр так же оказывал посильную помощь.

Со временем жизнь наладилась и Александр снова пошел работать в Сепычевскую школу, преподавал ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), вел краеведческий кружок «Поиск». В 1997 году заново поступил в Пермский Университет на Исторический факультет, его научным руководителем стал известный Пермский историк и этнограф д.и.н. Г.Н. Чагин. Закончил университет в 2003 году, дипломная работа называлась «Старообрядческие общины и население Верхокамья XVIIXIX веков». В это время Александр уже работал учителем истории.

В 2004 году Александра Михайловича назначают директором Сепычевской школы (тогда еще в старом здании). Не будем рассказывать о его трудовых достижениях и проблемах, это не входит в рамки нашего повествования, скажем лишь, что во многом благодаря ему, удалось выбить средства на строительство нового здания школы.

В последнее время у Александра Поносова, ставшего в преподавательской среде известным, часто стали спрашивать совета и просят проконсультировать по проблемам программного обеспечения в школах. Перед новым этапом судебных слушаний Александр приезжал в Москву, где участвовал в консультациях и совещаниях при Совете Федерации РФ по вопросу школьного программного обеспечения и о возможностях использования программ Линокс как альтернативе Майкрософту. Затрагивались вопросы разработки собственных, российских компьютерных образовательных программ специально для школ.

 

Александр благодарит всех старообрядцев молитвенно поддерживавших его за благополучный исход дела и всех кто информационно поддерживал его, в том числе и в интернет-сети. Еще зимой, когда были самые тяжелые судебные тяжбы, явно ощущалась молитвенная поддержка, а когда из Бородулинского Храма ехали в Верещагино на судебное заседание, то по обе стороны от дороги стояли яркие радужные столбы. В эти дни приходило много писем со словами поддержки не только со всей России, но и всего Мира. Из Англии писал один адвокат, что он был бы рад защищать его в суде, но к сожалению не знает русского языка. Неожиданно было услышать слова поддержки которые пришли из Соединенных Штатов от Оксаны Садовской, у которой дед оказался тоже Поносовым, с ней даже началась переписка.

 

Александр Поносов живет в селе Сепыч с женой и детьми в хорошем каменном доме, и все на селе знают, что Александр не только крепкий хозяин, но и добрый семьянин и его дети подтверждение тому, что традиции староверия будут продолжаться в семье и впредь.

 

 

Желающие могут пообщаться с Александром Поносовым

в интернете по адресу //alex-ponosov.livejournal.com/

 

Безгодов А.А.