Русская Православная Старообрядческая Церковь об экуменизме
Тема экуменизма является одной из важнейших тем современного религиозного медиапространства. Протестанты, католики, новообрядцы самых разных толков почти столетие ломают головы над смыслом и содержанием этого понятия. Вопрос экуменизма вынесен на предстоящий Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Предполагается, что понятию «экуменизм» наконец-то будет вынесено серьезное богословское и соборное определение. В редакцию сайта «Современное Древлеправославие» уже поступают богословские сочинения, статьи, заметки и проекты, посвященные этой теме. Из них мы выбрали несколько сочинений, по нашему мнению, наиболее точно и богословски выверено отражающих позицию Староверия. Их мы, и предлагаем для ознакомления и рассуждения посетителям нашего информационного портала.
Проект 1Предполагается, что понятию «экуменизм» наконец-то будет вынесено серьезное богословское и соборное определение. В редакцию сайта «Современное Древлеправославие» уже поступают богословские сочинения, статьи, заметки и проекты, посвященные этой теме. Из них мы выбрали несколько сочинений, по нашему мнению, наиболее точно и богословски выверено отражающих позицию Староверия. Их мы, и предлагаем для ознакомления и рассуждения посетителям нашего информационного портала.
Экуменизм - это неправославное, противоречащее святоотеческому преданию учение, касающееся определения границ Церкви и спасительности инославных сообществ. Оно выражается:
- В проповеди спасительности всех или нескольких религий.
- В представлениях хранении полноты истины Христовой в разных вероисповеданиях. (В отказе от именования еретиков, еретиками и применении к ним необходимых канонических норм).
- Оправдание религиозного разделения, не вероисповедальными причинами, а историческими обстоятельствами, культурными и политическими особенностями. (В допущение возможности светских путей уврачевания религиозных разделений).
- В утверждении, что таинства и священнодействия, совершаемых Св. Церковию равночестны и равноспасительны, новым, искаженным обрядам, а также действиям еретиков.
-
В допущении или оправдании молитвенных и других литургических действий с инославными и нехристианами, в оправдании участия христиан в таинствах и молитвах еретиков.
-
В учении о том, что якобы апостольское преемство является исключительным и главным признаком церковности, что ереси второго и третьего чина не вполне отторгают от Церкви.
- Утверждение, что спасение возможно без исповедания правой веры благодаря лишь личному моральному совершенству.
Таким образом, вышеизложенное учение и практические выводы из него являются разновидностью и развитием как языческого философского представления «множественности путей к истине», так и древней ересью о всеобщем спасении. Такое учение и выводы из него нельзя признать совместимым с православием.
Проект 2
В чем состоит ересь экуменизма?
-
В исповедании еретиков православными христианами, а их сообществ частями Церкви.
Св. Киприан Карфагенский «О единстве Церкви» говорит о невозможности назвать еретиков Христианами. То же в Кормчей Василий Великий. - В учении о равночестности обливательного и вообще еретического крещения православному.
Это обличают «Поморские ответы» и греческая «Кормчая» (Пидалион). -
В учении о равночестности нововводных обрядов и чинов древлецерковным.
- В учении об исчезновении еретиков.
Глаголемы патриарх Афинагор Спиру в 1962 г. Высказал учение, что сейчас нет уже еретиков, а есть отдельные «заблуждающиеся люди». Обличает его вся Кормчая, пользующаяся словом «еретик», св. Киприян, св. Васили Великий (2 кан. послание). - В признании догматов и канонов «устаревшими и не соответствующими нашему времени»
См. Кормчую, … - В оправдании религиозного разделения не вероисповедальными причинами, а историческими обстоятельствами, культурными и политическими особенностями.
Святой Киприян пишет, что ереси происходят по козням диявольским, а не от «ошибок отдельных людей». - В допущении возможности светских путей уврачевания религиозных разделений.
Каноны препятствуют даже участию светских властей в выборе епископов, а уврачевание раздоров и ересей возможно только в соборной церковной. - В допущении или оправдании «любовью» молитвенных и других литургических действий с еретиками и нехристианами, в оправдании участия христиан в таинствах и молитвах еретиков.
Кормчая, правило апост. 34 запрещает мирянина за молитвы с еретиками, а попа и епископа извергает. - В учении о том, что апостольское преемство механически передается и служит признаком церквовности.
Святой Коммодиан говорит, что лишь целокупное хранение предания есть признак церковности. Сам же факт апостольского преемства без этого хранения ничего не значит, но при присоединении еретиков к церкви может быть при условии правильного крещения послужить основанием признан. - В утверждении, что священномученик Аввакум и первые страдальцы высказывали взгляды на никониан, от которых Церковь потом отказалась в «Окружном послании».