Послесоборные и предсоборные соображения
Этим
критическим заметкам, читатель, считай себя обязанным митрополиту Корнилию и
его адвокатам.
Под входящей ключевой фразой для этих заметок, в сегодняшний сложившийся для Церкви период, можно взять обращение Исуса Христа к человечеству: «Имеющий уши слышати, да слышит!» Эта мысль в разном контексте повторяется неоднократно (откр. 2:7, 11, 17, 29; Мат. 13:13-14; Деян. 28:26-27).
Под входящей ключевой фразой для этих заметок, в сегодняшний сложившийся для Церкви период, можно взять обращение Исуса Христа к человечеству: «Имеющий уши слышати, да слышит!» Эта мысль в разном контексте повторяется неоднократно (откр. 2:7, 11, 17, 29; Мат. 13:13-14; Деян. 28:26-27).
Итак, о чем
речь?
Если коротко, то митрополит не оправдал доверия соборян Освященного Собора от 16-19 октября 2007 г., не усмотревших в его деяниях действий, подлежащих каноническим прещениям. И 20 декабря того же года он сам себя (при содействии св. И. Златоуста) переквалифицировал из подозреваемого в обвиняемого. Подробности далее.
С целью ознакомления общественности о своих взглядах, митрополит подготовил к Собору и опубликовал в интернете статью: «Отношение к еретикам согласно Евангелию» и свой доклад Освященному Собору.
Не желая «выносить сор из избы», аз грешный, 24 октября 2007 г., сначала в приватном порядке, обратил внимание митрополита на то, что его сочинения противоречат Св. Писанию и Св. Отцам. Реакции не последовало.
Поскольку нездравое учение недопустимо для уха древлеправославно верующего, мне пришлось открыто 04.11.07, а затем 13.11.07, продолжить критику автора упомянутых документов, делая ссылку на Св. Отцов.
На Соборе митрополит просил у соборян прощения и заверял всех, что делал ошибки не по злому умыслу.
Раз так, то жду. Размышляю… И все равно митрополит оказывается в «вилке».
1. Если он искренне просил прощения во всех ошибках, тогда должен бы отказаться от «своих неверных глаголов».
2. Или, если имел в виду только лобзания и другие компрометирующие контакты с никонианами, тогда будет продолжать выдумывать сам или повторять чье-либо антиевангельское учение.
Теперь-то уже с уверенностью можно сказать, что все мои три замечания митрополиту оказались борьбой против его экуменических наклонностей и «гундявизма».
У меня сохранился новогодний номер газеты «Аргументы и факты» за 1998 г., в котором митрополит Кирилл (Гундяев) давал интервью корреспонденту газеты. Заголовок «Церковь и верующие: вместе к Богу и порознь». Процитирую только часть его ответа на очередной вопрос журналиста, который и вынесен в наклонный прямоугольник, как новогодний, посреди страницы: «Христос пришел на землю для полноты жизни, чтобы мы были счастливы. И чтобы это счастье и полноту жизни мы еще в вечность перенесли».
Который евангелист или апостол что-нибудь подобное сказал? Наверное, с того 1998 г. по пути « полноты жизни» Гундяев далеко ушел и многих пименовых-титовых увел за собой.
И вот «умысел» митрополита Корнилия к 20.12.2007 г. созрел окончательно. В этот день он своим телефонным звонком склонил-таки Михаила Бармина напечатать свою статью «Отношение к еретикам согласно Евангелию» в журнале «Общий дом», не побоявшись анафемы ап. Павла, сказавшего: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». (Гал. 1, 8)
Видимо я не убедил митрополита теми доводами, которые приводил; или он не способен понимать, или, как на наших прародителей подействовало вкушение запретного плода, так и на него действует гундявизм?
Теперь «имеющий уши слышать, да слышит», что пишет св. И. Златоуст «на притчу в Евангелии Луки, в которой говорится: человек некий схождаше, и в разбойники впаде (Лук. 10, 30.)».
Первые 16 строк я пропускаю, как не имеющие прямого отношения к притче. Начнем отсюда:
Если коротко, то митрополит не оправдал доверия соборян Освященного Собора от 16-19 октября 2007 г., не усмотревших в его деяниях действий, подлежащих каноническим прещениям. И 20 декабря того же года он сам себя (при содействии св. И. Златоуста) переквалифицировал из подозреваемого в обвиняемого. Подробности далее.
С целью ознакомления общественности о своих взглядах, митрополит подготовил к Собору и опубликовал в интернете статью: «Отношение к еретикам согласно Евангелию» и свой доклад Освященному Собору.
Не желая «выносить сор из избы», аз грешный, 24 октября 2007 г., сначала в приватном порядке, обратил внимание митрополита на то, что его сочинения противоречат Св. Писанию и Св. Отцам. Реакции не последовало.
Поскольку нездравое учение недопустимо для уха древлеправославно верующего, мне пришлось открыто 04.11.07, а затем 13.11.07, продолжить критику автора упомянутых документов, делая ссылку на Св. Отцов.
На Соборе митрополит просил у соборян прощения и заверял всех, что делал ошибки не по злому умыслу.
Раз так, то жду. Размышляю… И все равно митрополит оказывается в «вилке».
1. Если он искренне просил прощения во всех ошибках, тогда должен бы отказаться от «своих неверных глаголов».
2. Или, если имел в виду только лобзания и другие компрометирующие контакты с никонианами, тогда будет продолжать выдумывать сам или повторять чье-либо антиевангельское учение.
Теперь-то уже с уверенностью можно сказать, что все мои три замечания митрополиту оказались борьбой против его экуменических наклонностей и «гундявизма».
У меня сохранился новогодний номер газеты «Аргументы и факты» за 1998 г., в котором митрополит Кирилл (Гундяев) давал интервью корреспонденту газеты. Заголовок «Церковь и верующие: вместе к Богу и порознь». Процитирую только часть его ответа на очередной вопрос журналиста, который и вынесен в наклонный прямоугольник, как новогодний, посреди страницы: «Христос пришел на землю для полноты жизни, чтобы мы были счастливы. И чтобы это счастье и полноту жизни мы еще в вечность перенесли».
Который евангелист или апостол что-нибудь подобное сказал? Наверное, с того 1998 г. по пути « полноты жизни» Гундяев далеко ушел и многих пименовых-титовых увел за собой.
И вот «умысел» митрополита Корнилия к 20.12.2007 г. созрел окончательно. В этот день он своим телефонным звонком склонил-таки Михаила Бармина напечатать свою статью «Отношение к еретикам согласно Евангелию» в журнале «Общий дом», не побоявшись анафемы ап. Павла, сказавшего: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». (Гал. 1, 8)
Видимо я не убедил митрополита теми доводами, которые приводил; или он не способен понимать, или, как на наших прародителей подействовало вкушение запретного плода, так и на него действует гундявизм?
Теперь «имеющий уши слышать, да слышит», что пишет св. И. Златоуст «на притчу в Евангелии Луки, в которой говорится: человек некий схождаше, и в разбойники впаде (Лук. 10, 30.)».
Первые 16 строк я пропускаю, как не имеющие прямого отношения к притче. Начнем отсюда:
«Итак, что же говорит евангелист? Человек некий схождаше от Иерусалима во
Иерихон, и в разбойники впаде: иже и совлекшее его, и язвы возложше отъидоша,
оставлше едва жива суща. По приключению
же священник некий схождаше путем тем, и видев его, мимоиде. Такожде же и
левит, быв на том месте, пришед и видев, мимоиде. Самарянин же некто грядый, прииде
над него, и видев его, милосердова: и приступль обвяза струпы его, возливая
масло и вино: всадив же его на свой скот, приведе в гостиницу, и прилежа ему. И
наутрия изшед, изем два динария даде
гостиннику, и рече ему: прилежи ему и, еже аще прииждивеши, аз, егда
возвращуся, воздам ти (Лук. Х, 30-35). Поучимся: что такое Иерусалим; и что
Иерихон; и кто разбойники, с которыми он нечаянно встретился; и что за одежда,
которую они сняли с него; и что такое раны, которые они причинили человеку; и
почему отошли, оставив полуживым; и кто иерей, и кто левит, и кто самарянин; и
что такое елей, и что такое вино, и что такое повязки; и что такое скот; и что
такое гостиница и гостинник; и что такое два динария, и что такое излишние
издержки, которые он обещался отдать; и что такое возвращение самарянина? Итак,
один человек шел из Иерусалима в Иерихон. Иерусалим- рай, Иерихон – этот мир;
человек, шедший из Иерусалима в Иерихон- первозданный Адам; по изгнании из рая,
он шел в Иерихон, т.е., в этот мир. И прийдя, в разбойники впаде, т.е., к жестоким лукавым демонам; они сняли с
него одежду бессмертия, которую он носил до греха; одели его в листья
смоковные. Почему в листья смоковные? Потому что они жестки и горьки. Так как
после греха приключилась с ним жесткость дел и много горечи, то, поэтому, он
был одет в листья смоковные. И язвы
возложше, т.е., житейские страдания. Именно: в поте лица твоего снеси хлеб твой: терния и волчцы возрастит тебе
земля; в болезнех родиши чада (Быт. III, 19, 18.16); это раны для души. И отъидоша, оставлше его едва жива суща; преступив заповедь Божию,
Адам не был не между живыми, ни совершенно мертвым, так как не вполне отказался
от Бога. По приключению же священник
некий схождаше путем тем. Не сказал: по случаю, но: по приключению; по
случаю - (значит) не предусмотрено, неожиданно, когда происходит что-либо с
кем-нибудь само собой; по приключению- (значит) когда кто-нибудь совершает
что-либо по промыслу Божию; здесь по промыслу Божию шел иерей тем путем. И
видев его мимоиде. Такожде и левит. Кто иерей, и кто левит? Иерей- закон
Моисея, а левит- слово пророческое. Они, по промыслу Божию, пришли для
ухаживания за израненным разбойниками; не будучи в состоянии исцелить его,
прошли мимо. Когда у них не было силы восстановить лежащего, идет самарянин, который
есть Владыка Христос, страж наших душ. Самарянин значит- страж. Он сказал: самарянин же некто грядый, прииде; не
сказал, что прииде к нему, но прииде над него, т.е., принял, как он, плоть-
подлежал телесной страсти, как он, но без греха. И видев его, милосердова над ним, и приступль обвяза струпы его, возливая
масло и вино. Что такое повязки, и что елей, и что вино? Повязки- повеления
Христа, елей- святое миропомазание, вино- таинство веры. Этими тремя врачуются
наши душевные раны. Что говорим, знают новонаставляемые. Всадив же его на свой скот, приведе в гостиницу. Собственным скотом
Христос называет тело, которое он принял для нас от пренепорочной Девы. Он
посадил на Свой скот израненного разбойниками, так как, по пророку Исаии, Он
немощи наши принял и болезни понес (Ис. LIII, 4). И приведе в
гостиницу, т.е., в святую церковь; и заботился о нем сначала Сам. Наутрия же изшед, т.е., после святого воскресения, изъем два динария даде гостиннику. Кто гостинник, и что такое два
динария? Гостинник- апостол Павел, поставленный во главе церкви из язычников;
он назван гостинником, потому что всех принимает, и всех влечет к спасению.
Христос после Своего воскресения, вынув два динария, Ветхий и Новый завет, дал
их гостиннику, со словами: позаботься о нем; тебе вручаю народ языческий,
израненный самыми жестокими разбойниками; только заботься о нем; и что
издержишь лишнее, то Я отдам тебе, при своем возвращении. Что издержал Павел
сверх динариев? Четырнадцать посланий, которые он рассылал язычникам. Что
значит- егда возвращуся, воздам ти?
При втором Своем пришествии, когда приду судить живых и мертвых, при возвращении
Своем, Я отдам тебе то, что ты издержишь лишнего, как и сам Павел говорил: подвигом добрым подвизахся, течение скончах,
веру соблюдох. Прочее соблюдается мне
венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный судия: не токмо же
мне, но и всем возлюбшим явление его (2 Тим. IV, 7, 8). Да будет, чтобы и нам всем
получить такой венец, по благодати и человеколюбии Господа нашего Исуса Христа,
с Которым Отцу со Святым Духом слава и держава, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.» (Творения св. И. Златоуста, том 10-й).
Для сведения сообщаю, что мои три заметки вместе со статьей митрополита помещены в последнем номере журнала «Общий дом» №7-8 (стр. 17, 18) 2007 г.
Чтобы соборянам следующего собора было легче принимать более зрелые решения, предлагаю прислушаться к таким советам.
Три евангелиста: Матфей, Марк и Лука, в главах, характеризующих последнее время, приводят первые слова Христа: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас».
Как противостоять современному сектантству, пропаганде экуменизма, советует Максим Грек:
«Есть много различных признаков, составляющих спасительную по Боге истинную веру, но из них три свойства более всех прочих необходимы для показания непогрешительного и спасительного благоверия. Они суть следующия: «Сам ли Бог, всех Творец и Владыка, установил ту или иную веру; праведен ли и преподобен, и благочестив, и исполнен всякой премудрости и разума тот, через которого Бог, Творец и Владыка, ввел ее в жизнь, и третие, согласны ли узаконения известной веры во всем с догматами и заветами бывших от века боговдохновенных пророков и апостолов и вселенских отцев и учителей».
В 12-ой главе Откровения говорится, что змий из пасти своей вслед убежавшей в пустыню жене (Церкви) пустил воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Это тема поглощения Церкви ложными учениями.
Преподобный Максим Грек указывает нам правило, как искушать таковые сочинения: «Всякое писание можно считать достоверным, если оно имеет три свойства:
1. Автор благоверен и известен Соборной Церкви;
2. Если учение во всем согласно апостольским догматам и церковным преданиям;
3. Если автор последователен и не противоречит сам себе» (Слово Максима Грека на Афродитиана Персянина. Казан. Изд. Часть 3, стр. 126.
(По-моему митрополит Корнилий не соответствует, ни одному из этих трех свойств).
Св. мученик епископ Ириней Лионский писал: «Истина находится только в кафолической (Соборной) церкви, хранительнице апостольского предания. Ереси появились недавно и не могут вести своего начала от апостолов» (его творения, книга 3-я, гл. 4, стр. 225).
Почему еще, на мой взгляд, митрополит Корнилий «не тянет на пастыря доброго».
Некоторые его адвокаты старательно ретушируют изъяны его биографии, а зря. Пропустили раз, так надо хотя бы сейчас исправлять положение.
Если кто-то «отрабатывает сребреники», тогда могут услышать: идите туда, где уготовано место диаволу и аггелом его.
Если же из лучших побуждений, то вреда больше будет первому и всем остальным. Как говорил Черчилль: «Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Это уже просматривается.
Да к тому же работа на должности начальника ОТК и пребывание в КПСС не лучшие училища для духовенства.
Об этом чуть подробнее. 20 лет я проработал в Госстандарте, и хорошо знаю работу начальников ОТК. Скажу прямо – незавидная должность: надо угодить и вашим и нашим; а без нарушений не бывало никогда.
Адвокатам бывшего «товарища Титова» расскажу такую быль.
Я – жертва политических репрессий. Моего отца сначала раскулачили, отправили в ссылку, а затем в
В первом или во втором классе всех принимали в пионеры. Я отказался. По какому-то случаю, надо было выходить на пионерскую линейку. Впереди должен идти барабанщик. Оказалось, что только я могу барабанить, но без галстука нельзя. Насильно на меня навязали этот галстук и выставили впереди с барабаном. Как только прошли необходимое расстояние, я распутал ошейник и сел на него на скамейке.
Во взрослом состоянии приходилось долго отбиваться от комсомола. Своих детей воспитывал также. Из-за этого у меня на работе возникли дополнительные проблемы. А самая кульминация моей беспартийности была в следующем. Когда я после странствий вернулся в Нижний Новгород, меня не стали нигде принимать на работу. Только месяца через полтора согласились принять на самую непристижную для меня должность, да и то, провели через партбюро.
Да, да! В отделе кадров дали «переговорную» не к начальнику отдела, а к секретарю партбюро (этот документ у меня хранится). Секретарь (еврей, по фамилии Кудрявцев) задает вопрос:
- Вы хотите у нас работать?
- Да
- А вы знаете, что все ИТР у нас должны читать атеистические лекции?
- Нет, не знаю.
- Ну, вот, Вам придется.
- Не могу, я верующий.
-Да? Жаль. Ну, мы тут переговорим. Позвоните тогда-то в отдел кадров.
- Да
- А вы знаете, что все ИТР у нас должны читать атеистические лекции?
- Нет, не знаю.
- Ну, вот, Вам придется.
- Не могу, я верующий.
-Да? Жаль. Ну, мы тут переговорим. Позвоните тогда-то в отдел кадров.
Ходил в Церковь, молился, на работу устроили
К чему я об этом рассказал? Да к тому, что Партия в то время была «Ум, честь и совесть эпохи».
Если ее члены и не выполняли иногда требований устава, то они «грешили». Они после «огласительного» кандидатского срока при приеме в ряды уже обязывались выполнять все требования устава.
Еще одно слово. Как-то о. Евгений Чунин давал интервью сайту «Самарское староверие». Впечатляюще так сравнивал теперешний драматический церковный эпизод с обуреваемым кораблем. Жаль, что у него не хватило красок на описание еще одного возможного бедствия корабля. Бывает, что корабль захватывают пираты. Кого зарежут, кого свяжут или заткнут рот кляпом, а кто-то, несмотря на опасность, бросится за борт.
Поддерживаю предложение о проведении внеочередного Освященного Собора.
М. Ф. Никонов
г. Нижний Новгород
01.02.2008 г.
г. Нижний Новгород
01.02.2008 г.