Этим критическим заметкам, читатель, считай себя обязанным митрополиту Корнилию и его адвокатам.

Под входящей ключевой фразой для этих заметок, в сегодняшний сложившийся для Церкви период, можно взять обращение Исуса Христа к человечеству: «Имеющий уши слышати, да слышит!» Эта мысль в разном контексте повторяется неоднократно (откр. 2:7, 11, 17, 29; Мат. 13:13-14; Деян. 28:26-27).
Итак, о чем речь?

Если коротко, то митрополит не оправдал доверия соборян Освященного Собора от 16-19 октября 2007 г., не усмотревших в его деяниях действий, подлежащих каноническим прещениям. И 20 декабря того же года он сам себя (при содействии св. И. Златоуста) переквалифицировал из подозреваемого в обвиняемого. Подробности далее.

С целью ознакомления общественности о своих взглядах, митрополит подготовил к Собору и опубликовал в интернете статью: «Отношение к еретикам согласно Евангелию» и свой доклад Освященному Собору.

Не желая «выносить сор из избы», аз грешный, 24 октября 2007 г., сначала в приватном порядке, обратил внимание митрополита на то, что его сочинения противоречат Св. Писанию и Св. Отцам. Реакции не последовало.

Поскольку нездравое учение недопустимо для уха древлеправославно верующего, мне пришлось открыто 04.11.07, а затем 13.11.07, продолжить критику автора упомянутых документов, делая ссылку на Св. Отцов.

На Соборе митрополит просил у соборян прощения и заверял всех, что делал ошибки не по злому умыслу.

Раз так, то жду. Размышляю… И все равно митрополит оказывается в «вилке».

1. Если он искренне просил прощения во всех ошибках, тогда должен бы отказаться от «своих неверных глаголов».

2. Или, если имел в виду только лобзания и другие компрометирующие контакты с никонианами, тогда будет продолжать выдумывать сам или повторять чье-либо антиевангельское учение.

Теперь-то уже с уверенностью можно сказать, что все мои три замечания митрополиту оказались борьбой против его экуменических наклонностей и «гундявизма».

У меня сохранился новогодний номер газеты «Аргументы и факты» за 1998 г., в котором митрополит Кирилл (Гундяев) давал интервью корреспонденту газеты. Заголовок «Церковь и верующие: вместе к Богу и порознь». Процитирую только часть его ответа на очередной вопрос журналиста, который и вынесен в наклонный прямоугольник, как новогодний, посреди страницы: «Христос пришел на землю для полноты жизни, чтобы мы были счастливы. И чтобы это счастье и полноту жизни мы еще в вечность перенесли».

Который евангелист или апостол что-нибудь подобное сказал? Наверное, с того 1998 г. по пути « полноты жизни» Гундяев далеко ушел и многих пименовых-титовых увел за собой.

И вот «умысел» митрополита Корнилия к 20.12.2007 г. созрел окончательно. В этот день он своим телефонным звонком склонил-таки Михаила Бармина напечатать свою статью «Отношение к еретикам согласно Евангелию» в журнале «Общий дом», не побоявшись анафемы ап. Павла, сказавшего: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». (Гал. 1, 8)

Видимо я не убедил митрополита теми доводами, которые приводил; или он не способен понимать, или, как на наших прародителей подействовало вкушение запретного плода, так и на него действует гундявизм?

Теперь «имеющий уши слышать, да слышит», что пишет св. И. Златоуст «на притчу в Евангелии Луки, в которой говорится: человек некий схождаше, и в разбойники впаде (Лук. 10, 30.)».

Первые 16 строк я пропускаю, как не имеющие прямого отношения к притче. Начнем отсюда:

«Итак, что же говорит евангелист? Человек некий схождаше от Иерусалима во Иерихон, и в разбойники впаде: иже и совлекшее его, и язвы возложше отъидоша, оставлше едва жива суща. По приключению же священник некий схождаше путем тем, и видев его, мимоиде. Такожде же и левит, быв на том месте, пришед и видев, мимоиде. Самарянин же некто грядый, прииде над него, и видев его, милосердова: и приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино: всадив же его на свой скот, приведе в гостиницу, и прилежа ему. И наутрия изшед, изем два динария даде гостиннику, и рече ему: прилежи ему и, еже аще прииждивеши, аз, егда возвращуся, воздам ти (Лук. Х, 30-35). Поучимся: что такое Иерусалим; и что Иерихон; и кто разбойники, с которыми он нечаянно встретился; и что за одежда, которую они сняли с него; и что такое раны, которые они причинили человеку; и почему отошли, оставив полуживым; и кто иерей, и кто левит, и кто самарянин; и что такое елей, и что такое вино, и что такое повязки; и что такое скот; и что такое гостиница и гостинник; и что такое два динария, и что такое излишние издержки, которые он обещался отдать; и что такое возвращение самарянина? Итак, один человек шел из Иерусалима в Иерихон. Иерусалим- рай, Иерихон – этот мир; человек, шедший из Иерусалима в Иерихон- первозданный Адам; по изгнании из рая, он шел в Иерихон, т.е., в этот мир. И прийдя, в разбойники впаде, т.е., к жестоким лукавым демонам; они сняли с него одежду бессмертия, которую он носил до греха; одели его в листья смоковные. Почему в листья смоковные? Потому что они жестки и горьки. Так как после греха приключилась с ним жесткость дел и много горечи, то, поэтому, он был одет в листья смоковные. И язвы возложше, т.е., житейские страдания. Именно: в поте лица твоего снеси хлеб твой: терния и волчцы возрастит тебе земля; в болезнех родиши чада (Быт. III, 19, 18.16); это раны для души. И отъидоша, оставлше его едва жива суща; преступив заповедь Божию, Адам не был не между живыми, ни совершенно мертвым, так как не вполне отказался от Бога. По приключению же священник некий схождаше путем тем. Не сказал: по случаю, но: по приключению; по случаю - (значит) не предусмотрено, неожиданно, когда происходит что-либо с кем-нибудь само собой; по приключению- (значит) когда кто-нибудь совершает что-либо по промыслу Божию; здесь по промыслу Божию шел иерей тем путем. И видев его мимоиде. Такожде и левит. Кто иерей, и кто левит? Иерей- закон Моисея, а левит- слово пророческое. Они, по промыслу Божию, пришли для ухаживания за израненным разбойниками; не будучи в состоянии исцелить его, прошли мимо. Когда у них не было силы восстановить лежащего, идет самарянин, который есть Владыка Христос, страж наших душ. Самарянин значит- страж. Он сказал: самарянин же некто грядый, прииде; не сказал, что прииде к нему, но прииде над него, т.е., принял, как он, плоть- подлежал телесной страсти, как он, но без греха. И видев его, милосердова над ним, и приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино. Что такое повязки, и что елей, и что вино? Повязки- повеления Христа, елей- святое миропомазание, вино- таинство веры. Этими тремя врачуются наши душевные раны. Что говорим, знают новонаставляемые. Всадив же его на свой скот, приведе в гостиницу. Собственным скотом Христос называет тело, которое он принял для нас от пренепорочной Девы. Он посадил на Свой скот израненного разбойниками, так как, по пророку Исаии, Он немощи наши принял и болезни понес (Ис. LIII, 4). И приведе в гостиницу, т.е., в святую церковь; и заботился о нем сначала Сам. Наутрия же изшед, т.е., после святого воскресения, изъем два динария даде гостиннику. Кто гостинник, и что такое два динария? Гостинник- апостол Павел, поставленный во главе церкви из язычников; он назван гостинником, потому что всех принимает, и всех влечет к спасению. Христос после Своего воскресения, вынув два динария, Ветхий и Новый завет, дал их гостиннику, со словами: позаботься о нем; тебе вручаю народ языческий, израненный самыми жестокими разбойниками; только заботься о нем; и что издержишь лишнее, то Я отдам тебе, при своем возвращении. Что издержал Павел сверх динариев? Четырнадцать посланий, которые он рассылал язычникам. Что значит- егда возвращуся, воздам ти? При втором Своем пришествии, когда приду судить живых и мертвых, при возвращении Своем, Я отдам тебе то, что ты издержишь лишнего, как и сам Павел говорил: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный судия: не токмо же мне, но и всем возлюбшим явление его (2 Тим. IV, 7, 8). Да будет, чтобы и нам всем получить такой венец, по благодати и человеколюбии Господа нашего Исуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.» (Творения св. И. Златоуста, том 10-й).

Для сведения сообщаю, что мои три заметки вместе со статьей митрополита помещены в последнем номере журнала «Общий дом» №7-8 (стр. 17, 18) 2007 г.

Чтобы соборянам следующего собора было легче принимать более зрелые решения, предлагаю прислушаться к таким советам.

Три евангелиста: Матфей, Марк и Лука, в главах, характеризующих последнее время, приводят первые слова Христа: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас».

Как противостоять современному сектантству, пропаганде экуменизма, советует Максим Грек:

«Есть много различных признаков, составляющих спасительную по Боге истинную веру, но из них три свойства более всех прочих необходимы для показания непогрешительного и спасительного благоверия. Они суть следующия: «Сам ли Бог, всех Творец и Владыка, установил ту или иную веру; праведен ли и преподобен, и благочестив, и исполнен всякой премудрости и разума тот, через которого Бог, Творец и Владыка, ввел ее в жизнь, и третие, согласны ли узаконения известной веры во всем с догматами и заветами бывших от века боговдохновенных пророков и апостолов и вселенских отцев и учителей».

В 12-ой главе Откровения говорится, что змий из пасти своей вслед убежавшей в пустыню жене (Церкви) пустил воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Это тема поглощения Церкви ложными учениями.

Преподобный Максим Грек указывает нам правило, как искушать таковые сочинения: «Всякое писание можно считать достоверным, если оно имеет три свойства:

1. Автор благоверен и известен Соборной Церкви;

2. Если учение во всем согласно апостольским догматам и церковным преданиям;

3. Если автор последователен и не противоречит сам себе» (Слово Максима Грека на Афродитиана  Персянина. Казан. Изд. Часть 3, стр. 126.

(По-моему митрополит Корнилий не соответствует, ни одному из этих трех свойств).

Св. мученик епископ Ириней Лионский писал: «Истина находится только в кафолической (Соборной) церкви, хранительнице апостольского предания. Ереси появились недавно и не могут вести своего начала от апостолов» (его творения, книга 3-я, гл. 4, стр. 225).

Почему еще, на мой взгляд, митрополит Корнилий «не тянет на пастыря доброго».

Некоторые его адвокаты старательно ретушируют изъяны его биографии, а зря. Пропустили раз, так надо хотя бы сейчас исправлять положение.

Если кто-то «отрабатывает сребреники», тогда могут услышать: идите туда, где уготовано место диаволу и аггелом его.

Если же из лучших побуждений, то вреда больше будет первому и всем остальным. Как говорил Черчилль: «Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Это уже просматривается.

Да к тому же работа на должности начальника ОТК и пребывание в КПСС не лучшие училища для духовенства.

Об этом чуть подробнее. 20 лет я проработал в Госстандарте, и хорошо знаю работу начальников ОТК. Скажу прямо – незавидная должность: надо угодить и вашим и нашим; а без нарушений не бывало никогда.

Адвокатам бывшего «товарища Титова» расскажу такую быль.

Я – жертва политических репрессий. Моего отца сначала раскулачили, отправили в ссылку, а затем в 1937 г. репрессировали и там сгубили. С двух лет я остался без отца. С Божьей помощью мать как-то кормила семью и воспитывала в христианском старообрядческом духе.

В первом или во втором классе всех принимали в пионеры. Я отказался. По какому-то случаю, надо было выходить на пионерскую линейку. Впереди должен идти барабанщик. Оказалось, что только я могу барабанить, но без галстука нельзя. Насильно на меня навязали этот галстук и выставили впереди с барабаном. Как только прошли необходимое расстояние, я распутал ошейник и сел на него на скамейке.

Во взрослом состоянии приходилось долго отбиваться от комсомола. Своих детей воспитывал также. Из-за этого у меня на работе возникли дополнительные проблемы. А самая кульминация моей беспартийности была в следующем. Когда я после странствий вернулся в Нижний Новгород, меня не стали нигде принимать на работу. Только месяца через полтора согласились принять на самую непристижную для меня должность, да и то, провели через партбюро.

Да, да! В отделе кадров дали «переговорную» не к начальнику отдела, а к секретарю партбюро (этот документ у меня хранится). Секретарь (еврей, по фамилии Кудрявцев) задает вопрос:

- Вы хотите у нас работать?

- Да

- А вы знаете, что все ИТР у нас должны читать атеистические лекции?

- Нет, не знаю.

- Ну, вот, Вам придется.

- Не могу, я верующий.

-Да? Жаль. Ну, мы тут переговорим. Позвоните тогда-то в отдел кадров.

Ходил в Церковь, молился, на работу устроили

К чему я об этом рассказал? Да к тому, что Партия в то время была «Ум, честь и совесть эпохи».

Если ее члены и не выполняли иногда требований устава, то они «грешили». Они после «огласительного» кандидатского срока при приеме в ряды уже обязывались выполнять все требования устава.

Еще одно слово. Как-то о. Евгений Чунин давал интервью сайту «Самарское староверие». Впечатляюще так сравнивал теперешний драматический церковный эпизод с обуреваемым кораблем. Жаль, что у него не хватило красок на описание еще одного возможного бедствия корабля. Бывает, что корабль захватывают пираты. Кого зарежут, кого свяжут или заткнут рот кляпом, а кто-то, несмотря на опасность, бросится за борт.

Поддерживаю предложение о проведении внеочередного Освященного Собора.

М. Ф. Никонов

г. Нижний Новгород

01.02.2008 г.