Советник митрополита?
Сегодня о существовании о. И. Миролюбова знают многие христиане.
Он появляется рядом с митрополитом Корнилием почти на всех никонианских
мероприятиях. Сидит с митрополитом в президиуме, в залах приема, позирует на
фотографиях. Он частый гость в приемной митрополита. От новообрядцев можно
услышать, что именно он, а не митрополит, и тем более не Освященный собор
сегодня руководит внешней политикой Русской Православной старообрядческой
Церкви. Так кто же такой этот всесильный серый кардинал?
Иван Иванович Миролюбов родился в Латвии в 1956 г. в традиционной
старообрядческой семье, его отец – Иван Евфросинович - был причетником
поморской Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО),
руководил иконописно-реставрационными мастерскими. Мать Анна Калиновна
Юрьева и
брат Борис (получивший образование инженера-строителя, причетник храма
Гребенщиковской общины) проживают в Риге. Миролюбов закончил рижский
Политехнический институт, учился в аспирантуре.
Духовные приключения юного Ивана Миролюбова начинаются еще в "застойный" период. В 1970-х гг. по приглашению Патриарха Пимена (Извекова) несколько старообрядцев разных согласий поступили в духовные школы РПЦ МП. И. Миролюбов по направлению РГСО поступил в Ленинградскую духовную семинарию, был учеником митрополита Никодима (Ротова). Затем без благословения духовного отца, самочинно поступил в Московскую духовную академию, окончив ее курс со степенью кандидата богословия. По свидетельству беспоповского (федосеевского) публициста А. Щеглова, в те годы сам Миролюбов рассказывал, что сановитый научный руководитель - архиепископ Кирилл (Гундяев) - сделал молодому студенту предложение перейти в РПЦ МП и стать единоверческим епископом. Тем не менее, Иван Иванович вернулся в Ригу. В штате РГСО он числился с 1981 г.
В 1983 г. Иван Миролюбов стал редактором "Старообрядческого церковного Календаря", а спустя некоторое время стал наставником и одним из влиятельнейших лидеров беспоповского староверия. Его духовным отцом был поморский наставник из Санкт-Петербурга Олег Иванович Розанов, ныне председатель Российского совета Древлеправославной Поморской Церкви. Однако деятельность И. Миролюбова с самого ее начала сопровождали конфликты и недоразумения.
В начале 90-х годов в среде рижского безпоповства начался разлад, продолжившийся в соответствии с традициями того времени переделом богатого имущества общины с помощью налетов полицейских спецподразделений и частных охранных предприятий. Кризис достиг апогея в 1993-95 гг., когда из общины ушла большая часть прихожан, которых возглавил старший наставник РГСО о. Алексей Каратаев. Первый Вселатвийский Собор ДПЦЛ в 1995 г. подверг жесткой критике действия Миролюбова как в финансовом, так и в церковно-политическом плане. За финансовые махинации с обширной недвижимостью РГСО, возвращенной общине по латвийскому закону о реституции он был на 7 лет отлучен от молитвы (то есть от Церкви), но удержал за собой здание РГСО и создал фактически "параллельную" поморскую Церковь в Латвии.
И.Миролюбов не согласился с прещениями и оспорил решение власти духовной через Министерство юстиции Латвии. Однако одними имущественными конфликтами деятельность Миролюбова не ограничилась. Начался этап духовных исканий Ивана Ивановича. Вскоре он и его соратники стали искать пути "восстановления" священства. Был проведен ряд консультаций с РПЦЗ. Группа "миролюбовского" ЦС ДПЦЛ даже ездила консультироваться по этому вопросу в США, встречалась с Митрополитом Виталием. Архиерейский Собор РПЦЗ, рассчитывая пополнить Церковь многочисленными поморскими приходами, принял в результате этих переговоров письмо с выражениями покаяния перед старообрядцами. Впоследствии (уже в 2005 г.) на это послание был написан вежливый ответ с отказом от дальнейших контактов.
Вскоре стало очевидным, что РПЦЗ стремительно падает в зависимость от российского никонианства, и Миролюбов переориентирует политику на диалог РПЦ МП. В июне 1999 г. Миролюбовым (от имени "своего" ЦС ДПЦЛ) и председателем ОВЦС МП митрополитом Кириллом (Гундяевым) был подписан т.н. "Меморандум", у которого был внешний смысл – "взаимоуважение конфессий" и внутренний – попытка обрести для староверов-поморцев священство через "никонианство". В порядке введения унии И. Миролюбов и его сподвижники приглашали в Ригу единоверческого священноинока РПЦ МП Петра (Васильева) из Москвы для "проведения причащения". При помощи Миролюбова были организованы совместные с РПЦ МП экуменические молебны "по старому чину" в Кремле. Часть прихожан РГСО возмутилась тем, что "Меморандум" был подписан "без обсуждения в общинах, келейно и поспешно", а о самом факте существования документа они узнали только из светской латвийской прессы. В ответ на принятие этого документа староверы-противники "поспешности и келейности" написали письмо Патриарху Алексию II такими словами: "Мы не хотели бы поднимать вопросы христианской этики, недостаток которой в таком богоугодном деле, как уврачевание последствий раскола, очевиден. Благодаря обману Вас и обману латвийских староверов, святая цель нашего объединения, к сожалению, отодвинута на далекие десятилетия. Движимые политической конъюнктурой некоторые люди готовы на любой обман».
После ряда беспоповских соборов, осудивших действия Миролюбова, он был отстранен от должности старшего наставника РГСО и перестал считаться духовным наставником поморцев. Его сторонники частью примирились с ЦС ДПЦЛ и подписали осуждение Миролюбова (о. Т. Кустиков, о. М. Александров), частью отошли от Ивана Ивановича, создав самостоятельные общины (С. Пичугин) в поисках священства вне РПЦ МП, а частью пошли "миролюбовским путем", присоединившись к РПЦ МП (как минчанин В. Климентьев).
Сам И.И. Миролюбов переехал в Москву и, присоединившись к в РПЦ МП, стал трудиться в ОВЦС МП у митрополита Кирилла. Его отношения с единоверцами (старообрядными приходами РПЦ МП) ухудшались по мере того, как становился ясен масштаб притязаний Ивана Ивановича. В московской единоверческой общине в Студенцах (на Таганке) его перестали привечать, а симпатизант староверия священноинок Петр (Васильев) перестал быть духовным отцом Миролюбова. Поселившись в Михайловой слободе у игумена Иринарха (Денисова), Иван Иванович смог осуществить свой давний проект и стал затем секретарем Комиссии ОВЦС МП по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. В этот период И. Миролюбов был одержим сразу несколькими идеями. Рассказывали, что он то собирался «оздоровить» РПЦ МП через популяризацию «старого обряда», то создать внутрипатриархийную старообрядное подразделение с епископом во главе, то заняться миссионерством в среде старообрядческих деноминаций.
В 2005 г. он был поставлен митрополитом Кириллом в Смоленске во диакона. Не все получилось так, как виделось Ивану Ивановичу прежде, - поставление совершилось на обычной новообрядческой службе, хотя молитвы поставления читались по дониконовскому служебнику. В 2006 году Миролюбов был рукоположен во священники. По рассказам очевидцев, сегодня он служит как по старому, так и по новому чину.
В 2004 году И. Миролюбов стал все чаще посещать Рогожское кладбище. Сперва в качестве клерка ОВЦС, а затем и как секретарь старообрядной комиссии РПЦ МП, Миролюбов предложил белокриницким старообрядцам некоторые услуги в контактах с ОВЦС РПЦ МП. С другой стороны, получили известность факты, и об этом уже сообщали СМИ, что Миролюбов предлагал должностным лицам и государственным чиновникам «консультации» и «посредничество» в диалоге со старообрядцами. До кончины митрополита Андриана все эти предложения оказались невостребованными.
Все переменилось с приходом к руководству Церкви митрополита Корнилия. По мнению некоторых старообрядцев и внешних наблюдателей, между Миролюбовым и митрополитом Корнилием сложились необычайно тесные отношения. Не было ни одного мероприятия РПЦ МП с участием митрополита Корнилия, на котором его бы не сопровождал И. Миролюбов. На конференции, посвященной старому обряду в лоне РПЦ МП, о. И. Миролюбов назвал митрополита Корнилия «лучшим предстоятелем в истории старообрядчества».
Не секрет, что митрополит регулярно проводит консультации с Миролюбовым, в том числе и при личных встречах, и для старообрядцев давно очевидно, что Корнилий каждый свой внешний шаг сверяет с мнением Миролюбова, а через него с его непосредственным начальником митр. Кириллом (Гундяевым). При этом курс на создание в старообрядчестве условий, благоприятных для организации поглощения РПсЦ "господствующей" церковью, Миролюбовым выдерживается упорно и последовательно. Преследования со стороны митрополии РПсЦ христиан-старобрядцев, последовательно выступающих против объединения с РПЦ МП или позволяющих себе неодобрительные высказывания в адрес учения или обычаев никонианства, среди староверов неизменно связываются с именем Миролюбова. Так, наибольшую известность приобрел инцидент с газетой «Старообрядческие вести». Как рассказывал Александр Писаревский, один из редакторов газеты, митрополит Корнилий несколько раз вызывал его "на ковер" по просьбе новообрядческих иерархов, переданной Миролюбовым. Также известен случай, когда по указу Миролюбова на ковер в ОВЦС к епископу Марку был вызван Виктор Мосейчук, один из организаторов старообрядческого стенда на выставке «Православная Русь». Ему было сделан выговор за критические высказывания в адрес никониянства в старообрядческом интернете. История кончилась тем, что сотрудники Московской митрополии стали вырывать из брошюры «Вы зашли в храм» страницы, не понравившиеся новолюбцам. По свидетельству С. Вургафта, Миролюбов еще при жизни митрополита Андриана настойчиво предлагал последнему не появляться в белом клобуке на совместных с РПЦ МП мероприятиях. Андриан этому совету не последовал, однако уже митрополит Корнилий появился на Русском Народном Соборе в черной камилавке. Информация о контактах руководства Московской митрополии с о. И. Миролюбовым уже не первый год обсуждаются и в сторонних СМИ и Интернет ресурсах. Как сообщило год назад интернет-издание "Portal-credo.ru" Миролюбов сделал митрополиту Корнилию внушение за его визит в Черновицкий университет (Украина) и встречу с представителями Киевского патриархата, состоящего в расколе с РПЦ МП.
В довершение портрета о. Ивана Миролюбова публикуем статью Кирилла Фролова, влиятельнейшего деятеля Союза православных граждан РПЦ МП, близкого к ОВЦС.
Духовные приключения юного Ивана Миролюбова начинаются еще в "застойный" период. В 1970-х гг. по приглашению Патриарха Пимена (Извекова) несколько старообрядцев разных согласий поступили в духовные школы РПЦ МП. И. Миролюбов по направлению РГСО поступил в Ленинградскую духовную семинарию, был учеником митрополита Никодима (Ротова). Затем без благословения духовного отца, самочинно поступил в Московскую духовную академию, окончив ее курс со степенью кандидата богословия. По свидетельству беспоповского (федосеевского) публициста А. Щеглова, в те годы сам Миролюбов рассказывал, что сановитый научный руководитель - архиепископ Кирилл (Гундяев) - сделал молодому студенту предложение перейти в РПЦ МП и стать единоверческим епископом. Тем не менее, Иван Иванович вернулся в Ригу. В штате РГСО он числился с 1981 г.
В 1983 г. Иван Миролюбов стал редактором "Старообрядческого церковного Календаря", а спустя некоторое время стал наставником и одним из влиятельнейших лидеров беспоповского староверия. Его духовным отцом был поморский наставник из Санкт-Петербурга Олег Иванович Розанов, ныне председатель Российского совета Древлеправославной Поморской Церкви. Однако деятельность И. Миролюбова с самого ее начала сопровождали конфликты и недоразумения.
В начале 90-х годов в среде рижского безпоповства начался разлад, продолжившийся в соответствии с традициями того времени переделом богатого имущества общины с помощью налетов полицейских спецподразделений и частных охранных предприятий. Кризис достиг апогея в 1993-95 гг., когда из общины ушла большая часть прихожан, которых возглавил старший наставник РГСО о. Алексей Каратаев. Первый Вселатвийский Собор ДПЦЛ в 1995 г. подверг жесткой критике действия Миролюбова как в финансовом, так и в церковно-политическом плане. За финансовые махинации с обширной недвижимостью РГСО, возвращенной общине по латвийскому закону о реституции он был на 7 лет отлучен от молитвы (то есть от Церкви), но удержал за собой здание РГСО и создал фактически "параллельную" поморскую Церковь в Латвии.
И.Миролюбов не согласился с прещениями и оспорил решение власти духовной через Министерство юстиции Латвии. Однако одними имущественными конфликтами деятельность Миролюбова не ограничилась. Начался этап духовных исканий Ивана Ивановича. Вскоре он и его соратники стали искать пути "восстановления" священства. Был проведен ряд консультаций с РПЦЗ. Группа "миролюбовского" ЦС ДПЦЛ даже ездила консультироваться по этому вопросу в США, встречалась с Митрополитом Виталием. Архиерейский Собор РПЦЗ, рассчитывая пополнить Церковь многочисленными поморскими приходами, принял в результате этих переговоров письмо с выражениями покаяния перед старообрядцами. Впоследствии (уже в 2005 г.) на это послание был написан вежливый ответ с отказом от дальнейших контактов.
Вскоре стало очевидным, что РПЦЗ стремительно падает в зависимость от российского никонианства, и Миролюбов переориентирует политику на диалог РПЦ МП. В июне 1999 г. Миролюбовым (от имени "своего" ЦС ДПЦЛ) и председателем ОВЦС МП митрополитом Кириллом (Гундяевым) был подписан т.н. "Меморандум", у которого был внешний смысл – "взаимоуважение конфессий" и внутренний – попытка обрести для староверов-поморцев священство через "никонианство". В порядке введения унии И. Миролюбов и его сподвижники приглашали в Ригу единоверческого священноинока РПЦ МП Петра (Васильева) из Москвы для "проведения причащения". При помощи Миролюбова были организованы совместные с РПЦ МП экуменические молебны "по старому чину" в Кремле. Часть прихожан РГСО возмутилась тем, что "Меморандум" был подписан "без обсуждения в общинах, келейно и поспешно", а о самом факте существования документа они узнали только из светской латвийской прессы. В ответ на принятие этого документа староверы-противники "поспешности и келейности" написали письмо Патриарху Алексию II такими словами: "Мы не хотели бы поднимать вопросы христианской этики, недостаток которой в таком богоугодном деле, как уврачевание последствий раскола, очевиден. Благодаря обману Вас и обману латвийских староверов, святая цель нашего объединения, к сожалению, отодвинута на далекие десятилетия. Движимые политической конъюнктурой некоторые люди готовы на любой обман».
После ряда беспоповских соборов, осудивших действия Миролюбова, он был отстранен от должности старшего наставника РГСО и перестал считаться духовным наставником поморцев. Его сторонники частью примирились с ЦС ДПЦЛ и подписали осуждение Миролюбова (о. Т. Кустиков, о. М. Александров), частью отошли от Ивана Ивановича, создав самостоятельные общины (С. Пичугин) в поисках священства вне РПЦ МП, а частью пошли "миролюбовским путем", присоединившись к РПЦ МП (как минчанин В. Климентьев).
Сам И.И. Миролюбов переехал в Москву и, присоединившись к в РПЦ МП, стал трудиться в ОВЦС МП у митрополита Кирилла. Его отношения с единоверцами (старообрядными приходами РПЦ МП) ухудшались по мере того, как становился ясен масштаб притязаний Ивана Ивановича. В московской единоверческой общине в Студенцах (на Таганке) его перестали привечать, а симпатизант староверия священноинок Петр (Васильев) перестал быть духовным отцом Миролюбова. Поселившись в Михайловой слободе у игумена Иринарха (Денисова), Иван Иванович смог осуществить свой давний проект и стал затем секретарем Комиссии ОВЦС МП по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. В этот период И. Миролюбов был одержим сразу несколькими идеями. Рассказывали, что он то собирался «оздоровить» РПЦ МП через популяризацию «старого обряда», то создать внутрипатриархийную старообрядное подразделение с епископом во главе, то заняться миссионерством в среде старообрядческих деноминаций.
В 2005 г. он был поставлен митрополитом Кириллом в Смоленске во диакона. Не все получилось так, как виделось Ивану Ивановичу прежде, - поставление совершилось на обычной новообрядческой службе, хотя молитвы поставления читались по дониконовскому служебнику. В 2006 году Миролюбов был рукоположен во священники. По рассказам очевидцев, сегодня он служит как по старому, так и по новому чину.
В 2004 году И. Миролюбов стал все чаще посещать Рогожское кладбище. Сперва в качестве клерка ОВЦС, а затем и как секретарь старообрядной комиссии РПЦ МП, Миролюбов предложил белокриницким старообрядцам некоторые услуги в контактах с ОВЦС РПЦ МП. С другой стороны, получили известность факты, и об этом уже сообщали СМИ, что Миролюбов предлагал должностным лицам и государственным чиновникам «консультации» и «посредничество» в диалоге со старообрядцами. До кончины митрополита Андриана все эти предложения оказались невостребованными.
Все переменилось с приходом к руководству Церкви митрополита Корнилия. По мнению некоторых старообрядцев и внешних наблюдателей, между Миролюбовым и митрополитом Корнилием сложились необычайно тесные отношения. Не было ни одного мероприятия РПЦ МП с участием митрополита Корнилия, на котором его бы не сопровождал И. Миролюбов. На конференции, посвященной старому обряду в лоне РПЦ МП, о. И. Миролюбов назвал митрополита Корнилия «лучшим предстоятелем в истории старообрядчества».
Не секрет, что митрополит регулярно проводит консультации с Миролюбовым, в том числе и при личных встречах, и для старообрядцев давно очевидно, что Корнилий каждый свой внешний шаг сверяет с мнением Миролюбова, а через него с его непосредственным начальником митр. Кириллом (Гундяевым). При этом курс на создание в старообрядчестве условий, благоприятных для организации поглощения РПсЦ "господствующей" церковью, Миролюбовым выдерживается упорно и последовательно. Преследования со стороны митрополии РПсЦ христиан-старобрядцев, последовательно выступающих против объединения с РПЦ МП или позволяющих себе неодобрительные высказывания в адрес учения или обычаев никонианства, среди староверов неизменно связываются с именем Миролюбова. Так, наибольшую известность приобрел инцидент с газетой «Старообрядческие вести». Как рассказывал Александр Писаревский, один из редакторов газеты, митрополит Корнилий несколько раз вызывал его "на ковер" по просьбе новообрядческих иерархов, переданной Миролюбовым. Также известен случай, когда по указу Миролюбова на ковер в ОВЦС к епископу Марку был вызван Виктор Мосейчук, один из организаторов старообрядческого стенда на выставке «Православная Русь». Ему было сделан выговор за критические высказывания в адрес никониянства в старообрядческом интернете. История кончилась тем, что сотрудники Московской митрополии стали вырывать из брошюры «Вы зашли в храм» страницы, не понравившиеся новолюбцам. По свидетельству С. Вургафта, Миролюбов еще при жизни митрополита Андриана настойчиво предлагал последнему не появляться в белом клобуке на совместных с РПЦ МП мероприятиях. Андриан этому совету не последовал, однако уже митрополит Корнилий появился на Русском Народном Соборе в черной камилавке. Информация о контактах руководства Московской митрополии с о. И. Миролюбовым уже не первый год обсуждаются и в сторонних СМИ и Интернет ресурсах. Как сообщило год назад интернет-издание "Portal-credo.ru" Миролюбов сделал митрополиту Корнилию внушение за его визит в Черновицкий университет (Украина) и встречу с представителями Киевского патриархата, состоящего в расколе с РПЦ МП.
В довершение портрета о. Ивана Миролюбова публикуем статью Кирилла Фролова, влиятельнейшего деятеля Союза православных граждан РПЦ МП, близкого к ОВЦС.
Аксиос! Аксиос! Аксиос!
Наконец-то о. Иоанн Миролюбов стал священником. Его рукоположил митрополит Кирилл в Светлый Четверг. Теперь у старообрядцев, вернувшихся в лоно КАНОНИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА, есть адекватный (что очень важно) лидер и миссионер - о. Иоанн сам пришел от беспоповцев, многих привел из раскола в Церковь, и привел бы всю общину, если бы не провокации нацистских властей Латвии и антихристов … делающих все, чтобы старообрядцы не вернулись в Церковь. О. Иоанну предстоит огромная работа - догматиста, клерикала, политика-победителя "крединов" и психотерапевта.
Ведь многие единоверцы, формально находящиеся в Московском Патриархате, веруют в две Единые, Соборные и Апостольские Церкви или хуже - являтся адептами раскола, "заложившие душу" (по их же собственному выражению) для того, чтобы использовать единоверие не как инструмент возвращения из раскола в Церковь (для этого оно задумывалось), а наоборот - как инструмент совращения из Церкви в раскол. Именно таким совращением являются заявления Карпеца о том, что Русская Церковь неполноценна, что вся она обязана вернуться к Стоглавому Собору и прочая ерунда…
Так что Старообрядческому Центру Московского Патриархата предстоит огромная работа - вернуть заблудших в лоно Церкви, не допустить использования старообрядчества в качестве "альтернативного Православия" и фактора раскола и давления на Русскую Церковь… И, что не менее важно, убедить старообрядцев в правильной догматике - РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ полноценна и спасительна, вопросы способа крещения (при том, что погружательное - намного правильнее) и др., ставимые старообрядцами - не являются догматическими.
Московский Патриархат предоставил старообрядцам все возможности для самовыражения в лоне Русской Церкви.
После рукоположения о. Иоанна Миролюбова нахождение старообрядцев вне лона Русской Церкви не имеет никаких оправданий, а любая агитация против Русской Православной Церкви является антихристианской пропагандой.
Наконец-то о. Иоанн Миролюбов стал священником. Его рукоположил митрополит Кирилл в Светлый Четверг. Теперь у старообрядцев, вернувшихся в лоно КАНОНИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА, есть адекватный (что очень важно) лидер и миссионер - о. Иоанн сам пришел от беспоповцев, многих привел из раскола в Церковь, и привел бы всю общину, если бы не провокации нацистских властей Латвии и антихристов … делающих все, чтобы старообрядцы не вернулись в Церковь. О. Иоанну предстоит огромная работа - догматиста, клерикала, политика-победителя "крединов" и психотерапевта.
Ведь многие единоверцы, формально находящиеся в Московском Патриархате, веруют в две Единые, Соборные и Апостольские Церкви или хуже - являтся адептами раскола, "заложившие душу" (по их же собственному выражению) для того, чтобы использовать единоверие не как инструмент возвращения из раскола в Церковь (для этого оно задумывалось), а наоборот - как инструмент совращения из Церкви в раскол. Именно таким совращением являются заявления Карпеца о том, что Русская Церковь неполноценна, что вся она обязана вернуться к Стоглавому Собору и прочая ерунда…
Так что Старообрядческому Центру Московского Патриархата предстоит огромная работа - вернуть заблудших в лоно Церкви, не допустить использования старообрядчества в качестве "альтернативного Православия" и фактора раскола и давления на Русскую Церковь… И, что не менее важно, убедить старообрядцев в правильной догматике - РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ полноценна и спасительна, вопросы способа крещения (при том, что погружательное - намного правильнее) и др., ставимые старообрядцами - не являются догматическими.
Московский Патриархат предоставил старообрядцам все возможности для самовыражения в лоне Русской Церкви.
После рукоположения о. Иоанна Миролюбова нахождение старообрядцев вне лона Русской Церкви не имеет никаких оправданий, а любая агитация против Русской Православной Церкви является антихристианской пропагандой.
Как говорится, комментарии излишни…
Т. Широков